Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ционным затратам 4 млн. т при длине фронта работ 1,5 км. Общая оценка влияния этих факторов позволяет рекомен довать для мощности вскрыши 70—80 м принимать произ водительность карьеров 3—3,5 млн. т и длину фронта работ до 2 км. Результаты исследований рациональных парамет ров Шевченковского карьера, проведенных М. Г. Ново жиловым и Б. Н. Тартаковским, подтверждают приведен ные выводы.
Таблица 17
Удельные эксплуатационные затраты по вскрышным работам по В. П. Аксенову и Н. А. Мельнику
Длина фронта |
Годовая произво |
Средневзвешен |
Суммарные затраты |
дительность |
ные затраты на |
||
работ, км |
карьера по руде, |
I м3 вскрыши, |
по вскрыше на 1 ш |
|
млн. гп |
коп. |
РУДЫ, руб. |
1 |
1,0 |
8,9 |
1,545 |
|
2,0 |
7,0 |
1,217 |
|
3,0 |
6,7 |
1,161 |
1,5 |
1,0 |
9,4 |
1,608 |
|
2,0 |
7,3 |
1,236 |
|
3,0 |
6,7 |
1,138 |
|
4,0 |
6,5 |
1,104 |
2 |
1,0 |
10,1 |
1,712 |
|
2,0 |
7,8 |
1,320 |
|
3,0 |
7,0 |
1,178 |
|
4,0 |
6,8 |
1,155 |
3 |
1,0 |
П ,7 |
1,964 |
|
2 ,0 |
8 ,8 |
1,478 |
|
3 ,0 |
7,9 |
1,324 |
|
4,0 |
7,6 |
1,281 |
Таким образом, увеличение годовой производительности и правильный выбор основных параметров карьеров в Ни-
100
копольском бассейне является крупным резервом совер шенствования открытых работ и позволит снизить затраты на вскрышные работы на 15—20%.
НОВЫЕ СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ТРАНШЕЙ
Опыт эксплуатации роторных и многоковшовых экскава торов, транспортно-отвальных мостов, отвалообразователей и ленточных конвейеров в Советском Союзе и за рубежом при разработке месторождений с мягкими покрывающими породами показывает, что оборудование непрерывного дей ствия по сравнению с оборудованием цикличного действия имеет ряд преимуществ: более высокая производительность,
меньшая удельная |
металлоемкость, меньшая стоимость ка |
питальных затрат |
и более низкая себестоимость разработки |
и транспортировки |
1 м3 горной массы. В настоящее время |
в СССР создаются и выпускаются для вскрышных работ на карьерах мощные роторные экскаваторы, транспортно отвальные мосты, отвалообразователи и ленточные транс
портеры. Часовая |
производительность этих механизмов |
(в плотном теле) |
составляет от 500 до 8000 м3. Созданные |
для эксплуатации, |
эти механизмы могут с успехом приме |
няться и при строительстве карьеров.
Применяющиеся в практике и запроектированные схемы проведения капитальных траншей в бассейне при строитель стве карьеров сводятся к проходке выездной и разрезной траншей и созданию рабочих площадок передовых уступов. Эти работы связаны с переработкой и перемещением иногда на значительное расстояние больших объемов земляных масс. Для типового карьера объем горнокапитальных работ составляет 17—20 млн. м3 грунта, который обычно при существующих способах подготовки карьера разрабаты вается одноковшовыми экскаваторами (прямая лопата) и транспортируется на внешние отвалы автосамосвалами или
101
железнодорожным транспортом. Стоимость горнокапиталь ных работ при таком способе равна 10—12 млн. руб. Такой способ выполнения горнокапитальных работ имеет суще ственные недостатки:
1)длительный период времени строительства;
2)большие капиталовложения;
3)необходимость приобретения большего количества горнотранспортного оборудования для выполнения горно капитальных работ, которое при нормальной эксплуатации карьера не может использоваться;
4)задалживается большое количество рабочих;
5)необходимость строительства временных сооружений на период строительства.
Все это в значительной мере удорожает строительство карьеров. Учитывая наиболее рациональное эксплуатацион ное вскрышное оборудование, которое необходимо приме нять в бассейне, на горнокапитальиых работах должны широко внедряться новые технологические схемы проведе ния капитальных (выездных и разрезных) траншей с по мощью комплекса машин непрерывного действия: ротор ного экскаватора, отвалообразователя, забойных и маги стральных ленточных конвейеров и проходческого ленточ ного конвейера на рельсовом ходу.
Применяемые и запроектированные схемы проведения капитальных траншей роторными экскаваторами на ленточ ные конвейеры требуют либо проходки передовых траншей для установки ленточных конвейеров, либо частых нара щиваний конвейеров или применения нескольких ленточ ных перегружателей. Предлагаемая В. И. Печковским и А. Â. Чернеговым схема проведения капитальных тран шей заключается в следующем. На месторождении с мяг кими покрывающими породами, где для разработки пере дового уступа или всей вскрыши приняты роторные экскава торы, а транспортировка пород осуществляется ленточными
102
конвейерами с укладкой их в отвал отвалообразователями, это же оборудование может применяться и для проведения капитальных траншей как выездных, так и разрезных (рис. 22). Для этого дополнительно к эксплуатационному оборудованию необходимо иметь проходческий ленточный
Рис. 22. Схема проведения капитальной траншеи:
/ — роторный экскаватор; 2 — проходческий конвейер; 8 — монтирующийся за бойный конвейер; 4 — забойный конвейер; 5 — рельсовый путь.
конвейер на рельсовом ходу. В качестве проходческого ленточного конвейера может использоваться принятый для эксплуатации конвейер, который монтируется на ходовые рельсовые тележки. Этот конвейер устанавливается парал лельно забойному конвейеру и перемещается вслед за подвиганием забоя по рельсовым путям при помощи тяговой лебедки или роторного экскаватора. Порода с разгрузоч ного барабана проходческого конвейера передается на забой ный конвейер по наклонному желобу.
При проведении наклонной траншеи вслед за подвиганием роторного экскаватора проходческий конвейер спу скается по рельсовому пути за счет своей массы, движение его контролируется тяговой лебедкой, устанавливаемой
103
на поверхности. Для предохранения ухода в забой кон вейер должен быть оборудован упорными стопорами, уста навливаемыми со стороны хвостового барабана конвейера. При проведении горизонтальной траншеи вслед за ротор ным экскаватором проходческий конвейер передвигается к забою по рельсам, поэтому параллельное проходкой тран шеи можно начинать монтаж следующего забойного кон вейера. Рельсовый путь по мере подвигания забоя разби рается по звеньям и наращивается со стороны забоя. По окончании проходки траншеи проходческий конвейер сни мается с ходовых рельсовых тележек и в дальнейшем может использоваться как забойный.
Длина проходческого ленточного конвейера в зависимос ти от длины принятых забойных конвейеров может быть равной длине или половине длины последних. В первом случае ввод в работу следующего забойного ленточного конвейера не требует остановки проходки капитальной траншеи, во втором — необходима небольшая остановка для стыковки конвейерной ленты и переноса хвостового барабана. Эта работа может совмещаться во времени с месяч ным ремонтом экскаватора, отвалообразователя и ленточ ных конвейеров. Предлагаемая схема проведения капиталь ных траншей по сравнению с существующими схемами обес печивает непрерывность работ, а следовательно, и боль шую скорость проведения капитальных траншей.
Прогрессивный способ проведения разрезных траншей разработан группой горных инженеров треста «ҢикопольМарганец» и Днепропетровского совнархоза. При этом способе подготовки разрезная траншея проходится с при менением оборудования периода эксплуатации. В зависи мости от мощности вскрыши и параметров оборудования, разработаны два варианта: первый — при мощности покры вающих пород до 40 м и второй — при мощности покры вающих пород от 40 до 74 м.
104
По первому варианту в случае применения для экс плуатации карьера комплекса оборудования Ново-Кра маторского завода и мощности наносов в 37 м площадка {по оси траншей) должна иметь длину 139 м и ширину 185 м, а объем работ по подготовке монтажной площадки составит 1430 тыс. м3. В комплекс оборудования при дан ном варианте (рис. 23) входят: роторный экскаватор
ЭРГ-1600 31; забойный конвейер производительностью
(для грунтов в разрыхленном состоянии) 4500 м3/ч\ отвало- образовательОШ-4500/180; отвальный конвейер производи тельностью 4500 м3/ч и длиною 300—350 м и отвалообразователь ОШ-4500/90. После монтажа оборудования начинают вскрышные работы. Разрыхленный с помощью роторного экскаватора грунт через забойный конвейер подается на отвалообразователь ОШ-4500/180, который поднимает его на борт карьера и перегружает через питатель-перегружатель на отвальный конвейер, откуда грунт подается на отвалообразователь ОШ-4500/90, укладывающий его в отвал. Экскаватор разрабатывает забой по всей ширине первого про хода (185 м) (начиная от монтажной площадки) по Чел ноковой схеме. После окончания вскрышных работ на первой ленте уступа забойный и отвальные конвейеры демон тируются, работы в нижнем уступе ведут по обычной типо вой схеме с укладкой разрабатываемого грунта в выработан ное пространство.
По второму варианту подготовительные работы сводятся к проходке въездной траншеи и монтажной площадки в два приема: вначале — на глубину отметки подошвы верхнего уступа, затем, после ввода в эксплуатацию оборудования верхнего уступа,— до отметки пласта полезного ископае мого для расстановки оборудования на нижнем уступе. Комплект оборудования для этого варианта состоит из ро-
торного экскаватора ЭРГ-1600 ^ 31, отвалообразователя
8 |
763 |
105 |
ОШ-4500/180, двух отвалообразователей ОШ-4500/90, комп лекта забойных, поперечных и отвальных конвейеров и бун кера-перегружателя. Наносы первой полосы верхнего усту па при этом варианте вскрывают аналогично первому ва рианту (рис. 24). Ширину первого прохода определяют с учетом возможности размещения оборудования, предназ наченного для разработки верхнего уступа после образо вания траншеи по нижнему уступу. Разработку нижнего уступа (рис. 25) производят тем же оборудованием, что и верхнего. После окончания разработки верхнего уступа оборудование переводится (по выездной траншее) на ниж ний уступ и работает по такой же схеме, что и на верхнем уступе, передавая вскрышу на забойный конвейер верх него уступа. Последний монтируется заблаговременно по мере передвижения забоя верхнего уступа. Вскрыша с за бойного конвейера через поперечный конвейер и отвалообразователь ОІІІ-4500/90, служащий для набора высоты отвала, передается на отвальный конвейер (монтируемый заблаговременно). Затем вскрыша поступает на отвалообразователь ОШ-4500/90, который укладывает ее в отвал.
Во время вскрышных работ |
на нижнем уступе, на верх |
|
нем уступе монтируется |
второй |
роторный экскаватор |
40 |
|
разработки вскрыши |
ЭРГ-1600— 31, предназначаемый для |
верхнего (передового) уступа.
После проходки первой рабочей траншеи по нижнему уступу и монтажа роторного экскаватора на верхнем уступе отвалообразователь ОШ-4500/180 на нижнем уступе раз ворачивается на 180°, демонтируется забойный конвейер нижнего уступа и карьер вступает в работу по нормальной типовой схеме. На примере вскрытия Запорожского карьера (табл. 18) треста «Никополь-Марганец» достаточно убеди тельно показана эффективность применения данного спо соба.
106