Файл: Рогозин К.А. Техника безопасности на механизированных сельскохозяйственных работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ки сварочных помещений окрашиваются в матовый цвет. Для предупреждения пораже­ ния лучами электрической дуги и расплавлен­ ными частицами металла .все части тела должны, быть закрыты, глаза защищаются светофильтром ЭС-100А, ЭС-ЗООА или ЭС-500. Помимо этого, надо заземлять корпуса элек­ тросварочных аппаратов и свариваемых пред­ метов; надежно изолировать провода, подво­ дящие ток, и рукоятки электродержателей; ограничивать напряжение сварочного тока и местного освещения. В 'сварочных помещени­ ях запрещается хранить легковоспламеняю­ щиеся и взрывоопасные материалы, недоста­ точно очищенную тару из-под горюче-смазоч­ ных материалов, производить сварку сосудов, находящихся под давлением. Прокладывать токоведущие провода сварочных аппаратов совместно с газосварочными шлангами или трубопроводами запрещается.

Для, газовой сварки используются кисло­ род, доставляемый в баллонах под давлени­ ем 150 атмосфер, и ацетилен, вырабатывае­ мый на месте. К взрывам кислородных бал­ лонов могут привести падение баллонов при неправильной .переноске, установке или ис­ пользовании, сильные удары по баллону ме­ таллическими предметами, повышение дав­ ления вследствие нагревания баллонов, со­ прикосновение баллона с маслом, промаслен­ ной одеждой.

Перевозить баллоны надо на специально оборудованных автомобилях или тележках.

Запрещается переносить баллоны на

плечах,

а также транспортировать и хранить

их без

42

предохранительных заглушек и колпаков на штуцерах вентилей. Нельзя снимать колпаки ударом молотка о зубило и отогревать' вен­ тили открытым пламенем огня. Отогревают баллоны теплой водой. Кислородные баллоны нужно хранить отдельно от ацетиленовых. Во время работы они надежно закрепляются в вертикальном или наклонном положении. Для предупреждения повышения давления от на­ гревания баллоны располагают не б?лиже 5 метров от нагревательных приборов и не бли­ же 10 метров от открытого огня. Для защиты от солнечных лучей их накрывают брезентом.

¡Во избежание путаницы при хранении и эксплуатации баллоны окрашивают и подпи­ сывают. Например, кислородный баллон окрашивают в голубой или светло-синий цвет с надписью «кислород»; ацетиленовый — в бе­ лый цвет с надписью «ацетилен». Надписи лучше делать красной краской. Ремонтиро­ вать или разбирать вентили баллонов внутри предприятия запрещается, для второ их сле­ дует направить на газовый завод. Шланги, по которым подается газ к горелке, должны быть исправными и плотно закрепленными, предотвращающими возможность прохожде­ ния газа в помещение. Работать с неисправ­ ными шлангами запрещается.

Чрезвычайно опасны при газосварочных работах обратные удары сварочного пламени или взрывной волны. Они могут вызвать взрыв ацетиленовой установки. Для предот­ вращения взрыва между генератором и го­ релкой устанавливается водяной затвор, в ко­ тором всегда должен поддерживаться опреде­


ленный уровень воды. При зажигании горел­ ки первым надо открывать кислородный кран, затем ацетиленовый; при тушении наоборот: сначала перекрывают ацетилен, а потом — кислород.

Генераторные помещения следует распо­ лагать в одноэтажных зданиях, которые должны быть всегда закрытыми. Отопление в таких помещениях допускается паровое или водяное с температурой воздуха в зимнее вре­

мя не

менее +5° С.

Освещение — электриче­

ское,

с защитным

устройством от взрывов.

Вентиляция естественная. Устанавливать ге­ нераторы в жилых помещениях или под ними,

атакже в кузницах и котельных запрещается.

Впроизводственных помещениях для вы­ полнения временных сварочных работ разре­ шается устанавливать лишь один передвиж­ ной ацетиленовый генератор, причем если за­

грузка его не превышает 10 килограммов и одновременно работает не более двух горелок общей мощностью до 2000 литров в час. Не разрешается чистить, разбирать и собирать генератор непосредственно в помещениях мастерских, а также засорять рабочие места отходами и выгруженными из генератора ило­ выми остатками карбида. При сварке бочек из-под горюче-смазочных материалов их нуж­ но тщательно промыть горячим раствором каустической соды и проверить, так как в противном случае неудаленные газы могут привести к взрыву.

Работы на металлорежущих станках и ме­ ханизмах выполняются под наблюдением от­ ветственных административно-технических ра-

44

ботников, отвечающих за состояние станков, ограждений и предохранительных устройств и техники безопасности на порученном участ­ ке. В совхозах и колхозах такая ответствен­ ность ложится на заведующего ремонтной мастерской.

Наибольшую опасность в отношении трав­ мирования рабочих представляют выступаю­ щие части обрабатываемых деталей, осколки и стружка, отлетающие при обработке дета­ лей, а также выступающие части патронов. Чтобы предотвратить несчастье, станки надо оборудовать переносными ограждениями, а рабочим должны выдаваться предохранитель­ ные очки.

Категорически запрещается работать на станках в расстегнутой или плохо заправлен­ ной одежде, волосы убираются под головной убор или обвязываются косынкой.

Обрабатываемые детали следует прочно закреплять, а режущий инструмент точно и надежно устанавливать. Измерять детали на ходу запрещается. Для охлаждения режуще­ го инструмента подается специальная эмуль­ сия, содержащая соду, керосин, минеральные масла и мыльный раствор. При попадании ее на кожу рабочего возникают язвы, появляют­ ся угри, воспаление кожи. Поэтому эмульсию следует подавать на режущий инструмент так, чтобы она не разбрызгивалась в сторону рабочего; для стекания эмульсии на станке имеются специальные желоба и каналы. За­ щититься от брызг можно специальными щит­ ками, изготовленными из прочного цебьющегося стекла.

но


Стружку с обрабатываемых Деталей нуж­ но удалять специальными крючками, а при вьющейся длинной стружке применять резцы со стружколомами. Шлифовка деталей, име­ ющих вырезы или прорези, должна произво­ диться только после заделки их деревянными вставками. Для зачистки деталей наждачной бумагой нужно пользоваться прижимными приспособлениями, держать бумагу непосред­ ственно руками запрещается.

На сверлильных станках патроны для кре­ пления сверл должны быть исправными и обеспечивать точную и надежную установку.

Применять жестянки и другие подкладки между сверлом и патроном запрещается. Об­ рабатываемые детали нужно прочно закреп­ лять на столе станка, удерживать их руками вб время сверления запрещается. Перед ра­ ботой на сверлильном станке надо хороиГб заправить волосы под головной убор или ко­ сынку, так как в практике часты случаи на­ матывания волос на шпиндель сверлильного станка. Работать в рукавицах нельзя.

При работе на строгальных станках не­ счастные случаи возникают от удара подвиж­ ного стола станка, а также от отлетающих стружек. Поэтому станки надо устанавливать так, чтобы расстояние между стеной и край­ ним положением подвижной части стола при

наибольшем ее ходе было не менее 70 санти­ метров.

На фрезерных станках наибольшую опас­ ность представляет режущий инструмент — фреза. Она может захватить одежду или ру­ ки рабочего. Несчастный случай при работе

46

на фрезерном станке в колхозе им. Куйбы­ шева произошел при следующих обстоятель­ ствах. Рабочий, не выключив станок, стал удалять скопившуюся стружку. При этом одежда была захвачена фрезой, и кисть руки обрезало. Расследованием установили, что рабочий был недостаточно хорошо обучен

правилам техники

безопасности

при работе

на фрезерных станках.

станков —

Рабочий орган

шлифовальных

абразивный круг. При его работе отделяется большое количество тонкой и острой струж­ ки, а также частицы абразивов и связки, от­ деляемые -в раскаленном виде. Возможны также разрывы абразивных кругов и сбрасы­ вание деталей со стола.

Работать на шлифовальных станках необ­ ходимо в защитных очках. При этом нельзя стоять в плоскости вращения камня, так как в случае разрыва круга возможно травмиро­ вание.

Для предупреждения разрывов круги ис­ пытывают. Согласно ГОСТу 3881—47 все кру­ ги диаметром более 150 миллиметров, пред­ назначенные для работы с окружной ско­ ростью 15 метров в секунду и выше, испыты­ ваются со скоростью, на 50 процентов превы­ шающей рабочую. Продолжительность испыта­ ния устанавливается: для кругов с наружным диаметром 150—275 миллиметров — 5 минут, для кругов с диаметром 300—475 миллимет­ ров— 7 минут и диаметром 500 миллиметров и выше— 10 минут.

Круги после заливки отверстий или какойлибо переделки, химической обработки, а

'

47


Рис. 7. Шлифовально-заточной станок с защит­ ным кожухом и предохранительным экраном.

также не имеющие маркировки о допустимой скорости, испытываются с окружной ско­ ростью,. на 60 процентов превышающей ра­ бочую.

Испытание должно проводиться на спе­ циальных станках. Абразивные круги, уста­ навливаемые на станках, закрепляются флан­ цами. Между фланцами и кругами ставятся прокладки из эластичного материала: бума­ ги, картона, резины толщиной от 0,5 до 3 мил­ лиметров. Прокладки должны перекрывать всю зажимную поверхность фланца и высту­ пать наружу по всей окружности на 3—5 мил­ лиметров. Абразивные круги заключают в кожухи, изготовленные из стали или ковкого чугуна (рис. 7). Зазор между наружным ди-

аметром круга и внутренней цилиндрической ■поверхностью защитного кожуха должен быть в пределах 20—30 миллиметров, а между кругом и боковой поверхностью кожуха — 10—15 миллиметров. Правят круги алмазами, алмазно-металлическими карандашами или алмазозаменителями.

При работе на одном шпинделе двух аб­ разивных кругов необходимо, чтобы их раз­ ность в диаметрах не превышала 10 процен­ тов.

Абразивный инструмент нельзя подвергать действию мороза, влаги, ударам; хранить его следует при температуре не ниже 5° С с от­ носительной влажностью воздуха не более 65 процентов.

Грузоподъемные машины и механизмы экс­ плуатируются по установленным правилам. Перед работой они подвергаются испытанию. Последующие испытания производятся перио­ дически, не реже одного раза в год. Техниче­ ский осмотр проводится через каждые 10 дней. Испытания грузоподъемных механиз­ мов могут быть статические, при которых в наиболее опасном положении проверяется ра­ бота основных частей, и динамические, про­ водимые с целью проверки работы всех дви­ жущихся узлов и автоматических ограничи­ телей движения. При статических испытаниях новых грузоподъемных механизмов в нижнем положении к крюку подвешивается груз, на 25 процентов ¡превышающий рабочий. Груз поднимается на 100 миллиметров и в таком положении висит 10 минут. За это время тщательно осматриваются все части механиз-

4 К- Рогозин

49


ма, определяется стрела упругого прогиба фермы, моста, наличие их остаточной дефор­ мации, выявляются другие дефекты. Для определения стрелы упругого прогиба и на­ личия остаточной деформации к ферме, мос­ ту и металлоконструкции грузоподъемного механизма привязывается отвес—тонкая про­ волока с грузом 100—200 граммов и отмечает­ ся ее положение до испытания.

Положение груза после испытания укажет на определяемые величины.

Если груз отвеса займет после испытания прежнее положение, то остаточной деформа­ ции нет; если груз будет располагаться ниже отметки, сделанной до испытания, то имеется остаточная деформация.

В этом случае использование грузоподъем­ ного механизма запрещается. Стрела упруго­ го прогиба допускается: для грузоподъемных механизмов с ручным приводом 1/400 длины пролета, для балочных кранов— 1/500 длины пролета.

В механизмах для подъема людей груз подвешивается, вдвое превышающий рабо­ чий. Если дефектов не обнаружено, груз уменьшается на 10 процентов и проводится динамическое испытание путем поднятия, опускания и перемещения груза. При дина­ мических испытаниях проверяется работа тормозов, муфт, ограничителей высоты подъе­ ма и других движущихся и вращающихся частей грузоподъемных механизмов. Резуль­ таты испытания заносятся в шнуровую книгу, которая должна быть у каждого грузоподъ­ емного механизма, и составляется акт.

50

Независимо от срока работы проводится внеочередное испытание грузоподъемных ме­ ханизмов после капитального их ремонта или переустройства ферм, опор, подкрановых пу­ тей, движущихся механизмов, а также при смене канатов и цепей. Внеочередное или пе­ риодическое испытание проводится грузом,на 10 процентов превышающим нормальную гру­ зоподъемность механизма, в течение 10 минут.

По правилам техники безопасности во из­ бежание обрыва поднятого груза не разре­ шается подъем грузового крюка выше допус­ тимого предела. С этой целью грузоподъем­ ные 'механизмы должны оборудоваться хоро­ шо действующими ограничителями высоты подъема груза и надежными тормозами, обес­ печивающими удержание груза в поднятом положении. Вес поднимаемых грузов не дол­ жен превышать грузоподъемности крана, по­ этому на каждом грузоподъемном механизме четко и ясно обозначается предельный груз и дата испытания. Запрещается отрывать примерзший груз к земле или углубленный в землю, а также поднимать крюком груз при косом натяжении троса.

При работе с грузоподъемными механиз­ мами особое внимание следует обращать на крепление перемещаемых грузов и правиль­ ную эксплуатацию стальных проволочных ка­ натов и цепей (рис. 8). Закреплять тросы к подъемным механизмам надо так, чтобы они не перетирались и не скручивались. Для умень­ шения трения между отдельными проволока­ ми, предохранения от коррозии и уменьшения износа тросы нужно обильно смазывать.

4*

$ 1.