Файл: Успенский, Василий Васильевич. Резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Централизованные перевозки строительных материалов и применение более совершенных транспортных средств

Удельный вес затрат на железнодорожные, автомобиль­ ные и водные перевозки грузов для строительства состав­ ляет примерно 20% себестоимости строительно-монтажных работ; удельный вес затрат на автомобильные перевозки в среднем равен примерно 8%.

Централизованные автоперевозки, обеспечивающие зна­ чительное снижение их себестоимости, характерны тем, что автомашины предоставляются в распоряжение грузоотпра­

вителя, а не грузополучателя. Погрузка, оформление и от­ правка грузов возлагается на грузоотправителя, экспедиро­

вание и перевозка — на транспортные организации, прием­

ка и выгрузка — на грузополучателя.

При централизованных перевозках расчеты с транспорт­ ной организацией осуществляются грузоотправителем. От­

ветственность за сохранность и своевременность доставки грузов несет автотранспортная организация.

Централизованными перевозками обеспечивается луч­

шее использование автомобилей, более высокий уровень организации погрузочных работ, ликвидация недогрузов и

приписок в путевых листах.

Централизованная z доставка грузов в трестах «Тагилстрой» и «Челябметаллургстрой» охватывает до 70% всех перевозок строительных грузов. Если до введения центра­

лизованных перевозок в тресте «Тагилстрой» затраты на

автотранспорт составляли 152 тыс. руб. на 1 млн. руб. вы­

полненных работ, то при централизованных перевозках они

снизились до 105 тыс. руб.;

по тресту «Челябметаллург­

строй» они соответственно

снизились с 85 тыс. руб. до

56 тыс. руб.

 

В тресте «Башнефтезаводстрой» затраты на транспор­

тировку материалов в результате введения централизован­ ных перевозок также снизились с 63 тыс. руб. до 48 тыс.

руб на 1 млн. руб. выполненных строительно-монтажных работ.

Расчеты, основанные на опыте «Главмосавтотранса»

(Москва), показывают, что при охвате в стране централи­ зованными перевозками 20% строительных грузов, затраты на строительство будут снижены в целом по стране при­ мерно на 350 млн. руб. в год.

В «Главленинградстрое» укрупнение автохозяйств, объ­

39


единение их в автотранспортном тресте и организация цен­ трализованных перевозок сопровождались введением еди­ ной средневзвешенной цены для перевозки всех грузов на все объекты строительства в Ленинграде, независимо от

расстояния, класса груза и грузоподъемности машин (6 руб. на 1 т груза). Это повысило заинтересованность автоконтор в улучшении перевозок, в полном использовании грузо­ подъемности, сокращении простоев машин, использовании попутных ездок и применении прицепов. Таким образом,

работники транспорта «Главленинградстроя» ведут борьбу за снижение себестоимости перевозок и тем самым активно

участвуют и в борьбе за снижение себестоимости строитель­ но-монтажных работ.

Перевозки автопоездами, т. е автомобилями с одним или двумя прицепами, обеспечивают значительное повышение производительности труда шоферов и снижают себестои­

мость перевозок примерно на 25%. В «Главмосавтотрансе» себестоимость перевозок на автоприцепах составляет около 15 коп. за 1 тонна-километр, то есть примерно в четыре раза меньше, чем при перевозках автомашинами без прицепов. При длине ездки в 10 /«.производительность автомобиля с одним прицепом выше, чем автомобиля без прицепа, на

10—12%, с двумя прицепами —на 25—40%. При длине ездки в 70 км производительность автомашины возрастет в первом случае (с одним прицепом) на 33% и во втором (с двумя прицепами) —на 65—70%.

Существенно важным для снижения затрат на перевоз­ ку строительных грузов является оснащение автотранспор­ та, обслуживающего строительство,-специализированными

транспортными средствами, в частности, тягачами с оборот­ ным парком полуприцепов (из расчета не менее двух полу­ прицепов на один тягач). Насколько велика экономическая эффективность этой меры, видйо из следующего. При со­ временном объеме перевозок стеновых материалов в целом по стране необходимы 22750 четырехтонных бортовых авто­ машин ЗИЛ-150. Для осуществления такого же объема пе­ ревозок на полуприцепах ЗИЛ-584 с отцепкой последних в пунктах погрузки и разгрузки потребуется 9745 полупри­ цепов и 3900 тягачей. При этом себестоимость тонны-кило­ метра снизится с 65,6 коп. до 46,3 коп. то есть на 30%. Кро­ ме того, для изготовления 22750 автомобилей ЗИЛ-150 не­ обходимы 88,9 тыс. т черных и 1,4 тыс. т цветных металлов,

тогда как для выпуска указанного выше количества полу-, прицепов и тягачей требуется 59 тыс. т черных и 0,3 тыс. т

■40


цветных металлов, то есть меньше соответственно на 34

и 79%.

Производственные нормы расхода материалов

Разработка и применение в строительстве производст­

венных норм расхода материалов, отличающихся от усред­ ненных сметных норм более низким уровнем затрат этих материалов, обеспечивают правильное определение потреб­ ности в материальных ресурсах и имеют большое значение для лимитирования количества материалов, подлежащих

завозу на строительную площадку.

Лимитированием завоза материалов может быть преду­

преждена доставка ненужных на строительной площадке материалов. В настоящее время нередко строительные ма­ териалы и детали с одной строительной площадки, где они

оказались лишними, перевозятся на другую площадку, что повышает себестоимость строительно-монтажных работ.

Производственные нормы расхода материалов нужны и для контроля за их расходованием, а также для учета эко­ номии материалов в комплексных хозрасчетных бригадах. Ниже проводится сопоставление сметных и производствен­ ных норм расхода материалов по ряду работ (по данным Научно-исследовательского института экономии строитель­ ства Академии строительства и архитектуры СССР).

Нормы расхода материалов

 

 

 

 

 

Нормы

Нормы расхода

 

Разновидности работ

Единица

по сборнику

 

расхода

и строительных материалов

измерения

по

типовых произ­

водственных

 

 

 

 

 

СНИП

норм

 

 

 

 

 

 

Кладка ленточных фундамен­

 

 

 

тов

из

бутового

камня (на

куб. м

1,04

1,03

1 куб. м кладки) . . . .

Кладка перегородок в '/г кир­

 

 

 

пича (на 1 куб. м кладки) кир­

 

 

 

пич

(глиняный обыкновенный

 

408

 

или силикатный)

.... штуки

421

Кладка гладких стен толщи­

 

 

 

ной в 2 кирпича (на 1 куб. м

куб. м

0,25

0,241

кладки): раствор, кладочный

кирпич

'............................................

штуки

400

396

Кладка стен в 2 кирпича со

 

 

 

средним архитектурным оформ­

куб. м

0,250

0,241

лением (на 1 куб.

м. кладки):

раствор, кладочный кирпич .

штуки

405

400

41


 

 

 

 

 

" Нормы

Нормы расхода

 

Разновидности работ

 

Единица

по сборнику

 

 

расхода

 

 

типовых произ­

и строительных материалов

измерения

по

водственных

 

 

 

 

 

СНИП

норм

 

 

 

 

 

 

Устройство

перегородок

из

 

 

 

пустотелых керамических

кам­

 

 

 

ней (на 1 куб. м кладки): кам­

 

 

 

ни

керамические размером

штук

232

217

250X120X138 мм . .

. .

Кладка стен из легкобетон­

 

 

 

ных

камней

размером 390X

 

 

 

X190Х 188 мм при толщине стен

в 1,5 камня (на 1 куб. м кладки:

раствор кладочный .

камни ....................................

заполнитель . . . .' . Устройство кровли из волни­ стых асбестоцементных листов обыкновенного профиля на

10 кв. м-.

листы асбестоцементные шаблоны коньковые асбе­

стоцементные .............................

Покрытие кровли рулонными материалами (на 10 кв. м кров­ ли по деревянному основанию):

рулонный материал мастика . .

Окраска металлических кро­

вель за два раза:

 

олифа ....................................

|

сурик железный

куб.

м

0,12

0,111

куб.

Л1

0,93

0,90

куб.

м

0,37

0,261

куб.

м

14,6

12,9

штук

4

2

кв.

м

11,6

10,9

кг

 

40

26

кг

 

1,0

0.85

кг

 

2,2

1,93

Сопоставление сметных и производственных норм рас­ хода строительных материалов показывает, что бережли­ вым отношением к материальным ресурсам может быть до­

стигнута немалая экономия в затратах на строительство.

Разработка производственных норм расхода материалов (на основе типовых производственных норм !) — дело строи­ тельных организаций, поскольку в таких нормах должны учитываться местные особенности строительства и его ма­ териального обеспечения. Производственные нормы расхода строительных материалов следует периодически пересмат­

ривать, потому что в них должны находить отражение до-

1 Типовые производственные нормы одобрены Госстроем СССР и изданы Госстройиздатом.

42


стижения новаторов строительного производства, обеспе­ чивающих выполнение работ с минимальными затратами материальных ресурсов.

*

В разработке мероприятий по снижению себестоимости

строительно-монтажных работ должен принимать участие весь коллектив строительной организации. Особенно важна

мобилизация творческой инициативы и производственной

активности каждого ее работника.

Шаблонный подход к делу, использование готовых рас­ четов из данных об эффективности запланированных меро­ приятий без учета конкретных условий данного строитель­ ства может принести существенный вред.

Своевременно составляя расчеты экономической эффек­

тивности мероприятий на следующий год, необходимо вме­ сте с тем проанализировать, что дают мероприятия, преду­ смотренные планом на текущий год, выявить их эффектив­ ность, установить причины непроизводительных потерь и затрат, наметить пути и меры для их предупреждения в на­ ступающем году.

Мало составить план мероприятий по снижению себе­ стоимости строительно-монтажных работ. Необходимо си­ стематически контролировать его выполнение всеми звенья­ ми строительной организации, имея в виду, что каждое под­

разделение строительного треста и строительно-монтажного управления должно нести материальную ответственность

только за результаты своей деятельности.

Настойчивые поиски в каждой строительной и монтаж­ ной организации новых прогрессивных технических и орга­ низационных решений, обеспечивающих повышение произ­ водительности труда и снижение себестоимости работ,—

путь к достижению лучших качественных показателей ее активности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

Методические советы.............................................................................................

3

Стоимость строительной продукции ..........................................................

3

Себестоимость строительно-монтажных работ'.....................................

9

Основные пути снижения себестоимости строительно-монтажных

работ..........................................................................................................

13

Резервы снижения

себестоимости строительно-монтажных

работ...................................

23

Автор Василий Васильевич Успенский Редактор Ю. Н. Дубровский

Техредактор Н. А. Флаксерман

Корректор В. А. Гвоздев

А 00189.

Подписано к печати 16/Ш 1960 г.

Зак. 211

2,5 п. л.

2,2 авт. л.

Цена 60 коп.

Тираж 3000

Типография Общества по

распространению политических

 

и научных

знаний РСФСР