ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
■спинками. На новейших самолетах кресла монтируются
на продольных рельсах, что дает возможность менять их
расположение по длине, в зависимости от варианта ком
поновки кабины и класса. Шаг кресел, т. е. расстояние между рядами, от 865 до 1080 мм. Ширина каждого кресла между подлокотниками от 460 до 510 мм, а шири на прохода между креслами колеблется от 450 до 660 мм.
Высота кабины от пола до потолка в середине обычно равна от 2,0 до 2,4 м. На каждого пассажира приходится
от 1,10 до 2,95 м3, что обеспечивает чувство простора.
В целях звукоизоляции стенки кабины делаются много слойными: к наружной металлической обшивке приклеи
вается звукопоглощающий, негигроскопичный и негорю чий материал, например капроновая вата, стеклянная
вата, пенопласты, сипак, ватин и тому подобные
материалы толщиной 10—15 мм; далее, имеется воздуш
ная прослойка в 20—25 мм и, наконец, вторая звукопо глощающая прослойка — в 30—35 мм толщины. К ней с
внутренней стороны кабины примыкает панель внутрен ней отделки, которая делается из фанеры или пластмас сы и часто обтягивается тонким слоем хлопчатобумаж ной ткани, на который нанесен слой эластичного пла стика. Примером может служить павинол, выпущенный
в нашей стране. В качестве элементов комфорта обяза
тельно существует как общее, так и индивидуальное
освещение, а также система кондиционирования воздуха, обеспечивающая в кабине вентиляцию, отопление, дав ление и влажность воздуха.
Подача воздуха в кабину осуществляется двумя или четырьмя двигателями, причем при выводе из строя половины всех двигателей оставшиеся должны полно
стью обеспечить необходимые характеристики кондицио нирования.
В турбовинтовых и турбореактивных двигателях воз дух забирается в большинстве случаев непосредственно
от компрессора двигателя.
На поршневых двигателях стоит специальный кабин
ный нагнетатель, приводимый в действие от коробки
приводов двигателя. При сжатии воздух нагревается до
200°С и поступает в трубопровод. Воздух пропускается
через теплообменники, где охлаждается. Первым тепло
обменником является обычно воздухо-воздушный радиа
тор, охлаждаемый внешним воздухом, поступающим
26
через специальные воздухозаборники. У теплообменника устанавливают обводный трубопровод для регулировки температуры и количества проходящего воздуха. В сис
теме подачи воздуха находятся обратные клапаны, кото
рые препятствуют протеканию воздуха в обратном направлении из кабины в случае, если в компрессоре
упадет давление.
В системе подачи воздуха имеется ограничитель дав
ления, который препятствует увеличению давления выше определенной величины (например, 3—3,5 кг/см2), и ре
гулятор объемной подачи типа трубки Вентури. Регуля тор объемной подачи дает возможность пилоту контро лировать вентиляционную систему.
Воздухо-воздушный радиатор не может .полностью
обеспечить в кабине необходимый температурный режим,
поэтому воздух проходит через второй теплообменник,
который представляет собой или трубохолодильник, или фреоновый холодильник (фреон — газ, применяемый для
охлаждения).
Здесь также имеются обводной канал и регулирую
щие клапаны. Система обычно регулируется так, что воз
дух с более высокой температурой поступает непрерывно в кабину с незначительной скоростью через щели коро
бов, проложенных вдоль всей кабины. Эти коробы на не
которых самолетах располагаются внизу, в углу между полом и боковыми стенками, или вверху, около багажных
полок, или на потолке.
Прежде чем попасть в кабину, воздух проходит через
специальный фильтр и увлажняется. Увлажнение и ре гулировка температуры входящего воздуха происходят
автоматически при помощи специальных приборов,
однако на случай выхода их из строя имеется и ручная
регулировка.
Из кабины воздух отсасывается сверху или снизу, в
зависимости от того, как он подается. Отсасываемый
воздух выходит в атмосферу через автоматические кла
паны, поддерживающие необходимый уровень давления в кабине. Таких клапанов бывает обычно несколько, и
они обеспечивают сначала постоянное абсолютное дав ление в кабине, а дальше поддерживают постоянный
перепад давлений с таким расчетом, чтобы на крейсер
ской высоте полета в кабине давление было не более
существующего на высоте 2000—2500 м в свободной
28
атмосфере. Перепад давления р = 0,4—0,6 кг/см2. Около выпускных клапанов устанавливаются предо
хранительные клапаны максимального избыточного дав
ления и вакуума.
На некоторых самолетах система кондиционирования
имеет так называемую рециркуляцию. Часть воздуха,
вышедшего из пассажирской кабины, подается при по
мощи вентилятора обратно в систему кондиционирова
ния, смешивается там со свежим воздухом и снова посту
пает в кабину. При наличии рециркуляции уменьшается количество воздуха, подаваемого компрессорами.
Кроме общей систе.мы кондиционирования, часть воз
духа из холодильника подается в специальные трубопро
воды, проложенные в стенках около багажных полок,
которые имеют большое число кранов-патрубков. Эта система дает возможность каждому пассажиру напра
вить на себя струю прохладного воздуха; сила струи и ее
направление легко регулируются.
На некоторых новейших самолетах теплый воздух,
прежде чем попасть в кабину, проходит между стенками боковых панелей, что обеспечивает в кабине более равно
мерную температуру.
Для кабины пилотов делается ответвление от общей системы кондиционирования, с отдельной регулировкой.
Часть воздуха с высокой температурой подается в туа
летные комнаты, а также для обогрева окон пилотской
кабины, а иногда и окон пассажирской кабины (в таком случае воздух пропускается между двойными стеклами
окон).
Система кондиционирования весит в среднем 5 кг на
одного пассажира.
Все кабины современных пассажирских самолетов
имеют буфеты с кухней, в которой имеются холодиль
ники, электрические плитки, запас горячей и холодной
воды и т. д.
На каждом самолете есть два — четыре туалета, обо рудованные по современным требованиям гигиены.
В кабине самолета находятся также места для борт
проводниц (стюардесс), которые обслуживают пассажи
ров.
Фюзеляж по конструкции состоит из ряда рам-
шпангоутов, имеющих форму поперечного сечения фюзе
ляжа.
29
Шпангоут — это или швеллер, или зет-образный про филь. По линии пола боковые стороны шпангоутов соеди няются поперечной балкой, иногда подпертой вертикаль ными стойками к нижним частям шпангоута, которые в
ряде случаев усилены для оформления пола грузовых
помещений.
Шпангоуты связаны между собой рядом продольных
профилей, часто уголкового или зет-образного сечения, так называемыми стрингерами. На этот каркас (шпан
гоуты и стрингеры) снаружи присоединяется обшивка из
тонких листов алюминиевого сплава, толщиной от 1,2 до
2,5 мм. Обшивка присоединяется или к шпангоутам и к
стрингерам, или только к стрингерам.
В первом случае в шпангоутах имеются прорезы для
пропуска стрингеров, во втором случае шпангоуты от
стоят от обшивки на высоту профиля стрингера и присо единены к последним с внутренней их стороны.
Такой фюзеляж подобен пустотелой тонкостенной
трубе, подкрепленной изнутри поперечными и продоль
ными элементами. Эта схема получила название «полу
монокок». При изгибе фюзеляжа в обшивке и в стринге рах возникают нормальные напряжения. Кроме того, от
изгиба и от кручения в обшивке появляются касательные
напряжения. В местах крепления к фюзеляжу крыльев,
оперения и других сильно нагруженных деталей ставятся
усиленные шпангоуты.
Поскольку обшивка в фюзеляже является работаю
щей, большое число вырезов в ней нежелательно. Они всегда дают концентрацию напряжений и являются опас ным местом «усталостной прочности».
А вырезов в фюзеляже много: это двери для входа-
пассажиров и экипажа, для погрузки грузов, аварийные выходы и окна. Сейчас особенное внимание уделяется
уменьшению концентрации напряжений, и всю конструк
цию делают так, чтобы в опасных местах обшивка была дублирована («двухъярусная» прочность).
Около каждого окна обшивка дублируется вторым
листом, затем по краям отверстия устанавливается штам
пованная окантовка с отбортовкой, в которой вмонтиро ваны двойные или тройные стекла.
Окна делаются прямоугольной, треугольной, круглой
или овальной формы. В первых двух случаях стороны
отверстия -сопрягаются закруглениями с сравнительно
зо