Файл: Папок К.К. Ядовитость топлив, масел и технических жидкостей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
Поэтому при очистке цистерн и других емкостей из-под эти лированных бензинов нужно соблюдать меры предосторож ности.
Кассельс и Доддс описывают случай, происшедший в Англии. На очистку хранилищ из-под этилированного бен зина была направлена партия рабочих. Однако необходимые профилактические мероприятия (смена домашней одежды на спецодежду, обеспечение резиновыми фартуками, сапо гами и перчатками, шланговым противогазом, а также мытье под душем после окончания работ) не были выпол нены, вследствие чего 25 человек получили острое отравле ние тетраэтилсвинцом, двое из них скончались.
Причиной свинцового отравления может явиться и не аккуратное обращение с нагарами и осадками, образую щимися в двигателях, работавших на этилированном бен зине.
При частых обливаниях этилированным бензином мо жет развиться хроническое отравление. А. Б. Резников
описывает такой |
случай. Рабочий |
М., 28 |
лет, |
моторист, |
4 года работал с |
этилированным |
бензином, |
не |
соблюдая |
никаких мер предосторожности. Поступил в клинику с жа лобами на головную боль ноющего характера (около полу года), ощущение тяжести в голове («нет свежести»), повы шенную утомляемость, потливость, общую слабость, потерю в весе около 5 кг, на неудовлетворительный сон с кошмар ными сновидениями и ухудшение памяти. Несмотря на дли тельное лечение, больной был признан инвалидом III группы.
Первые признаки хронического отравления часто на столько нехарактерны, что с трудом могут быть замечены. Они выражаются в быстрой утомляемости, в некоторых малозаметных изменениях характера, появлении отчужден ности, повторяющихся носовых кровотечениях.
При очень длительной неосторожной работе с этилиро ванными бензинами симптомы поражения центральной нервной системы становятся отчетливыми. Отравленные начинают жаловаться на головные боли (ощущение тяже сти в голове), исхудание, ощущение инородного тела во рту
и гортани |
(«симптом волоса»). Они с трудом засыпают, сон |
|||||
становится тревожным. Кроме того, |
у таких больных отме |
|||||
чаются |
понижение артериального |
давления, |
урежение |
|||
пульса и другие симптомы. |
|
бензин |
через |
|||
Очень |
опасно |
засасывать этилированный |
||||
шланг ртом (что |
нередко делают шоферы), |
так |
как |
при |
||
з* |
|
|
|
|
|
35 |
этом он может попасть внутрь и вызвать тяжелое отравле ние. Отравление может произойти и в том случае, если человек нечаянно выпьет этилированный бензин.
А. Б. Резников приводит следующее наблюдение. Во время поездки машина застряла в снегу. Для отогрева мо
тора шофер отсосал ртом |
в шланг этилированный |
бензин |
и факелом отогрел мотор. |
Вскоре он почувствовал |
голов |
ную боль. На следующий |
день шофер повторил процедуру. |
|
В результате на 3-й день его состояние ухудшилось: |
появи |
лись сильные головные боли, бессонница, галлюцинации и нарушение психики. Улучшение наступило только после трехнедельного лечения.
Тетраэтилсвинец обладает способностью накапливаться в организме. Малые дозы его проявляют действия не сразу, а спустя некоторый период — от нескольких часов до не скольких суток.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ*
При работе с этилированным бензином необходимо вы полнять следующие правила.
1.Этилированный бензин применять только как горю чее для моторов; ни в коем случае не мыть им руки, детали машин, не чистить одежду и т. п.
2.Перед приемом пищи мыть руки и лицо теплой во дой с мылом. Категорически запрещается есть, пить и ку рить в помещении, где отпускают (разливают) этилиро ванный бензин и ремонтируются детали моторов, работав ших на этилированном бензине.
3.При приеме на работу, связанную с этилированным бензином, всех лиц подвергать предварительным медицин ским осмотрам; кроме того, надо проводить периодические осмотры — один раз в 6 месяцев.
4.В случае пролива этилированного бензина в закры том помещении тотчас же вытереть облитое место сначала сухой тряпкой, а затем тряпкой, смоченной в керосине.
5.При обливе одежды этилированным бензином снять
ееи проветрить на открытом воздухе до исчезновения за паха бензина.
6.При попадании этилированного бензина на кожу не
допускать его высыхания; облитые участки кожи сразу же
* Указание о мерах безопасности при хранении, перевозке и при менении этилированного автомобильного бензина. М., 1956.
36
обмыть неэтилированным бензином или |
керосином, |
а при |
|
их отсутствии вытереть чистой ветошью |
и |
затем |
обмыть |
теплой водой с мылом. |
с |
этилированным |
|
7. Все бочки, цистерны, хранилища |
бензином снабжать четкими надписями «Этилированный бензин, ядовит»; не брать спецодежду домой, стирку ее организовать на работе.
8.При засорении бензопровода или жиклеров карбюра тора продувать их только насосом или грушей, но ни в коем случае не ртом. Чистить и промывать детали только в ре зиновых, полихлорвиниловых или кожаных перчатках.
9.Ремонт и переборку моторов, работающих на этили рованном бензине, производить под контролем лиц, ответ ственных за технику безопасности. Таким работам должна предшествовать предварительная промывка системы керо сином с целью удаления свинцовых соединений.
10.К работе с этилированным бензином допускать лиц только после сдачи санитарно-технического минимума.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Первая помощь при отравлении этилированным бензи ном такая же, как и при отравлении неэтилированным бен зином.
МАЗУТЫ И СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
После отгона из нефти бензина, лигроина, керосина и солярового масла остается мазут.
Мазут — это смесь различных высококипящих тяжелых углеводородов, в которых присутствуют в небольшом коли честве сернистые, кислородные, азотистые и другие соеди нения.
Мазуты используются в качестве топлива (как в чистом виде, так и в смеси с другими топливами) для паровых и промышленных печей (мартеновских, термических и др.), а также в качестве сырья для производства смазочных ма сел и других нефтепродуктов.
Мазуты как топливо выпускаются нескольких сортов,
отличающихся по вязкости при 50°, |
выраженной в |
услов |
|||||||
ных градусах |
(от 2,5 |
до 15,5), |
и |
по |
содержанию серы |
||||
(от 0,3 до 3,5%). |
|
|
|
|
|
его |
разго |
||
При получении смазочных масел из мазута |
|||||||||
няют под |
вакуумом |
на |
масляные |
|
фракции — дистиллаты. |
||||
Дистиллаты |
и остаток |
после их |
отгона содержат, |
кроме |
|||||
углеводородов, различные асфальтово-смолистые |
вещества, |
||||||||
нафтеновые кислоты, |
сернистые соединения и |
другие ве |
|||||||
щества, |
ухудшающие |
качество |
масла. |
Поэтому |
только |
после очистки дистиллатов от вредных примесей получают готовые масла; очищая остаток, получают авиационные масла.
Смазочные масла состоят из очень сложных углеводоро дов с числом углеродных атомов в молекуле от 20 до 70, выкипающих при температуре 300° и выше.
Нефтяная промышленность вырабатывает довольно ши рокий ассортимент смазочных масел:
— индустриальные — для смазывания разнообразных приборов, механизмов, станков и машин на фабриках, заво дах и в сельском хозяйстве;
38
— автотракторные — для смазывания автомобильных и тракторных двигателей;
—дизельные — для смазывания дизелей;
—авиационные—для смазывания авиационных двига
телей;
—трансмиссионные — для смазывания трансмиссий в
автомобильных, тракторных и других наземных машинах. Выпускаются и другие масла: цилиндровые, турбинные,
трансформаторные, компрессорные.
Масла отличаются одно от другого по способу получе ния, по способу очистки и по наличию в масле тех или иных присадок, добавляемых к маслам для придания им требуемых свойств.
Масла классифицируют в основном по вязкости. С уве личением температуры выкипания масляных фракций уве личивается их вязкость, в составе масла оказываются более сложные и крупные молекулы (табл. 10).
Таблица 10
Пределы выкипания и молекулярный вес
некоторых |
масел |
|
Масла |
Пределы вы |
Средний |
кипания |
молекулярный |
|
|
(в градусах) |
вес |
Машинное масло............... |
310—322 |
416 |
Цилиндровое масло .... |
322—330 |
477 |
Мазуты и масла при нормальных условиях практически не испаряются, и поэтому вредное действие их на организм человека может проявиться главным образом:
а) при частом попадании мазута или масла на откры тые участки тела;
б) при длительной работе в одежде, пропитанной мазу том или маслом;
в) при вдыхании масляного тумана и паров легких нефтепродуктов, оказавшихся в масле.
ДЕЙСТВИЕ МАЗУТОВ И МАСЕЛ НА КОЖУ
При длительном систематическом контакте кожи с ма зутами и смазочными, маслами могут возникнуть острые и хронические заболевания кожи-
30
Наиболее часты фолликулярные поражения кожи, пред ставляющие собой заболевание волосяных мешочков и сальных желез. Эти заболевания, известные под названием масляных или керосиновых угрей, наблюдаются у механи ков, токарей, трактористов, шоферов, кладовщиков и дру гих рабочих, повседневно имеющих дело с маслами.
Чаше всего масляными угрями поражается кожа рук (предплечье), реже — кожа поверхности бедра, живота, го леней. На месте поражения появляются многочисленные мелкие черные точки, каждая из которых расположена у основания волосяного мешочка и представляет собой роговую коробочку. Помимо черных точек, на коже появ ляются высыпания в виде плотных узелков (папул) сине вато-красного цвета, нередко с нагноившимся пузырьком на верхушке.
По данным М. Д. Разумовского, совместное воздействие на трактористов и комбайнеров неблагоприятных метеоро логических условий и пыли наряду с загрязнением кожных покровов смазочными маслами и горючим способствует возникновению гнойничковых заболеваний кожи и подкож ной клетчатки: за 2 года (1952—1953) из 102 опрошенных трактористов и комбайнеров 58 человек страдали фурунку лами и карбункулами или хроническим фурункулезом.
В последние годы участились случаи повреждения кож ных покровов (больше всего кистей рук) смазочными мас лами, попадающими на кожу под большим давлением. Это наблюдается в гаражах при распыливании масел под давле нием специальными насосами во время испытания дизелей, маслопроводов и пр. При этом масло пробивает кожу" и проникает в подкожную ткань, вызывая развитие отека с бо лями и онемением пораженных участков. При попадании инфекции возможно образование нарывов и участков омертвения.
Смазочные масла бывают причиной и более тяжелых за болеваний (бородавчатых разрастаний, ороговений, перехо дящих в рак).
Визе описывает следующий случай. Рабочий, 64 лет, изо дня в день в течение 40 лет, работая в нефтяном произ водстве, вынужден был по характеру работы погружать руки в различные минеральные масла. В связи с этим на кистях у него было обнаружено несколько ороговевших кожных участков, в том числе два довольно крупных го дичной давности. По словам больного, на этом производ стве многие рабочие страдают тем же.
40