Файл: Шаталов В.И. Тайны морского залива.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хачкала). Больных, измученных людей везли в трюмах, в которых плескалась зловонная ржавая вода. Многие умерли от сыпняка. Мертвые плыли вместе с живыми.

Тех, кто смог подняться на палубу, белогвардейцы высадили на остров. Оставив людей, пароход снялся с якоря и сгинул в туманной дали. На острове не было ни воды, ни одной живой души.

Прошло всего несколько дней, и из тех, кто здесь, был высажен, осталось не более пятнадцати человек.

С острова виднелся берег. До него каких-нибудь три или четыре километра. Но разве доплыть до него в ле­ дяной воде больному обессиленному человеку?.. Ни за

что на свете!

У кого-то из умирающих нашлись спички. Было ре­ шено разжечь костер. Люди снимали с себя одежду и бросали в костер, разгоравшийся все сильней и силь­ ней, — костер бедствия и последней надежды. Может, кто заприметит с берега и придет на помощь.

88

Костер горел. А взоры обреченных были обращены на восток, к тонкой желтоватой полоске земли.

Прошло несколько минут и... о, чудо! — Ответные огни на берегу. Сигнал бедствия замечен!

Напрягая последние силы, люди поднимаются с хо­ лодной, твердой, как камень, земли. Они покачиваются от слабости. У многих на глазах слезы. Людям еще не верится, что их заметили, им не верится в свое спасение.

И хотя никто и никогда из них не верил в чудеса, все

же чудо совершилось —

они спасены.

 

К острову подплыли парусные лодки. Кто управлял

ими? Кочевники-казахи

или

рыбаки-туркмены —

никто

вам не скажет. Да теперь это,

пожалуй, не так уж

важ­

но. Главное, они вовремя пришли на помощь. Горсточку оставшихся в живых они увезли с острова и вернули к жизни.

Ответный костер... Я думаю о нем, и мне представ­ ляется, что он был зажжен именно там, где поднялся теперь молодой белокаменный город Бекдаш, город сульфатчиков, город у моря, лежащий на той самой ши­ роте, что и знаменитый песенный Неаполь.

И есть на том Черном острове маяк,

очень похожий

на гордый высокий обелиск. Издали его

вполне можно

принять за обелиск, воздвигнутый в память о безымян­ ных героях-большевиках.

По ночам, пронзая густую темень, маяк без устали мечет в море длинные прямые лучи. И начинает казать­ ся, будто пламень тех сердец, что истлели на диком глу­

хом острове, не исчез бесследно,

что

неистребимый

этот пламень, переселившись в маяк,

жив

до сих пор и

служит путеводным для тех, кто поздней ночью бороз­ дит неспокойные воды Каспия.

89


БЕЛАЯ ЧАША

От Бекдаша до озера Ш естого километров восемнад­ цать. Дорога идет на северо-восток в сторону западного побережья Кара-Богаза. Справа и слева дороги — не­ большие впадины. Одни сверкают сухим белым дном, покрытым солью, другие — яркой бирюзой или же крас­ новатой поверхностью воды.

Почему же красноватой? Мне говорили, что в таких впадинах, наполненных сильно минерализированной во­ дой, живут микроскопические красные рачки. На поверх­ ности рассола они держатся только летом. Куда девают­ ся они зимой, неизвестно. Возможно, опускаются на дно этих соленых озер.

Примерно через полчаса езды вдали показалась мас­ сивная заводская труба, похожая на красноватый сред­ невековый минарет. Труба принадлежит печи «кипящего слоя» для искусственного обезвоживания мирабилита. Построена эта печь на берегу знаменитого Ш естого озе­ ра. Знаменитого тем, что вот уже более тридцати лет оно ежегодно дает сотни тысяч тонн ценного химическо­ го сырья для промышленности.

Озеро номер шесть — необычное озеро. Если вы приедете сюда летом, то не найдете в нем ни капли во­ ды. В эту пору оно выглядит как огромная белая чаша, слегка вытянутая с востока на запад. Именно такой её создал восточный ветер, играющий главную роль в суш­ ке мирабилита. На озеро, так же как и на солнце, нель­ зя смотреть без очков. Тал ослепительно блестит суль­ фат.

Еще совсем недавно — года два тому назад — его со-

90


бирали самым прозаическим способом — простой лопа­ той. Белый порошок сгребали в небольшие холмики — тумпаки, затаривали в мешки и по узкоколейке от­ правляли в порт.

Попытки заменить ручной труд на сборе сульфата ма­ шинами предпринимались на протяжении нескольких де­ сятков лет. За это время на озере прошли испытания многие сульфатосборочные машины, и все— безуспешно.

Это, пожалуй, и не удивительно. Машина должна бы­ ла отвечать очень важным требованиям: прежде всего надо, чтобы она не тонула и не проваливалась на не слишком твердом мирабилитном насте, выполняя тон­ кую, почти ювелирную работу— снимая слой сухого суль­ фата не толще полутора-двух миллиметров. К тому же эта машина должна иметь высокую производительность.

Как видите, перед конструкторами стояла нелегкая задача.

Её решил ленинградский инженер Волков. Взгляните

91

теперь на эту белую чашу озера. Как она не похожа на ту, в которой ранее копошились сотни людей, орудовав­ шие лопатами. Теперь на озере почти безлюдно. По бе­ лому полю, словно голубые жуки, неторопливо ходят сульфатосборочные комбайны. Каждый такой комбайн состоит из легкого трактора ДТ-20 и агрегата, который

собирает сульфат. Главное

в агрегате — барабан

с кап­

роновой щеткой, вертикальная

скребковая цепь,

широ­

кая

транспортерная

лента

и

бункер.

Емкость

бункера

одна

тонна.

 

 

 

 

 

 

 

Когда он

наполнится, водитель комбайна

подведет

его к краю

своего

участка

и

включит

транспортерную

ленту. По ней сульфат стечет вниз, и после этого снова включается барабан с капроновой щеткой, чтобы снова наполнить бункер комбайна.

У каждого водителя машины свой участок сбора пло­ щадью в пятьдесят тысяч квадратных метров.

Нужно прямо сказать, что не все рабочие с одобре­ нием и радостью встретили сульфатосборочный ком­ байн. Многие сначала отнеслись к нему настороженно, с недоверием: не надежней ли лопата? Кто его знает, что это за комбайн? Как бы не оставил на бобах.

Как и следовало ожидать, энтузиастами новой техни­ ки стали молодые сульфатчики: Ю рий Рукавцов, Косай Аманжолов, Алексей Мазов и многие другие. Каждому из них дали по комбайну и отвели участок для сбора.

На первых порах были неполадки,— рассказывал

мне Ю рий Рукавцов, коренастый, серьезный парень.— Но веры в машину мы не теряли. Машина хорошая, на­ дежная. Мы очень благодарны и конструктору товарищу Волкову, и рабочим-машиностроителям Ашхабада. О ло­ пате теперь никто и не вспоминает. Да что о ней вспо­ минать, если я, допустим, собираю за смену до шестиде-

9 2


сяти — восьмидесяти

тонн! Любой

рабочий, какой бы

он ловкий и сильный

ни был, ни за

что больше десяти

тонн лопатой не соберет!

Но всегда ли Ш естое озеро бывает вот таким осле­ пительно белым?

С наступлением холодов в озеро накачивают погре­ бенную рапу, и в нем, как в обычном водоеме, отра­ жается синева осеннего неба и пышные задумчивые об­ лака.

Потом озеро темнеет. И в этом темном мрачном во­ доеме совершается «чудо». На дне появляется тонкий светло-зеленый слой, на котором начинают расти кус­ тарники и деревья из кристаллов сказочной красоты. Рощи вырастают буквально за несколько дней. Потом ветви сплетаются, заросли кристаллов превращаются в дебри и, наконец, ими зарастает все огромное про­ странство озера. Тогда обедненную солями рапу спуска­ ют в следующее озеро, номер пять.

А к лету, когда подуют знойные восточные ветры, Ш естое озеро будет снова напоминать белую арктичес­ кую пустыню.

Возвращаясь с Ш естого озера, я заехал в Омар-Ата. Здесь, в трех километрах от Бекдаша, расположена про­ мышленная площадка комбината «Карабогазсульфат».

Слева — металлический каркас строящегося сульфат­ ного завода, над которым подняты стены башенных кра­ нов, справа — два готовых предприятия: одно из них в высоком каменном здании — установка для комплекс­ ной переработки рассолов залива, другое, напоминаю­ щее трехэтажную металлическую этажерку,— бишофитный цех. Оба предприятия начали выпускать продукцию . Кстати, бишофит будет поставляться в Фергану для вы­ работки дефолианта, который сыграет немалую роль в

93

повышении производительности хлопкоуборочных ма­ шин. Вы спросите, как? В составе дефолианта бишофит очень важный компонент: благодаря природной способ­ ности улавливать влагу, он сушит лист хлопчатника и, таким образом создает искусственный листопад. И еще одно очень важное достоинство бишофита: приготовлен­ ный на нем дефолиант совершенно безвреден для чело­ века.

С годами в Омар-Ата вырастет целый ряд других крупных предприятий химической индустрии. Видное место среди них займет, например, завод по выпуску брома. Сырьевой базой для получения этого продукта будут служить уже не погребенные рассолы Кара-Бога- за, а современные, те, что на поверхности, в чаше за­ лива.

**

Из Омар-Ата я вернулся в Бекдаш.

Сморя тянуло прохладой.

Яшел к морю по центральной улице поселка. Идти было легко и приятно: вся улица, длиною чуть ли не в два километра, вымощена большими бетонными плитами,

словно это не улица, а взлетная полоса аэродрома. Вдруг я ощутил тонкий аромат сирени. Откуда бы это

взяться ему в такую позднюю осеннюю пору?

Подхожу к кусту тамариска, пышно разросшемуся в одном из полисадников, и убеждаюсь: это его запах. Ж и­ тели Бекдаша охотно сажают возле своих домов этот ди­ кий на вид кустарник. Он неприхотлив, долго цветет и дает большую тень. К тому же и запах у него приятный.

Бетонная полоса центральной улицы могла бы привес­ ти к причалу. Но туда я решил не ходить. Свернув влево,

91


я зашагал прямо к воде по отсыревшему под вечер пес­ ку. Хотелось именно здесь, на берегу, полюбоваться за­ катом, вечерним портом и послушать, как дышит море.

Я остановился у самой кромки воды. В пяти метрах от меня занесенный песком покоился затонувший баркас. Он лежал, слегка повернувшись на правый бок. Вер­ нее, его так положило море. От палубного настила на баркасе не сохранилось ни одной доски. Но все еще бы­ ли целы поперечные бруски — шпангоуты и пробитая обшивка левого борта.

М оре добивало несчастного инвалида. С угрожающ им шипением волны накатывались на песок и, разбившись вдребезги о борт баркаса, мелкими брызгами переле­ тали через него.

Наредкость был красив закат. Он пылал в полнеба. Огромным косяком, нацелившись острым углом в то мес­ то, где скрылось солнце, летели тонкие лиловые облака. Их полет напоминал полет журавлиной стаи.

Мне хорошо был виден порт. На фоне раскаленной вечерней зари четко проступали темные силуэты кораб­ лей и портальных кранов, издалека очень похожих на сонных, нахохленных птиц. Их длинные тени, ломаясь, плясали на пурпурно-голубой воде.

Чуть левее порта — остров Кара-Ада. На нем уже за­ работал маяк. От причала на юго-запад обозначились две красные пунктирные дорожки. Это зажглись морские бакены, образовав как бы неширокий коридор — фарва­ тер для безопасного прохода судов.

Вот вспыхнули ходовые огни на «Темире».

Прошло еще несколько минут и он отвалил от пирса, блеснув в заходящих лучах солнца золотой своей окрас­ кой.

Потом над взморьем, над портом, над Бекдашем

95

прозвучали три раскатистых прощальных гудка «Теми­ ра». Тысячу тонн туркменского сульфата он взял на борт и доставит его в Астрахань. По стольку же возьмут «Це­ линоград» и «Агдам».

Мне невольно подумалось о том времени, когда из Бекдашского порта будут уходить суда, груженные десят­ ками других видов химического сырья, очень нужных как промышленности, так и сельскому хозяйству нашей страны. Этого сырья в заливе Кара-Богаз миллиарды тонн. И запасы его не скудеют. Через широкий, как река, про­ лив их постоянно пополняет море.

В огненные годы гражданской войны, в годы небы­ валой разрухи и иностранной интервенции великий Ле­ нин мечтал о широком использовании минеральных ре­ сурсов Кара-Богаза. Теперь уже недалек тот день, когда ленинская мечта найдет достойное воплощение, когда Кара-Богаз превратится в край Большой химии, когда его несметные богатства будут поставлены на службу народ­ ному хозяйству нашей Родины.