ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
шла из строя часть оборудования, рабочие стали вручную выполнять задания, но цех не покинули. В августе, работая в невиданно трудных и опасных условиях, завод дал фронту 390 танков. Это был под виг. За него коллективу тракторного было навечно присуждено переходящее Красное знамя Государст венного Комитета Обороны.
Всентябре тракторозаводцам пришлось работать
веще более сложных условиях, уже не выпуская оружия из рук. И в этой фронтовой обстановке они дали еще 200 танков и 150 артиллерийских тягачей.
Агитлеровцы продолжали рваться вперед, вплотную придвигаясь к заводу. Теперь танки вступали в бой тут же, за заводскими воротами. Все чаще экипажи танков комплектовались теми, кто собирал или вос станавливал боевую машину. Ремонтная бригада во главе с секретарем комсомольской организации Пет ром Корчагиным трое суток безвыходно восстанавли вала танк. По окончании работы Корчагин, укомплек товав экипаж танка рабочими своей бригады, повел машину в бой. Бригадир — командир танка пал смер тью героя.
Тракторозаводский райком ВЛКСМ продолжал
работать под взрывами. Секретарь райкома Лида Пластикова организовала помощь госпиталям по эва куации раненых, проводила работу по эвакуации на селения, распространению листовок и сводок Совин формбюро. В самые трудные дни обороны произво дился прием в комсомол наиболее отличившихся в выполнении боевых заданий, комсомольцы получали рекомендации в партию. Энергично работала комсорг ЦК ВЛКСМ на тракторном К. Ныркова.
Стойко отражали атаки противника части народ ного ополчения. 29 сентября вражеские автоматчики
92
проникли в здание механического института. До за водских ворот оставались считанные метры. Против автоматчиков выступила бригада народного ополче ния, ее повел инженер Николай Вычугов. Гитлеровцы были отброшены к Мечетке. В этом бою пал Николай Вычугов — верный сын завода, тяжелое ранение по лучил комиссар бригады А. В. Степанов. В бою отли чились начальник штаба инженер Врублевский, ко миссар третьего батальона Игнатьев, пулеметчик Гай воронский, боец Иван Пименов.
Тракторный стал ремонтной базой танков, достав ляемых прямо с поля боя. Ремонт боевой техники производился круглосуточно. Люди совсем забыли об отдыхе. Энергичным организатором и подлинно боль шевистским вожаком в эти трудные дни проявил себя секретарь Тракторозаводского райкома партии Д. В. Приходько.
Многие тракторозаводцы добровольно вступали в кадровые части Красной Армии. Когда войскам пол ковника С. Ф. Горохова, оборонявшим город с севера, потребовалось подкрепление, три тысячи трактороза водцев влились в их ряды. Комсомольцы тракторного смело ходили на разведку в тыл противника. Бес страшными разведчиками были Иван Мушниченко, Павел Макаров, Саша Демидов, Надя Шурина, Дуся Дмитриева. Возвращаясь после выполнения боевого задания, погибла на минном поле Дуся Дмитриева. Стал солдатом и воспитанник завода Володя Кошаев, тот самый пионер, который в 1930 году перерезал на конвейере красную ленточку перед первым тракто ром СТЗ. Он сражался в самом пекле Сталинградской битвы — на Мамаевом кургане. Там и пал смертью героя.
93
Гитлеровцы стремились овладеть заводами Ста линграда, рассечь оборону войск 62-й армии, сражав шейся в самом городе, уничтожить их по частям. Но заводы стали крепостями. Их защитники боролись и тогда, когда фашистам удавалось ворваться в завод ские корпуса. Бои шли за каждый цех, а в цехе — за каждый пролет, за каждый агрегат.
В районе тракторного ожесточеннейший бой разго релся 14 октября 1942 года. На участке обороны 37-й гвардейской дивизии гитлеровцы прорвались к Волге, вышли к штурмовому мостику через Воложку. Гвардейцы понесли большие потери. Командир диви зии генерал В. Г. Желудев докладывал командую щему Сталинградским фронтом А. И. Еременко:
— Товарищ командующий, задачу свою дивизия выполнила с честью, ни на шаг не отступила...
Смертельный бой кипел на всех рубежах сталин градской обороны. Стоял гул и рев артиллерии, тан ков, авиации. Советские войска, остановив немецкофашистское наступление, перемалывали дивизии противника.
В Ставке Верховного Главнокомандующего еще с сентября разрабатывался план контрнаступления со ветских войск. Началось оно 19—20 ноября 1942 года. Через сто часов вся основная группировка немецкофашистских войск была окружена. Затем последовал полный ее разгром.
200 дней и ночей гремела Сталинградская битва. Последний выстрел, возвестивший о блистательной победе в великой битве, прозвучал в районе трактор ного завода 2 февраля 1943 года.
Победа советских войск под Сталинградом при несла перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны;.
94
В достижение этой великой победы внесли посиль ный вклад и тракторозаводцы. К их олаве трудовой пришла слава боевая.
НА ВАХТЕ МИРА
Грудой обугленных руин лежал Сталинград. Священная земля города-героя, обагренная кровью, навечно запечатлела память о беспримерном героизме и мужестве советских людей, отстоявших свободу и независимость своей Отчизны.
Вся страна защищала Сталинград, вся страна при шла на помощь в его восстановлении. 4 апреля 1943 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Сталинграда. Выли созда ны тресты Тракторострой, Металлургстрой и другие.
Первым откликнулся комсомол. Центральный Ко митет ВЛКСМ принял решение о шефстве над восста новлением крупных заводов Сталинграда. Своей пер вой задачей молодежь поставила возрождение трак торного завода, в истории строительства которого комсомол сыграл огромную роль. ЦК ВЛКСМ решил произвести мобилизацию 15 тысяч комсомольцев и молодежи на восстановление Сталинграда. Нужны были средства. Для их изыскания был проведен Все союзный комсомольский воскресник. В помощь Ста линграду на нем собрано и заработано 13 379 053 рубля.
И вот снова, как и в 1930 году, легли на столы райкомов патриотические заявления от добровольцев:
«Мой брат защищал этот город от немецких зах ватчиков,— писал В. Головин.— Я считаю своей обя-
занностью принять активное участие в восстановле нии города-героя...»
«Тринадцать лет тому назад мой отец, сестра и брат работали на строительстве тракторного завода,— говорилось в заявлении Марии Дринниной.— Так же, как и они, я хочу, чтобы мой труд был вложен в вос становление родного тракторного завода».
Снова на Волгу устремились комсомольские эше лоны. Чем ближе подходили они к Сталинграду, тем серьезнее, сосредоточеннее становились лица юношей и девушек.
Начались поля величайшей битвы!..
Двери теплушек распахнуты настежь, молодежь смотрит, не отрывая глаз. А вокруг разбитые орудия, изуродованные танки, обломки самолетов, обгорев шие автомашины, каски, винтовки, пулеметы... Все чаще — воронки, вот уже пошла сплошь выжженная земля — изрытая, вздыбленная, с грудами развалин жилых домов, хаотическим нагромождением скрю ченного металла, битого кирпича на месте заводов...
Эшелоны входили в город.
Юноши и девушки, прибывшие на восстановление тракторного, подолгу безмолвно глядели на страшные руины. Восстановить... Вряд ли подходило это слово к тому, что предстояло сделать. На заводской терри тории тракторного насчитывалось более сорока тысяч воронок от бомб, снарядов и мин. Это означало, что на каждый гектар приходилось 400 воронок. Что же могло остаться после этого на месте завода? «Желез ные джунгли» — так называли тракторозаводцы чу довищный хаос исковерканных взрывами железных конструкций, станков.
Сложной проблемой было расселение людей. Ведь никакого жилья в целости не осталось.
96
— По приезде,— рассказывала Аня Конюхова, комсорг второго стройучастка Тракторостроя,— мы расселились где пришлось. Одним удалось устроиться в деревянном, наспех сколоченном общежитии, дру гим — в полотняных палатках, а несколько девчат по селились даже в разбитом немецком штабном авто бусе и фюзеляже сбитого транспортного самолета.
Отбор добровольцев для поездки на восстановле ние Сталинграда и его заводов производился, как и в 30-е годы, на общих собраниях молодежи. Утвер ждали самых достойных.
Центральный Комитет ВЛКСМ принял обращениенаказ к молодежи, едущей на восстановление Ста линграда:
«Товарищ!
На твою долю выпала высокая честь.
Ты, посланец комсомола, и едешь в город нашей народной славы — Сталинград, в город, у стен кото рого дважды за четверть века были разгромлены пол чища лютых врагов советского народа.
На комсомольском билете — орден Боевого Крас ного Знамени и орден Трудового Красного Знамени. Они освещают славные боевые традиции нашего Союза. Эти ордена вместе со всем комсомолом завое вали и молодые защитники Царицына и молодые строители Сталинграда.
В дни Отечественной войны Сталинград стал снова ареной ожесточенных боев... Он выдержал невидан ный натиск врага. Он победил...
И вот ты едешь в этот город. С путевкой комсо мола ты становишься сталинградцем. Будь достоин героев, оборонявших город...
Комсомол поручает тебе поднять из пепла город, разрушенный фашистами, и ты не должен знать от-
7 |
М. Л. Водолагин |
97 |
дыха, не должен покидать строительных лесов, пока наш Сталинград снова не станет красивым и цве тущим.
Центральный Комитет ВЛКСМ.
24 мая 1943 года».
Комсомольцы с честью выполняли наказ. Девушки из Алма-Аты писали домой: «Дорогие земляки, вам никогда не придется краснеть за нас, девушек, при ехавших восстанавливать город на Волге.
Мы работаем честно и добросовестно — так, как этого требует Родина, фронт, комсомол!»
Первыми на завод возвратились кадровые работ ники: Борис Григорьевич Ткачев, Александр Михай лович Шапошников, Валентин Александрович Семе нов и другие. Директором был назначен Никита Ти мофеевич Просвиров, главным инженером — Лаврен тий Емельянович Макоед.
Восстановительные работы развертывались широ ким фронтом: производилось разминирование и рас чистка территории, откапывались станки и тут же начинался их ремонт. Первый станок — сверлильный был пущен 15 апреля 1943 года, через три дня вступил в строй токарный...
Гитлеровцы, разбомбив и захватив в октябре 1942 года тракторный, широковещательно объявили:
«Танковый завод Дзержинского разрушен до осно вания и больше никогда не будет давать продукции».
Тракторозаводцы, приступая к восстановлению за вода, сказали:
— Будем одновременно ремонтировать подбитые танки и посылать их на фронт.
И уже 12 июля 1943 года тракторозаводцы отпра вили на фронт первый эшелон своей продукции — от-
98
ремонтированные танки Т-34 с надписью на башне «Ответ Сталинграда!» За ним вскоре последовал дру гой. Всего в 1943 году СТЗ передал фронту отремон тированных танков на четыре бригады. И это было сделано в условиях, когда самого завода, как такового, еще не было — все делалось под открытым небом. Танки с надписью «Ответ Сталинграда!» участвовали в сражении на Курской дуге и еще раз подтвердили высокое качество продукции тракторного.
Возрождался завод, возрождались и его трудовые традиции. Главная из них — массовое социалистиче ское соревнование. Запевалами выступили молодые каменщики. Надя Тюленева уложила за смену 3600 кирпичей. Ада Вайнштейн — 3962 кирпича. Потом борьба разгорелась между Марией Кондрашевой и Айной Плайтэс, причем Айна добилась нового рекор да — 6200 кирпичей за смену!
Соревнование ширилось. Жаркая борьба разгоре лась между каменщиком Иваном Смоляниновым и Григорием Христовым. Христов стал укладывать за смену 14 тысяч кирпичей, Смолянинов— 14 300. А по том каждый из них стал укладывать по 15 тысяч кир пичей за смену.
С не меньшим задором соревновались и металли сты. 20 июля 1943 года вступил в строй кузнечный цех. Под молот поступила первая поковка, ее отковал бывший семитысячник мастер А. Яковлев. Кузнеч ный цех начал выдавать поковки не только для сво его завода, но и для других предприятий страны, хотя молоты стояли под открытым небом — над цехом все еще не было крыши.
Кузнецы-дзержинцы вскоре вступили в соревно вание с кузнецами Харьковского и Алтайского трак торных заводов. Харьковчанин Дергачев довел штам-
99
повку многопудового поперечного бруса при норме 85 до 100. Алтайский кузнец Зотов добился выработки 103 бруса. Сталинградский кузнец Илья Бородин, включаясь в соревнование, сказал:
— Нам, дзержинцам, отставать не к лицу!
Его слово не разошлось с делом. Бородин начал выдавать по 130 брусьев за смену.
Тракторный 1943 года во многом напоминал трак торный 1930 года, связь времен была наглядной. При бывшая молодежь по путевкам в счет 15 000, как и та, что прибывала в счет 7000, утвердила своим правилом девиз: «Делать все своими руками».
Так же стала действовать широкая сеть техниче ских кружков по подготовке слесарей, токарей, штам повщиков, электриков, плотников, штукатуров. При бывшие из Восточного Казахстана учительницы Палагина и Шакирова стали электромонтерами. Люба Чигвинцева, приехавшая по путевке комсомола из Башкирии, за короткий срок изучила горизонтально ковочную машину. На ковке сложнейших деталей норму стала выполнять на 200 процентов.
Горьковчанка Анастасия Азовкина стала работать на расчистке завалов в кузнечном цехе. Вечерами училась на политехнических курсах и вскоре полу чила профессию кузнеца. Проработав на ковочной машине всего два месяца, Азовкина стала выдавать вместо 2 тысяч по заданию 4 тысячи деталей.
Ее учитель, замечательный кузнец Илья Бородин, глядя на красивую работу девушки, одобрительно говорил:
— Ай Настенька, ай горьковчанка, молодец!
Как и в 1930 году, на тракторный прибыла в 1943 году выездная редакция «Комсомольской прав ды» с тем же редактором С. Нариньяни во главе.
100
И тон задавали ударные молодежные бригады, только теперь они назывались комсомольско-моло дежными фронтовыми бригадами. Летом 1943 года их было 107 в составе 1200 человек.
Упорный труд тракторозаводцев увенчался слав ной победой. 17 июля 1944 года с возрожденного кон вейера сошел первый трактор, хотя до окончания восстановления завода было еще далеко.
7 февраля 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной в дни Великой Отечественной войны Ста линградский тракторный завод был награжден орде ном Отечественной войны I степени.
Трижды орденоносным возвратился завод-воин в строй социалистической индустрии.
Шло время. Годы складывались в десятилетия. Давно не только восстановлен, но и подвергся полной технической реконструкции тракторный завод. Соору жены новые цехи, расширены главный корпус, куз нечный и другие цехи. Производственная мощность завода возросла против 1960 года в два раза. По-преж нему он занимает головное место в тракторостроении. Выпускаемый дизельный трактор ДТ-54 получил международное признание. На Всемирной выставке
вБрюсселе (1959 год) он удостоен Большого приза. Тракторозаводцы, воплотившие в жизнь ленин
скую мечту об отечественном тракторостроении, всегда по-особому отмечают ленинские дни, приуро чивают к ним свои трудовые подарки Отчизне. Так было и когда отмечали 90-летие со дня рождения В. И. Ленина. В канун годовщины, 4 апреля 1960 года, с конвейера сошел миллионный трактор (в 15-силь ном исчислении). Собирала миллионный смена ма стера Николая Афанасьевича Цветкова, а снял мастер Дмитрий Васильевич Аблязов. Это они еще тогда,
101