Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подъемной машины, что и приводит к отключению подъемного двигателя от сети. Одновременно с отключением пускателя тормозных магнитов происходит торможение машины предохра­ нительным тормозом, а вала двигателя — стопорным тормозом.

Сигнализация о температурном режиме масла в турборедук­ торе осуществляется следующим образом.

Рис. 23. Схема подключения пускателей двигателей насосов аккумулятора давления подъемной установки

При нормальной температуре нагрева масла в турборедук­ торе контакт 22—23 термометра РКТВ замкнут и горит зеленая лампа ЛЗ. При превышении температуры масла выше установ­ ленной нормально открытый контакт 21—25 замыкается и заго­ рается красная лампа ЛК-

Если после этого никаких мер по снижению температуры масла в турборедукторе принято не будет и температура дойдет до предельно допустимой величины, контакт 22—23 размыкается

и подъемная установка автоматически отключается от сети

с одновременным наложением предохранительного тормоза на барабан машины и стопорного тормоза на вал подъемного дви­ гателя.

В этом случае растормаживание подъемной машины воз­ можно только после снижения температуры масла в турборедук­ торе до величины ниже предельно допустимой.

Следует отметить, что машинист подъемной машины имеет

возможность судить о нагреве масла в турборедукторе не только по световым сигналам, но и визуально, по циферблату, имею­ щемуся у термометра РКТВ и устанавливаемому на пульте управления или рядом с ним.

Рудничный термометр РКТВ, промышленная партия которых

48

изготовлена Нилаборприбором

представляет собой измеритель­

ный прибор с сигнальным устройством.

Термодатчик термометра

(рис. 24) состоит из термобал­

лона 1, капилляра 2, контактного устройства и термометриче­ ской системы, основным элементом которой является S-образная пружина 3.

Термометр

работает

в интервале температур

от +40 до

+ 120°. Угол

поворота

стрелки прибора — 270°.

Контактное

устройство термометра рассчитано на питание от сети 36 в.

 

 

Термобаллон,

представляющий

собой

 

металлический стакан, заполненный спе­

 

циальной жидкостью, устанавливается в

 

сточной трубе маслопровода. При нагреве

 

термобаллона насыщенные пары имею­

 

щейся в нем жидкости через капилляр воз­

 

действуют на S-образную пружину. При

 

повышении

давления пружина

удлиняется

 

и поворачивает

специальный

рычаг,

кото­

 

рый через геликоидальную передачу вра­

 

щает указательную стрелку прибора и кон­

 

тактное устройство.

термометра

 

 

Общий

вид

контактного

 

приведен на рис.

25.

 

 

Рис. 24 Устройство термодатчика рудничного термометра РКТВ

Кроме рабочих насосов маслосистемы турборедуктора и смазки подшипников, применены и резервные. Поэтому реко­

мендуется систематически, но не реже одного раза в неделю, чередовать работу этих насосов. Этим будет поддерживаться

исправное состояние установленного оборудования и, кроме того, будет осуществляться контроль исправности пусковой аппаратуры. Это относится и к насосам аккумулятора дав­

ления.

При эксплуатации описанной выше схемы необходимо об­ ращать особое внимание на правильность операций при ликви­ дации переподъема, так как схема допускает пуск подъемной

1 При отсутствии термометра РКТВ может быть применен другой термо­ метр, имеющий один н. з. контакт, заключенный во взрывобезопасную обо­ лочку. При применении термометра в нормальном исполнении пускатель тормозных магнитов должен иметь искробезопасные параметры цепи управ­

ления.

49


Диаграмма переключений команде-аппарели

КД-5037-<

наименование

Рукоятка

в

 

и

контактов

0

Схема

Левая сторона

/

1

управлений

правойсторона

ВОРУ -1

со КК2<х>

 

 

ВВРУ-0

KKf

ВОРУ -2

<х>ккз

Диаграмма переключений обходного переключателя

№-5112/0101

Наименование

контактов контактов

ЛО-1 1-2

ПО-2 ЗД

по-з 5-6

Рис. 26. Принципиальная электрическая схема подъемной установки С

I

0

©

турбозубчатый редуктором при применении синхронного двигателя

Таблица 4

Обозначения

Наименование

Тип

на рис. 26 j

ААмперметр электромагнитный со шкалой

0—400 а............................................................

At Амперметр магнитоэлектрический с наружным шунтом со шкалой 150—0—150 . .

ВВозбудитель....................................................

ВК1, ВК2

Выключатель концевой.................................

ВБРУ-0-1

Выключатель блокировочный рукоятки уп-

и 2

равления

турбомуфтой ........................

V

Вольтметр

электромагнитный со шкалой

ДН

0—400 в................................................................

 

Двигатель

насоса............................

Зв

Звонок электрический 220 в ...........................

АК

Аварийная кнопка

отключения ...................

пд, СД

Кнопочная

станция

«Пуск», «Стоп» . . .

КВ

Купроксный

выпрямитель .............................

ЛКонтактор линейный.................................

ЛЗ Лампа сигнальная с зеленым стеклом . . ЛК Лампа сигнальная с красным стеклом . .

МКонтактор..........................................................

МТП

Магнит тормозной предохранительного тор-

 

моза...............................................................

плавкий со вставкой на

Пр

Предохранитель

ПО-1, ПО-2,

15 а..............................................................

переключатель

Универсальный

ПО-3

ППускатель магнитный двигателя насоса

Р1

Выключатель трехполюсный

на

400

а . .

Р2

Выключатель двухполюсный

на

100

а . .

РБ

Реле

блокировочное ......................................

 

 

 

РД

Реле

манометрическое.................................

 

 

 

РМ1, РМ2

Реле

максимального тока............................

 

 

 

РПВ

Реле

подачи

возбуждения........................

 

 

РТ

Реле

тепловое,

5

а..........................

 

 

. . .

РТ1, РТ2

Реле

тепловое

в

пускателе

/7Д . . . .

РОС

Реле

центробежное......................................

 

 

 

СД

Синхронный

двигатель.................................

 

 

 

СР

Сопротивление

разрядное ............................

 

 

 

ТС

Термометрический

сигнализатор ....

ШР

Шунтовой

регулятор.................................

 

 

 

эн

мн

По проекту КУ-131

КА-5037-1

ЭН

АДО-42/4

КУ-123/1 КУ-1500 ВК-102

КТ ЛС-5

ЛС-5

КТ

КМТ-103

ПР-1

УП 5112/С101

П

РО-3 РО-3

РЭ-2161/20

РЭ-2111/01В РЭ-105/2А

РТ-1 РТ-1

МО-25

СМ

тс

По проекту

При достижении двигателем подсинхронной скорости ток,

протекающий по обмотке реле РПВ, уменьшается и оказы­

вается недостаточным для удержания якоря в притянутом

состоянии. Вследствие этого реле РПВ отключается, с вы­ держкой времени замыкает свой контакт 5—15 в цепи контак­ торной катушки М и размыкает свой контакт 11—13 в цепи

питания катушки реле РБ.

Замыкание контакта 5—15 приводит к срабатыванию кон­ тактора катушки М, который при включении шунтирует раз­ рядное сопротивление. В результате этого ток возбуждения

53


К Стоп у

Ш инная коробка

К И. Люблинский. П Л. Светличный

Рис. 27. Схема электрических соединений однобарабанной тягальной лебедки БЛ-12С0 оборудованной регулируемой турбомуфтой

достигает номинального значения и двигатель входит в син­

хронизм.

Электрической схемой предусмотрены следующие виды

защит:

1. Защита от перегрева масла в турборедукторе выше до­ пустимых норм, которая осуществляется при помощи термомет­

рического реле ТС. Контакты этого реле 5—20, замыкающиеся

при нагреве масла выше нормы, включены в цепь электриче­ ского звонка Зв, который и сигнализирует о неполадке.

2.Защита установки от превышения машиной установлен­ ной скорости, которая осуществляется при помощи центробеж­ ного реле РОС; контакты этого реле 35—37 включены в цепь управления и защиты.

3.Защита от переподъема подъемных сосудов, осуществляе­

мая концевыми выключателями ВК1 и ВК2.

4.Защита установки от износа тормозных колодок ВИК, ко­ торая осуществляется концевым выключателем; контакты этого выключателя 2—22 включены в цепь управления пускателя

двигателя насоса.

5.Защита от перегрузки и перегрева подъемного двигателя

и двигателя насоса, осуществляемая тепловыми реле PT, РТ1

иРТ2.

6.Защита от пуска машины в сторону переподъема. Указан­

ная защита осуществляется следующим образом. Предполо­ жим, что произошел переподъем и действием концевого вы­

ключателя ВКТ установка была отключена и заторможена.

Для ликвидации переподъема необходимо рукоятку управления

турбомуфтой поставить в нулевое положение и повернуть на 45° рукоятку универсального переключателя УП-5112, контакты которого используются в качестве обходных ПО для разомкнув­

шихся концевых выключателей. В этом случае замкнутся кон­

такты 25—45 ВБРУ-0 и 43—57 ПО-1 и дадут возможность включить синхронный двигатель. Однако после запуска син­

хронного двигателя рукоятка управления турбомуфтой, с кото­ рой связан командоаппарат КА-5037, может быть поставлена только в положение, соответствующее пуску назад ВБРУ-1, при котором цепь управления остается замкнутой. Таким обра­ зом, машина может быть пущена только в сторону, противо­ положную переподъему. Аналогично ликвидируется переподъем и при срабатывании концевого выключателя ВК2.

Третья пара контактов ПО-3 универсального переключа­ теля УП-5112 включена в цепь электрического звонка, а замы­ кание этих контактов происходит при повороте рукоятки пере­ ключателя на 45° в любую сторону от нулевого положения. Та­

ким образом, одновременно с замыканием контактов ПО-1 или

ПО-2 замыкается и контакт ПО-3, приводящий в действие Зе.

Звонок будет работать до тех пор, пока после ликвидации

переподъема рукоятка переключателя, используемого в каче-

54


стве обходного, не будет поставлена в нулевое положение, при

котором отсутствуют обходные цепи для концевых выключа­ телей.

Отключение подъемного двигателя в нормальных условиях производится кнопкой СД («Стоп» двигателя). Остановка дви­ гателя насоса осуществляется кнопкой СН. В аварийных слу­ чаях установка отключается нажатием на кнопку АД (аварий­ ная кнопка). Отключение установки при коротких замыканиях в цепи, расположенной за выключателем Р2 в сторону двига­ телей, осуществляется действием реле максимального тока РМ1

и РМ2.

Лампа ЛЗ зеленая сигнализирует о том, что цепь защиты исправна, а красная ЛК — что подъемный двигатель включен.

Для исключения возможности самовозбуждения отключен­ ного от сети подъемного двигателя, работающего в генера­ торном режиме, а также для гашения поля возбуждения воз­ будителя В в схеме предусмотрено шунтирование обмотки

возбуждения возбудителя, которое осуществляется н. з. контак­ том контактора Л. Кроме того, в этом случае исключается

возможность питания тормозного электромагнита напряже­ нием, вырабатываемым генератором.

На рис. 27 приведена схема электрических соединений тя­ гальной лебедки БЛ-1200, оборудованной регулируемой турбо­ муфтой.

Как указывалось выше, в этом случае для управления

подъемным

двигателем применяется

реверсивный

пускатель.

Пуску подъемного двигателя должно

предшествовать включе-

< ние двигателя насоса.

установки от

 

Схемой

предусмотрена защита

перегрева

масла в муфте, осуществляемая температурным реле, и защита от превышения установленной скорости при помощи реле ско­

рости типа БИРС.

Кроме того, предусмотрена зашита от пер.еподъема, осущест­

вляемая концевым выключателем ВК.

Управление двигателем осуществляется трехкнопочным по­ стом управления типа КУБ.

Один из тормозных электромагнитов МТС, показанных на схеме, служит для стопорного торможения моторной муфты,

а другой МТЗ — для управления трехходовым краном, уста­ новленным в системе маслопровода турбомуфты.

На лебедках бесконечной откатки применяются предельные турбомуфты замкнутого типа. Схемы электрических соедине­ ний этих лебедок не отличаются от обычно применяемых, а по­ этому описания их не приводим.

Следует отметить, что часть аппаратов, применяемых в элек­

трических схемах подъемных машин и лебедок, оборудованных турбомуфтами, не рассчитана на подключение бронированного

кабеля.

55


Поэтому монтаж схем управления и защиты установок при­ ходится вести гибким резиновым кабелем. В дальнейшем, по мере более широкого применения машин с турбомуфтами, не­

обходимо ликвидировать этот недостаток, освоив выпуск необ­

ходимых аппаратов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Турбомуфта обеспечивает эластичное соединение между двигателем и машиной. Толчки, кратковременные перегрузки и вибрации турбомуфтой ликвидируются. При гидроэлектропри­ воде динамическая составляющая крутящего момента во время разгона машины изменяется плавно. Поэтому колебания подъем­ ной системы, присущие установкам с асинхронным приводом,

при гидроэлектроприводе исключаются.

В связи с изложенным применение турбомуфт значительно повышает срок службы подъемных машин и лебедок, а также канатов и двигателей. В некоторых случаях применение турбо­ муфт позволяет снижать запасы прочности элементов подъем­ ных установок, что облегчает их вес и снижает стоимость.

2. Турбомуфты проточного типа с переменным наполнением жидкостью используются для управления подъемными маши­ нами и лебедками при непрерывно вращающемся приводном

двигателе.

Характеристики гидроэлектропривода благоприятны для условий шахтного подъема. Регулирование скорости вращения

машины при помощи турбомуфты осуществляется бесступенчато во всем диапазоне от нуля до наибольшей скорости вра­ щения и от наибольшей скорости вращения до нуля. Меха­ нический рабочий тормоз при гидроэлектроприводе применяется

только для стопорения подъемной машины в момент ее оста­

новки.

Разгон подъемной машины и лебедки при гидроэлектро­ приводе осуществляется автоматически. Замедление выпол­ няется или в режиме противовключения или в режиме свобод­

ного выбега.

Реверсирование машины осуществляется при помощи турбо­

муфт при непрерывно вращающемся в одну и ту же сторону двигателе. В связи с этим отпадает необходимость применения

реверсоров и другой электрической аппаратуры: роторных кон­ такторных станций, роторных сопротивлений, командоаппара-

тов и

т. д. Установка становится проще, надежнее и дешевле.

3.

В связи с тем, что приводной двигатель непрерывно вра­

щается с постоянной скоростью и в одну и ту же сторону, дол­ говечность его значительно повышается, так как отсутствуют

динамические толчки и перенапряжения в

обмотках дви­

гателя, обычно имеющие место при пуске

и остановке

двигателя.

 

56 .