Файл: Успенский, Василий Васильевич. Резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Централизованные перевозки строительных материалов и применение более совершенных транспортных средств
Удельный вес затрат на железнодорожные, автомобиль ные и водные перевозки грузов для строительства состав ляет примерно 20% себестоимости строительно-монтажных работ; удельный вес затрат на автомобильные перевозки в среднем равен примерно 8%.
Централизованные автоперевозки, обеспечивающие зна чительное снижение их себестоимости, характерны тем, что автомашины предоставляются в распоряжение грузоотпра
вителя, а не грузополучателя. Погрузка, оформление и от правка грузов возлагается на грузоотправителя, экспедиро
вание и перевозка — на транспортные организации, прием
ка и выгрузка — на грузополучателя.
При централизованных перевозках расчеты с транспорт ной организацией осуществляются грузоотправителем. От
ветственность за сохранность и своевременность доставки грузов несет автотранспортная организация.
Централизованными перевозками обеспечивается луч
шее использование автомобилей, более высокий уровень организации погрузочных работ, ликвидация недогрузов и
приписок в путевых листах.
Централизованная z доставка грузов в трестах «Тагилстрой» и «Челябметаллургстрой» охватывает до 70% всех перевозок строительных грузов. Если до введения центра
лизованных перевозок в тресте «Тагилстрой» затраты на
автотранспорт составляли 152 тыс. руб. на 1 млн. руб. вы
полненных работ, то при централизованных перевозках они
снизились до 105 тыс. руб.; |
по тресту «Челябметаллург |
строй» они соответственно |
снизились с 85 тыс. руб. до |
56 тыс. руб. |
|
В тресте «Башнефтезаводстрой» затраты на транспор
тировку материалов в результате введения централизован ных перевозок также снизились с 63 тыс. руб. до 48 тыс.
руб на 1 млн. руб. выполненных строительно-монтажных работ.
Расчеты, основанные на опыте «Главмосавтотранса»
(Москва), показывают, что при охвате в стране централи зованными перевозками 20% строительных грузов, затраты на строительство будут снижены в целом по стране при мерно на 350 млн. руб. в год.
В «Главленинградстрое» укрупнение автохозяйств, объ
39
единение их в автотранспортном тресте и организация цен трализованных перевозок сопровождались введением еди ной средневзвешенной цены для перевозки всех грузов на все объекты строительства в Ленинграде, независимо от
расстояния, класса груза и грузоподъемности машин (6 руб. на 1 т груза). Это повысило заинтересованность автоконтор в улучшении перевозок, в полном использовании грузо подъемности, сокращении простоев машин, использовании попутных ездок и применении прицепов. Таким образом,
работники транспорта «Главленинградстроя» ведут борьбу за снижение себестоимости перевозок и тем самым активно
участвуют и в борьбе за снижение себестоимости строитель но-монтажных работ.
Перевозки автопоездами, т. е автомобилями с одним или двумя прицепами, обеспечивают значительное повышение производительности труда шоферов и снижают себестои
мость перевозок примерно на 25%. В «Главмосавтотрансе» себестоимость перевозок на автоприцепах составляет около 15 коп. за 1 тонна-километр, то есть примерно в четыре раза меньше, чем при перевозках автомашинами без прицепов. При длине ездки в 10 /«.производительность автомобиля с одним прицепом выше, чем автомобиля без прицепа, на
10—12%, с двумя прицепами —на 25—40%. При длине ездки в 70 км производительность автомашины возрастет в первом случае (с одним прицепом) на 33% и во втором (с двумя прицепами) —на 65—70%.
Существенно важным для снижения затрат на перевоз ку строительных грузов является оснащение автотранспор та, обслуживающего строительство,-специализированными
транспортными средствами, в частности, тягачами с оборот ным парком полуприцепов (из расчета не менее двух полу прицепов на один тягач). Насколько велика экономическая эффективность этой меры, видйо из следующего. При со временном объеме перевозок стеновых материалов в целом по стране необходимы 22750 четырехтонных бортовых авто машин ЗИЛ-150. Для осуществления такого же объема пе ревозок на полуприцепах ЗИЛ-584 с отцепкой последних в пунктах погрузки и разгрузки потребуется 9745 полупри цепов и 3900 тягачей. При этом себестоимость тонны-кило метра снизится с 65,6 коп. до 46,3 коп. то есть на 30%. Кро ме того, для изготовления 22750 автомобилей ЗИЛ-150 не обходимы 88,9 тыс. т черных и 1,4 тыс. т цветных металлов,
тогда как для выпуска указанного выше количества полу-, прицепов и тягачей требуется 59 тыс. т черных и 0,3 тыс. т
■40
цветных металлов, то есть меньше соответственно на 34
и 79%.
Производственные нормы расхода материалов
Разработка и применение в строительстве производст
венных норм расхода материалов, отличающихся от усред ненных сметных норм более низким уровнем затрат этих материалов, обеспечивают правильное определение потреб ности в материальных ресурсах и имеют большое значение для лимитирования количества материалов, подлежащих
завозу на строительную площадку.
Лимитированием завоза материалов может быть преду
преждена доставка ненужных на строительной площадке материалов. В настоящее время нередко строительные ма териалы и детали с одной строительной площадки, где они
оказались лишними, перевозятся на другую площадку, что повышает себестоимость строительно-монтажных работ.
Производственные нормы расхода материалов нужны и для контроля за их расходованием, а также для учета эко номии материалов в комплексных хозрасчетных бригадах. Ниже проводится сопоставление сметных и производствен ных норм расхода материалов по ряду работ (по данным Научно-исследовательского института экономии строитель ства Академии строительства и архитектуры СССР).
Нормы расхода материалов
|
|
|
|
|
Нормы |
Нормы расхода |
|
Разновидности работ |
Единица |
по сборнику |
|||
|
расхода |
|||||
и строительных материалов |
измерения |
по |
типовых произ |
|||
водственных |
||||||
|
|
|
|
|
СНИП |
норм |
|
|
|
|
|
|
|
Кладка ленточных фундамен |
|
|
|
|||
тов |
из |
бутового |
камня (на |
куб. м |
1,04 |
1,03 |
1 куб. м кладки) . . . . |
||||||
Кладка перегородок в '/г кир |
|
|
|
|||
пича (на 1 куб. м кладки) кир |
|
|
|
|||
пич |
(глиняный обыкновенный |
|
408 |
|
||
или силикатный) |
.... штуки |
421 |
||||
Кладка гладких стен толщи |
|
|
|
|||
ной в 2 кирпича (на 1 куб. м |
куб. м |
0,25 |
0,241 |
|||
кладки): раствор, кладочный |
||||||
кирпич |
'............................................ |
штуки |
400 |
396 |
||
Кладка стен в 2 кирпича со |
|
|
|
|||
средним архитектурным оформ |
куб. м |
0,250 |
0,241 |
|||
лением (на 1 куб. |
м. кладки): |
|||||
раствор, кладочный кирпич . |
штуки |
405 |
400 |
41
|
|
|
|
|
" Нормы |
Нормы расхода |
|
|
Разновидности работ |
|
Единица |
по сборнику |
|||
|
|
расхода |
|||||
|
|
типовых произ |
|||||
и строительных материалов |
измерения |
по |
|||||
водственных |
|||||||
|
|
|
|
|
СНИП |
норм |
|
|
|
|
|
|
|
||
Устройство |
перегородок |
из |
|
|
|
||
пустотелых керамических |
кам |
|
|
|
|||
ней (на 1 куб. м кладки): кам |
|
|
|
||||
ни |
керамические размером |
штук |
232 |
217 |
|||
250X120X138 мм . . |
. . |
||||||
Кладка стен из легкобетон |
|
|
|
||||
ных |
камней |
размером 390X |
|
|
|
X190Х 188 мм при толщине стен
в 1,5 камня (на 1 куб. м кладки:
раствор кладочный .
камни ....................................
заполнитель . . . .' . Устройство кровли из волни стых асбестоцементных листов обыкновенного профиля на
10 кв. м-.
листы асбестоцементные шаблоны коньковые асбе
стоцементные .............................
Покрытие кровли рулонными материалами (на 10 кв. м кров ли по деревянному основанию):
рулонный материал мастика . .
Окраска металлических кро
вель за два раза: |
|
олифа .................................... |
| |
сурик железный |
куб. |
м |
0,12 |
0,111 |
куб. |
Л1 |
0,93 |
0,90 |
куб. |
м |
0,37 |
0,261 |
куб. |
м |
14,6 |
12,9 |
штук |
4 |
2 |
|
кв. |
м |
11,6 |
10,9 |
кг |
|
40 |
26 |
кг |
|
1,0 |
0.85 |
кг |
|
2,2 |
1,93 |
Сопоставление сметных и производственных норм рас хода строительных материалов показывает, что бережли вым отношением к материальным ресурсам может быть до
стигнута немалая экономия в затратах на строительство.
Разработка производственных норм расхода материалов (на основе типовых производственных норм !) — дело строи тельных организаций, поскольку в таких нормах должны учитываться местные особенности строительства и его ма териального обеспечения. Производственные нормы расхода строительных материалов следует периодически пересмат
ривать, потому что в них должны находить отражение до-
1 Типовые производственные нормы одобрены Госстроем СССР и изданы Госстройиздатом.
42
стижения новаторов строительного производства, обеспе чивающих выполнение работ с минимальными затратами материальных ресурсов.
*
В разработке мероприятий по снижению себестоимости
строительно-монтажных работ должен принимать участие весь коллектив строительной организации. Особенно важна
мобилизация творческой инициативы и производственной
активности каждого ее работника.
Шаблонный подход к делу, использование готовых рас четов из данных об эффективности запланированных меро приятий без учета конкретных условий данного строитель ства может принести существенный вред.
Своевременно составляя расчеты экономической эффек
тивности мероприятий на следующий год, необходимо вме сте с тем проанализировать, что дают мероприятия, преду смотренные планом на текущий год, выявить их эффектив ность, установить причины непроизводительных потерь и затрат, наметить пути и меры для их предупреждения в на ступающем году.
Мало составить план мероприятий по снижению себе стоимости строительно-монтажных работ. Необходимо си стематически контролировать его выполнение всеми звенья ми строительной организации, имея в виду, что каждое под
разделение строительного треста и строительно-монтажного управления должно нести материальную ответственность
только за результаты своей деятельности.
Настойчивые поиски в каждой строительной и монтаж ной организации новых прогрессивных технических и орга низационных решений, обеспечивающих повышение произ водительности труда и снижение себестоимости работ,—
путь к достижению лучших качественных показателей ее активности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Стр. |
Методические советы............................................................................................. |
3 |
Стоимость строительной продукции .......................................................... |
3 |
Себестоимость строительно-монтажных работ'..................................... |
9 |
Основные пути снижения себестоимости строительно-монтажных
работ.......................................................................................................... |
13 |
Резервы снижения |
себестоимости строительно-монтажных |
работ................................... |
23 |
Автор Василий Васильевич Успенский Редактор Ю. Н. Дубровский
Техредактор Н. А. Флаксерман
Корректор В. А. Гвоздев
А 00189. |
Подписано к печати 16/Ш 1960 г. |
Зак. 211 |
|
2,5 п. л. |
2,2 авт. л. |
Цена 60 коп. |
Тираж 3000 |
Типография Общества по |
распространению политических |
||
|
и научных |
знаний РСФСР |
|