ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
в 1930 году принимали участие в сборке первого трак тора. Отправили миллионный в то же самое село Оленье Дубовского района и вручили тому же трак тористу С. А. Гайдамакину, которому в 1930 году была оказана честь работать на тракторе СТЗ № 1.
Менялась жизнь. У станков и конвейеров отцов сменили сыновья. Неизменными оставались тради ции— шагать в ногу с жизнью, всегда смотреть впе ред. Тракторозаводцы создали новый сильный трак тор ДТ-75 — главный конструктор М. А. Шаров, конструкторы: А. И. Черкашин, В. Е. Бурунов и Д. И. Гусаров. 30 декабря 1963 года завод перешел на массовый выпуск скоростного трактора ДТ-75. Новый трактор превышает скорость старого ДТ-54 в два раза, а по весу легче старого на 300 килограммов. Внедре ние машины ДТ-75 позволяет резко повысить произ водительность труда в сельском хозяйстве и полу чить огромную экономию металла в промышленности.
Конструкторская мысль идет дальше. Разрабаты ваются конструкции трактора ДТ-90 и еще более мощной машины в 150 лошадиных сил.
Тракторозаводцы изготовили партию новых бо лотных, крутосклонных тракторов. На них стоят дви гатели в полтора раза мощнее прежних. Конструкция болотного трактора настолько удачна, что он, напри мер, свободно проходит в таких местах, где почва не выдерживает тяжести человека.
**
*
Улица Горького в Москве. Музей революции СССР. Рядом с колесным трактором СТЗ № 1 появился но вый экспонат № 36622 — действующая модель гусе ничного трактора ДТ-75, ныне выпускаемого Волго-
102
градским тракторным заводом имени Ф. Э. Дзержин ского.
Здесь у постамента побывали ветераны-тракторо заводцы. Собирались они на встречу поколений трак торостроителей и в Волгограде. Ветераны труда, герои легендарных пятилеток, участники боев за Сталин град! Одни из них и сейчас продолжают работать на заводе, другие трудятся за его пределами, третьи — на заслуженном отдыхе.
Сейчас, когда каждый день нашей страны напол нен изумляющими мир новыми достижениями науки и техники, когда обычным, будничным стало овладе ние новыми высотами производства, мы с чувством глубокого уважения и признательности вспоминаем о тех, кто стоял у истоков побед сегодняшнего дня, кто прокладывал первые тропы к техническому про грессу.
Где они, комсомольцы 30-х годов, энтузиасты-меч татели, воздвигнувшие на Волге такой заводище, взнуздавшие такую технику?
Помните Валентина Семенова — паренька-семи- тысячника, что приехал на тракторный в январе 1930 года из станицы Качалинской? С заводом он сросся. Начав с профтехкурсов, Семенов прошел весь путь кадрового работника завода — был литейщиком, главным металлургом, начальником чугунолитейного цеха. Ныне Валентин Александрович директор Вол гоградского тракторного завода, Герой Социалистиче ского Труда.
Многие семитысячники на всю жизнь связали свою судьбу с заводом. С первым эшелоном семитысячников приехали в Сталинград Иван Корижский и Ми хаил Анучин. Оба начинали одинаково — разнорабо чими, или, как тогда говорили,— чернорабочими. Ко-
103
рижский — в цехе механическом, а Анучин — в куз нечном. Оба прошли курсы. Иван Григорьевич Корижский стал токарем, сейчас он мастер цеха. Михаил Николаевич Анучин работал нагревальщиком, потом кузнецом, сейчас — начальник цеха. Почти сорок лет труда на одном заводе!
С неутомимой энергией работает Герой Социали стического Труда Николай Афанасьевич Цветков — мастер сборочного цеха. В 1930 году Н. А. Цветков окрашивал первый трактор СТЗ.
Кто не знает на заводе Лидию Степановну Пластикову — тоже бывшую семитысячницу. Начинала она путь тоже разнорабочей. Потом училась работать на станке у своей подруги Хлоптуновой, стала токарем, затем мастером механосборочного цеха. В дни герои ческой обороны Сталинграда Лида Пластикова была секретарем Тракторозаводского райкома ВЛКСМ. Активно участвовала в восстановлении и реконструк ции завода. Ныне работает на заводе инженером. По праву Лидия Степановна пользуется любовью и ува жением коллектива тракторозаводцев. Поздравляя ветерана, товарищи по работе посвятили ей незамыс ловатые, но от сердца идущие стихи:
Сзаводом вместе Вы мужали,
Снародом вместе Вы росли.
Всю жизнь свою Вы
сним связали,
Ив этом счастье обрели.
Беззаветное служение своему народу — есть ли счастье полнее этого? Благодарная память потом ков — есть ли награда выше этой? Добрая слава сло-
104
жилась о людях тракторного завода имени Ф. Э. Дзер жинского. Широко разошлась она по белу свету.
Откройте Большую советскую энциклопедию, най дите слова «автоматическая линия», и вы прочтете, что идея создания первой в мире автоматической ли нии из агрегатных станков и полуавтоматов принад лежит рабочему Сталинградского тракторного завода Ивану Петровичу Иночкину. Да, рабочему, начав шему путь на Тракторострое в 1929 году слесарем. После пуска завода Иночкин стал наладчиком стан ков. И уже тогда, в начале 30-х годов, проявляя любо знательность, все больше и больше вдумываясь, Иночкин стал вынашивать мысль изобрести такой механизм, такие «механические руки», которые сами выполняли бы обязанности рабочего-станочника. На чались поиски, эксперименты, проекты. На создание автоматической линии из агрегатных станков и полу автоматов ушло пять лет упорного труда.
— Сложность машины,— говорит И. П. Иночкин,— заставляла учиться. Днем я работал в сборочном цехе, вечером слушал лекции в рабочем университете, поздно ночью горячо спорил с товарищами о меха нике, физике, чертежах.
В 1937 году проект автоматической линии был го тов. Потом два года ушло на претворение его в жизнь. Инженерно-технические работники, конструкторы завода деятельно помогали изобретателю. И вот в 1939 году первая в мире автоматическая линия стала действовать на том самом заводе, где всего лишь де вять лет назад начиналась битва за освоение новей шей техники, на заводе, которому заграничные недоб рожелатели хором пророчили провал.
Война помешала дальнейшему развитию творче ских замыслов изобретателя. Теперь же, когда завод
105
пережил свое второе рождение, Иван Петрович взялся за возрождение автоматизации производства. В специально созданном отделе И. П. Иночкин стал работать главным конструктором. В содружестве с коллективом конструкторов он разработал новые ав томатические линии. В настоящее время на трактор ном работают 30 автоматических линий для обра ботки сложных деталей.
Замечательные кадры вырастил дружный и та лантливый коллектив тракторного. Добрая идет о них слава. На слете трех поколений тракторостроителей встретились первый технический директор завода, ныне профессор Московского высшего технического училища имени Баумана, Герой Социалистического Труда Э. А. Сатель, бывший слесарь-сборщик, сопро вождавший трактор СТЗ № 1 в Москву в июне 1930 года, Я. И. Френкель, ныне работник Госплана
СССР, бывший слесарь-сборщик, а теперь замести тель директора Московского 1-го подшипникового за вода Я. Л. Липкин, бывшие комсомольцы-семитысяч- ники, ставшие опытными мастерами, А. И. Востряков, А. С. Мангутов и другие. Теплой и сердечной была встреча ветеранов.
На этом слете могли бы присутствовать многие воспитанники завода, волею судьбы заброшенные в разные концы нашей страны: главный инженер Московского завода малолитражных автомобилей Е. Н. Матвеев, директор Куйбышевского завода «Автотрактордеталь» Л. М. Астринский.
17 июня 1968 года, в 38-ю годовщину завода, Трак торозаводский райком и заводской комитет комсо мола пригласили в Волгоград тех, кто строил и пускал завод. Встречу ветеранов посвятили 50-летию ВЛКСМ.
106
И вот они — в 30-м году двадцатилетние, а те перь— ветераны, встречаются с юностью 60-х годов.
— Родина моя — Сталинград, мой дом родной — Сталинградский тракторный,— проникновенно гово рит моряк с Золотой Звездой Героя Советского Союза, прибывший из Ленинграда. На заводе сразу узнали его — это капитан первого ранга, кандидат военноморских наук Сергей Прокофьевич Лисин, бывший семитысячник, секретарь комсомольской организации механосборочного цеха. В 1931 году комсомол трак торного направил его на учебу — в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. По окончании Сергей Лисин служит на Северном флоте, там, где особенно суровые условия, а стало быть, и крепче закалка.
Но вот началась революционная война в Испании. И Сергей Лисин едет туда добровольцем, становится старпомом на подводной лодке республиканского флота «Ц-квадро». Испанская команда дружески на зывает его дон Серхио Леон.
Война обрушилась и на нашу Родину. Капитан III ранга С. П. Лисин командует подводной лод кой «С-7», бесстрашно топит немецко-фашистские транспорты. В октябре 1942 года ему присваивается звание Героя Советского Союза. После войны — науч но-педагогическая работа, защита диссертации, труд по воспитанию нового поколения советских моряков...
Много дорог пройдено, много пережито. А Волга, тракторный, задорная комсомолия остались самым неизгладимым, самым дорогим воспоминанием.
Вместе с Сергеем Прокофьевичем приехал на двухдневный слет и Я. И. Френкель. Его осаждают расспросами о первом тракторе, отправленном в Мос кву в подарок XVI съезду« партии.
107
Наш «наркомпрос» — так называли семитысячника Николая Покусаева за его эрудицию — он имел тогда еще редкое для рабочей молодежи среднее образование и охотно помогал ребятам усваивать математику. Семитысячники штурмовали и высоты образования. Ныне Николай Иванович Покусаев — заместитель начальника Московско-Курского отделе ния железной дороги.
Встречи, расспросы, воспоминания... Юность жад но впитывает в себя рассказы о путях пройденных, о делах свершенных.
Тракторный воспитал замечательные кадры хо зяйственных, партийных, советских работников. Ки рилл Михайлович Герасимов начинал трудовую дея тельность на Тракторострое плотником. Ныне он ди ректор волгоградского завода бурового оборудования «Баррикады» — крупнейшего предприятия, выпус кающего комплексные буровые установки Б-50 иБ-75 с дизельгидравлическими и электрическими приво дами.
Волгоградский научно-исследовательский инсти тут технологии машиностроения (ВНИИТмаш) воз главляет кандидат технических наук Никита Тимо феевич Просвиров, тот, что в 1929 году приехал на Тракторострой из Иловлинского района, стал рабо тать рабочим-строителем. Секретарь исполкома Вол гоградского горсовета депутатов трудящихся Виктор Николаевич Каждая — тоже бывший тракторозаво дец. Первый заместитель председателя Волгоград ского областного отделения «Союзсельхозтехника» Николай Васильевич Скакунов — тоже из тракторо заводцев.
Воспитанников тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского можно встретить на Харьковском, Че-
108
лябинском, Алтайском и других тракторных заводах страны.
Встречаясь, ветераны вспоминают тех, кто уже ушел из жизни. Особенно тепло говорят о Василии Ивановиче Иванове. После тракторного он строил Прибалхашский медеплавильный комбинат, строил с присущей ему энергией и размахом. О нем и там хорошо помнят.
Вспоминают тракторозаводцы Лаврентия Емелья новича Макоеда. Он с 1943 года работал главным ин женером, а в 1949—1950 годах — директором СТЗ. А начинал, как и все семитысячники, с простого рабо чего.
Связь времен и поколений. Старшее поколение тракторостроителей — поколение энтузиастов-зачи- нателей, оставило трудовые и боевые традиции. Их наследовало среднее поколение, пришедшее на завод в 40-е и 50-е годы.
Помните Настеньку Азовкину, прибывшую по пу тевке комсомола в 1943 году? Тогда же она освоила профессию штамповщицы, восхищая своей работой учителя — кузнеца Илью Бородина. Спустя семна дцать лет Анастасия Ивановна Ситникова (Азовкина) стала Героем Социалистического Труда.
— Как и прежде, работаю штамповщицей,— гово рит она.— Полюбилась мне эта горячая профессия.
В 50-х годах, после службы в Советской Армии, пришел на завод В. Ельцов.
— На конвейере,— рассказывает он,— прошел, как и многие, школу дяди Коли Цветкова. Хорошая школа! Она научила нас мастерству — любую опера цию сделаю хоть зажмурясь.
Да, тракторозаводцы на своем опыте познали, что такое умение и знание. Пока их не было, не было и трактора.
109