ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
будет развиваться: старым европейским эволюцион ным путем или новым, основанным на опыте США, где широко проводилась специализация и внедрялась система массово-поточного производства.
Инженеры Гипромеза, разрабатывающие перво начальный проект завода на выпуск 10 тысяч трак торов в год, придерживались старого курса, основан ного на опыте Европы. Отдавая дань новому, они допускали поточность в производстве, но не больше 45 процентов к объему работ. Отстаивая свой проект, они приводили такие доводы. Для внедрения полного поточного процесса сборки тракторов на конвейере нужно поступление материалов, деталей со специа лизированных заводов ковкого чугуна, легированных сталей, магнето, шарикоподшипников и др. Таких заводов нет, и говорить о них — это попросту зани маться пустословием. К тому же, добавляли скеп тики, к американскому специализированному обору дованию потребуются кадры сложных квалификаций и профессий. А их тоже нет. Поэтому, делали они категорический вывод, пересадить американскую технику на российскую почву — дело невозможное, несбыточная фантазия.
— Почему фантазия, да еще несбыточная? — горячо возражали сторонники противоположного мнения.— Партия взяла курс на индустриализацию страны,— говорили они,— это курс на всестороннее развитие отечественной промышленности, основан ной на самой новейшей технике, курс на обеспечение за нашей страной полной экономической самостоя тельности и независимости. Если это так, то, стало быть, нам надо брать все самое передовое и прогрес сивное в мире. Да, нам надо будет построить новые специализированные заводы. Да, нам надо будет го-
ю
товить новые квалифицированные кадры... Вот и начнем этот неизбежный процесс с постройки специа лизированного тракторного завода. Пусть он и послу жит началом технической революции в стране.
В разгар спора, в 1928 году, последовало новое правительственное задание: перепроектировать за вод на выпуск 20 тысяч тракторов в год. Дискуссии был положен конец. Пионер отечественного тракто ростроения должен был стать заводом массово-по точного производства машин, первопроходцем, при званным проложить путь в нашей промышленности для автомобилестроения, станкостроения и других специализированных отраслей и заводов.
Такой завод и строить надо было по-новому — с революционным размахом и творческим дерзанием. Он так и строился. Но новые методы организации строительных работ прцшли на площадку Тракторостроя не сразу и внедрялись в борьбе нового со ста рым. Так, строительные работы вначале разверты вались по старинке — медленно, с большой раскач кой. В управлении Сталинградского тракторостроя, разместившегося в центре города — далеко от пло щадки,. царило безмятежное спокойствие.
Своих технических кадров было еще мало. А ста рые специалисты не все относились лояльно. Началь ник строительных работ инженер Пономарев до на значения на Тракторострой находился' под судом за вредительство. Теперь же ему была предоставлена возможность реабилитировать себя на работе, но он относился к строительству скептически. И сгруппи ровавшиеся вокруг него инженеры Шахт, Рейдер, Сиренко и Попов не верили в возможность постройки современного тракторного завода, да еще на Волге, как они говорили, «у черта на куличках». Консерва
11
торы по духу они и не проявляли желания строить, пребывали в состоянии равнодушия. Поэтому работы велись вяло, неорганизованно, в одну смену. Люди большую часть времени слонялись без дела.
В сентябре 1928 года начальником Тракторостроя назначается Василий Иванович Иванов. О себе он говорил:
—Бросать боевую гранату и владеть винтовкой
яумел сравнительно неплохо, на это у меня ушло пять лет гражданской войны, затем я помогал раз жигать первую домну, еще позднее я принимал уча стие в реконструкции цветной промышленности, а сейчас мне предстоит строить.
В. И. Иванов — старый большевик из балтийских матросов, человек неукротимой энергии и необычай ной силы воли, большого организаторского таланта, до самозабвения преданный делу революции. Здеш ние места ему были знакомы. В 1918 году он воевал под Царицыном, как тогда назывался Сталинград. До назначения на Тракторострой работал председателем Орловского губисполкома.
Прибыв в Сталинград, В. И. Иванов отправился на стройку тем же путем, каким ежедневно пользо вались работники Тракторостроя, проживающие в го роде. На трамвае доехал до завода «Баррикады», а остальные четыре километра прошел пешком. На это «путешествие» ушло два часа. Значит, в день ухо дит на проезд четыре часа. Какая непроизводитель ная трата времени!
Стройка находилась в очень запущенном состоя нии. Не было никаких разгрузочных приспособлений, отсутствовал транспорт. Проложенный водопровод оказался маломощным, не обеспечивал строитель ство водой.
12
Нужна была встряска, пробуждение от летаргиче ского сна, в котором пребывало руководство Тракторостроя. Это и было сделано с приходом В. И. Ива нова. В нем стройка сразу почувствовала неутоми мого и требовательного руководителя. Быстро стал наводиться порядок, каждому предъявляться стро гий спрос за порученное дело.
В январе 1929 года правительство приняло окон чательное решение о тракторном заводе: он должен выпускать в год при двусменной работе 40 тысяч тракторов типа «Интернационал» мощностью 15/30 лошадиных сил. Речь шла уже о заводе-гиганте, ка кого не имели и США — там самый крупный завод Мак-Кормика выпускал в год 30 тысяч тракторов.
Предстояло произвести перепроектирование, на
что правительство |
отвело неслыханно |
короткий |
срок — один месяц. |
Выигрыш времени |
становился |
главным критерием оценки работы. Инженеры-про ектировщики во главе с Д. В. Чарнко не подвели. Новый проект был изготовлен раньше срока — за 28 дней. Уже 21 февраля 1929 года президиум ВСНХ его утвердил. В апреле две группы инженеров вы ехали в США: одна для разработки рабочих черте жей, другая для прохождения производственной практики на тракторных заводах.
Группа в составе инженеров Чарнко, Меламедова и Куликова, выехавшая в Нью-Йорк, изготовила там рабочие чертежи за неделю. По разосланным черте жам 100 заводов США стали изготовлять оборудова ние, приспособления и инструмент для СТЗ. В разме щении заказов деятельное участие принял инженер Куликов; он и был оставлен в США для наблюдения за ходом выполнения заказов.
Связи между Советским Союзом и США в тот
13
период были своеобразны. Официальных дипломати ческих отношений с Америкой у нас еще не было, но экономические контакты все более расширялись, особенно с 1929 года, когда разразился мировой эко номический кризис. Под его давлением капиталисты, в том числе и американские, пошли на дальнейшее расширение деловых контактов с СССР. Правда, они стремились сбывать готовую продукцию, а не про мышленное оборудование. Однако кризис, обострив ший конкурентную борьбу, заставил американцев согласиться и на поставку оборудования, и на техни ческое сотрудничество по проектированию отдель ных заводов, и на предоставление возможности нашим специалистам проходить производственную практику на специализированных предприятиях.
У Советского правительства была твердая, четкая линия во внешней политике. Основу ее составляла ленинская идея мирного сосуществования стран с различными социально-экономическими укладами. Еще в 1922 году, во время пребывания у нас амери канских представителей, В. И. Ленин в записке к членам Политбюро писал: «Тут маленькая дорожка к американскому «деловому» миру, и надо всячески использовать эту «Дорожку»» '.
Следуя этой политике, Советское правительство использовало каждую «дорожку» к зарубежным рын кам, чтобы получить необходимое оборудование для новостроек. При этом СССР аккуратно выполнял принимаемые обязательства. К тому же советские заказы сохраняли работу многим тысячам иностран ных рабочих. Это поднимало престиж Советского Союза в глазах международного рабочего класса,
1 Ленинский сборник, XXXVI, стр. 439.
14
укрепляло дело пролетарской солидарности. Наши зарубежные друзья видели, как успешно развивается первое в мире социалистическое государство, кото рому не грозят ни кризисы, ни безработица.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ГОД
В календаре Истории есть даты, которые служат вехами, отмечающими пово роты и переломы на главном направлении развития общества. К ним относится и 1929 год — год вели кого перелома в борьбе за построение социализма.
Советская страна, совсем недавно оправившаяся от невзгод и разрухи военных лет, успешно выпол няла свой первый пятилетний план ■—план построе ния основ социализма. Нарастающими темпами осуществлялась индустриализация. Обозначались первые серьезные успехи и в социалистическом пере устройстве сельского хозяйства: создавались машин но-тракторные станции (МТС), строились совхозы, увеличивалась тяга крестьян к коллективным фор мам ведения хозяйств.
Страна продвигалась по пути к социализму. Но давалось это не легко. Бешено сопротивлялись враж дебные силы: в деревне — кулаки, в городе — остатки капиталистических элементов. В промышленности совершали диверсии вредители. Эти явления имели место и на строительстве тракторного завода — пе реднем крае борьбы за социализм. Ведь строился не просто большой завод. Сооружался форпост социа лизма, призванный подвести техническую базу под
15
переустройство сельского хозяйства, дать бой отста лости, патриархальщине.
Надо было преодолеть не только экономические трудности, трудности первооткрывателей — первым всегда трудно, но и сопротивление саботажников, скрытых вредителей, консерваторов. Постановление правительства об увеличении мощности тракторного завода и сокращении сроков его строительства выз вало острую борьбу. Группа инженерно-технических работников — заместитель начальника Тракторостроя Яковлев, инженер Пономарев и другие — стала на путь сопротивления. Отстаивая старый, или, как они говорили, «нормальный» порядок работ, эти инже неры игнорировали новые методы организации тру да, с издевкой относились к предложениям о сокра щении сроков строительства, о механизации работ. На попытки доказать им, что подобные взгляды и руководство работами срывают намеченные темпы, они отвечали угрозами покинуть стройку.
Коллектив тракторозаводцев, исчерпав все сред ства по увещеванию упорствующих специалистов, вставших по сути дела на путь саботажа, потребовал убрать их со стройки.
Сооружение в голой степи гигантского завода являло собой широко развернувшийся трудовой фронт. Как на фронте, здесь люди проверялись в горниле борьбы. И не каждый выдерживал эту про верку. Выли дезертиры, были и паникеры. В мае 1929 года на строительство прибыли прямо с вузов ской скамьи четырнадцать молодых инженеров. Столкнувшись с трудностями, они не пожелали в них разобраться, а сразу же, поддавшись настрое ниям консервативной части инженеров, обратились с коллективным письмом в газету «За индустриали
16
зацию», озаглавленным «Что губит великое дело?». Авторы письма в мрачном свете изобразили по ложение на строительстве. Не понимая характера трудностей, они сделали ошибочные обобщения, к ним примешали личные обиды и жалобы. «Нам мало платят. Нам много приходится работать, а во имя чего?» — ныли они. Заканчивалось письмо безнадеж ным выводом: «Из этой затеи в российских условиях
ничего не выйдет».
Письмо четырнадцати всколыхнуло, задело за живое всех тракторостроевцев. Его вынесли на ши рокое обсуждение. Было оно зачитано на многолюд
ном собрании |
инженерно-технических работников. |
|||
Выступая |
на |
нем, |
начальник |
Тракторостроя |
В. И. Иванов сказал: |
|
|
||
— На что вы жалуетесь? Чаю горячего нет — это |
||||
плохо! Рано |
вставать |
надо — тяжело, |
согласен! Но |
нельзя возводить это на политическую ступень. Вы подумайте, товарищи руководители производства, что если бы о вашем настроении узнали строители, которые работают сейчас с исключительным напря жением! Ведь темпов мы не сдадим...
Собрание протекало в накаленной обстановке. Го рячо и страстно звучали речи выступающих:
— Да, трудности у нас есть, и не малые. Не хва тает жилья, плохо с магазинами и банями, плохая связь с городом, есть перебои в снабжении продук
тами, очереди в столовых.
— Но отчего все это происходит? От небывало быстрого роста самой стройки. Сюда каждодневно прибывают новые люди, маршрутные составы с гру зами. Еще недавно здесь была пустынная степь. А те перь? Оглянитесь вокруг. Поднимаются величествен
ные корпуса цехов. Растет поселок. |
Гудит трудом |
|
2 |
М. А. Водолагин |
17 |
Г " |
о с . пу.г |
|
• 'У : О И
преображенная земля. И каждая пядь этой земли бес конечно дорога. И только тот, кто не желал ничего видеть вокруг, мог усомниться, что завод будет по строен, только эгоист, озабоченный собственным мик роскопическим благополучием, мог поставить свои личные интересы выше интересов великого дела, которому он призван был служить.
Все это было высказано авторам письма. Высту пали и они, но уже не с нападками, а с признанием допущенных ошибок. Собрание осудило поступок ма ловеров. Но учло, что заблуждения молодых специа листов вытекали из их искреннего непонимания всей сложности и остроты обстановки на Тракторострое — переднем рубеже индустриализации страны.
Тракторострой становился жизненной школой но вой эпохи. Здесь выковывался характер человека — хозяина своей судьбы, самоотверженного труженика на благо всего народа, бойца, готового на любое само пожертвование во имя идей революционного преоб разования мира.
На Тракторострое сложилась и росла группа пере довых инженеров-энтузиастов — это А. К. Горский, П. А. Герасимов, Юдин, архитектор Рюмин и другие. Опираясь на них, руководство Тракторостроя при няло решение: строить завод хозяйственным спосо бом, то есть отказаться от услуг основного подряд чика — Госпромстроя, который явно не справлял ся, затягивал работы, на все требования отделы вался одними лишь обещаниями. Это была ломка сложившейся практики промышленного строитель ства, продиктованная жизнью. Давался бой консерва тизму по всему фронту строительства.
Стиль и методы руководства строительными ра ботами в корне изменились. Новое, рациональное,
18
ускоряющее темпы, сразу подхватывалось. Чтобы выиграть время, решили вести работы широким фронтом — разбить площадь одновременно под все основные цехи и немедля начать возводить фунда менты под железные конструкции цехов с мертвой заливкой болтов в эти фундаменты. Риск заключался в том, что железные конструкции изготовлялись в США фирмой «Мак-Линтин», и по договору должны были поступить 1 сентября. Ждать надо было два месяца. Ждать — это терять драгоценное время. По этому и решили фундаменты и башмаки под конст рукции сделать заранее. Опасность риска заключа лась в том, что не было образца конструкции, а имелся лишь эскизный проект. Вдруг в расчетах про екта скрыта неточность? Ведь тогда потребуется переделка. А это означало, что только по механосбо рочному цеху пришлось бы разломать и заново де лать 800 гнезд с залитыми цементом болтами.
Но риск позволял выиграть два месяца. И на него пошли. Сразу разметили площадь под механосбо рочный, кузнечный и литейный цехи. У колышков выставляли охрану, чтобы их не сбивать «по рото зейству», а то и по злому умыслу. На земляные ра боты поставили 1500 грабарей. Грабарь — это земле коп и саврасая, запряженная в грабарку (тележку), так сказать, сдвоенный агрегат.
Работали грабари споро, изумляя слаженностью.
Выстроившись правильными рядами, они |
снимали |
землю ступенчато. Взмах мускулистых |
рук — и |
солнце золотой россыпью отражается на сверкающем металле лопат. Нагруженные землей грабарки двига лись как живой транспортер. Американский инже нер Калдер долго, не отрывая глаз, следил за работой грабарей, потом попросил дать ему цифры о выра
18