Файл: Руководство по укреплению переувлажненных грунтов на автомобильных дорогах цементом и известью..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I

Наименование соли

 

Формула

Молеку­

 

лярный

 

 

 

вес

Сернокислый магний

1

MgS04

120,39

 

 

 

 

1

MgSO47H20

246,50

 

i

Na2S 0 4

142,05

Сернокислый натрий

1

Na2S 0 4- 10H2O

322,21

 

 

/

ai2 (S 0 4)3

342,16

Сернокислый алюминий

1

A!2 (S 0 4)s- 18H20

666,42

 

Сернокислое железо

j-

FeS04

152,03

 

 

 

закисное

l

FeS04-7H20

278,03

 

 

|

Fe2 (S 0 4)3

400,04

Сернокислое железо

 

 

 

окисиое

|

Fe2 (S 0 4)3-9H20

562,04

Т л б л и ц а 5

Переходный

коэффициент

 

1

 

246’5°

 

2 05

120,39

 

 

 

1

 

322,21

 

 

142,05

-

2'“7

 

1

 

666,45

 

5

342,16

-

 

 

1

 

278.03

 

 

152.03

1,83

 

1

 

562.04

 

 

400.04

~

1,4(>

Приме р . Дозировка безводного сернокислого магния установлена равно» 1,5%, кристаллогидрата надо взять 1,5-2,05 = 3,075%.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

 

 

 

Временное сопротивление образцов при

 

 

 

 

сжатии, кг/см2

 

 

 

 

Способ

 

 

 

1

после шести

 

укрепления

 

после 3 суток

после семи

!

 

 

|суток воздуш-

 

грунта

 

воздушно-

суток воздуш-;

но-влажного

 

 

влажного хра-

но-влажного

;хранения и су-

 

 

 

 

 

 

нения

хранения

|точного выдер-

 

 

 

 

 

!живания в воде

 

 

 

 

 

1

 

 

Молотой

негашеной

известью

Не меньше 12

Не меньше 20

 

15 и выше

с добавками солей

 

 

 

 

 

Молотой

негашеной

известью

Не меньше 15

Не меньше 20

 

17,5

и выше

 

и цементом

 

 

 

 

 

 

Жидким

стеклом и цементом

Не меньше 12

Не меньше 20

 

17,5

н выше

Молотой негашеной

известью

Не меньше 17

Не меньше 25

 

20

и выше

и цементом с добавкой солей

 

 

 

 

 

12


повышаются со временем, особенно в первый период после по­ стройки покрытия, что видно из данных таблицы 7. Это должно учитываться при решении вопросов о сроках открытия движе­ ния на дороге и режиме ее эксплуатации.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

 

Относительная величина модуля деформации укреп­

Относительная

влаж­

ленного грунта через указанное время после

 

уплотнения смеси

 

ность грунта

при

 

 

обработке

 

1 сутки

2 суток

3 суток

7 суток

 

 

1,0

 

1,0

1,2-1,3

1,5-1,7

1,8—2,0

0,9

 

1,5-2,0

1,8-2,2

2,5—3,0

2,8-3,6

0,8

 

2,0 -2,5

2,5-3,0

3,3-4,0

3,8-4,5

0,7

 

2,2-3,0

2,7-3,5

3,5-4,5

4,0-5,5

24. При проектировании дорожных покрытий из грунтов, укрепленных в переувлажненном состоянии неорганическими вяжущими материалами, расход которых указан в таблице 4, в качестве расчетных следует принимать модули деформации, приведенные в таблице 8.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

 

 

Начальная

Расчетный модуль деформации

 

 

 

укрепленного грунта, кг/сл2

Способ укрепления

относительная

влажность

супесча­

 

тяжелый

 

 

 

 

 

 

 

 

грунта

суглинистый

 

 

 

 

ный

суглинистый

.Молотой

негашеной из­

/

0,7-0,8

900-1100

700-900

550—700

вестью

с

добавками

\

0,8-0,9

650-900

500-700

400-500

 

солей

 

 

 

 

 

.Молотой негашеной из­

/

0,7—0,8

900-1200

700-1000

550-800

вестью и цементом

\

0,8-0,9

750-1000

600-800

500-650

.Молотой

негашеной из­

/

0,7-0,8

1500-1700

1200-1500

900-1200

вестью

и

цементом

\

0,8-0,9

1000 -1500

800-1200

650-950

с добавками солей

 

 

 

 

 

.Жидким стеклом и це­

 

0,7-0,85

1100-1500

900—1200

700950

 

ментом

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные расчетные модули деформации принимаются в случае обработки грунта и твердения смеси после уплотнения при температуре не менее 10°С. При понижении температуры до — 5° С модули деформации снижаются в ранние сроки при­ мерно на 10—15°'0, а при температуре грунта около 1 °С — на

15—30%.

13


При введении в обработанный грунт скелетных материалов (гравия, щебня, дресвы, кирпичного боя, прочного шлака) в количестве 30—Г;0°/0 от объема смеси расчетный модуль де­ формации повышается на 2 5 -4 0 % .

25.При проектировании покрытий из укрепленных в пере­ увлажненном состоянии грунтов в качестве расчетной машины принимается условный автомобиль Н-13, расчетная относитель­ ная деформация принимается равной 0,045.

26.На военных автомобильных дорогах применяются наибо­

лее

простые

конструкции грунтовых покрытий, включающие

один

или два

конструктивных слоя.

Наиболее целесообразно устраивать однослойные покрытия, состоящие из несущего слоя укрепленного грунта и верхнего защитного слоя, тип которого может быть различным.

Толщина основного конструктивного слоя назначается на

основании расчета прочности, но не должна быть меньше

10 см.

По производственным соображениям толщину этого слоя

неже­

лательно также иметь более 20 см.

 

Если по расчету толщина основного (несущего) слоя

покры­

тия получается больше 20 см,

то покрытие устраивается из двух

раздельных технологических

слоев. Материальный состав каж­

дого технологического слоя (вид и количество укрепляющих материалов и гранулометрический состав обрабатываемого грунта) может быть одинаковым или различным. Толщина нижнего тех­

нологического слоя назначается не менее 15

см и должна со­

ставлять примерно %

общей толщины конструктивного

слоя

(или общей толщины покрытия).

 

 

27. Грунты, укрепленные неорганическими вяжущими мате­

риалами, как правило,

плохо сопротивляются

истиранию,

и по­

этому покрытия из таких грунтов подвержены сильному поверх­ ностному износу, что резко снижает их эксплуатационные каче­ ства. Для улучшения эксплуатационных качеств в конструкцию покрытий из укрепленных грунтов включаются верхние защит­ ные слои, устройство которых желательно во всех случаях.

На однополосных автомобильных

дорогах,

предназначенных

для непродолжительной

эксплуатации

при расчетной суммарной

интенсивности движения

более 40 000

машин,

а также на двух­

полосных дорогах при суммарной интенсивности более 60000 машин устройство защитных слоев обязательно.

Если

покрытие из укрепленного грунта устраивается на до-'

рогах,

предназначенных

для длительной эксплуатации, то за­

щитные слои необходимо

устраивать

при суммарной расчетной

интенсивности движения

более 30000

— 40000 машин.

28. На покрытиях из укрепленных грунтов могут устраи­

ваться защитные слои из щебня

или гравия (не крупнее 30 —

40 мм),

втопленных при

укатке

в верхний слой обработанного

грунта; из грунтощебня (грунтогравия), обработанного и не обработанного укрепляющими материалами; из холодного ас-

14


фальтобетона, а также путем поверхностных обработок и поли­ вок покрытия жидкими вяжущими материалами (смолистая нефть, жидкие битумы А-1, А-2, Б-1, Б-2, С-1, С-2, дегти Д-1, Д-2, дегтевые и битумные эмульсии) с последующей россыпью крупно­ зернистого песка.

Тип защитного слоя устанавливается с учетом условий экс­ плуатации дороги. На военных дорогах защитные слои рекомен­

дуется устраивать путем

насыщения верхней части (на глубину

3 — 4 см) обработанного

грунта щебнем, гравием, прочной дрес­

вой, устройства дополнительного слоя из гравийного материала, шлака, дресвы или несортированного щебня, розлива по поверх­ ности уплотненного грунта жидких органических вяжущих ма­ териалов (1,5—2,0 кг/см2) с последующей россыпью песка слоем

1,0—2,0 см.

Расход материалов, необходимых для устройства перечис-

ленных

защитных слоев,

приведен

в таблице 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Способ устройства или

Наименование материалов

Расход материа­

лов на 1000 м£

вид защитного слоя

 

 

 

покрытия

 

 

 

 

 

 

 

 

Насыщение

верхнего

слоя

Щебень (гравий) размером

25 -30

обработанного грунта скелет-

25—40 мм, ж3

 

 

ными материалами

 

Или щебень (гравий) размером

15-20

Из гравийного

материала,

15—25 мм, м 3

 

 

 

 

 

 

дресвы,

металлургического

 

 

 

 

шлака и др.

подобных

мате­

 

 

 

 

риалов при толщине слоя:

 

 

 

 

— 4—5 см

 

 

Гравийный

материал,

шлак

50 -60

— 6—8 см

 

 

и т. п., М3

 

70 -90

 

 

 

То же

 

Пропитка поверхности укреп-

Тяжелая

смолистая

нефть,

1,0-1,5

ленного

грунта

вяжущими

жидкие битумы (А-1, А-2, Б-1,

 

 

материалами

 

Б-2, С-1, С-2), т

 

 

 

 

 

 

 

Или жидкие дегти (Д-1, Д-2), т

1,2-1,7

Поливка

поверхности укреп-

Жидкие битумы и дегти з хо-

1,5-2.2

ленного грунта органическими

лодном (А-1, А-2, Б-1, Б-2, С-1,

 

вяжущими материалами с по-

С-2, Д-1, Д-2) или подогретом

 

следующей россыпью песка

состоянии (А-3, Б-3, С-3, Д-3),

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

Песок, м3

 

15-20

29. При расчете прочности покрытий из укрепленного грунта отдельно учитываются (как самостоятельные конструктивные слои) защитные слои из холодного асфальтобетона, гравийного

15


материала, шлака, щебня

и других подобных материалов. Осталь­

ные типы защитных слоев (поверхностная обработка,

щебень

или гравий,

втопленные

в

укрепленный

грунт)

при

расчете

прочности покрытия во внимание не принимаются.

Поверхность

покрытия должна иметь

поперечный

уклон 2 —3%.

 

При толщине до 15 см покрытие

рекомендуется устраивать

полукорытного или серповидного профиля. При

большей тол­

щине покрытие, как правило, устраивается в корыте с

укреп­

лением

обочин гравием,

крупнозернистым

песком и т д.

 

30.

В

зависимости

от

общей

толщины основного

несущего

слоя покрытия из укрепленного грунта делятся на тонкослой­ ные (толщиной до 12—15 см) и толстослойные (толщиной бо­ лее 15 см).

Тонкослойные покрытия устраиваются в тех случаях,, когда верхняя часть земляного полотна в основном увлажняется сверху, слой переувлажненного грунта имеет к началу работ сравни­ тельно небольшую (до 10—15 см) толщину и лежит на плотном основании, относительная влажность которого не выше 0,7. Та­ кие условия чаще всего имеют место в периоды коротких лет­ них распутиц и в начальный период осенней распутицы.

Толстослойные покрытия устраиваются при значительной (более 15—20 см) толщине слоя переувлажненного грунта, что имеет место в периоды весенней распутицы, в середине и конце затяжной осенней распутицы. При переувлажнении верхнего слоя земляного полотна на большую глубину (превышающую толщину возможного слоя обработки), особенно при постоянном увлажнении грунта снизу вследствие высокого уровня грунто­ вых вод невозможно обеспечить надлежащее уплотнение по­ крытия. В таких случаях нужно, как правило, применять другие, более эффективные для этих условий методы усиления дорог (укладка сборных покрытий, строительство деревянных насти­ лов и т. д.).

Примеры конструкций дорожных покрытий из грунтов, укре­ пленных в переувлажненном состоянии, приведены в таблице 10.

ПОСТРОЙКА ПОКРЫТИЙ

31. Прочность покрытий из укрепленных грунтов существен­ но зависит от принятой технологии работ и качества их выпол­ нения. Нарушение технологических требований и низкое каче­ ство работ могут привести к тому, что даже правильно выбран­ ный способ укрепления грунта не даст должного эффекта и зна­ чительные материальные средства окажутся израсходованными напрасно.

Работы по постройке покрытий из укрепленных в переув­ лажненном состоянии грунтов характеризуются значительными трудностями, основными из которых являются следующие:

16