ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ко искажается, но если у корня увеличить хорду и тол щину профиля, а также ввести зализы, то аэродинамиче
ская компоновка при такой схеме оказывается доста
точно удачной. При этой схеме остановка одного или
двух двигателей не влечет за собой появления большого
момента относительно вертикальной оси, что облегчает
пилотирование самолета.
Недостатками этой схемы являются некоторое услож нение конструкции крыла и трудность обслуживания
двигателя и его агрегатов.
Схема рассмотренного типа осуществлена на совет ских самолетах «ТУ-104», «ТУ-104А», «ТУ-104Б» (рис. 6)
Рис. 3. Самолет «ИЛ-18».
с двумя двигателями, а также на английских самолетах
«Комета-4» (рис. 5) с четырьмя двигателями.
Во французской схеме, примененной на самолетах
«Каравелла», двигатели расположены по бокам задней
части фюзеляжа на пилонах. Такая схема имеет следую щие преимущества: 1) крыло в аэродинамическом отно
шении является наиболее «чистым»; 2) шум в кабине пассажиров незначителен; 3) за счет скоса потока за
крылом направление потока воздуха, входящего в двига
тель, претерпевает меньшие изменения при изменении
углов атаки крыла, что благоприятно сказывается на ра
14
боте двигателей; 4) при остановке одного из двигателей
момент относительно вертикальной оси незначителен;
5) при работе на земле двигатели защищены крылом от
попадания в них посторонних предметов; 6) легко осуще
ствляются осмотр и монтаж двигателей и их агрегатов.
■ Схема этого типа сравнительно нова, но она хорошо
себя зарекомендовала в течение опытной эксплуатации двух самолетов «Каравелла» (рис. 7) (1955—1958 гг.).
Рис. 4. Самолет «Виккерс Вангард».
По третьей схеме—американской—двигатели под
вешиваются под крылом с выносом вперед на пилонах,
причем они довольно далеко отстоят от фюзеляжа и один
от другого. Такая схема позволяет разгрузить крыло,
уменьшая его изгибающий момент и опасность возникно
вения флаттера. Обслуживание двигателей и их агрега
тов очень удобно. В аэродинамическом отношении, при
тщательной компоновке гондолы, пилона и крыла, удает
ся получить от всей системы хорошие данные. Недостат ком схемы следует считать появление больших моментов
относительно вертикальной оси самолета, что затрудняет
15
пилотирование при одном или двух остановленных дви
гателях.
При посадке с невыпущенными шасси при ударе дви
гателей о землю энергия удара воспринимается гондо
лой, пилоном и крылом, вследствие чего уменьшаются
перегрузки в пассажирской кабине. Однако, с другой сто
роны, увеличивается опасность возникновения пожара.
Эта схема благоприятна для защиты кабины от шума, так как двигатели находятся далеко от кабины, а крыло служит своеобразным экраном.
Большинство новых американских самолетов выпол
няется по этой схеме. В качестве примеров можно ука
зать самолет «Боинг-707» (рис. 8), «ДС-8», «Конвер-880» и другие.
При рассмотрении схем самолетов имеют значение
параметры, определяющие форму крыла в плане. Сюда
относятся: |
удлинение х = -у, где |
I |
размах крыльев, |
||||
a S —площадь их; сужение |
|
где |
Ьо |
— |
хорда у |
||
корня и |
Ьк |
хорда на конце и угол стреловидности, кото |
|||||
|
— |
|
|
|
|
|
рый замеряют по линии, лежащей на ‘А хорд. Колебания
в удлинении |
X равны от 7 до 12. Сужение г] |
колеблется |
от 2,5 до 4,4. |
Угол стреловидности зависит |
от скорости |
16
полета. При скоростях меньше 800 км/час стреловид ность не обязательна, поэтому самолеты с поршневыми
и с турбовинтовыми двигателями имеют прямые крылья.
Исключение составляет самолет «ТУ-114» (рис. 9), кото
рый имеет стреловидные крылья и |
при турбовинто |
вых двигателях обладает крейсерской |
скоростью более |
800 км/час. Все самолеты с турбореактивными двигате лями имеют скорость свыше 800 км/час, и в связи с этим
все они имеют стреловидные крылья.
Почти на всех пассажирских самолетах оперение на ходится сзади фюзеляжа и имеет однокилевую схему.
Однако для улучшения путевой устойчивости устраи
вается иногда многокилевое вертикальное оперение. Так, на самолете большой дальности с поршневыми
двигателями «Супер Констеллейшен» (рис. 10) имеется трехкилевое оперение. На советском самолете «АН-10» также в результате испытаний прототипа ставится на
концах стабилизатора дополнительное вертикальное опе рение.
Все самолеты имеют шасси с носовыми колесами.
Основное шасси имеет на каждой ноге по два или по
четыре колеса, а носовая стойка шасси — одно или два
2 О. Н. Розанов |
17 |
|
гшейиииДЯ
Рис. 7. Самолет «Каравелла».
колеса. Шасси — убирающиеся, причем в большинстве
случаев носовое шасси убирается вперед, а основное
шасси — или вперед, или вбок.
Уборка шасси назад встречается редко.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ
Рассмотрим основные данные геометрических раз меров, а также весовые и летные характеристики новых
зарубежных пассажирских самолетов.
Из самолетов, указанных в табл. 4, 5 и 6, на эксплуа
тации |
находятся |
самолеты |
«ДС-6В», |
«ДС-7С», |
|||||
« Z-1649A», «Бристоль Британия», «Конвер-440», «Ге |
|||||||||
ральд», |
«Виккерс Вайкаунт», «Боинг-707», |
«Комета-4»^ |
|||||||
«Локхид Электра», |
«Фоккер-Фриндшип», «Каравелла». |
||||||||
|
|
Самолеты большой дальности |
|
Таблица 4 |
|||||
|
|
С поршневыми |
С турбо |
С турбореактивными |
|||||
|
|
винтовы |
|||||||
|
|
двигателями |
ми двига |
|
двигателями |
||||
Самолеты |
|
|
Локхид |
телями |
|
|
|
||
Дуглас |
Дуглас |
„Бри ст. |
„Боинг |
Дуглас |
|||||
|
|
„Суп. |
|||||||
|
|
„ДС- |
»дс- |
Коне. L- |
Брит. |
707 320“ |
„ДС-8“ |
||
|
|
6В“ |
7С“ |
1649А“ |
310“ |
|
|
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
|
|
|
„Пратт |
„Райг |
„Райт |
„Брис |
„Пратт и |
„Пратт и |
||
Двигатели |
и Уитни |
||||||||
7? -2800 |
ЛА" |
ЕА“ |
толь |
Уитни |
Уитни |
||||
Количество |
СВ" |
|
|
Протеус" |
IT 4А—3“ |
IT 4А—3“ |
|||
4 |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
|
|||
двигателей |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Суммарная мощ |
13 600 |
13600 |
16 480 |
28 160 |
28 160 |
||||
ность (л. с.) или |
10000 |
||||||||
тяга (кг) |
|
|
|
|
|
|
|
18
|
1 |
|
2 |
з |
4 |
|
Количество |
54-97 |
58-99 |
47-99 |
|||
пассажиров |
||||||
35,8 |
38,8 |
45,6 |
||||
Размах 1(м) |
||||||
Длина L (м) |
32,2 |
34,2 |
35,4 |
|||
Пл. крыла S (ма) |
136 |
152 |
171,5 |
|||
Отн. площадь |
|
|
|
|||
горизонт, оперения |
21,8 |
22,3 |
— |
|||
4** |
|
|
|
|||
Отн. площадь |
|
|
|
|||
вертикального |
9,73 |
10,62 |
— |
|||
оперения |
Sb.о.», |
|||||
|
|
|
||||
|
|
S % |
|
|
|
|
Удлинение А |
9,4 |
9,9 |
12,1 |
|||
Сужение ц |
|
3,03 |
|
|||
Угол стреловид |
- |
— |
— |
|||
ности |
|
|
|
|||
Объем пассажир |
142 |
142 |
■ |
|||
ской кабины |
138 |
|||||
V (мз) |
|
|
|
|||
Объем всех груз, |
14,4 |
18,45 |
15,3 |
|||
помещений Угр. м3 |
||||||
|
|
|
||||
Запас топлива |
20 900 ’29 700 |
36 300 |
||||
Q (л) (макс.) |
|
1 |
|
|||
Взлетный вес |
48 700 65 000 |
70 700 |
||||
G (кг) |
||||||
|
|
|
||||
Полезная нагрузка |
10 650 |
9700 |
7730 |
|||
G пол. н. (кг) |
|
|
|
|||
G пол. |
нагр. |
21,9 |
14,9 |
14,25 |
||
G |
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
G , |
|
кг |
360 |
422 |
417 |
|
"5“’ |
|
мУ |
||||
|
|
|
|
|||
G |
|
G |
|
|
|
|
кг |
|
кг |
4,87 |
4,77 |
5,2 |
|
|
|
|
|
|||
э. л. с. ’ кг/тяги |
|
|
|
|||
Крейсерская |
506 |
569 |
550 |
|||
скорость V (км/ч) |
||||||
|
|
|
||||
Высота при этом |
7390 |
7160 |
6888 |
|||
Л/ (м) |
||||||
|
|
|
||||
Посад, |
скорость |
|
|
|
||
Упос- |
км |
153 |
159 |
163 |
||
час. |
|
|
|
|||
2* |
|
|
|
|
|
S |
6 |
7 |
76-93 122-147 118-144
43,4 |
43,4 |
42,6 |
37,9 |
44,0 |
45,8 |
192,5 |
269,0 |
256 |
28,2 |
— |
— |
17,2 |
— |
— |
9,8 |
7,17 |
7,1 |
— |
35° |
30° |
166 |
210 |
— |
23,4 |
36,5 |
40,1 |
38 600 |
89 300 |
82 000 |
79 700 |
134 000 |
130 500 |
12 720 |
17300 |
17250 |
15,95 |
12,9 |
13,25 |
414 |
498 |
509 |
4,84 |
4,75 |
4,61 |
629 |
966 |
943 |
9450 |
|
9150 |
— |
185 |
— |
|
|
19 |