Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
8*
071
Рис. 23. Схема вскрытия карьерного поля одним уступом (размеры в м):
1 — роторный экскаватор; 2 — забойный транспортер; 3 — отвалообразователь; 4 — отвальный транс портер; 5 — отвалообразователь.
108
Рис. 24. Схема отработки верхнего уступа (размеры в м):
Г— роторный экскаватор; 2 — забойные конвейеры; 3 — отвалообразователь ОШ-4500/180; 4 — отвальный
Рис. 25. Схема отработки нижнего уступа (размеры в м):
Э10
j — роторный |
экскаватор; |
2 — забойный |
конвейер нижнего уступа; 3 — отвалообразователь ОШ-4500/180; |
4 __ забойный |
конвейер верхнего уступа; |
5 — поперечный конвейер; 6 — отвалообразователь ОШ-4500/90; |
|
7 — отвальный конвейер; |
8 — отвалообразователь ОШ-4500/90; 9 — бункер-пнтатель. |
I
Таблица. 18
Сравнение вариантов вскрытия Запорожского карьера
Показатель |
Единица из |
По проекту |
По предлагае |
мерения |
мому способу |
Срок строительства . . . |
лет |
3—4 |
Объем горнокапитальных |
|
18,179 |
работ ......................................... |
МЛН. Л(3 |
|
Стоимость гориокапиталь- |
тыс. руб. |
8646,0 |
ных работ ............................. |
Ъ\ |
ю о |
|
1 |
1,43
526,2
Применение приведенных прогрессивных способов под готовки карьеров к эксплуатации обеспечит сокращение сроков строительства карьеров и снижение вложений на горнокапитальные работы в бассейне.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВСКРЫШНЫХ РАБОТ*
В настоящее время на карьерах Никопольского мар ганцевого бассейна имеется много высокопроизводительно го отечественного оборудования. Как показывает опыт строительства и эксплуатации карьеров во многих случаях это оборудование используется недостаточно эффективно. Выбор рациональной технологической схемы, которая, учитывая условия карьерного поля, обеспечивала бы полу чение наилучших результатов при использовании того или иного оборудования является актуальной задачей, не тер пящей отлагательства. Выбор рациональной схемы для производства вскрышных работ зависит в основном от мощ ности покрывающих пород и установленной производи-
* Написано при участии инж. Ю. А. Чернегова.
ПО
тельности карьера по добыче марганцевой руды. В усло виях бассейна должны найти применение как бестранспорт ная, так транспортно-отвальная и комбинированная си стемы разработки вскрыши.
Бестранспортная система разработки в определенных пределах является наиболее экономичной, так как при ней полностью исключаются дорогостоящие операции по тран спорту вскрышных пород в отвалы и содержанию отваль ного хозяйства, а механизация работ осуществляется по принципу совмещения процессов с применением высокопро изводительных экскаваторов, выполняющих все операции по вскрыше. Область применения бестранспортных систем разработки ограничивается возможностью размещения вскрышных пород в выработанном пространстве и рабочими параметрами применяемых экскаваторов. При бестранспорт ной системе разработки, как показали исследования, про веденные под руководством Н. В. Мельникова, наиболее рациональной является разработка карьерного поля по схеме «экскаватор—карьер». Отличительными особенностями этой схемы являются отсутствие разделения карьера на обособленные вскрышные и добычные уступы с отдельными рабочими площадками и поочередное производство одним и тем же канатно-ковшовым экскаватором вскрышных и добычных работ. Весь объем вскрышных пород разме щается в выработанном пространстве, а руда через бункерпитатель грузится в средства транспорта, расположенные на поверхности. В условиях Никопольского марганцевого бассейна возможна разработка карьерных полей по схеме «экскаватор—карьер» различными канатно-ковшовыми эк скаваторами. Так, параметры экскаваторов ЭШ-4/40 позво ляют разрабатывать по схеме «экскаватор—карьер» участки с мощностью вскрыши 5—10 м, ЭШ-6/60—12—15 ж,
ЭШ-14/75—17—20 ж; ЭШ-15/90—22—25 ж и ЭШ-25/100—29— 32 ж. Схема «экскаватор—карьер» отличается простотой,
111
концентрацией работ и самой высокой экономичностью, причем с увеличением емкости ковша себестоимость разра ботки вскрыши снижается. По данным Н. В. Мельникова, себестоимость разработки 1 м3 вскрыши канатно-ковшовым экскаватором ЭШ-80/100 составит 5 коп. против 10,3— 11,5 коп. экскаватором ЭШ-15/90 и 8—9 коп. экскавато ром ЭШ-25/100.
Следующим по экономичности вариантом бестранспорт ной системы разработки является простая система, кото рая характеризуется отсутствием на вскрышных работах транспорта и переэкскавации. Весь комплекс вскрышных работ выполняется одним экскаватором, а для добычи полез ного ископаемого применяется другой экскаватор. Для вывозки добытого полезного ископаемого необходимо иметь внутрикарьерный транспорт. За счет этого при тех же са мых экскаваторах возможная для разработки мощность вскрыши уменьшается на 20—50% по сравнению с мощно стью вскрыши, разрабатываемой по схеме «экскаватор— карьер».
Наименее эффективным вариантом бестранспортной си стемы разработки является разработка вскрыши с переэкскавацией. При этом вскрышные работы производятся последовательно двумя или большим количеством экскава торов. Первый экскаватор производит экскавацию породы, последующие—переэкскавацию. Из-за резкого увеличения стоимости вскрышных работ от переэкскавации этот вариант обычно менее экономичен, чем транспортно-отвальная си стема разработки, а иногда и транспортная. Себестоимость разработки 1 м3 вскрыши при этом варианте в зависимости от коэффициента переэкскавации в два и более раза выше, чем при простой бестранспортной схеме.
Транспортно-отвальная система разработки по экономич ности может в ряде случаев конкурировать с бестранспорт ной. Существенным достоинством этой системы является
112
поточность процесса разработки вскрыши, обусловленная применением машин непрерывного действия. Поточность механизации разработки позволяет автоматизировать тех нологическую схему вскрышных работ и создает условия для перехода на полную автоматизацию карьеров. При транспортно-отвальной системе разработки применяются как консольные отвалообразователи, так и транспортно отвальные мосты. В настоящее время промышленность
СССР выпускает роторные экскаваторы и консольные от валообразователи производительностью 500, 1000 и 3000 м3/ч и создаются машины производительностью 8000 м3/ч. Возможная мощность вскрыши, разрабатываемой этими роторными экскаваторами, зависит от их рабочих параметров (табл. 19). Техническая характеристика кон сольных отвалообразователей приводится в табл. 20.
Поданным Днепропетровского горного института им. Ар тема стоимость разработки 1 м3 вскрыши при транспортно отвальной системе с использованием комплекса машин не прерывного действия в Никопольском марганцевом бас сейне составит: при производительности комплекса 1000 м3/ч — 4 коп. и при производительности 3000 м3/ч — 6 коп. По данным Института горного дела им. Скочинского, стоимость разработки 1 м3 вскрыши при транспортно отвальной системе с использованием комплекса машин не прерывного действия производительностью 8000 мв/ч со ставит 5—6 коп.
Транспортно-отвальные мосты широко применяются для разработки месторождений керченских железных руд и бу рых углей Украины. Украинским научно-исследователь ским институтом и УкрНИИпроектом для разработки основ ного уступа Шевченковского карьера принят транспортно отвальный мост. Технико-экономические показатели раз работки вскрыши мощностью 35 м транспортно-отвальным мостом несколько ниже, чем комплексом машин производи-
113
Ö
гзг
а
Ьч
Техническая характеристика роторных экскаваторов
а
3
а
(7)
а.
о
а. (D
со
о |
О |
о |
О |
( О |
(N |
о |
о |
о |
О |
- ч |
— |
C D |
о |
с - |
С О |
|
|
0 0 |
0 0 |
OJ |
|
|
|
о |
О |
о |
о |
і о |
|
ю |
о |
со |
о |
|
|
Г". |
о |
см |
с о |
|
|
СО |
с о |
с м |
|
|
|
О
о
о
о
ю
п
о лг.
&SS
R Ч га
ѵ> Л)
га S Я
йV Я—1 Д
Й Ч щQJD 2
я л Я н*Гнf* У
CJ и *
а, о
О° я-п 5
о
ь
[
1
1
J
ю
(М
1 |
8 |
1 |
с о |
СО
о
1 ° 0 0
1 см
CL
Он
о
к |
Я |
о. |
9й |
a |
§ |
о |
|
ja |
о |
о |
Э |
ч |
я |
о . m |
|
га |
|
|
о |
I |
й & “ |
||
Т* |
О |
Üj |
о |
£ |
о |
S |
ч |
$ |
я |
то |
о |
** |
2 |
S |
я |
|
щ tj |
гг |
о |
ю |
Ю |
Ю |
Ю |
|
||
|
О |
со" |
|
|
|
О ) 0 0
— о |
< м |
' |
I |
с о |
с^. |
22 |
|||
|
ю |
1 |
|
|
о
о. .
с
к £ |
|
_ |
|
га |
• |
|
|
|
а. |
• |
|||
|
S : |
о |
||||
£ |
я |
|
s= |
|
|
|
я |
СОя |
*° |
|
|
||
S3 |
Я |
ЕС |
Я |
я : |
|
|
|
|
|
S |
шI |
|
|
|
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
га |
га '>. тg |
||
г а д а й |
° |
- я |
о |
|||
Ь |
я |
>» |
я |
|
и |
о |
Я |
ю |
я |
га |
О |
о |
а) |
У >. ес |
2 |
fl |
О |
|||
я |
г- |
га |
|
я |
|
о |
са L- а. |
|
ш О-<■а |
||||
|
|
|
|
О |
|
я |
|
|
|
|
ь |
|
н |
114
3
ѵ§
<3
Техническая характеристика отвалообразователей
115
тельностью 3000 м3/ч Ново-Краматорского завода. По дан ным ДГИ им. Артема при равных капитальных затратах на приобретение оборудования среднемесячная производи тельность труда одного рабочего с применением консоль ных отвалообразователей в 1,8 раза выше, а стоимость раз работки 1 м3 вскрыши, приблизительно, на 20% ниже по сравнению с применением транспортно-отвальных мо стов. Таким образом, при применении транспортно-отваль ной системы разработки предпочтение следует отдать кон сольным отвалообразователям.
В связи с тем, что мощность покрывающих пород на большинстве месторождений составляет 60—80 м, а имею щееся горно-транспортное оборудование позволяет отра батывать уступы при бестранспортной системе разработки высотой до 35—40 м и при транспортно-отвальной системе до 50 м, применение этих систем разработки в чистом виде для отработки большинства месторождений бассейна не пред ставляется возможным. Поэтому отработка верхней части толщи покрывающих пород должна производиться по дру гой системе. Наиболее целесообразной системой разработки для этой цели в условиях бассейна является транспортная система. Анализ технико-экономических показателей раз работки верхнего уступа с применением железнодорожного, автомобильного и конвейерного транспорта показал, что наиболее экономически эффективным является конвейер ный транспорт. По данным ИГД им. Скочинского, стои мость разработки 1 м3 вскрыши при транспортной системе комплексом машин (роторный экскаватор, ленточные кон вейеры, отвалообразователь) производительностью 8000 м3/ч составит 10 коп.
Исследования, проведенные в ИГД им. А. А. Скочин ского, показывают, что основным оборудованием для раз работки месторождений бассейна на перспективу 15—20 лет является комплекс машин производительностью
116
8000 м31ч. При этом ряд участков (Покровский, Сулицкий, Чертомлыкский), максимальная мощность вскрыши на ко торых не превышает 50 м, могут быть отработаны целиком по транспортно-отвальной системе. Длина фронта работ и его подвигание определяются природными горнотехни ческими условиями. На указанных участках производи тельность комплекта по вскрыше составит до 38 млн. м3/год, обеспечиваемая при этом производительность по руде — до 3,5 млн. тігод.
Мощность вскрыши на основных участках бассейна со ставляет 60—70 м и более. Имея в виду изготовление на Ново-Краматорском машиностроительном заводе ленточ ных конвейеров и отвалообразователей, комплектных к ро торному экскаватору производительностью 8000 м3/ч, ИГД им. Скочинского установил, что эффективное применение комбинированной системы разработки с использованием комплекса производительностью 8000 м3/ч ограничивается мощностью вскрыши порядка 90—100 м, при этом средняя мощность вскрыши 70—75 м. Применение в этих условиях комплексов производительностью 8000 м3/ч обеспечивает годовую производительность по руде 3,0—3,3 млн. т. Раци ональная длина фронта работ 1500—1750 м, подвигание фронта работ 500—600 мігод.
Область применения комплекса производительностью 3000 м3/ч целесообразно ограничить транспортно-отвальной системой разработки на относительно ограниченных уча стках (Алексеевский и др.), а также, в отдельных случаях, на передовом уступе по транспортной системе в тех карье рах, где на основном уступе установлен комплекс произво дительностью 8000 м3/ч. В последнем случае годовая добыча руды обеспечивает на уровне 2,0—2,5 млн. т. В случае применения машин производительностью 3000 м3/ч как на основном, так и на передовом уступе при комбинированной системе разработки рациональная длина фронта работ со
117