Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Донгипроуглемашем запроектированы предельные турбомуфты как для вновь выпускаемых откаточных лебедок, так и для действующих. Последние могут быть с зубчатой пере­ дачей на отдельных подшипниках и с редуктором. В том и

в другом случае необходимо устанавливать предельную турбо­

муфту вместе с новым моторным валом.

При монтаже турбомуфты с моторным валом необходимо: 1. Проверить возможность смещения электродвигателя вдоль оси на 300 мм. Если это не предусматривалось ранее, необхо­ димо увеличить фундамент и салазки, к которым крепится дви­

гатель.

2.Проверить совпадение направления спирали шестерни и сопрягаемого колеса.

3.Проверить состояние вкладышей подшипников приводного

вала. В случае, если они окажутся изношенными, произвести их замену. Зазор между шейкой вала и верхним вкладышем должен быть не больше 0,001 диаметра шейки вала при плотно притянутой верхней крышке.

Измерение зазора производится свинцовыми проволочками,

а регулировка его прокладками, устанавливаемыми между

вкладышами.

4. Проверить и отрегулировать зацепление шестерни с зуб­ чатым колесом. Затем зубчатую пару необходимо приработать под полной нагрузкой до получения удовлетворительной шумо­

вой характеристики.

Для заливки в турбомуфту рекомендуются масла: инду­

стриальное 20 ГОСТ 1707—51 или турбинное ГОСТ 32—53. При эксплуатации турбомуфты температура масла должна быть не

больше 70—80°, так как при более высокой температуре масло теряет свои смазывающие свойства. Кроме того, из-за выпа­ дения осадков ухудшается к. п. д. муфты. Поэтому длительная работа лебедки на малых скоростях не допускается во избе­ жание перегрева масла и частого срабатывания предохрани­

тельных патронов.

После первых шести месяцев работы масло должно пол­ ностью заменяться. В дальнейшем замена масла должна про­ изводиться раз в год.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПОДЪЕМНЫХ МАШИН И ЛЕБЕДОК С ТУРБОМУФТАМИ i

Для привода подъемных машин с гидрозубчатым редукто­ ром могут применяться асинхронные короткозамкнутые или синхронные электродвигатели. В отдельных случаях для этой цели могут применяться также двигатели с фазным ротором.

Выбор типа двигателя

определяется

мощностью, местом уста-

' Этот раздел написан

Светличным П.

Л.

40



новки подъемной машины (в подземных выработках или на поверхности) и мощностью питающей сети.

Во всех случаях имеют преимущество короткозамкнутые

двигатели.

Синхронные двигатели применяются в том случае, когда

есть необходимость использования приводного двигателя в ка­ честве компенсатора для улучшения коэффициента мощности

(cos ср).

Двигатель с фазным ротором применяется тогда, когда

работа короткозамкнутого двигателя, имеющего большую крат­

ность пускового тока, лимитируется мощностью питающей сети.

Машины, предназначенные для эксплуатации в подземных выработках шахт, опасных по газу или пыли, комплектуются электрооборудованием, имеющим рудничное взрывобезопасное: или повышенной надежности исполнение.

На рис. 21 приведена схема внешних электрических соеди- .

нений такой машины, разработанная Донгипроуглемашем, а в табл. 3 указаны перечень и назначение электрооборудования, применяемого на подъемной машине с турбозубчатым редук­ тором.

Электрическая схема подъемной машины (рис. 22) преду- : сматривает:

1. Защиту установки от превышения установленной скоро­

сти,

которая

осуществляется при помощи центробежного

реле

РОС или

реле типа БИРС.

2.Защиту подъемной установки от износа тормозных коло­ док ВИК., которая осуществляется концевым выключателем типа

ША-В или ВВ-5.

3.Защиту от переподъема сосудов, которая осуществляется !

при

помощи концевых выключателей ВК1 — ВК4 типа ША-В

или

ВВ-5.

4. Защиту от перегрева масла в турборедукторе выше до- ■ пустимых норм. Указанная защита РТ осуществляется при'

помощи контактного термометра типа РКДВ или равноценного ему аппарата.

Контакты всех перечисленных аппаратов защиты включены в цепь управления пускателя тормозных электромагнитов.

Кроме того, в цепь управления и защиты подъемной уста­ новки включены контакты блокировочных устройств, к числу которых относятся:

1.Блокировка рукоятки рабочего тормоза с предохрани­ тельным ВБТР, осуществляемая при помощи концевого выклю­ чателя, контакты которого 27—30 включены в цепь защиты.

Наличие этой блокировки исключает возможность снятия с ма­ шины предохранительного торможения, если машина не будет

предварительно заторможена рабочим тормозом.

2.Блокировка рукоятки управления турбомуфтой с маг­

нитным пускателем подъемного двигателя ВЕРУ, осуществляе-

41


Рис. 21. Схема внешних электрических соединений подъемной установки с турбозубчатый редуктором

 

 

 

 

Таблица 3

Пози­

У словное

 

 

 

обозначе­

 

 

 

ции по

Наименование

Тип

Назначение

ние по

рис. 21

рис. 22

 

 

 

1 1

2

2

 

3,4

3,

4

5, 6

5,

6

7,8

 

 

9

 

 

10,11

 

 

12

13,14

 

 

15,16

15,

16

17,18

17,

18

19МТС

20МТП

Магнитный пуска­ тель во взрывобезо­ пасном исполнении

То же

Выключатель кон­ цевой во взрывобе­ зопасном исполне­ нии

Трансформатор шахтный сухой ос­ ветительный

Двигатель трех­ фазный асинхронный короткозамкнутый во взрывобезопас­ ном исполнении

То же

Магнит тормозной трехфазный во взры­ вобезопасном испол­ нении

То же

ПМВ-1365

Управление

 

двигате-,

 

лем подъемной машины

ПМВ-1331

Включение

и

отклю­

 

чение тормозных

элек­

ПМВ-1331

тромагнитов 19 и 20

 

Управление

 

рабочим

 

17 и резервным /(^элек­

 

тродвигателями

насосов

 

маслосистемы

гидроре-

ПМВ-1331

дуктора

 

 

рабочим

Управление

 

 

15 и резервным 16 элек­

 

тродвигателями

масло-

 

насосов системы смазки

 

подшипников

 

подъем­

ПМВ-1331

ной машины

 

 

электро­

Управление

 

 

двигателями рабочего 13

 

и резервного 14

насосов

ПМВ-1331

аккумулятора

давления

Подключение

к

сети

 

и защита шахтного ос­

 

ветительного трансфор­

ША-В или

матора 12

 

 

 

уп­

Автоматическое

ВВ-5

равление двигателем ак­

 

кумулятора давления

 

теш

Питание сети освеще­

 

ния и сигнализации

 

КО или

Привод рабочего и ре­

МА-140

зервного насосов

акку­

 

мулятора давления

 

То же

Привод

рабочего

и

 

резервного насосов сис­

 

темы маслосмазки подъ­

 

емной машины

 

 

и

»

Привод

рабочего

 

резервного насосов мас­

 

лосистемы

гидроредук­

КМТ-211

тора

 

 

 

груза

Удерживание

 

 

стопорного тормоза, рас­

 

положенного

 

на

валу

КМТ-411

подъемного двигателя

 

Предохранительное

 

 

торможение

 

барабана

подъемной машины

43


Рис. 22. Электрическая схема подъемной установки

с

гидрозубчатым

редуктором:

«— монтажная,

б — развернутая

схема цепей управления я

д

защиты

К}

42 8 7| К4\Ч 5 ,

-0—0—6—. __А-о—J

35

К. И. Люблинский, П. Л. Светличный

 

 

 

 

Продолжение табл. 3

Пози­

Условное

 

 

 

обозначе­

Наименование

Тип

Назначение

ции по

ние но

рис. 21

рис. 22

 

 

 

21

дп

Электродвигатель

По расчету

Привод подъемной ма­

 

 

трехфазный

асин­

 

шины

 

 

 

 

 

 

 

хронный

коротко-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

замкнутый во

взры­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вобезопасном испол­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нении

 

 

ША-В или

Блокировка

рукоятки

22

ВБРУ

Выключатель кон­

 

 

цевой во

взрывобе­

ВВ-5

управления турбозубча-

 

 

зопасном исполнении

 

тым редуктором с

пус­

 

 

 

 

 

 

кателем

подъемного

 

 

 

Двухкнопочный

КУВ-2,

двигателя

 

пускате­

23

23

Управление

 

(.Ход',

пост управления во

КУВ-12 или лем подъемного двига­

 

„Стоп')

взрыьобезопасном

КУВ-6012

теля

 

 

 

 

 

 

 

исполнении

 

ША-В или

Блокировка

рукоятки

24

>4 (МТС)

Выключатель кон­

 

 

цевой во

взрывобе­

ВВ-5

стопорного

тормоза

с

 

 

зопасном исполнении

 

подъемным

глектродви-

 

 

Реле скорости во

РМВ-7011*

гателем

 

 

 

от­

25

25 (РОС)

Автоматическое

 

 

взрывобезопасном

 

ключение

подъемного

 

 

исполнении

 

 

двигателя и торможение

 

 

 

 

 

 

машины

при

превыше­

 

 

 

 

 

 

нии ею

скорости выше

 

 

Рудничный

кон­

РКТВ

допустимой

температу­

26

26 (РТ)

Контроль

 

 

тактный

термометр

 

ры нагрева масла в тур­

 

 

во взрывобезопасном

 

боредукторе

 

 

 

 

 

 

исполнении

 

По черте­

Разводка

кабелей

уп­

27

27

Сборка зажимов во

 

 

взрывобезопасном

жам Дон-

равления и защиты

 

 

 

 

исполнении

 

гипроугле-

 

 

 

 

 

 

 

 

Выключатель

кон-

маша

Защита

установки

 

от

28. 29

ВК/, ВК2

ША-В или

 

30,31

ВКЗ, ВК4 цевой во

взрывобе­

ВВ-5

переподъема

 

сосудов;

 

 

зопасном исполнении

 

два выключателя уста­

 

 

 

 

 

 

новлены

на

 

указателе

 

 

 

 

 

 

глубины и два на копро­

 

 

Двухкнопочный

КУВ-2,

вых шкивах

 

 

 

 

32

КА а

Кнопка „Стоп”—для

 

КО (32)

пост управления во

KV В-12 или

аварийного отключения

 

 

взрывобезопасном

КУВ-6012 установки,

а

другая

 

 

исполнении

 

 

кнопка используется

в

 

 

 

 

 

 

качестве

обходной

для

 

 

 

 

 

 

шунтирования

разомк­

 

 

 

 

 

 

нувшихся

 

контактов

 

 

Выключатель

кон­

ША-В или

концевых

выключателей

33

ВИК (33)

Защита

установки

 

от

 

 

цевой во

взрывобе­

ВВ-5

износа тормозных коло­

 

 

зопасном исполнении

 

док подъемной машины

44