Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
красно-бурые и темно-серые глины средней мощностью 5 м и изменением мощности от 0 до 20 м, а затем известняк мощностью 0—11 м. Пласт известняка состоит из двух разновидностей. Верхняя часть пласта (средней мощностью 4 м) имеет прочность до 67 кГ/см2 и может попутно добы ваться как второе полезное ископаемое. В настоящее время разработка известняка производится подземным способом. Нижняя часть пласта, средней мощностью 1,2 м, сложена рыхлым известняком-ракушечником и ценности не пред ставляет. Ниже известняка расположены зеленые глины мощностью от 3 до 30 м при среднем значении 17 м и мелко зернистые сарматские пески мощностью от 0 до 14 м при среднем значении 5 м. Непосредственно на рудном пласте залегают песчанистые яблочно-зеленые глины мощностью 8—18 м при среднем значении 14,5 м. Пласт марганцевой руды состоит из песчано-глинистой породы с включением в нее окисных и карбонатных руд различной формы и раз меров. Мощность пласта в пределах карьерного поля изме няется от 0,5 до 3,2 м ив среднем составляет 2,1 м. Средний коэффициент вскрыши 15,5 м3/т. Залегание пласта близко к горизонтальному с незначительным уклоном к юговостоку.
Гидрогеологические условия карьерного поля довольно сложные. Почти повсеместно наблюдается наличие трех четырех водоносных горизонтов. Карьерное поле вскрыто наклонной выездной траншеей и разрезной траншеей, прой денной по балке Грушевская. Выездная траншея примыкает к северо-восточному торцу разрезной траншеи и выходит в балке на поверхность (рис. 21).
Проектом принята комбинированная система разработки с сочетанием транспортно-отвальной и транспортной систем (см. рис. 13). Первоначально нижний (основной) вскрышный уступ предполагалось отрабатывать при помощи транс портно-отвального моста по схеме, принятой для Шевчен-
91
ковского карьера, а верхние вскрышные уступы — ротор ными экскаваторами ЭРГ-350/1000 с транспортировкой вскрышных пород в отвал ленточными конвейерами. В каче стве забойных и наклонных были приняты конвейеры с про-
Но Грушевскую обогатительную фабрику
ШіиіиіШЛіПГі
Р ис. 21. Схема вскрытия Грушевского карьера.
изводительностью в рыхлой массе 1500 м3Іч. В дальней шем система разработки была заменена. Для отработки основного вскрышного уступа высотой 35 м был принят
роторный экскаватор ЭРГ-1600 Щ 31 Ново-Краматорского
завода, работающий на ленточный отвалообразователь ОШ-180/4500 с укладкой вскрышных пород в выработан ное пространство. Отработку верхних вскрышных уступов
92
высотой по 17 м, как и в начале, намечено производить роторными экскаваторами ЭРГ-350/1000 на ленточные кон вейеры. В качестве забойных конвейеров приняты также конвейеры производительностью в рыхлой массе 1500 м3/ч.
Вскрышную породу с забойных конвейеров на соедини тельный перегружают при помощи отвалообразователей, устанавливаемых на каждом уступе в торце карьера. В ка честве соединительного принят ленточный конвейер произ водительностью в рыхлой массе 4500 м31ч, установленный на транспортной берме горизонта первого вскрышного уступа. Порода с забойного конвейера верхнего вскрыш ного уступа передается непосредственно на соединитель ный конвейер. Для перегрузки вскрышных пород с забой ного конвейера второго вскрышного уступа на соединитель ный конвейер применен ленточный отвалообразователь ОГ-50/1500. Порода с забойного конвейера третьего вскрыш ного уступа поступает на ленточный отвалообразователь ОШ-125/1500, с него передается на ленточный отвалообра зователь ОГ-50/1500, установленный на горизонте второго вскрышного уступа, и далее — на соединительный кон вейер. Таким образом, вся порода, разрабатываемая экс каваторами ЭРГ-350/1000, поступает на один соединитель ный конвейер. С соединительного конвейера порода пере дается на отвальный конвейер производительностью в рых лой массе 4500 м3/ч, который при помощи разгрузочного устройства передает ее на ленточный отвалообразователь ОШ-90/4500, установленный на отвалах.
Добычу известняка намечено производить экскаватором ЭКГ-4 на автотранспорт. Добычу марганцевой руды пред полагается осуществлять роторным экскаватором нижнего черпания на железнодорожный транспорт, причем воз можна замена роторного экскаватора канатно-ковшовыми экскаваторами с емкостью ковша 2 м3. Закончена проходка выездной траншеи. Производятся работы по проведению
93
разрезной траншеи. Выемка породы осуществляется экска ваторами СЭ-3 и ЭКГ-4 на автомобильный транспорт с вы возкой породы на внешние отвалы. Горные работы достигли горизонта марганцевой руды и началась ее попутная добыча.
Опыт эксплуатации карьеров в бассейне показал значи тельные преимущества добычи марганцевой руды откры тым способом по сравнению с подземным. Так, производи тельность труда в целом по бассейну при открытом спо собе разработки оказалась выше в 4—5 раз, чем при под земном, а себестоимость добычи і т руды ниже в 1,5— 2,0 раза. Лучшие технико-экономические показатели полу чены на карьерах, применяющих на вскрышных работах экскаваторы ЭШ-4/40 при мощности вскрыши 12—13 м и ЭШ-6/60 при мощности вскрыши до 20 м. Вместе с тем установлены недостатки применяемых технологических схем и пути дальнейшего совершенствования открытых разработок. Замена маломощного электровозного транспорта узкой колеи, применяемого для вывозки марганце вой руды на Новоселовском и Марьевском карьерах, на железнодорожный транспорт нормальной колеи позволила бы улучшить технико-экономические показатели разработки на этих карьерах на 10—20%.
Разработка вскрыши мощностью 30—35 м экскавато рами ЭШ-14/75 с перевалкой ее в выработанное простран ство оказалась сравнительно эффективной. Себестоимость разработки 1 м3 породы составила 5,4 коп. В то же время применение на передовых уступах экскаваторов ЭКГ-4, ЭКГ-8 и СЭ-3 с вывозкой породы в отвалы автомобильным транспортом резко ухудшало показатели работы по карье рам в целом. Так, на Шевченковском карьере себестоимость добычи 1 т марганцевой руды по сравнению с подземной оказалась ниже только на 25 %, а на Богдановском карьере— примерно равной, а в отдельные периоды (первое полуго дие 1961 г.) даже выше, чем при подземной разработке.
94
Для дальнейшего улучшения технико-экономических показателей открытой разработки необходимо совершен ствование существующих технологических схем, а также создание новых технологических схем разработки и строи тельства карьеров на базе горнотранспортного оборудова ния, предназначенного для эксплуатации.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ РАБОТ
ВБАССЕЙНЕ
Внастоящее время развитие горной промышленности идет по пути строительства горных предприятий большой мощности, применения мощного комплексного оборудова ния при наивыгоднейших параметрах его работы, механи зации и автоматизации всех процессов, совершенствования организации труда и наиболее полного использования преимуществ открытого способа разработки. Наиболее
приемлемые рекомендации по совершенствованию откры тых работ в Никопольском бассейне рассмотрены ниже.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРОВ
Выбор параметров карьеров является одним из главных вопросов успешного развития открытой добычи марган цевой руды в Никопольском марганцевом бассейне. Пра вильное установление оптимальной годовой производи тельности, соотношения высот уступов, ширины заходки, длины фронта работ и других факторов улучшает технико экономические показатели открытых работ и расширяет область их эффективного применения. Существующие про ектные решения этих вопросов не имеют должного технико экономического обоснования и являются сдерживающим фактором, мешающим правильному выбору размеров карьерных полей и параметров вскрышного и добычного
95
оборудования. До последнего времени установление воз можной производительности карьеров считалось в основ ном технической задачей, правильность решения которой оценивалась по числу учтенных горнотехнических фак торов. Рекомендуемая оптимальная производительность в этом случае, как правило, обеспечивала минимальную себе стоимость добычи 1 т, руды в пределах одного карьер ного поля, не учитывая при этом наивыгоднейших экономи ческих показателей строительства карьера и его эксплуа тации.
Применение на открытых горных разработках высоко производительного горного и транспортного оборудования при высоком техническом прогрессе народного хозяйства создает новые технические направления в организации горнодобывающих предприятий. Создаются условия эко номичной разработки марганцевых руд на глубинах до 90—100 м на участках с коэффициентами вскрыши 20— 30 м3/т и более, что позволит почти полностью отказаться от подземного способа разработки. Становится возможным применение наиболее эффективных систем разработки, от вечающих горногеологическим условиям. Большие пара метры и высокая производительность нового оборудования при наличии крупных месторождений делают возможным строительство карьеров большой производительности и бо лее экономичной разработки этих месторождений.
Несмотря на то, что строительство карьеров большой про изводительности ведет к увеличению объемов горнокапи тальных работ по проходке траншей и сроков освоения проектной производительности, а также в связи с большой длиной фронта работ и к увеличению пробега грузов, карье ры большой производительности имеют ряд важных тех нико-экономических преимуществ по сравнению с карье рами малой производительности. Во-первых, с увеличением производительности карьера уменьшаются удельные капи-
96
тальные затраты на 1 т годовой добычи. Это связано с тем, что затраты на сооружения, промышленные здания, обо рудование, транспортные коммуникации, энергетическое хозяйство и водоотлив возрастают медленнее, чем произво дительность карьера. Во-вторых, производительность карье ра оказывает значительное влияние на производитель ность труда и себестоимость добычи руды. Повышение произ водительности труда и снижение себестоимости позволяют быстро окупить дополнительные затраты на приобретение более производительного горнотранспортного оборудова ния. Снижение себестоимости при повышении производи тельности карьера происходит за счет роста производи тельности труда и снижения трудоемкости производствен ных процессов, а также снижения постоянной части рас ходов в себестоимости добычи руды. Производительность карьера в основном зависит от горнотехнических условий залегания, запасов и потребности в марганцевой руде. По условиям эффективности капитальных вложений сле дует предпочесть строительство карьеров большой произ водительности. Для уменьшения сроков. строительства мощных карьеров целесообразно применить поочередную подготовку фронта работ с последовательным вводом оче редей в эксплуатацию. Поочередный порядок ускоряет отдачу капитальных вложений. Производительность карье ра непосредственно связана со сроком службы. Как пра вило, срок службы карьера не должен быть менее срока амортизации основных зданий и сооружений, т. е. при мерно 30—40 лет. На отдельных участках с малыми запа сами возможно строительство карьеров со сроком службы до 10 лет; для таких карьеров необходимо применять мобильные комплекты горнотранспортного оборудования.
В условиях Никопольского марганцевого бассейна при больших мощностях (до 70—80 м) и высоких коэффициентах вскрыши (до 20 м31т), когда общие затраты на вскрышные
7 |
763 |
97 |
работы в себестоимости 1 т руды занимают 70—80%, вы бор рациональной производительности карьера необхо димо производить из условия обеспечения наилучших показателей на вскрышных работах — минимальных удель ных капитальных затрат на вскрышное оборудование и эксплуатационных затрат на весь комплекс вскрышных работ. Наиболее полно условия бассейна учтены в иссле дованиях В. П. Аксенова и Н. А. Мельника, которые предложили обоснованные решения по выбору производи тельности карьеров и основных их параметров при приме нении наиболее эффективных комбинированных систем разработки. Эти системы, учитывая горизонтальное залега ние пласта и значительную мощность слабых покрывающих пород, должны иметь в бассейне наибольшее распростра нение. Указанная система разработки при применении машин непрерывного действия в условиях бассейна будет представлять собой комбинацию двух (по числу необхо димых уступов) систем разработки: транспортно-отвальной (роторный экскаватор и отвалообразователь) на основном и транспортной (роторный экскаватор, забойные, соедини тельные и отвальные ленточные конвейеры и отвалообразо ватель на внутренних отвалах) на передовом уступах.
В общем виде задача установления рациональной годо вой производительности была сведена к отысканию таких соотношений годовой производительности, высоты передо- ЕОГО и основного уступов и длины фронта работ, при кото рых удельные затраты на добычу 1 т полезного ископае мого являются минимальными. Наивыгоднейшее решение найдено по двум частным задачам:
а) установление рационального соотношения между вы сотой передового и основного уступов, обеспечивающего минимальные удельные затраты при заданной годовой производительности и длине фронта работ;
б) установление рациональной длины фронта работ,
98
обеспечивающей минимальные удельные затраты при задан ной годовой производительности и высотах передового и ос новного уступов.
По данным В. П. Аксенова и Н. А. Мельника, при об щей мощности покрывающих пород 70 м минимальные затраты 1 м3вскрыши обеспечиваются, если высота основ ного и передового уступов соответственно равна 40—45 и 25—30 м. По удельным капитальным затратам на вскрыш ное оборудование (табл. 16) величина рациональной годо вой производительности карьера разна 3—3,5 млн. т при длине фронта работ 2 км. Удельные эксплуатационные за траты по вскрышным работам на единицу добычи (табл. 17) были рассчитаны с учетом как собственно затрат на экс плуатацию (ремонты, энергия, рабочая сила), так и на амор тизацию.
|
|
|
|
Таблица 16 |
Удельные |
капитальные затраты |
(в руб.) на |
вскрышное |
оборудование, |
отнесенные к 1 т годовой производительности карьера по |
||||
В. П. Аксенову и Н. А. Мельнику |
|
|
||
|
Удельные капитальные затраты ‘(руб.) при длине |
|||
Годовая произво |
фронта работ (км) |
|
||
|
|
|
||
дительность |
|
|
|
|
карьера, млн. т |
1,5 |
2 |
3 |
|
|
1 |
|||
1,0 |
5,127 |
5 ,1 9 6 |
5 ,3 9 3 |
5,955 |
2,0 |
4 ,0 0 7 |
3 ,8 9 4 |
4,010 |
4,354 |
3,0 |
4,001 |
3 ,6 1 9 |
3 ,5 0 8 |
3 ,7 6 5 |
4,0 |
— |
3,639 |
3,570 |
3 ,7 4 0 |
По рассмотренным двум основным показателям вели чины рациональной производительности карьера весьма близки и составляют по удельным капитальным затратам 3—3,5 млн. т при длине фронта работ 2 км, по эксплуата
7* |
99 |