Файл: Папок К.К. Ядовитость топлив, масел и технических жидкостей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому при очистке цистерн и других емкостей из-под эти­ лированных бензинов нужно соблюдать меры предосторож­ ности.

Кассельс и Доддс описывают случай, происшедший в Англии. На очистку хранилищ из-под этилированного бен­ зина была направлена партия рабочих. Однако необходимые профилактические мероприятия (смена домашней одежды на спецодежду, обеспечение резиновыми фартуками, сапо­ гами и перчатками, шланговым противогазом, а также мытье под душем после окончания работ) не были выпол­ нены, вследствие чего 25 человек получили острое отравле­ ние тетраэтилсвинцом, двое из них скончались.

Причиной свинцового отравления может явиться и не­ аккуратное обращение с нагарами и осадками, образую­ щимися в двигателях, работавших на этилированном бен­ зине.

При частых обливаниях этилированным бензином мо­ жет развиться хроническое отравление. А. Б. Резников

описывает такой

случай. Рабочий

М., 28

лет,

моторист,

4 года работал с

этилированным

бензином,

не

соблюдая

никаких мер предосторожности. Поступил в клинику с жа­ лобами на головную боль ноющего характера (около полу­ года), ощущение тяжести в голове («нет свежести»), повы­ шенную утомляемость, потливость, общую слабость, потерю в весе около 5 кг, на неудовлетворительный сон с кошмар­ ными сновидениями и ухудшение памяти. Несмотря на дли­ тельное лечение, больной был признан инвалидом III группы.

Первые признаки хронического отравления часто на­ столько нехарактерны, что с трудом могут быть замечены. Они выражаются в быстрой утомляемости, в некоторых малозаметных изменениях характера, появлении отчужден­ ности, повторяющихся носовых кровотечениях.

При очень длительной неосторожной работе с этилиро­ ванными бензинами симптомы поражения центральной нервной системы становятся отчетливыми. Отравленные начинают жаловаться на головные боли (ощущение тяже­ сти в голове), исхудание, ощущение инородного тела во рту

и гортани

(«симптом волоса»). Они с трудом засыпают, сон

становится тревожным. Кроме того,

у таких больных отме­

чаются

понижение артериального

давления,

урежение

пульса и другие симптомы.

 

бензин

через

Очень

опасно

засасывать этилированный

шланг ртом (что

нередко делают шоферы),

так

как

при

з*

 

 

 

 

 

35


этом он может попасть внутрь и вызвать тяжелое отравле­ ние. Отравление может произойти и в том случае, если человек нечаянно выпьет этилированный бензин.

А. Б. Резников приводит следующее наблюдение. Во время поездки машина застряла в снегу. Для отогрева мо­

тора шофер отсосал ртом

в шланг этилированный

бензин

и факелом отогрел мотор.

Вскоре он почувствовал

голов­

ную боль. На следующий

день шофер повторил процедуру.

В результате на 3-й день его состояние ухудшилось:

появи­

лись сильные головные боли, бессонница, галлюцинации и нарушение психики. Улучшение наступило только после трехнедельного лечения.

Тетраэтилсвинец обладает способностью накапливаться в организме. Малые дозы его проявляют действия не сразу, а спустя некоторый период — от нескольких часов до не­ скольких суток.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ*

При работе с этилированным бензином необходимо вы­ полнять следующие правила.

1.Этилированный бензин применять только как горю­ чее для моторов; ни в коем случае не мыть им руки, детали машин, не чистить одежду и т. п.

2.Перед приемом пищи мыть руки и лицо теплой во­ дой с мылом. Категорически запрещается есть, пить и ку­ рить в помещении, где отпускают (разливают) этилиро­ ванный бензин и ремонтируются детали моторов, работав­ ших на этилированном бензине.

3.При приеме на работу, связанную с этилированным бензином, всех лиц подвергать предварительным медицин­ ским осмотрам; кроме того, надо проводить периодические осмотры — один раз в 6 месяцев.

4.В случае пролива этилированного бензина в закры­ том помещении тотчас же вытереть облитое место сначала сухой тряпкой, а затем тряпкой, смоченной в керосине.

5.При обливе одежды этилированным бензином снять

ееи проветрить на открытом воздухе до исчезновения за­ паха бензина.

6.При попадании этилированного бензина на кожу не

допускать его высыхания; облитые участки кожи сразу же

* Указание о мерах безопасности при хранении, перевозке и при­ менении этилированного автомобильного бензина. М., 1956.

36


обмыть неэтилированным бензином или

керосином,

а при

их отсутствии вытереть чистой ветошью

и

затем

обмыть

теплой водой с мылом.

с

этилированным

7. Все бочки, цистерны, хранилища

бензином снабжать четкими надписями «Этилированный бензин, ядовит»; не брать спецодежду домой, стирку ее организовать на работе.

8.При засорении бензопровода или жиклеров карбюра­ тора продувать их только насосом или грушей, но ни в коем случае не ртом. Чистить и промывать детали только в ре­ зиновых, полихлорвиниловых или кожаных перчатках.

9.Ремонт и переборку моторов, работающих на этили­ рованном бензине, производить под контролем лиц, ответ­ ственных за технику безопасности. Таким работам должна предшествовать предварительная промывка системы керо­ сином с целью удаления свинцовых соединений.

10.К работе с этилированным бензином допускать лиц только после сдачи санитарно-технического минимума.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Первая помощь при отравлении этилированным бензи­ ном такая же, как и при отравлении неэтилированным бен­ зином.

МАЗУТЫ И СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

После отгона из нефти бензина, лигроина, керосина и солярового масла остается мазут.

Мазут — это смесь различных высококипящих тяжелых углеводородов, в которых присутствуют в небольшом коли­ честве сернистые, кислородные, азотистые и другие соеди­ нения.

Мазуты используются в качестве топлива (как в чистом виде, так и в смеси с другими топливами) для паровых и промышленных печей (мартеновских, термических и др.), а также в качестве сырья для производства смазочных ма­ сел и других нефтепродуктов.

Мазуты как топливо выпускаются нескольких сортов,

отличающихся по вязкости при 50°,

выраженной в

услов­

ных градусах

(от 2,5

до 15,5),

и

по

содержанию серы

(от 0,3 до 3,5%).

 

 

 

 

 

его

разго­

При получении смазочных масел из мазута

няют под

вакуумом

на

масляные

 

фракции — дистиллаты.

Дистиллаты

и остаток

после их

отгона содержат,

кроме

углеводородов, различные асфальтово-смолистые

вещества,

нафтеновые кислоты,

сернистые соединения и

другие ве­

щества,

ухудшающие

качество

масла.

Поэтому

только

после очистки дистиллатов от вредных примесей получают готовые масла; очищая остаток, получают авиационные масла.

Смазочные масла состоят из очень сложных углеводоро­ дов с числом углеродных атомов в молекуле от 20 до 70, выкипающих при температуре 300° и выше.

Нефтяная промышленность вырабатывает довольно ши­ рокий ассортимент смазочных масел:

— индустриальные — для смазывания разнообразных приборов, механизмов, станков и машин на фабриках, заво­ дах и в сельском хозяйстве;

38



— автотракторные — для смазывания автомобильных и тракторных двигателей;

дизельные — для смазывания дизелей;

авиационные—для смазывания авиационных двига­

телей;

трансмиссионные — для смазывания трансмиссий в

автомобильных, тракторных и других наземных машинах. Выпускаются и другие масла: цилиндровые, турбинные,

трансформаторные, компрессорные.

Масла отличаются одно от другого по способу получе­ ния, по способу очистки и по наличию в масле тех или иных присадок, добавляемых к маслам для придания им требуемых свойств.

Масла классифицируют в основном по вязкости. С уве­ личением температуры выкипания масляных фракций уве­ личивается их вязкость, в составе масла оказываются более сложные и крупные молекулы (табл. 10).

Таблица 10

Пределы выкипания и молекулярный вес

некоторых

масел

 

Масла

Пределы вы­

Средний

кипания

молекулярный

 

(в градусах)

вес

Машинное масло...............

310—322

416

Цилиндровое масло ....

322—330

477

Мазуты и масла при нормальных условиях практически не испаряются, и поэтому вредное действие их на организм человека может проявиться главным образом:

а) при частом попадании мазута или масла на откры­ тые участки тела;

б) при длительной работе в одежде, пропитанной мазу­ том или маслом;

в) при вдыхании масляного тумана и паров легких нефтепродуктов, оказавшихся в масле.

ДЕЙСТВИЕ МАЗУТОВ И МАСЕЛ НА КОЖУ

При длительном систематическом контакте кожи с ма­ зутами и смазочными, маслами могут возникнуть острые и хронические заболевания кожи-

30

Наиболее часты фолликулярные поражения кожи, пред­ ставляющие собой заболевание волосяных мешочков и сальных желез. Эти заболевания, известные под названием масляных или керосиновых угрей, наблюдаются у механи­ ков, токарей, трактористов, шоферов, кладовщиков и дру­ гих рабочих, повседневно имеющих дело с маслами.

Чаше всего масляными угрями поражается кожа рук (предплечье), реже — кожа поверхности бедра, живота, го­ леней. На месте поражения появляются многочисленные мелкие черные точки, каждая из которых расположена у основания волосяного мешочка и представляет собой роговую коробочку. Помимо черных точек, на коже появ­ ляются высыпания в виде плотных узелков (папул) сине­ вато-красного цвета, нередко с нагноившимся пузырьком на верхушке.

По данным М. Д. Разумовского, совместное воздействие на трактористов и комбайнеров неблагоприятных метеоро­ логических условий и пыли наряду с загрязнением кожных покровов смазочными маслами и горючим способствует возникновению гнойничковых заболеваний кожи и подкож­ ной клетчатки: за 2 года (1952—1953) из 102 опрошенных трактористов и комбайнеров 58 человек страдали фурунку­ лами и карбункулами или хроническим фурункулезом.

В последние годы участились случаи повреждения кож­ ных покровов (больше всего кистей рук) смазочными мас­ лами, попадающими на кожу под большим давлением. Это наблюдается в гаражах при распыливании масел под давле­ нием специальными насосами во время испытания дизелей, маслопроводов и пр. При этом масло пробивает кожу" и проникает в подкожную ткань, вызывая развитие отека с бо­ лями и онемением пораженных участков. При попадании инфекции возможно образование нарывов и участков омертвения.

Смазочные масла бывают причиной и более тяжелых за­ болеваний (бородавчатых разрастаний, ороговений, перехо­ дящих в рак).

Визе описывает следующий случай. Рабочий, 64 лет, изо дня в день в течение 40 лет, работая в нефтяном произ­ водстве, вынужден был по характеру работы погружать руки в различные минеральные масла. В связи с этим на кистях у него было обнаружено несколько ороговевших кожных участков, в том числе два довольно крупных го­ дичной давности. По словам больного, на этом производ­ стве многие рабочие страдают тем же.

40