Файл: Давыдов В.В. Вскрышные работы на угольных карьерах в зимнее время.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из приведен­ ных данных, с уменьшением емкости черпаков значи­ тельноуменьшается произ­ водительность экскаваторов. Так, в случае, если число черпаков равно 10, произ­ водительность будет равна 2037 мъ1час для экскаватора

семкостью черпаков 1000 л

и1285 м31час для экскава­ тора с емкостью черпаков

630 л.

Примерзание породы к стенкам черпаков экскава­ тора в зимнее время умень­ шает его емкость, и, кроме того, на удаление ее требу­ ются значительные затраты времени.

-Влияние емкости ковша на производительность, экс­ каватора хорошо видно из данных табл. 17.

Из приведенных данных видно, что производитель­ ность второго экскаватора, имеющего большее число черпаков, число ссыпаний и диаметр ротора, но мень­ шую емкость черпаков, бы­ ла на 23% меньше.

Большое влияние на про­ изводительность экскавато­ ра оказывает -коэффициент наполнения ковша, который зависит от характеристики пород (в том числе и со­ стояния -влаги в виде жид­ кости или в -виде льда), вы­ соты забоя, угла откоса, диаметра и скорости вра­ щения ротора, размера ков­ шей и конструкции ротора.

'Коэффициент наполне­ ния ковшей роторных экска­ ваторов, работающих на карьерах ГДР, колеблется

41

 

 

 

Таблица 17

Зависимость между емкостью и

числом черпаков,

диаметром ротора

и производительностью экскаватора

 

 

 

 

Ротор 1

Ротор 2

D-—диаметр роторного колеса, м

6,6

10.8

z—число черпаков, шт.....................................

...

6

12

е —объем черпака, л..............................

м......................

900

600

а — расстояние между черпаками,

3,46

2,83

v — скорость резания,

м/сек . . . ...........................

1,55

1,55

т— число ссыпаний в

минуту ......................................

 

26,91

32,89

QT — теоретическая производительность экскаватора,

1453

1184

м31час............................................................................

 

 

Размер стружки, см...............

.............................................

 

52X52

33x33

от 0,62 до 1,00 для пород в плотном теле. С учетом разрыхления породы коэффициент наполнения будет выше, так как коэффи­ циент разрыхления колеблется от <1,1 до 1,5, в зависимости от свойств пород, емкости ковша, окружной скорости и других факторов.

При работе экскаватора в зимнее время, когда разрабаты­ вается мерзлый грунт, содержащий определенное количество комьев, коэффициент наполнения будет меньше, чем в летнее время.

В'. качестве примера влияния атмосферных условий можно привести пример из практики работы экскаваторов непрерыв­ ного действия в Советском Союзе.

При разработке глин и суглинков на Байдаковском разрезе многоковшовым экскаватором ЕС-500 и роторным экскавато­

ром ИСУ-450 происходит

сильное

налипание

на стенки

KOBiiia

и

бункера..

На очистку

ковшей и

бункера тратилось до 30%

рабочего времени в смену.

 

(главный

механик

разреза

 

В 1954

г.

группа

специалистов

т.

Бурцев,

начальник

транспортно-отвального

моста т.

Банин

и

слесарь

т.

Нелепа)

разработали

автоматическое приспособле­

ние для механической очистки стенок бункера от налипающей породы при работе экскаватора. Применение этого приспособле­ ния дало возможность обходиться без периодических остановок экскаватора для очистки бункера, которая ранее производилась вручную. Это дало возможность увеличить рабочее время экс­ каватора на 2,5 часа в смену.

Способа очистки ковшей роторного экскаватора ИСУ-450 от налипающей породы не найдено до настоящего времени. Нали­ пание породы приводит к уменьшению емкости ковшей экскава­ тора и вызывает периодические остановки продолжительностью до 2- 2,5 часов . в смену. Правильное решение этого вопроса даст возможность увеличить производительность экскаватора на

42


1800 Л13 в сутки; что позволило бы уменьшить в свою очередь объем вскрышных работ при железнодорожном транспорте на 400 тыс. м3 в год. Экономия составит около 1,0 млн. руб. в год. Примерзание же пород в зимнее время дает еще большие по­ тери.

Кроме емкости черпака, большое значение имеет число его наполнений, которое определяется по максимальной скорости резания и интервалу между черпаками.

Скорость резания роторного колеса определяется угловой скоростью колеса у зубьев черпака и выражается следующей формулой:

«■D-n

I

и =-■--------- .

м сек,

60

 

где D — диаметр ротора, м\

п — скорость

вращения ротора, об/мин.

Скорость резания

роторных

коле'с,

изготовленных в ГДР

и ФРГ, колеблется

от

0,9 м/сек

до 1,8

м/сек. Скорость резания

для разработки разных пород принимается различной. Напри­ мер, песок, гравий, мергель, сланцы, кусковатый уголь возможно разрабатывать с большей скоростью резания, чем глину, сугли-. нок и лёсс.

На скорость резания пород влияет их состояние (влажность, промерзание). Глину большой влажности нужно разрабатывать роторным экскаватором с меньшей скоростью вращения роторно­ го колеса, чем глину небольшой влажности. Сильно промерзший песок можно разрабатывать с меньшей скоростью вращения ро­ торного колеса, чем незамерзший.

Из данных, приведенных в табл. 16, видно влияние числа ссыпаний. Если при числе ссыпаний 33,95 в минуту производи­ тельность равна 2037 м3/час, то при числе ссыпаний 40,8 в ми­ нуту производительность равна 2450; емкость черпака в том и другом случае равна 1000 л.

При разработке мерзлых пород в зимнее время, прочность которых значительно выше талых, скорость резания будет умень­ шаться, и за счет этого будет снижаться число ссыпаний и падать производительность экскаватора.

Влияние числа черпаков, диаметра роторного колеса и числа ссыпаний на производительность экскаватора. С увеличением числа черпаков при прочих равных условиях будет увеличи­ ваться число ссыпаний и, следовательно, производительность экскаватора. Но при увеличении числа черпаков происходит изменение других показателей. Например, с увеличением числа черпаков увеличивается диаметр роторного колеса и его вес. При увеличении диаметра роторного колеса число ссыпаний не увеличивается и производительность экскаватора не меняется. С увеличением числа черпаков при разработке мерзлых грунтов увеличивается объем породы, примерзающий к их стенкам, и,

43


следовательно, время на очистку их, что приводит к снижению производительности экскаватора.

Как видно из данных табл. 18, экскаваторы с роторным ко­ лесом диаметром 9,2 м, имея число черпаков 6, 8, 10 и 12, де­ лают соответственно 17,4; 23,28; 29,0 и 34,8 ссыпаний в минуту.

За счет

этого

производительность

повышается от

1045

до

2090 мъ!час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

18

Зависимость между числом черпаков и производительностью

 

 

 

 

экскаваторов

 

 

 

 

 

Число черпаков

Объем черпака, л

Расстояние между черпаками, м

Диаметр ротора, м

Скорость резания, м'сек

Скорость вращения ротора, об/мин

Число ссыпаний в минуту

Теоретиче­ ская произ­ водитель­ ность, м3]час

 

 

 

 

1

'

 

 

 

6

1000

4,8

9,2

1,4

 

2,91

17,4

1045

8

1000

3,61

9,2

1,4

 

2,91

23,28

1400

10

1000

2,89

9,2

1,4

 

2,91

29,0

1740

12

1000

2,41

9,2

1,4

 

2,91

34,8

2090

В табл. 19 приведены данные о производительности экскава­ тора в зависимости от диаметра роторного колеса.

Таблица 19

Зависимость между диаметром ротора и производительностью роторного колеса

 

 

Ротор 1

*Ротор 2

D — диаметр роторного колеса, м...............................

6,6

10,8

z— число черпаков,

шт....................................................

6

6

е — объем черпака,

л...................................................... .

900

900

v — скорость резания, м]сек..........................................

1,55

1,55

т—число ссыпаний в минуту ......................................

26,91

16,4

От — теоретическая производительность, м2!час ■ . .

1452

885

Как видно из приведенных данных, с увеличением диаметра роторного колеса, при прочих равных условиях, число ссыпаний уменьшается и в связи с этим уменьшается и производитель­ ность экскаватора.

При определенном сочетании между числом черпаков, диа­ метром ротора и числом оборотов, если не меняются расстояние между черпаками, емкость их и скорость резания, можно иметь одинаковую производительность.

В табл. 20 приведены данные об экскаваторах, имеющих различные количество черпаков, диаметры роторов и скорость

44


вращения роторного колеса, но одинаковые число ссыпаний и производительность.

Увеличение числа ссыпаний и, следовательно, производитель­ ности может произойти, если уменьшить расстояние между чер­ паками или увеличить скорость вращения роторного колеса.

Практически изменить расстояние между черпаками без из­ менения конструкции роторного колеса осуществить невозможно. Также невозможно при существующих конструкциях роторных экскаваторов увеличить скорость вращения при разработке мерз­ лых грунтов.

Таблица 20

Влияние числа черпаков и диаметра ротора на производительность роторного колеса

Число черпаков

Объем черпаков, л

Расстояние между чер­ паками, м

Диаметр ротора, м

Скорость резания, л!сек

 

1

 

;

 

•О S

<-> к >

$ га кЛ О и'ао

Число ссыпаний в минуту

Теоретиче­ ская произ­ водитель­ ность, м3}час

6

1000

3,613

6,9

1,4

3,88

23,28

1400

8

1000

3,613

9,2

1.4

2,91

23,28

1400

10

1000

3,613

11,5

1.4

2,33

23,28

1400

12

1000

3,613

13,8

1,4

1,94

23,28

1400

Влияние

скорости

вращения

ротора

и скорости

поворота

стрелы ротора на производительность экскаватора. При увели­ чении скорости вращения ротора число ссыпаний и, следова­ тельно, производительность экскаватора при прочих равных условиях увеличиваются. В меньшей степени это будет иметь место при увеличении скорости поворота стрелы ротора.

При разработке мерзлых пород, ввиду большей прочности их по сравнению с талыми, скорость вращения ротора будет зна­ чительно ниже. Следовательно, это приведет к потере произво­ дительности экскаватора.

В летнее время для сохранения определенной производи­ тельности при уменьшении скорости вращения роторного колеса возможно увеличить толщину стружки. В зимнее же время, ввиду более значительных усилий, которые возникают при раз­ работке мерзлых грунтов сравнительно с талыми; это не пред­ ставляется возможным осуществить.

Влияние конструкции камеры ротора и конструкции ротор­ ного колеса на производительность экскаваторов. Влияние кон­ струкции камеры на скорость резания, а отсюда и на произво­ дительность при разработке мерзлых пород будет иметь тдкже большее значение. Для увеличения производительности экскава­

тора необходимо иметь большее число черпаков, что

вызывает

в свою очередь увеличение диаметра роторного колеса.

При уве-

45


личении диаметра ротора,

но сохранении постоянной скорости

и одинаковых расстояний

между черпаками невозможно до­

биться повышения производительности экскаватора. Следова­ тельно, увеличение производительности экскаватора за счет боль­ шего числа черпаков надо осуществлять без увеличения диамет­ ра роторного колеса. Осуществление возможно только за счет изменения конструкции камеры.

При работе в зимнее время, когда происходит намерзание породы на стенки камеры, емкость ее уменьшается; часто каме­ ры даже забиваются; это приводит к затратам времени на очи­ стку и потере производительности экскаватора. Поэтому конст­ рукция камеры роторного колеса должна быть сделана с учетом работы в зимнее время.

Некоторые последние конструкции экскаваторов, выпущен­ ные за рубежом, имеют роторное колесо без ячеек. Такие экс­ каваторы будут больше соответствовать условиям работы в зим­ нее время и смогут достигать большего числа оборотов и давать большую производительность.

Влияние конструкции стрелы на производительность экска­ ватора. При работе с шарнирно-закрепленной стрелой экскава­ тор должен перемещаться после выемки каждой полосы, чтобы обеспечить создание требуемого угла откоса. При незначитель­ ной высоте уступа и большой подаче стрелы требуемый угол откоса возможно сохранить выдвижением стрелы. При значи­ тельной (высоте уступа (более 25—30 м) затруднительно сохра­ нять необходимый угол откоса только путем выдвижения стре­ лы ротора.

В зимнее время при отрицательных температурах наруж­ ного воздуха даже небольшие перерывы в разработке грунтов уменьшат производительность экскаватора и будут способство­ вать большему промерзанию породного уступа. !

Необходимо иметь в виду, что при работе экскаватора с вы­ движной стрелой толщина стружки может оставаться постоян­ ной, а при работе экскаватора, у которого стрела не выдви­ гается, она будет иметь форму серпа. Последнее также будет влиять на снижение производительности.

Влияние конструкции ходовой части экскаватора на его про­ изводительность. Ходовая часть экскаватора определяется в зависимости от горногеологических условий и его производи­ тельности с учетом определенного запаса прочности отдельных узлов.

Разработка мерзлых пород приводит к необходимости соз­ дания экскаваторов более прочных конструкций. Для выполне­ ния определенного объема мерзлых пород требуется экскаватор с большим количеством черпаков, чем при работе с талыми по­ родами (при прочих равных условиях). Это приводит к увеличе­ нию веса роторного колеса и, следовательно, экскаватора. При увеличении веса экскаватора вызывается необходимость в уве-

46