Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 3

Пози­

Условное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обозначе­

 

Наименование

Тип

 

 

Назначение

 

 

ции по

ние по

 

 

 

 

 

рис. 21

рис. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

„Ход*

Однокнопочный

КУВ-6011

Включение

магнитно­

 

(34)

пост

управления во

 

го

пускателя

 

тормоз­

 

 

взрывобезопасном

 

ных электромагнитов

 

 

исполнении

ША-В или

Блокировка

рукоятки

35

ВБТР

Выключатель кон­

 

(35)

цевой

во взрывобе­

ВВ-5

рабочего тормоза подъ­

 

 

зопасном исполнении

 

емной машины с предо­

 

 

Муфта тройнико­

ТМ-6

хранительным

 

кабеля,

36,37

36, 37

Коммутация

 

 

 

вая

во

взрывобезо­

 

идущего к однокнопоч­

 

 

пасном

исполнении

 

ным постам 34 и 35 и к

 

 

Светильник взры­

ФВУ-1с

сигнальным лампам 38

38

ЛК и ЛЗ

Сигнализация

о

пре­

 

(38)

вобезопасный со

 

дельно

допустимом на­

 

 

встроенными сиг­

 

греве

масла в

турборе­

 

 

нальными лампами

КУВ-1

дукторе

 

пуска­

39

 

Одпокнопочный

Переключение

 

 

пост

управления во

 

телей

двигателей

насо­

 

 

взрывобезопасном

 

сов

аккумулятора

дав­

 

 

исполнении

 

ления на работу резерв­

 

 

 

 

 

 

ного насоса

 

 

 

♦ MoiyT применяться реле и других типов, в том числе и БИРС.

мая при помощи концевого выключателя типа ША-В или ВВ-5,

контакты которого 3—8 включены в цепь управления пуска­

теля подъемного двигателя. При наличии этой блокировки

пускатель можно включить только в том случае, если рукоятка управления турбомуфтой находится в нулевом положении.

3. Блокировка рукоятки, служащей для снятия стопорного груза, с магнитным пускателем подъемного двигателя, осущест­ вляемая концевым выключателем 24. Благодаря этой блоки­

ровке включение магнитного пускателя может быть произве­ дено только при замкнутых контактах 13—15, т. е. в том случае, когда с вала подъемного двигателя будет снято сто­ порное торможение. При спуске груза вал отключенного дви­ гателя остается заторможенным, а торможение машины осу­ ществляется турбомуфтой.

4. Блокировка магнитного пускателя подъемного двигателя с пускателем тормозных электромагнитов. Наличие этой бло­ кировки, осуществляемой блок-контактом К.2 (6—7), не позво­

ляет включить подъемный двигатель до снятия предохрани­

тельного тормоза.

5. Блокировка магнитного пускателя тормозных электро­ магнитов с пускателем двигателя маслонасоса турбомуфты.

Указанная блокировка исключает возможность снятия предо-

45


хранительного тормоза при отключенном двигателе насоса турбомуфты. Блокировка осуществляется при помощи блок-

контактов Кз и /Q пускателей

насосов.

6. Блокировка магнитного

пускателя, управляемого двига­

телем насоса системы смазки подшипников турбомуфты. Эта

блокировка не позволяет включить подъемную машину при отключенном двигателе насоса смазки. В дальнейшем для контроля исправности системы смазки предполагается приме­

нение струйного реле, монтируемого в маслопроводе.

Работа отдельных элементов, входящих в электрическую схему (рис. 22,6), осуществляется следующим образом.

Управление электродвигателем подъемной машины произ­

водится магнитным пускателем ПМВ-1365 при

помощи кно­

пок «Ход» (контакты 8—10) и «Стоп» (контакты

10—13).

В цепь управления этого пускателя включены контакты 3—8

блокировочного выключателя ВБРУ, замыкающиеся при нуле­ вом положении рукоятки управления турборедуктором, и кон­

такты 13—15 концевого выключателя МТС, замыкающиеся

после снятия стопорного торможения. Кроме того, в цепь пускателя, управляемого двигателем подъемной машины, вклю­ чен нормально открытый блок-контакт Кг магнитного пуска­

теля тормозных электромагнитов.

Таким образом, для пуска подъемного двигателя необхо­

димо:

а) поставить рукоятку управления турборедуктором в нуле­ вое положение;

б) включить тормозные электромагниты; в) вручную снять с вала двигателя стопорное торможение.

Затем нажатием на кнопку «Ход» контактами 8—10 замы­ кается цепь промежуточного реле РП\. Промежуточное реле, обтекэясь током по образовавшейся замкнутой цепи (зажим

трансформатора

Тг — катушка

РГр — замкнутые контакты

кнопки «Стоп»

на магнитном

пускателе — замкнутые кон­

такты 3—8 выключателя ВБРУ — замкнувшиеся контакты 8—10 кнопки «Ход» — замкнутые контакты 10—13 кнопки «Стоп» кнопочного поста управления — замкнутые контакты 13—15 выключателя МТС — замкнувшийся блок-контакт 7С2 — второй зажим трансформатора 6), срабатывает и замыкает свой кон­ такт в цепи втягивающей катушки магнитного пускателя

ПМВ-1365. Пускатель включается и подает напряжение на зажимы подъемного двигателя. После отпуска кнопки «Ход» питание катушки промежуточного реле РПХ осуществляется

в обход разомкнувшихся контактов 3—8 и 8—10 по цепи, обра­ зовавшейся замыканием блок-контакта К\ на валу пускателя.

Остановка двигателя Подъемной машины в нормальных

условиях производится

нажатием на кнопку «Стоп» (контак­

ты 10—13).

 

Выше указывалось,

что пуску подъемного двигателя должно

46


предшествовать включение тормозных электромагнитов. При включении тормозного электромагнита МТП снимается предо­ хранительное торможение машины, а при включении маг­ нита МТС появляется возможность удержания груза стопор­ ного тормоза, который поднимается вручную.

Для включения пускателя тормозных электромагнитов не­

обходимо:

а) рукоятку рабочего тормоза машины ВБТР поставить в положение «Заторможено», которому соответствует замкну­ тое состояние контактов 27—30;

б) включить один из пускателей, управляемых двигателем насоса турборедуктора, в результате чего замкнется один из нормально открытых контактов /<3 или Ка, включенных в цепь управления пускателем тормозных электромагнитов.

После этого нажимают на кнопку «Ход» (контакты 30—31). Если при этом все аппараты защиты находятся в исходном состоянии и контакты их замкнуты, катушка промежуточного реле РП-2 магнитного пускателя получает питание1 и реле срабатывает, замыкая свой контакт в цепи втягивающей ка­ тушки Кг пускателя.

Пускатель включается и подает напряжение на зажимы

тормозных электромагнитов МТП и МТС. Одновременно с вклю­

чением пускателя тормозных электромагнитов замыкается его блок-контакт /Q в цепи управления пускателем подъемного двигателя, подготовляя включение последнего.

При отпуске кнопки «Ход» разомкнувшиеся контакты ее 30—31 шунтируются параллельной цепью, образовавшейся замыканием контактов 43—1 блок-контакта К%-

Двигатели насоса аккумулятора давления (рабочий или резервный) работают автоматически. При подаче напряжения на зажимы пускателей (рис. 23) один из них (в зависимости от положения кнопки КУВ-1) включается и подает напряжение на соответствующий двигатель.

В дальнейшем отключение двигателя при достижении в акку­

муляторе верхнего предела давления осуществляется концевым выключателем ВКВ, контакты которого после снижения давле­ ния снова замыкаются. Последующее включение двигателя аккумулятора давления производится концевым выключате­ лем ВКН, контакты которого замыкаются, когда давление

ваккумуляторе снижается до нижнего допустимого предела. Аварийное торможение подъемной машины производится

вручную, нажатием на кнопку КА или автоматически при срабатывании какого-либо из аппаратов защиты. При этом магнитный пускатель тормозных электромагнитов, отключаясь своим блок-контактом /С2 (контакты 6—7) (см. рис. 22,6), раз­ рывает цепь управления магнитного пускателя электродвигателя

Прохождение тока хорошо видно на схеме.

47


подъемной машины, что и приводит к отключению подъемного двигателя от сети. Одновременно с отключением пускателя тормозных магнитов происходит торможение машины предохра­ нительным тормозом, а вала двигателя — стопорным тормозом.

Сигнализация о температурном режиме масла в турборедук­ торе осуществляется следующим образом.

Рис. 23. Схема подключения пускателей двигателей насосов аккумулятора давления подъемной установки

При нормальной температуре нагрева масла в турборедук­ торе контакт 22—23 термометра РКТВ замкнут и горит зеленая лампа ЛЗ. При превышении температуры масла выше установ­ ленной нормально открытый контакт 21—25 замыкается и заго­ рается красная лампа ЛК-

Если после этого никаких мер по снижению температуры масла в турборедукторе принято не будет и температура дойдет до предельно допустимой величины, контакт 22—23 размыкается и подъемная установка автоматически отключается от сети

с одновременным наложением предохранительного тормоза на барабан машины и стопорного тормоза на вал подъемного дви­ гателя.

В этом случае растормаживание подъемной машины воз­ можно только после снижения температуры масла в турборедук­ торе до величины ниже предельно допустимой.

Следует отметить, что машинист подъемной машины имеет

возможность судить о нагреве масла в турборедукторе не только

по световым сигналам, но и визуально, по циферблату, имею­ щемуся у термометра РКТВ и устанавливаемому на пульте управления или рядом с ним.

Рудничный термометр РКТВ, промышленная партия которых

48

изготовлена Нилаборприбором

представляет собой измеритель­

ный прибор с сигнальным устройством.

Термодатчик термометра

(рис. 24) состоит из термобал­

лона 1, капилляра 2, контактного устройства и термометриче­ ской системы, основным элементом которой является S-образная пружина 3.

Термометр

работает

в интервале температур

от +40 до

+ 120°. Угол

поворота

стрелки прибора — 270°.

Контактное

устройство термометра рассчитано на питание от сети 36 в.

 

 

Термобаллон,

представляющий

собой

 

металлический стакан, заполненный спе­

 

циальной жидкостью, устанавливается в

 

сточной трубе маслопровода. При нагреве

 

термобаллона насыщенные пары имею­

 

щейся в нем жидкости через капилляр воз­

 

действуют на S-образную пружину. При

 

повышении

давления пружина

удлиняется

 

и поворачивает

специальный

рычаг,

кото­

 

рый через геликоидальную передачу вра­

 

щает указательную стрелку прибора и кон­

 

тактное устройство.

термометра

 

 

Общий

вид

контактного

приведен на рис. 25.

Рис. 24 Устройство термодатчика рудничного термометра РКТВ

Кроме рабочих насосов маслосистемы турборедуктора и смазки подшипников, применены и резервные. Поэтому реко­

мендуется систематически, но не реже одного раза в неделю, чередовать работу этих насосов. Этим будет поддерживаться

исправное состояние установленного оборудования и, кроме того, будет осуществляться контроль исправности пусковой аппаратуры. Это относится и к насосам аккумулятора дав­

ления.

При эксплуатации описанной выше схемы необходимо об­ ращать особое внимание на правильность операций при ликви­ дации переподъема, так как схема допускает пуск подъемной

1 При отсутствии термометра РКТВ может быть применен другой термо­ метр, имеющий один н. з. контакт, заключенный во взрывобезопасную обо­ лочку. При применении термометра в нормальном исполнении пускатель тормозных магнитов должен иметь искробезопасные параметры цепи управ­

ления.

49