Файл: Рогозин К.А. Техника безопасности на механизированных сельскохозяйственных работах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ки сварочных помещений окрашиваются в матовый цвет. Для предупреждения пораже ния лучами электрической дуги и расплавлен ными частицами металла .все части тела должны, быть закрыты, глаза защищаются светофильтром ЭС-100А, ЭС-ЗООА или ЭС-500. Помимо этого, надо заземлять корпуса элек тросварочных аппаратов и свариваемых пред метов; надежно изолировать провода, подво дящие ток, и рукоятки электродержателей; ограничивать напряжение сварочного тока и местного освещения. В 'сварочных помещени ях запрещается хранить легковоспламеняю щиеся и взрывоопасные материалы, недоста точно очищенную тару из-под горюче-смазоч ных материалов, производить сварку сосудов, находящихся под давлением. Прокладывать токоведущие провода сварочных аппаратов совместно с газосварочными шлангами или трубопроводами запрещается.
Для, газовой сварки используются кисло род, доставляемый в баллонах под давлени ем 150 атмосфер, и ацетилен, вырабатывае мый на месте. К взрывам кислородных бал лонов могут привести падение баллонов при неправильной .переноске, установке или ис пользовании, сильные удары по баллону ме таллическими предметами, повышение дав ления вследствие нагревания баллонов, со прикосновение баллона с маслом, промаслен ной одеждой.
Перевозить баллоны надо на специально оборудованных автомобилях или тележках.
Запрещается переносить баллоны на |
плечах, |
а также транспортировать и хранить |
их без |
42
предохранительных заглушек и колпаков на штуцерах вентилей. Нельзя снимать колпаки ударом молотка о зубило и отогревать' вен тили открытым пламенем огня. Отогревают баллоны теплой водой. Кислородные баллоны нужно хранить отдельно от ацетиленовых. Во время работы они надежно закрепляются в вертикальном или наклонном положении. Для предупреждения повышения давления от на гревания баллоны располагают не б?лиже 5 метров от нагревательных приборов и не бли же 10 метров от открытого огня. Для защиты от солнечных лучей их накрывают брезентом.
¡Во избежание путаницы при хранении и эксплуатации баллоны окрашивают и подпи сывают. Например, кислородный баллон окрашивают в голубой или светло-синий цвет с надписью «кислород»; ацетиленовый — в бе лый цвет с надписью «ацетилен». Надписи лучше делать красной краской. Ремонтиро вать или разбирать вентили баллонов внутри предприятия запрещается, для второ их сле дует направить на газовый завод. Шланги, по которым подается газ к горелке, должны быть исправными и плотно закрепленными, предотвращающими возможность прохожде ния газа в помещение. Работать с неисправ ными шлангами запрещается.
Чрезвычайно опасны при газосварочных работах обратные удары сварочного пламени или взрывной волны. Они могут вызвать взрыв ацетиленовой установки. Для предот вращения взрыва между генератором и го релкой устанавливается водяной затвор, в ко тором всегда должен поддерживаться опреде
ленный уровень воды. При зажигании горел ки первым надо открывать кислородный кран, затем ацетиленовый; при тушении наоборот: сначала перекрывают ацетилен, а потом — кислород.
Генераторные помещения следует распо лагать в одноэтажных зданиях, которые должны быть всегда закрытыми. Отопление в таких помещениях допускается паровое или водяное с температурой воздуха в зимнее вре
мя не |
менее +5° С. |
Освещение — электриче |
ское, |
с защитным |
устройством от взрывов. |
Вентиляция естественная. Устанавливать ге нераторы в жилых помещениях или под ними,
атакже в кузницах и котельных запрещается.
Впроизводственных помещениях для вы полнения временных сварочных работ разре шается устанавливать лишь один передвиж ной ацетиленовый генератор, причем если за
грузка его не превышает 10 килограммов и одновременно работает не более двух горелок общей мощностью до 2000 литров в час. Не разрешается чистить, разбирать и собирать генератор непосредственно в помещениях мастерских, а также засорять рабочие места отходами и выгруженными из генератора ило выми остатками карбида. При сварке бочек из-под горюче-смазочных материалов их нуж но тщательно промыть горячим раствором каустической соды и проверить, так как в противном случае неудаленные газы могут привести к взрыву.
Работы на металлорежущих станках и ме ханизмах выполняются под наблюдением от ветственных административно-технических ра-
44
ботников, отвечающих за состояние станков, ограждений и предохранительных устройств и техники безопасности на порученном участ ке. В совхозах и колхозах такая ответствен ность ложится на заведующего ремонтной мастерской.
Наибольшую опасность в отношении трав мирования рабочих представляют выступаю щие части обрабатываемых деталей, осколки и стружка, отлетающие при обработке дета лей, а также выступающие части патронов. Чтобы предотвратить несчастье, станки надо оборудовать переносными ограждениями, а рабочим должны выдаваться предохранитель ные очки.
Категорически запрещается работать на станках в расстегнутой или плохо заправлен ной одежде, волосы убираются под головной убор или обвязываются косынкой.
Обрабатываемые детали следует прочно закреплять, а режущий инструмент точно и надежно устанавливать. Измерять детали на ходу запрещается. Для охлаждения режуще го инструмента подается специальная эмуль сия, содержащая соду, керосин, минеральные масла и мыльный раствор. При попадании ее на кожу рабочего возникают язвы, появляют ся угри, воспаление кожи. Поэтому эмульсию следует подавать на режущий инструмент так, чтобы она не разбрызгивалась в сторону рабочего; для стекания эмульсии на станке имеются специальные желоба и каналы. За щититься от брызг можно специальными щит ками, изготовленными из прочного цебьющегося стекла.
но
Стружку с обрабатываемых Деталей нуж но удалять специальными крючками, а при вьющейся длинной стружке применять резцы со стружколомами. Шлифовка деталей, име ющих вырезы или прорези, должна произво диться только после заделки их деревянными вставками. Для зачистки деталей наждачной бумагой нужно пользоваться прижимными приспособлениями, держать бумагу непосред ственно руками запрещается.
На сверлильных станках патроны для кре пления сверл должны быть исправными и обеспечивать точную и надежную установку.
Применять жестянки и другие подкладки между сверлом и патроном запрещается. Об рабатываемые детали нужно прочно закреп лять на столе станка, удерживать их руками вб время сверления запрещается. Перед ра ботой на сверлильном станке надо хороиГб заправить волосы под головной убор или ко сынку, так как в практике часты случаи на матывания волос на шпиндель сверлильного станка. Работать в рукавицах нельзя.
При работе на строгальных станках не счастные случаи возникают от удара подвиж ного стола станка, а также от отлетающих стружек. Поэтому станки надо устанавливать так, чтобы расстояние между стеной и край ним положением подвижной части стола при
наибольшем ее ходе было не менее 70 санти метров.
На фрезерных станках наибольшую опас ность представляет режущий инструмент — фреза. Она может захватить одежду или ру ки рабочего. Несчастный случай при работе
46
на фрезерном станке в колхозе им. Куйбы шева произошел при следующих обстоятель ствах. Рабочий, не выключив станок, стал удалять скопившуюся стружку. При этом одежда была захвачена фрезой, и кисть руки обрезало. Расследованием установили, что рабочий был недостаточно хорошо обучен
правилам техники |
безопасности |
при работе |
на фрезерных станках. |
станков — |
|
Рабочий орган |
шлифовальных |
абразивный круг. При его работе отделяется большое количество тонкой и острой струж ки, а также частицы абразивов и связки, от деляемые -в раскаленном виде. Возможны также разрывы абразивных кругов и сбрасы вание деталей со стола.
Работать на шлифовальных станках необ ходимо в защитных очках. При этом нельзя стоять в плоскости вращения камня, так как в случае разрыва круга возможно травмиро вание.
Для предупреждения разрывов круги ис пытывают. Согласно ГОСТу 3881—47 все кру ги диаметром более 150 миллиметров, пред назначенные для работы с окружной ско ростью 15 метров в секунду и выше, испыты ваются со скоростью, на 50 процентов превы шающей рабочую. Продолжительность испыта ния устанавливается: для кругов с наружным диаметром 150—275 миллиметров — 5 минут, для кругов с диаметром 300—475 миллимет ров— 7 минут и диаметром 500 миллиметров и выше— 10 минут.
Круги после заливки отверстий или какойлибо переделки, химической обработки, а
' |
47 |
Рис. 7. Шлифовально-заточной станок с защит ным кожухом и предохранительным экраном.
также не имеющие маркировки о допустимой скорости, испытываются с окружной ско ростью,. на 60 процентов превышающей ра бочую.
Испытание должно проводиться на спе циальных станках. Абразивные круги, уста навливаемые на станках, закрепляются флан цами. Между фланцами и кругами ставятся прокладки из эластичного материала: бума ги, картона, резины толщиной от 0,5 до 3 мил лиметров. Прокладки должны перекрывать всю зажимную поверхность фланца и высту пать наружу по всей окружности на 3—5 мил лиметров. Абразивные круги заключают в кожухи, изготовленные из стали или ковкого чугуна (рис. 7). Зазор между наружным ди-
4Ь
аметром круга и внутренней цилиндрической ■поверхностью защитного кожуха должен быть в пределах 20—30 миллиметров, а между кругом и боковой поверхностью кожуха — 10—15 миллиметров. Правят круги алмазами, алмазно-металлическими карандашами или алмазозаменителями.
При работе на одном шпинделе двух аб разивных кругов необходимо, чтобы их раз ность в диаметрах не превышала 10 процен тов.
Абразивный инструмент нельзя подвергать действию мороза, влаги, ударам; хранить его следует при температуре не ниже 5° С с от носительной влажностью воздуха не более 65 процентов.
Грузоподъемные машины и механизмы экс плуатируются по установленным правилам. Перед работой они подвергаются испытанию. Последующие испытания производятся перио дически, не реже одного раза в год. Техниче ский осмотр проводится через каждые 10 дней. Испытания грузоподъемных механиз мов могут быть статические, при которых в наиболее опасном положении проверяется ра бота основных частей, и динамические, про водимые с целью проверки работы всех дви жущихся узлов и автоматических ограничи телей движения. При статических испытаниях новых грузоподъемных механизмов в нижнем положении к крюку подвешивается груз, на 25 процентов ¡превышающий рабочий. Груз поднимается на 100 миллиметров и в таком положении висит 10 минут. За это время тщательно осматриваются все части механиз-
4 К- Рогозин |
49 |
ма, определяется стрела упругого прогиба фермы, моста, наличие их остаточной дефор мации, выявляются другие дефекты. Для определения стрелы упругого прогиба и на личия остаточной деформации к ферме, мос ту и металлоконструкции грузоподъемного механизма привязывается отвес—тонкая про волока с грузом 100—200 граммов и отмечает ся ее положение до испытания.
Положение груза после испытания укажет на определяемые величины.
Если груз отвеса займет после испытания прежнее положение, то остаточной деформа ции нет; если груз будет располагаться ниже отметки, сделанной до испытания, то имеется остаточная деформация.
В этом случае использование грузоподъем ного механизма запрещается. Стрела упруго го прогиба допускается: для грузоподъемных механизмов с ручным приводом 1/400 длины пролета, для балочных кранов— 1/500 длины пролета.
В механизмах для подъема людей груз подвешивается, вдвое превышающий рабо чий. Если дефектов не обнаружено, груз уменьшается на 10 процентов и проводится динамическое испытание путем поднятия, опускания и перемещения груза. При дина мических испытаниях проверяется работа тормозов, муфт, ограничителей высоты подъе ма и других движущихся и вращающихся частей грузоподъемных механизмов. Резуль таты испытания заносятся в шнуровую книгу, которая должна быть у каждого грузоподъ емного механизма, и составляется акт.
50
Независимо от срока работы проводится внеочередное испытание грузоподъемных ме ханизмов после капитального их ремонта или переустройства ферм, опор, подкрановых пу тей, движущихся механизмов, а также при смене канатов и цепей. Внеочередное или пе риодическое испытание проводится грузом,на 10 процентов превышающим нормальную гру зоподъемность механизма, в течение 10 минут.
По правилам техники безопасности во из бежание обрыва поднятого груза не разре шается подъем грузового крюка выше допус тимого предела. С этой целью грузоподъем ные 'механизмы должны оборудоваться хоро шо действующими ограничителями высоты подъема груза и надежными тормозами, обес печивающими удержание груза в поднятом положении. Вес поднимаемых грузов не дол жен превышать грузоподъемности крана, по этому на каждом грузоподъемном механизме четко и ясно обозначается предельный груз и дата испытания. Запрещается отрывать примерзший груз к земле или углубленный в землю, а также поднимать крюком груз при косом натяжении троса.
При работе с грузоподъемными механиз мами особое внимание следует обращать на крепление перемещаемых грузов и правиль ную эксплуатацию стальных проволочных ка натов и цепей (рис. 8). Закреплять тросы к подъемным механизмам надо так, чтобы они не перетирались и не скручивались. Для умень шения трения между отдельными проволока ми, предохранения от коррозии и уменьшения износа тросы нужно обильно смазывать.
4* |
$ 1. |