Файл: Шаталов В.И. Тайны морского залива.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неожиданно

появилось стадо

осторожных джейранов.

Они были с р а в н и т е л ь н о

близко

и, п о д н я в

го л о в ы , с л ю ­

бопытством

наблюдали

за удаляющимся

автомобилем.

И Амандурды смотрел

на них с радостью

и удивлением

и сразу догадался, что пришли они сюда, чтобы полако­

миться солью.

Или вот какой интересный случай был у него не так давно, год или два назад. Он приехал в стан сухопутного отряда, который в это время вел наблюдения за откач­ кой рапы из скважин, пробуренных на сухом берегу Сартасского зализа. На белом, как снег, бывшем дне залива возвышалось несколько буровых и палаток, в которых жили бурильщики и члены сухопутного отряда. Амандур­ ды приехал сюда, чтобы узнать, как идут дела в отряде. Здесь же и заночевал.

К вечеру подул сильный восточный ветер. Никто тог­ да не придал ему значения. Ветер, как ветер. Никому он не был в диковинку, и все спокойно улеглись спать. Пос­ ле утомительной дороги сразу лег спать и Амандурды. Однако на рассвете, почувствовав, что его раскладушку заливает вода, он проснулся.

Амандурды вскочил с постели и не узнал берега, где он ночевал. Сквозь рассветную синь он увидел вокруг море воды. Напуганные внезапным половодьем, вскоре поднялись на ноги все, кто работал в Сартасском заливе. Начался было переполох, который, однако, почти сразу

же и

прекратился,

когда выяснилась причина поло­

водья —

она им была

знакома и раньше. Воду пригнал

ветер. Расходившийся в ту ночь Кара-Богаз словно вспом­ нил о своем былом размахе и решил вернуться к преж­ ним берегам.

Но, разумеется, не только за романтику любил Аман­ дурды свою профессию. Он любил ее за то, что, благо-

71


даря ей, он стал продолжателем большого и важного де­ ла — продолжателем исследований Кара-Богаза, уникаль­ нейшего на нашей земле зализа, которому отданы труд, знания, любовь и мужество сотен людей на протяжении нескольких столетий. Амандурды гордился важностью долга, взятого им в этом большом деле, гордился так же, как и все остальные члены его отряда.

Вместе с тем в его профессии много было и буднич­ ного, прозаического. Особенно Амандурды докучала писанина, которой он вынужден был заниматься каждый год, перед каждым полевым сезоном. Он, конечно, по­ нимал необходимость такой работы, обойтись без кото­ рой было нельзя, и Алтаев всегда торопился закончить ее как можно быстрее, чтобы вырваться из города на свежий воздух диких берегов морского залива.

Так было и на этот раз, перед приездом в урочище Кыир.

Амандурды жил в Ашхабаде. Этим утром он, как всегда, когда не был в экспедиции, пришел в свой каби­ нет, на улицу Житникова, и до вечера строчил проект экспедиции на новый сезон.

Но дела шли медленно. Уже конец июня, а проект все не был готов. В золотисто-зеленом полумраке каби­ нета вился синий сигаретный дым. Амандурды много ку­ рил, нервничал. Громко жужжал настольный вентилятор. От шума и куренья болела голова. В Ашхабаде стано­ вилось душно. Несмотря на плотный зеленый занавес кленовых листьев, в распахнутые окна все смелее втор­ гался раскаленный воздух улицы.

В проект исследований Атаеву нужно было вместить краткую историю изучения Кара-Богаза, указать объем предстоящих работ и обосновать целесообразность де­ нежных затрат.

72

Изредка к Амандурды заходил Сапар Байрамов, ра­ ботающий рядом в соседнем кабинете. Он усаживался на диван напротив Алтаева, и друзья незаметно начина­ ли разгорор о том, как хорошо сейчас «там», скорее бы поехать «туда», то есть на залив.

Завидовали Байраму Курбанову, начальнику отряда, сменившему на этой должности Сапара Байрамова и уехавшему в экспедицию раньше других. Сапар теперь будет возглавлять сухопутный отряд и выедет в «поле» вместе с начальником партии.

Что Байрам? Сообщил что-нибудь, — полюбопыт­ ствовал Сапар.

Сообщил, что вышел в залив, — положив ручку,

отвечал Алтаев.

Вот счастливчик!.. Везет же ему. А мы...

Кстати, — продолжал Сапар, переходя на дело­ вой тон, — почему мы до сих пор не дали имя нашей фелюге?

Амандурды пожал плечами. __ Ну, а как бы ты её назвал?

По-моему, ей надо дать имя «Витязь».

Это, брат, не оригинально. Старо, — с легкой ус­

мешкой возразил Алтаев. — Придумай что-нибудь поно­ вей, более крылатое.

Хорошо. Какое название предлагаешь ты?

Я? Я бы дал ей имя «Альбатрос». Хорошо звучит,

неправда ли: «Альбатрос».

Звучит-то хорошо. Это верно,— с сомнением ска­

зал Байрамов. — И все же я против этого названия.

Почему же?

Где-то я читал, что альбатросы нападают на тону­

щих в море людей. Слишком велика будет для такой птицы честь.

73


Так они ни о чем не договорились и на этот раз, и фелюга по-прежнему оставалась безымянной.

Не успел Амандурды закончить проект, как от руко­ водителей комбината «Карабогазсульфат» одна за дру­ гой полетели в Ашахабад телеграммы с требованием, чтобы начальник партии и начальник отряда срочно еха­ ли в Бекдаш и развертывали изыскания в Сартасском за­ ливе. Руководителей комбината волновали погребенные рассолы. Они хотели иметь уверенность в надежной сырьевой базе. Некоторые запасы рассолов надо было перевести из низших категорий в высшие. Это можно было сделать только путем бурения новых скважин, от­ качек рапы, изучения мощности пластов и качества рас­ сола.

Наконец проект был обсужден и одобрен работни­ ками различных ведомств и организаций.

Теперь Амандурды мог вздохнуть с облегчением и выехать в Бекдаш, а оттуда — на колодец Кыир.

«И все-таки, как бы заключая свои раздумья, профес­ сия у меня отличная. Ни за что не променял бы ни на какую другую ».

На колодце Кыир Амандурды привел в порядок свои прежние записи, описал его, отобрал пробу.

Ш оф ер тоже не терял времени даром. Он долго ко­ пался в моторе.

После ужина достали раскладушки, поставили их ря­ дом и легли спать.

Вечер долго был светлым. Перед закатом барханы обрели объемность, окрасились в яркий бронзово-крас­ ный цвет и были похожи на полегшее стадо каких-то ус­ талых животных. Пахло пыльной сухостью песка и горь­ ким запахом полыни.

74

Амандурды уснул поздно, когда барханы уже осты­ ли и повеяло прохладой.

Проснулся он от скрежета и лязганья железа: шофер еще на заре начал заводить автомашину. Но не со стар­ тера, а заводной ручкой.

Что! Не заводится? — спросил Алтаев хриплым

заспанным голосом.

Не заводится проклятая. Хоть умри... И так и

этак

пробовал.

 

 

 

Ш оф ер рукавом

вытер со лба

пот и передал

за­

водную ручку Алтаеву:

 

 

На-ка, тезка,

покрути немного.

Может, у тебя

ру­

ка полегче.

Начал крутить Амандурды, но все без толку. Он бро­ сил ручку и, тяжело дыша и прохаживаясь около маши­ ны, произнес, отделяя каждое слово:

— Вот... Только сейчас... я понял... что значит... дой­ ти до ручки. Вот мы с тобой и дошли до ручки... до за­ водной.

— Надо проверить искру,— сказал шофер и откинул кверху капот. Потом, подойдя сбоку, открыл и трамб­ лер.

Амандурды снова крутил ручку, а шофер длинной отверткой поковырял в трамблере.

Искры нет,— заявил он Алтаеву.

Открыли аккумуляторы и той же длинной отверткой выяснили — аккумуляторы «сели».

Алтаев опустился на ступеньку автомашины, шофер сгоял перед ним. Амандурды долго молчал, думая о том, что же они будут делать? Потом вслух этот же воп­

рос

задал

Аману. Ш оф ер взглянул на Амандурды и

как-то виновато вздернул правое плечо:

Не

знаю. Подзарядиться бы где-нибудь...

75


Вначале эта мысль показалась Алтаеву дикой: подза­ рядиться! Скажет же тоже!.. Где тут в такой глухомани подзарядишься? От колючки что ли? Да и той не видно. Круголл пески. Но потом вспомнил, что не слишком дале­ ко от колодца Кыир есть колодец Нефес-Мерген, коло­ дец с электрическим насосом.

Ты, пожалуй, прав,— согласился Амандурды, — надо подзарядиться. На колодце Нефес-Мерген, по-мое­ му, должен быть движок.

А далеко он, колодец-то?

Если пешком, да по такой жаре, то покажется да­ леко, километров двенадцать будет.

Да. Неблизко,— согласился шофер.

Ну, вот что,— поднялся Алтаев.— Из слов не сва­ ришь плов. Ты сиди тут, а я пойду в Нефес-Мерген.

Аман не ожидал такой смелости от Амандурды и стоял с открытым от удивления ртом и наблюдал за тем, как его начальник залез в кузов автомашины, наполнил флягу из бочонка, как спрыгнул на землю и повесил эту флягу на ременный пояс.

Через несколько минут он уже был на краю котло­ вины. А спустя еще немного и вовсе скрылся за греб­ нями барханоз.

Идти было тяжело: как на зло, барханы лежали попе­ рек его пути. Увязая в песке, Амандурды с большим трудом переваливал через них.

Солнечное половодье залило пустыню. Накаленный песок казался седым, белесым. Он жег, припекал Аман­ дурды подошвы ног через тонкие подметки брезентовых сапог.

Амандурды шел и прислушивался к знойному без­ молвию. Ни звука. Ни — зверя, ни — птицы. Даже яще­ рицы и те попрятались в норы. И среди этой, хватаю-

76

щей за душу тишины,— одиноко идущий человек. Амандурды самому себе теперь представлялся таким беспо­ мощным и жалким, что все его существо переполняла какая-то горькая грусть и обида.

...Часа через четыре усталый, потный, почерневший от жажды, он добрел до колодца Нефес-Мерген. Здесь стояло несколько казахских юрт. Работал движок, при­ водивший в движение водяной насос. В этом казахском ауле Амандурды отыскал механика, следившего за ис­ правностью насоса и движка, у которого с радостью уз­ нал, что зарядить аккумуляторы у них можно.

После короткого отдыха Алтаев двинулся в обратный путь, к колодцу Кыир, где шофер ждал его возвраще­ ния.

С нетерпением выпив чашку-другую зеленого чая и немного отдохнув, они с Аманом сколотили из крышки ящика что-то наподобие деревянных носилок, и утром, когда едва взошло солнце, понесли аккумуляторы на за­ рядку.

Ш офер, хотя и был молод, по выносливости намного уступал Алтаеву. Особенно это выявилось по пути к колодцу. Он быстро уставал и просил отдыха. Носилки ставили на песок, а сами стояли возле них. Это стояние под палящим солнцем было, как казалось Амандурды,

намного тяжелее ходьбы.

 

И Амандурды не без основания

начал беспокоиться

о том, как они будут добираться

обратно: шофер так

ослаб, что еле держался на ногах.

Зарядка аккумулятора продолжалась почти до конца Дня.

Часа в четыре они собрались возвращаться на коло­ дец Кыир. Но механик, хорошо знавший нрав пустыни, настойчиво не советовал им идти в это время. Он гово-

77


рил, что надо идти или позже, часов в шесть, или в семь, когда спадет жара, или на следующий день рано утром.

Но Амандурды не хотелось терять времени и ноче­ вать в Нефес-Мергене, а идти, когда свечереет, боялся заблудиться в песках.

В разговор Амана с механиком старый казах, хозяин юрты, в тени которой все четверо укрылись от зноя, не вмешивался. Когда он понял, что Амандурды все-таки решил идти тут же, он попросил его немного подо­ ждать и исчез. Через некоторое время казах возвратил­ ся, ведя на короткой веревке молоденького осленка —

ушастого, большеголового

, с коротким серым хвостом

и, на первый взгляд, очень

смирного и послушного.

Уй-боо-й! — произнес старик,—

вытирая пот и под­

водя

осленка к Амандурды. — Уф, —

все еще отдувался

казах,— насилу поймал этого шайтана. Забирайте его, как мой подарок. Здесь он бездельничает, а там, в дороле, пригодится. А когда будет не нужен, пустите в степь, пускай гуляет себе на воле. Но смотрите, ребята, он но­ ровистый.

Амандурды и его шофер были рады неожиданному подарку. Поверх попоны из мягкого войлока на спину осленка они положили носилки, на носилки — аккумуля­ торы. И чтобы уже совсем освободиться от всякого гру­ за, сняли с себя фляги и повесили их на поясах на шею осленку.

Поблагодарив механика и старого казаха, двинулись в обратный путь.

Поддерживая носилки, Амандурды шел с левой сто­ роны, шофер — с правой. Они не могли нарадоваться, что осленок такой резвый и послушный.

Так прошли, примерно, половину пути.

Тот, кто считает ослов неразумными, глупыми, тот

78

глубоко заблуждается. Более близкое знакомство с ни­ ми показывает обратное. Многие из них достаточно со­ образительны и даже хитры.

Подаренный осленок резво семенил ногами, без осо­ бых затруднений взбирался на барханы и переваливал через них, словно не чувствовал на себе никакого груза. Он не показывал и виду, что эта принудительная прогул­ ка по горячим волнам ему давно уже надоела, что он давно уже задумался над тем, как бы избавиться от сво­

их двуногих спутников,

о г груза и от неизвестности,

ког­

да этот путь кончится.

 

 

Внезапность!-— вот

самый верный способ для

этой

цели, видимо, решил осленок. Так он и поступил. Неожи­ данно нагнув голову, он вырвал веревку из рук шофера и, молниеносно подкинув зад и резко ударив по воздуху копытами задних ног, сбросил с себя аккумуляторы. За­ тем рванулся вперед и влево, и скрылся вдали.

Амандурды и шофер от неожиданности шарахнулись в стороны и несколько секунд не могли придти в себя.

Первым опомнился Алтаев. С отчаянным воплем:

— Вода! Вода! Держи его, Аман, вода!.. — он бро­ сился в погоню за осленком, на шее которого болта­ лись фляги с водой, но пробежав метров сто, остано­ вился, так как понял, что бежать бесполезно, все равно осла не догнать.

К счастью аккумуляторы не пострадали. Они лежали на бархане, куда мягко соскользнули со спины осленка при его рывке. Делать было нечего. Пришлось снова по­ ставить их на носилки и нести на руках.

С каждым шагом, с каждой секундой Алтаев чувство­ вал, как в носилках прибавляется вес: немели руки. Но­ ги словно налитые свинцом, плохо повиновались, уста-

79