Файл: Сорокин Э.И. Взлетно-посадочные характеристики летательных аппаратов [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
hp
Слагаемое q - ввиду его малости не оказывает существенного
влияния на /-посд при изменении веса. Следовательно, длина посадочной дистанции оказывается практически пропорцио нальной весу самолета. Каждый процент увеличения веса при водит к росту посадочной дистанции также на 1%, а при по садке с меньшим весом Lnocд сокращается.
Относительное изменение Ьпосл можно выразить:
А 7.ПОСД |
ДG |
Т'ПОСД |
О |
где |
|
A 7-ЛОСД—- 7.ЦОСд ф |
^-пос цст |
представляет собой разность посадочных дистанций при фактическом и стандартном Значениях веса, а Д G — G$ — GCT
— разность фактического и стандартного весов.
Изменение температуры и давления воздуха приводит к из менению скорости планирования и посадочной. Уменьшение температуры приводит к росту плотности и уменьшению длины посадочной дистанции. Влияние давления приводит к противо
положному результату. Заменив в формуле (1.30) р = |
0,0474 |
||||
„ |
hp |
получим: |
|
. |
|
и пренебрегая |
|
|
|||
LПОС Д = |
GT ( |
1 |
1 |
(1-31) |
|
0,0474 p\gC y mS |
ПОС S~*~;'cp SCy |
Относительное изменение посадочной дистанции получим пос ле логарифмирования и дифференцирования полученного вы ражения.
У 7-пое д ^ |
Д 7 \ |
|
Д,ОСД |
= |
Т ’ |
А 7 .ПОС Д |
|
^ Р |
7 -ПОС Д |
|
Р |
где |
|
|
Д Т — Гф 7"CTj |
Д р —рф Pet* |
39
При посадке с ветром встречного или попутного направления изменяются длины пробега и длина планирования — выдер живания. Посадочная скорость, вычисляемая относительно воздуха при наличии ветра, не меняется, а путевая скорость, определяющая длину пробега Плут, будет отличаться от Vnoc на величину скорости ветра - г IFcosр>(фиг. 16). В этом случае, считая среднее ускорение не зависящим от ветра, что практи чески имеет место, получим:
V |
2 |
1 |
W COS |
(VnQc±lFcOS^)2 |
Г |
d. (V'1) |
= |
||
Lп р W — ■ |
2/ср |
2/ср |
|
2/ср |
Знак «— относится к ветру встречного направления, а «+»
— к попутному.
При выполнении планирования, выравнивания, выдержива ния и парашютирования скорости VnJl и 1/Г10с не меняются в за висимости от ветра, так как выдерживаются летчиком отно сительно воздуха. Вследствие этого время выполнения этих этапов не изменяется. Однако за это время относительно земли самолетом будут пройдены различные пути в зависимости от скорости и направления ветра (фиг. 27).
Время |
планирования |
и |
выдерживания можно |
рассчи |
|||||
тать при |
отсутствии |
|
ветра |
по |
средней |
скорости, |
равной |
||
0,5 (Vnoc+ |
Упл). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
— |
|
— -: |
^ лл выд — |
\ ± t nnW cos 3. |
|||
|
V — о |
|
, |
/ |
------ / |
|
|
||
|
0,5(1/пл + |
а |
д |
|
w ~ o |
выд |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
40
В итоге при посадке против ветра длина посадочной дистанции сокращается, а при попутном ветре увеличивается.
Состояние поверхности аэродрома и эффективность тор можения колес сказывается на длине пробега самолета через изменение коэффициента трения / пР.Так, например, обледене ние взлетно-посадочной полосы приводит к снижению коэффи циента в 1,5—2 раза, к увеличению длины пробега на 30 ^ 50г)/о. Отказ тормозов при пробеге сопровождается умень шением коэффициента трения в несколько раз и соответствен ным увеличением длины пробега. Так, например, пробег само лета Ил-14 в случае отказа тормозов увеличивается примерно в 2 раза, достигая значения cv>1200 м, вместо 550 м, при нор мальном использовании тормозов.
Г Л А В А II
СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Современные летательные аппараты, имеющие высокие значения нагрузки на крыло, требуют значительных по разме рам взлетно-посадочных площадок, в связи с чем проблема уменьшения взлетной и посадочной дистанций является чрез вычайно важной. Особенно острей эта проблема является для околозвуковых скоростных и особенно сверхзвуковых само летов, крылья которых имеют малые удлинения и набираются из специальных скоростных профилей для получения удовлет ворительных характеристик на больших скоростях полета. Однако в условиях малых скоростей и больших углов атаки, соответствующих взлетно-посадочным режимам, крылья по добного типа имеют низкие несущие свойства, в результате чего сильно возрастают длины взлетной и посадочной дистан ций.
Применение обычной механизации в виде щитков, закрыл ков на треугольных крыльях малого удлинения, предназначен ных для сверхзвуковых скоростей, не дает возможности полу чить достаточно высокие значения Сушкс- В связи с этим в по следнее время большое внимание уделяется разработке новых средств увеличения подъемной силы крыла на взлете и посадке.
Рассмотрим различные методы улучшения взлетных харак теристик самолета. Для уменьшения длины разбега и взлетной дистанции в целом необходимо увеличить ускорение и умень шить скорость отрыва. Увеличение ускорения при взлете обыч-
41
Но достигается за счет кратковременного повышения мощ ности (тяги) двигателя за счет форсирования его режима. При работе двигателя на форсированном (взлетном) режиме тяга повышается на 20 ^ЗСН/о. Для более существенного увеличения тяги и ускорения при взлете весьма эффективным средством является использование стартовых ускорителей, представля ющих собой дополнительные двигатели жидкостно-реактив ного или порохового типа.
§ 1. Взлет с ускорителями
Целесообразность применения ускорителей обусловливает ся их сравнительно небольшим весом по отношению к началь ному весу летательного аппарата. Рассмотрим разбег лета тельного аппарата с применением ускорителей.
В общем случае время работы ускорителя может быть мень ше времени выполнения разбега. При этом сокращение длины разбега будет зависеть не только от величины дополнительного
ускорения, создаваемого ускорителем, но |
и от момента его |
||||||
включения. |
|
|
|
|
|
|
|
Обозначим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
ускорение, создаваемое при разбеге тягой |
||||
j y —8 ~q -— среднее |
|||||||
|
ускорителя; |
|
|
|
|
||
j 1 |
среднее ускорение, полученное |
при работе основ |
|||||
|
ной двигательной установки; |
|
|
||||
|
Пекл— скорость, при которой ускоритель включается в |
||||||
|
работу; |
|
|
|
|
|
|
^выкл— скорость выключения ускорителя; |
|||||||
|
ty— время работы ускорителя; |
|
|
||||
|
Уотр — скорость отрыва; |
|
|
|
|
||
|
Lp— длина разбега без использования ускорителей; |
||||||
|
LPy— длина разбега с ускорителями. |
|
|||||
Длина разбега при использовании ускорителей, работаю |
|||||||
щих |
на участке |
от |
VBKJI до |
ЦВЫкл, |
может |
быть представлена |
|
фиг. |
28: |
|
|
|
|
|
|
|
у |
2 |
у |
Кв, |
V |
2 — V |
|
|
У ВКЛ |
. У В! |
V |
отр |
У BJ |
||
|
"РУ■ 2Д |
2 U + / ' у) |
+ |
|
2А |
42
Длина разбега без ускорителей равна:
|
|
|
, _ V OTp2 |
|
|
|
|
|
|
|
Lp~ |
2Л ‘ |
|
|
|
Найдем |
разность |
длин .разбега A Z.py = |
Z.p — Lpy (уменьшение |
||||
длины) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\J |
2 _ |
1 / |
2 |
V,ВЫКЛ |
V |
Z .p |
Lpy — 1 Lpy — у |
ВЫ КЛ |
У в к л |
|
У вкл |
||
|
|
|
2Д |
|
2 (Л +Уу) |
||
|
|
' ВЫКЛ |
У ВКЛ |
1 - |
|
|
|
|
|
2Л |
|
1 + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V - V g n |
V- V°TP V*Vm |
|
|
|
1Ру |
|
«■ |
|
|
-aLР* |
|
|
L, |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фиг. |
23. Схема взлета с |
ускорителями. |
Вычислим относительное уменьшение длины разбега, для чего отнесем A Lpy к общей длине разбега без ускорителя,
A Lpy_ |
2 _1/ |
2 |
|
|
|
||
ВЫ КЛ |
•' в к л |
|
|
|
|||
Lp |
|
Нсо т р |
|
|
1 + ;А |
|
|
|
|
|
|
|
|
} 1 |
|
_ (^ВКЛ ~f~ ^выкл) (Ч^выкл |
^вкл) |
1 - |
|
||||
|
|
Vcотр |
|
|
|
1 + |
Jy |
Д LРУ |
^ВЫКЛ4“ Нв, |
1 |
1 |
\ |
(х /Л + А \ |
||
Lp |
|
Нотр |
1-J- -фс I |
\ |
/ |
||
|
|
||||||
|
|
|
|
43