Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
равную скорости двигателя и превышающую максимальную скорость турбинного колеса.
На рис. 5, д и 5, е изображены графики мощности за цикл подъема соответственно для турбинного и насосного колес.
Если наложить эти графики, то разность их площадей (за штрихованные участки рис. 5, ж) изобразит мощность, идущую на нагрев масла в турбомуфте за цикл подъема. Аналогичная
диаграмма — в подъемной машине с регулируемым асинхрон ным двигателем. Мощность, идущая на нагрев масла в турбо
муфте, равна |
мощности, расходуемой в |
асинхронном приводе |
||
на нагрев |
сопротивления. |
диаграммы |
мощности |
|
Последний |
заштрихованный участок |
|||
(см. рис. |
5, ж) |
также изображает потери холостого |
хода дви |
|
гателя. |
|
|
|
|
Время включения турбопередачи при построении диаграмм условно принято равным нулю. В действительности оно состав ляет 1,0—2,0 сек.
Мощность, которую может передать турбомуфта, опреде
ляется |
по формуле |
|
|
5 /”1 |
\3 |
|
N = KDil~r кет, |
|
где к |
— коэффициент мощности, |
для турбомуфт «=1,0 — 1,1; |
£)а |
— активный диаметр турбомуфты, м |
— скорость вращения двигателя, об1ми.н.
Как видно из формулы, мощность, передаваемая муфтой, зависит от скорости вращения двигателя.
ПРИМЕНЕНИЕ ТУРБОМУФТЫ НА ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ
МАШИНЕ
Шахтные подъемные установки как у нас, так и за рубе жом оборудуются преимущественно асинхронным электродви гателем с фазным ротором, управление которым производится
при помощи введения в цепь ротора ступеней металлического
сопротивления и выведением их из цепи ротора.
Таким образом, приводной электродвигатель не только является источником механической энергии, но одновременно выполняет и функции управления подъемной машиной.
Такое совмещение функций является одной из основных причин существенного сокращения срока службы приводного электродвигателя.'
Кроме того, ступенчатое изменение момента на валу при водного электродвигателя при его пуске и регулировании спо собствует преждевременному износу ряда элементов подъемной
установки, особенно редуктора и канатов.
Применение подъемных установок с приводным фазовым
электродвигателем в шахтах, опасных по газу или |
пыли, |
2* |
9 |
невозможно в связи с наличием искрообразований в контакт ных частях электродвигателя и в коммутационной цепи управ ления (контакторные панели, роторное сопротивление, командоаппарат и т. д.).
В связи с имеющимися недостатками привода с асинхрон ным фазовым электродвигателем большой практический инте рес для шахтного подъема имеет электропривод с турбомуфтой,
или, как его называют, гидроэлектропривод.
Возможность снижения динамических усилий в узлах ма шины, снятие с приводного электродвигателя функций управ ления подъемной машиной и возможность создания взрыво безопасной схемы управления открывают широкие перспективы
для применения гидроэлектропривода на подъемных машинах, работающих как на поверхности, так и в шахте, опасной по
газу или пыли.
Для шахтного подъема гидроэлектропривод является новым
типом |
привода, созданного впервые в Советском |
Союзе. Еще |
в 1937 |
г. появилась в печати работа А. Л. |
Белозерского, |
А. И. Кухтенко, С. С. Цвейбаума «Применение гидравлической передачи для рудничных стационарных установок».
В1941 г. Ново-Краматорским машиностроительным заво дом и Центральным научно-исследовательским институтом тех нологии машиностроения (ЦНИИТМашем) велись теоретиче ские и проектно-конструкторские работы по применению турбо
трансформаторов для привода подъемных машин. Однако эти работы не были закончены.
В1945—1946 гг. под руководством проф. Ф. Н. Шклярского доц. А. Е. Максимовым и другими работниками кафедры горной электротехники Ленинградского горного института были про ведены исследования, давшие положительные результаты [4].
Первая опытная шахтная подъемная установка с гидроэлек троприводом была введена в эксплуатацию в 1947 г. в Ленин граде на одной из шахт строительства Ленинградского метро политена. Проектирование, изготовление и монтаж редуктора со встроенными в него турбомуфтами, или турбозубчатого ре дуктора, были проведены механическим заводом Ленметро-
строя по материалам и при консультации кафедры горной электротехники Ленинградского горного института.
Испытания этой подъемной машины дали положительные результаты, и Ленметрострой в 1948 г. выпустил партию гидро-
зубчатых редукторов улучшенной конструкции для других шахт строительства метро [5].
Вкороткий срок все шахты Ленметростроя были оборудо
ваны подъемными установками с турбозубчатыми редукторами.
Вугольной промышленности работы по созданию подъемной машины с гидроэлектроприводом уже прошли три периода. Первый период начался с испытания турбозубчатых редукторов Ленметростроя.
10
В 1949 г. Донгипроуглемашем были разработаны чертежи шахтных лебедок с применением турбозубчатых редукторов Ленметростроя, а Южгипрошахтом — схемы электрической ком мутации этих установок.
Кроме того, в 1950 г. Донгипроуглемаш разработал проект новой подъемной машины 2БМ-2000 с турбозубчатым редук тором, в котором использовались турбомуфты Ленметростроя.
Все эти машины были изготовлены на заводах Ленметро
строя и б. Главуглемаша, смонтированы на шахтах и испы таны.
Измерения при испытаниях проводились при помощи ви зуальных приборов.
Результаты испытаний первых образцов подъемных машин с турбозубчатыми редукторами [3] были положительными. Не
которые |
турбозубчатые |
редукторы, установленные в 1949— |
1950 гг., |
работают и до |
настоящего времени. |
Испытания показали также, что применительно к условиям эксплуатации шахтных подъемных машин турбозубчатый ре дуктор имел и серьезные недостатки. Основные из них:
1)невозможность получения устойчивых низких (50% от номинальной) скоростей без применения маневрового тормоза;
2)неточность регулирования;
3)наличие разрыва во времени между моментом перевода рычага управления турборедуктором и началом вращения ба рабанов;
4)значительный нагрев масла при работе редуктора на
низких скоростях, что особенно опасно при работе турбозубчатого редуктора в подземных условиях.
Всвязи с этим б. ВУГИ, Донгипроуглемашу и МакНИИ
были поручены научно-исследовательские, проектно-конструк торские и экспериментальные работы по усовершенствованию
турбозубчатых редукторов.
Второй период был начат с испытания на шахтах № 1—2 им. Войкова треста Свердловскуголь (Донбасс) и № 1 «Россошинской» в Подмосковном бассейне турбозубчатых редук
торов, сконструированных Донгипроуглемашем. Эти испытания
проводились при помощи совершенной самопишущей аппара туры.
При испытаниях были получены дополнительные и более точные сведения для анализа явлений, происходящих в турбо муфтах.
Попытки получения устойчивой низкой скорости при работе турбомуфты без нагрузки приводили к возникновению незату хающих колебаний скорости, характер изменения которых при веден на рис. 6.
При таком режиме работы даже не осуществлялся нормаль ный пуск машины.
11
Рис. 6. Осциллограммы скорости v и силы тока I двигателя с турбомуфтой без сердечника (тора)
Когда управление производилось не только регулированием количества жидкости в муфте, но и искусственным повыше нием нагрузки (применение рабочего тормоза), эти колебания
скорости исчезали и пуск машины осуществлялся плавно. Но такой режим управления с одновременным использованием
двух рукояток неудобен.
При исследовании этого явления работниками ВУГИ из опыта было установлено, что скачкообразное колебание ско рости между наименьшим и наибольшим его значениями объяс няется наличием двух кругов циркуляции жидкости в муфте при малом ее заполнении.
Рис. 7. Два круга циркуляции жидкости в турбомуфте
В рабочей полости гидромуфты жидкость может циркулиро вать либо по большому кругу, либо по малому (рис. 7). Более подробно этот вопрос изложен в специальных работах [1, 2].
При проведении опытов в рабочую полость муфты был введен сердечник, который исключил возможность движения жидкости по малому кругу, и она циркулировала только по
большому кругу. Или наоборот, специальной формой турбо муфты обеспечивали движение жидкости только по малому кругу циркуляции.
При этом колебания скорости (рис. 8) отсутствовали и
предоставлялась возможность получения любой низкой устой чивой скорости.
Недостаточная точность регулирования скорости заключа лась в том, что одному и тому же положению рукоятки управ
ления соответствовали различные скорости движения машины.
Этот недостаток был устранен по предложению работников б. ВУГИ, одновременное управление впуском и выпуском жидкости из муфты было заменено на управление только вы пуском жидкости.
Вопрос защиты турбомуфты от перегрева рабочей жидкости решен Донгипроуглемашем совместно с МакНИИ при помощи
установки специальной защитной аппаратуры.
Все эти мероприятия были проверены в лабораторных усло виях, а затем и на шахтных действующих подъемных маши нах. Результаты этих испытаний подробно изложены в рабо тах [1, 2].
13
Третий период работы состоял в конструировании, изготов лении и испытании подъемной машины 2БМТ-2000 с турбозубчатым редуктором на основе полученных данных о новых формах круга циркуляции муфты, схеме управления наполне нием муфты и системе защиты.
Общий вид подъемной машины 2БМТ-2000 с турбозубчатым
Подъемная машина состоит из коренной части 1 на двух опорном валу, с двумя цилиндрическими барабанами и чер
вячным механизмом перестановки, тормоза 2 с угловым пере
мещением балок, гидравлического привода тормоза 3 с грузо вым аккумулятором давления 4, пульта управления 5, указателя глубины 6, ограничителя скорости 7.
Новыми узлами машины являются турбозубчатый редук
тор 8, система питания его 9, система охлаждения 10, аппара тура защиты и система управления турбозубчатым редуктором.
Техническая характеристика подъемной машины 2БМТ-2000
стурбозубчатым редуктором приведена в табл. 1.
Опытная партия подъемных машин 2БМТ-2000 с турбозуб-
чатыми редукторами конструкции Донгипроуглемаша изготов
лена заводом им. XV-летия ЛКСМУ и установлена на шахтах Донбасса («Кочегарка» и № 4/5 «Никитовка» треста Горловскуголь).
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ТУРБОЗУБЧАТОГО
РЕДУКТОРА С СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Турбозубчатый редуктор предназначен для управления подъемной машиной при непрерывном вращении двигателя. При его помощи осуществляется пуск подъемной машины, движе ние машины на максимальной скорости, регулирование ско-
14
рости, остановка подъемной машины, реверсирование и тормо
жение.
Схема турбозубчатого редуктора, системы его питания и управление приведена на рис. 10.
Ведущий вал 1 редуктора соединен муфтой с валом элек тродвигателя. На валу на шпонках насажены два насосных колеса 2, к которым болтами прикреплены чаши 3, обхваты вающие турбинные колеса 4. На наружной цилиндрической
поверхности каждой чаши на скользящих шпонках посажено шиберное кольцо 5, которое может передвигаться вдоль оси ведущего вала. Шиберное кольцо перемещается при помощи рычагов с зубчатым сектором 6 и шестерни 7, связанной через кулису 8 с валом 9 золотника трехходового крана 10.
Турбинные колеса на шариковых подшипниках, связанные шпонками с шестернями 11 и 12, свободно вращаются вокруг ведущего вала 1.
Обхватывающие чаши, шиберное кольцо, насосные и тур бинные колеса образуют две турбомуфты — левую и правую. Шиберное кольцо 5 имеет по окружности ряд отверстий. Если шиберное кольцо находится в среднем положении, то отвер стия в чашах 3 совпадают с отверстиями в шиберном кольце и полости муфт сообщаются с полостью картера редуктора. Если шиберное кольцо сдвинуто от центра в какую-либо сто
рону, то отверстия чаш одной из турбомуфт продолжают совпа дать с отверстиями шиберного кольца, а отверстия чаши другой турбомуфты закрываются шиберным кольцом.
Зубчатые передачи турбозубчатого редуктора имеют сле дующую схему.
Шестерня 11 сцеплена через паразитное колесо 13 с коле сом 14, сидящим на вал-шестерне 15, а шестерня 12 находится в зацеплении непосредственно с колесом 16, насаженным на вал-шестерню 15. Эта вал-шестерня находится в зацеплении
с зубчатым колесом 17 главного вала редуктора.
Система питания турбозубчатого редуктора состоит из мас лосборника 18, двух центробежных насосов 19 и трубопрово дов 20, 21 и 22. Слив масла из картера редуктора в масло сборник осуществляется по трубопроводу 23.
Управление подъемной машиной через турбозубчатый редук тор осуществляется перемещением рукоятки 24, связанной
с золотником крана управления 10 и шиберным кольцом 5.
При среднем положении рычага управления золотник крана
и шиберное колесо находятся в среднем положении и ведомый вал неподвижен. При этом масло не поступает в полость турбо муфт и центробежный насос перекачивает масло по трубопро воду 25 обратно в маслосборник.
Пуск машины для опускания верхнего каната в шахту осуществляется поворотом рукоятки 24 вперед. При этом ши берное кольцо перемещается вправо, закрывая отверстие левой
3 к. И. Люблинский П. Л. Светличный |
15 |