Файл: Станис Л.Я. Движение, пространство, время и теория относительности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ципа относительности, а именно: раз по внутреннему по ведению тел прямолинейно и равномерно движущейся системы нельзя установить, покоится она абсолютно или все-такие движется, значит за всяким таким состоянием движения можно было предполагать абсолютный в от ношении мирового пространства покой. Практически любое прямолинейное и равномерное движение прирав нивалось к покою и рассматривалось как привилегиро ванная система отсчета. Теоретически оно выступало в качестве исходной опоры при анализе любого состояния движения. Во всей классической физике, начиная с ньюто новой механики, прямолинейное равномерное движение служило дипломатическим представителем абсолютного, покоящегося пространства как абсолютной системы от счета, хотя оно ничего не давало для реального установ ления абсолютной скорости. В качестве опосредствован ного доказательства ее существования использовалось ус коренное движение. Словом, в механике и в классической физике по существу исключалась возможность рассмат ривать движение как всеобщий, неотъемлемый и абсо лютный способ существования материи. Вместе с тем оставалась питательная почва для агностицизма: не знаем, и в принципе не можем знать, покоится или дви жется та или иная прямолинейно и равномерно движу щаяся система абсолютно, на самом деле; в частности, например, нельзя установить точно, — покоимся ли мы абсолютно вместе с нашей инерциальной системой — Землей или движемся в мировом пространстве. С подоб ными философскими выводами из принципа относитель ности, к сожалению, приходится встречаться довольно часто, особенно в популярном изложении основ теории относительности.
В недавно выпущенной у нас, в целом интересной и нужной, популярной книге «Теория относительности для
49
миллионов» М. Гарднера в самом начале мы, например, читаем: «Абсолютно ли движение? Существует ли какойлибо класс экспериментов, который с определенностью показал бы, движется объект или покоится? Является
движение |
еще одной относительной категорией, судить |
о которой |
можно, только сопоставляя местоположение |
одного предмета с местоположением другого? Или же движению присуще нечто своеобразное, что делает его отличным от относительных категорий, рассмотренных выше?» '. Далее утверждается, что движение только от носительно, как относительны понятия «верха», «низа», «больше» или «меньше» и т. п., которые как раз и рас сматривались Гарднером выше.
Мы ответим на поставленный вопрос по-другому и сознательно несколько повторимся, ибо в этом суть рас сматриваемой проблемы.
Движению на самом деле присуще нечто исключи тельно «своеобразное», что делает его отличным от лю бых других, более частных категорий. Оно, это «своеоб разное», заключается в том, что лишь движение обладает а б с о л ю т н о всеобщим значением. Движение материи обладает универсальным всеобщим значением, безотно сительным к чему бы то ни было другому. Материальное движение (движущаяся материя) представляет собою всеобщую и абсолютную, т. е. ни к чему другому не отно симую, все в себя и саму себя вмещающую, субстанцию мира. Материальное движение, как изменение вообще, не только не к чему, кроме как к самому себе отнести, но и нечему противопоставить. Противопоставление мате риального движения движению мыслительному имеет место лишь в пределах основного гносеологического во-1
1 |
М. |
Г а р д н е р . Теория относительности для миллионов. М., |
1965, |
стр. |
19. |
50
проса. Противопоставление движения покою есть лишь противопоставление одного состояния движения — сос тояния его изменчивости другому его состоянию— равно весию, относительной неизменности, но опять-таки в са мом движении. Вне и кроме материального движения, по мимо и независимо от движения материи, ничего нет, так как нет ничего вне и к р о ме . Движение относится толь ко к движению. Устойчивость, равновесие, неизменность, неподвижность в определенных отношениях, т. е. покой в движении, в отношении к которому рассчитываются (и существуют) параметры движения, относительны и
временны. |
Поэтому м е р а конкретного движения, с т е |
п е н ь его |
проявления всегда относительны, само же |
состояние движения материи всегда и всюду абсолют
но, безотносительно к «другому». |
«абсолютного |
|||
Эйнштейн, не соглашаясь |
с понятием |
|||
движения», выступал против |
возможности определять |
|||
его абсолютную меру, |
с т е п е н ь в |
отношении |
к |
|
абсолютно покоящейся, |
привилегированной системе |
от |
с ч е т а . Здесь дилемма оказывалась таковой: признать объективно существующей абсолютную скорость движе ния, тем самым означало признать объективно сущест вующим абсолютный покой (неподвижное абсолютное пространство, мировой эфир). Если в принципе отверг нуть возможность существования абсолютной скорости и признать ее только относительным параметром движе ния, значит тем самым признать существование Мира в состоянии всеохватывающего, всепроникающего мате риального движения, где нет места привилегированной системе отсчета, абсолютному покою, неподвижному, всегда самому себе равному мировому пространству.
Привычка думать, что движение всегда лишь резуль тат толчка, внешнего воздействия какой-то силы, что самопроизвольного, само по себе существующего дви
51
жения как самодвижения материальных тел вообще нет, настолько прочно вошла во все наши представления, что она и сейчас в значительной мере не устранена. Она не зримо давит на нас. Ее трудно устранить потому, что в практике обыденной жизни мы постоянно наблюдаем, как внешнее воздействие одних тел вызывает изменение, движение других. Иначе говоря, обыденный, «здравый смысл», наш рассудок все еще по-старому видит в покое тел нечто исходное, абсолютное, не требующее дальней шего обоснования, а в их движении — нечто привходящее, требующее для самого своего обоснования установления какой-то другой, исходной причины или «силы», лежа щей вне материальных тел. А, собственно, почему? Ведь при некотором напряжении мысли, переходя от созерца ния и наблюдения окружающей действительности к ее пониманию, к размышлению о ней, мы не сможем найти или выделить в известном нам мире ни космического тела, ни обычного предмета, ни одной пылинки и даже ни одной микрочастицы, которые бы абсолютно покои лись. Однако для того чтобы ввести лишь предположе ние о том, что тела способны сохранять свое равномерное движение без ускорения сколь угодно долго, науке по требовалось около двух тысяч лет (исключая, пожалуй, идеи Гераклита). Но и после введения его Галилеем потребовалось еще около двух веков, пока Энгельс на основе обобщения достижений многих исследователей, с позиций научной философии доказал, что нет материи без движения, как движения без материи, что только в движении обнаруживаются свойства тел, «...о теле, которое не находится в движении, нечего сказать», — пи сал он в «Диалектике природы» Г Несколько больше времени потребовалось для обоснования, теперь уже1
1 Ф. Э н г е л ь с . Диалектика природы. М., 1948, стр. 199.
52
Эйнштейном, бессмысленности абсолютного покоя с по зиций физики, который последовательнее, чем Галилей, провел принцип относительности, распространив его на любое, в том числе и на ускоренное движение. Как здесь не вспомнить предупреждения Энгельса об ограничен ности так называемого обыденною здравого рассудка, когда мы выходим из области «четырех стен домашнего обихода» в область теории, а также его критику абсо лютизации «сил» в механике. «...Прибегая к понятию силы, — писал он, — мы этим выражаем не наше знание, а н е д о с т а т о ч н о с т ь нашего знания о природе за кона и способа его действия»'. И далее: «В механике причины движения принимают за нечто данное и инте ресуются не их происхождением, а только их действия ми. Поэтому если ту или иную причину движения назы вают силой, то это нисколько не вредит механике как таковой, но благодаря этому привыкают переносить это обозначение так же и в область физики, химии и биоло гии, и тогда неизбежна путаница»12.
Теория относительности в о с с т а л а против целого ряда веками утверждавшихся привычек и понятий. Посвоему она разрешила те противоречия классической механики, о которых речь шла выше, чего нельзя было бы сделать в пределах самой механики чисто теоретиче ски. Импульсом к решению этих противоречий послу жило дальнейшее развитие физики, исследование целого ряда новых явлений (электромагнетизма, в первую очередь), а также новые эксперименты (опыты Физо, Майкельсона — Морли и др.). Средством выражения новых идей послужили сделанные к тому времени дости
жения |
в области |
математики. В первую очередь сюда |
|
1 |
Ф. |
Э н г е л ь с . |
Диалектика природы. М., 1948, стр. 57. |
2 |
Та м ж е, стр. |
60—61. |
53
следует отнести неевклидову геометрию, которая обяза на своим появлением выдающемуся русскому матема тику Н. И. Лобачевскому. Позже она была разработана крупнейшим немецким математиком Риманом. Непо средственно Эйнштейн использовал достижения четырех мерной неевклидовой геометрии польского математика с мировым именем Германа Минковского.
Первое противоречие классической механики было разрешено теорией относительности в пользу сохранения времени как всепроникающего и всеобщего условия ма териального движения, тем что признавалась предельная скорость распространения любых взаимодействий, кото
рая выступала |
в лице световой скорости (около |
300 000 км/сек). |
Возможность распространения взаимо |
действий с бесконечной скоростью была отвергнута. В ре зультате пришлось вместо классического принципа сложения скоростей принять другой, предложенный Эйн штейном, вместо галилеевых преобразований коорди нат — лоренцовы преобразования.
Второе противоречие по существу было разрешено в пользу всеобщего значения ньютонова закона действия
ипротиводействия, теперь распространявшегося на взаи моотношения пространства и времени, с .одной стороны,
идвижения материи, с другой. В результате простран ство и время переставали быть некими вместилищами, абсолютно независимыми от состояния движения материи. Вместе с тем они переставали быть независи мыми относительно друг друга физическими реально стями, превращаясь в единую всеобщую форму, струк туру материального движения, в пространство-время, которая, в конечном счете, определяется взаимодействием
идвижением материальных систем.
Разрешение третьего противоречия теорией относи тельности было направлено в сторону более последова
54
тельного проведения галилеева принципа сохранения телами состояния равномерного движения без ускорения как закона природы, который лежал в основе принципа относительности.
Материальное движение в результате приобретало не только всеобщий, но и абсолютный, безотносительный к чему бы то ни было другому, характер. Относительным теперь оказывалась мера , степень проявления движения материальных систем, выражающаяся в пространствен но-временных параметрах. Покой приобретал только от носительный и временный характер как момент устой чивости, равновесия и относительной неизменности в движении. Первое противоречие разрешалось уже в спе циальной теории относительности, остальные два — главным образом в общей теории относительности.
Иными словами, теория относительности с позиций физики на конкретном естественнонаучном материале раскрывала единство материи и движения, зависимость пространственно-временной структуры мира от состоя ния движения материи. Материальное движение (движу щаяся материя) выступало как субстанция мира, как его содержание, которое существует в своей всеобщей пространственно-временной форме. Законы связи и взаи модействия между формой и содержанием, между про странством-временем и материальным движением и устанавливает теория относительности. Вот о чем гово рит анализ взаимоотношения философии и естествозна ния.
В результате возникновения идей теории относитель ности наука получила дополнительное обоснование диа
лектического |
единства пространства, времени, |
материи |
||
и движения, |
раскрывая их все |
более |
тесную |
связь и |
взаимообусловленность. |
данном |
случае |
физики) |
|
Развитие |
естествознания (в |
55