Файл: Лакокрасочные материалы для отделки изделий из дерева К. П. Беляева. 1960- 4 Мб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Машина для перетира снабжена устройством, которое при

малейшем загорании массы на вальцах предусматривает

опускание железного занавеса

между машиной и рабочим

с одновременным выливанием

большого количества

воды

(до 1 ж3) на вальцы.

 

полу­

Перетертые по этому методу пигментные пасты

чаются в виде отдельных сухих блестящих чешуек или стружек и поэтому получили название сухих вальцованных паст или сокращенно СВП. В иностранной литературе применяется термин chips (шипе), что в переводе на русский язык означает стружки.

Изготовление нитроэмалей на СВП обеспечивает улуч­ шенную укрывистость и повышенный блеск, что зависит от дисперсности пигмента. Чем выше дисперсность, т. е. чем

меньше размер частиц, тем лучше укрывистость и тем меньше нужно израсходовать эмали для получения сплош­ ного непросвечивающего покрытия.

Блеск покрытия и его сохранность находятся в прямой

зависимости от дисперсности пигмента и от полноты смачи­ вания его частичек связующим.

Частицы ряда пигментов, например сажи, милори, моностраля, обладают очень малыми ’размерами (до 1 микрона).

Однако в действительности они существуют в виде агрега­ тов, которые представляют собой ряд слипшихся друг с другом частиц. Эти агрегаты обладают достаточно высокой прочностью, и разрушение их при обычных методах перетира

на краскотерочных машинах или в шаровых мельницах пред­ ставляет значительные и, в большинстве случаев, непреодо­

лимые трудности.

Сухое вальцевание пигментов, при котором производится

перетир очень густых паст пигментов с пленкообразующим, позволяет осуществить разрыв этих прочных агрегатов. При этом получаются пигменты в наиболее тонко дисперсном со­ стоянии и наиболее полно покрытые оболочкой пленкообра­ зующего, в данном случае нитроцеллюлозы. Это и обеспечи­ вает получение улучшенных эмалей по укрывистости и блес­ ку, а так»ке по яркости тона.

В настоящее время промышленность производит все виды

нитроэмалей, начиная с автомобильных и кончая нитро­

эмалями для внутренних работ, только на основе сухих вальцованных паст пигментов.


Пигменты для эмалевых красок

Природа пигмента, входящего в состав краски, обуслов­ ливает такие основные ее свойства, как цвет, укрывистость

и светостойкость.

Цвет краски удовлетворяет тем или иным эстетическим или эксплуатационным требованиям.

Укрывистостью называется количество краски в граммах, которое требуется для образования полностью непрозрачного покрытия на поверхности, равной 1 м2. Укрывистость рас­ считывают на невысушепную (мокрую) краску или на сухую пленку краски. Расчет на мокрую краску производится для медленно высыхающих красок, для быстросохнущих красок расчет ведется на сухую пленку. При известном сухом остат­ ке краски может быть сделан пересчет с сухой пленки на

мокрую краску.

Укрывистость краски определяет экономику, а также и технологию отделки: от этого показателя зависит число нано­

симых слоев.

Светостойкость, т. е. сохранность цвета и блеска покры­ тия при облучении его ультрафиолетовым светом, имеет

большое значение в тех случаях, когда изделия непосред­

ственно соприкасаются с атмосферными воздействиями, как, например, при отделке деревянного спортинвентаря.

Основная масса изделий из дерева —мебель— эксплуа­

тируется в закрытых помещениях, изолированных от попа­ дания прямого солнечного света. Солнечный свет, проникаю­ щий через окна домов, проходит через оконное стекло и теряет при этом свою ультракоротковолновую часть, которая

имеет наибольшее разрушающее действие. Поэтому пока­ затель светостойкости в этом случае не является главным.

Однако, при очень длительном воздействии даже такого солнечного света, цвет покрытия при применении несвето­ стойких пигментов может претерпевать изменения.

Основными пигментами для изготовления красок по дереву являются следующие:

Белые пигменты

Цинковые белила представляют собой по химическому составу окись цинка (ZnO).

Получаются они путем нагревания металлического цинка до 1200—1300° в специальных муфельных печах. Образую­ щиеся при этом пары цинка окисляются в струе воздуха в

56

ZnO, которую улавливают далее в системе матерчатых филь­ тров.

Титановые белила по химическому составу являются дву­

окисью титана (TiO2). Производство двуокиси титана очень сложно и состоит из большого количества стадий.

В зависимости от технологии проведения отдельных ста­ дий TiO2 получается в виде двух различных форм: анатаз­ ной и рутильной.

Та и другая формы обладают исключительно высокими пигментными свойствами. (Укрывисгость TiO2 значительно выше ZnO.) Рутильная форма TiO2 является наиболее атмо­ сферостойким пигментом из пигментов белого цвета, в то время как покрытия из анатазной формы TiO2 в условиях непосредственного воздействия атмосферных влияний, в частности солнечного света, очень быстро разрушаются. Разрушение покрытия проявляется в виде меления, т. е. образования белого плотного порошкообразного налета. В покрытиях, эксплуатируемых внутри помещения, анатазная форма TiO2 обладает достаточно высокой стойкостью.

Поэтому в красках для наружных работ, как, например, для окраски автомобилей, применяется только рутильная форма, а в красках для внутренних работ—анатазная форма.

Литопон состоит из смеси сернистого цинка ZnS и серно­ кислого бария BaSO4 с примесью небольшого количества

ZnO. Литопон является наиболее дешевым из белых пигмен­ тов, но обладает пониженными пигментными свойствами по сравнению с ZnO и в особенности с TiO2, уступая им по укрывистости и по светостойкости.

Желтые пигменты

Из желтых пигментов наиболее широко применяются свинцовые крона, представляющие собой смесь хромата

свинца РЬСгО4 с сернокислым свинцом PbSO4. В зависимости от количественного соотношения между этими двумя компо­ нентами, крона имеют различные цвета: лимонный, желтый или оранжевый.

Синие пигменты

Милори является солью железа и железистосинероди­ стой кислоты и имеет следующую эмпирическую формулу: KxFey lFe(CN)6]z. Производство милори—это сложный много­ стадийный процесс, включающий получение вначале железо­ содержащего соединения белого цвета с последующим окисле­ нием его с помощью бертолетовой соли или азотной кислоты.

57


Пигмент голубой фталоцианиновый (монастраль сини й) представляет собой органический пигмент и по­ лучается путем сложного органического синтеза. Отличается

от милори значительно более высокой интенсивностью, что позволяет получать на его основе красивые яркие тона при смешении его с белыми пигментами.

Зеленые и черные пигменты

Зеленые пигменты в большинстве случаев получаются путем смешения желтых и синих.

В качестве черного пигмента применяется сажа, предста­ вляющая собой мельчайшие частицы углерода. Сажа полу­

чается при неполном сгорании органических веществ: твер­

дых, жидких или газообразных.

Сажу, полученную из твердого сырья, называют пламен­ ной, из жидкого сырья—ламповой и из газообразного— газовой.

Последний вид сажи является наиболее высококачествен­ ным и поэтому применяется для производства красок.

Виды эмалевых красок

Эмалевые краски, или сокращенно эмали, применяемые для отделки изделий из дерева, в зависимости от вида входя­ щего в их состав лака, разделяются на следующие группы:

1.

Модельные эмали на спиртовых лаках.

2.

Нитроцеллюлозные эмали на нитролаках.

3.

Ацетобутиратцеллюлозные

эмали на ацетобутират­

целлюлозных лаках.

 

4.

Алкидные

эмали на алкидных лаках.

' 5. Алкидно-мочевинные эмали на алкидно-мочевинных

лаках

кислотного отверждения.

 

6. Алкидно-стирольные эмали на алкидно-стирольных

лаках.

 

 

 

 

Модельные эмали

Модельные эмали представляют собой тонко растертую

пасту

пигмента

на спиртовом

шеллачном лаке. Применя­

ются для отделки деревянных форм (моделей), употребляе­

мых при отливке чугунных деталей методом литья в землю.

Основные требования, предъявляемые к модельным эмалям:

быстрое высыхание на воздухе и образование гладкого ров­ ного покрытия, обладающего достаточной твердостью для предотвращения прилипания частиц формовочной земли.

Модельные эмали могут наноситься кистью или распылением.

58



В настоящее время модельные эмали почти полностью заме­ нены нитроцел люлозными эмалями.

Нитроцеллюлозные эмали

Нитроцеллюлозные эмали или, как их сокращенно назы­ вают, «нитроэмали» нашли наиболее широкое применение для отделки дерева. Это объясняется тем, что они, как и ни­ троцеллюлозные лаки, обладают способностью быстро высы­ хать на воздухе с образованием покрытия с высоким блеском и достаточной водостойкостью.

Нитроэмали представляют собой нитролаки, в которых

хорошо

распределены тонко растертые пасты пигментов.

Из

выпускаемых промышленностью нитроэмалей для

отделки дерева применяются нитроэмали марок ДМ и ДМО различных цветов (для отделки детской мебели и детских игрушек), ДМ-белая и ДМ-слоновая кость (для отделки медицинской мебели), НЦ-415 и НЦ-315 (для отделки кухон­ ной мебели).

Наряду с указанными нитроэмалями, промышленность производит комбинированные нитроэмали различных цветов, которые содержат повышенное количество алкидных смол: глифталевых и пентафталевых. Эмали на основе нитроцел­

люлозных и глифталевых смол, изготовляемые на нитро­ лаке № 754, имеют марку НКО; изготовляемые на основе нитроцеллюлозы и пентафталевых смол—марку НПФ.

Применение эмалей НКО и НПФ целесообразно в тех случаях, когда требуется повышенная эластичность и высокая атмосферостойкость покрытия.

Нитроэмали наносятся методом распыления по загрунто­ ванной и зашпатлеванной поверхности. Перед нанесением нитроэмали, как и нитролаки, разбавляют смесью раствори­

телей до рабочей вязкости. Промышленность выпускает для этих целей следующие смеси растворителей: № 646, № 647, № 648, РДВ и № 649. При отсутствии специальных разба­ вителей могут применяться этилацетат, бутилацетат и этилцеллозольв. Разбавлять ацетоном нельзя, так как он вызывает побеление пленки.

Эмали НКО и НПФ при разведении растворителем № 649 могут наноситься кистью.

Время высыхания нитроэмалей при обыкновенной темпе­ ратуре не превышает одного часа. Междуслойная сушка

может быть сокращена до 20—30 минут.

Покрытия указанными выше нитроэмалями не могут по­ лироваться, но обладают достаточным блеском без полировки.

59