ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
Б. Л У К Ь Я Н О В
А е п у ш к а
РУССКОЙ
лвилнии
6Т5(09) Л 84
roo. ПУБЛИЧНАЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ел/КП ПОТЕКА О С С Р _
51
Л О З
Летите, голуби,
летите!
Вы когда-нибудь наблюдали полет го лубей? Как удивительно парят они,
сколько разнообразия, изящества в их движениях!.. А если говорить об уме нии «купаться» в воздухе, то голубей можно образно назвать мастерами выс шего пилотажа.
Этот «высший пилотаж» сыграл очень важную роль в жизни великого теорети ка авиации Николая Егоровича Жуков ского и одного из первых русских летчи ков Бориса Илиодоровича Российского.
Случилось так, что мальчик Россий ский и профессор Н. Е. Жуковский жили в Москве в одном переулке — Денисов-
з
ском. Боря вместе с товарищами с увле чением гонял голубей, восторженно на блюдая выполняемые ими фигуры. Про гуливаясь со своей охотничьей собакой, профессор подолгу стоял, не отрывая взо ра от воздушной «арены». «Бородатый дядя», как сначала называли между со бой мальчуганы ученого, оказался даже большим голубятником, чем они.
Но быстрокрылые турманы, их лов кие повороты, скольжение на хвост, це лый каскад других фигур интересовали Николая Егоровича куда серьезнее, чем могла предположить самая пылкая фан тазия его юных друзей. Временами Жуковский делал в блокноте заметки, ко торые нашли потом отражение в знаме нитом труде «О полете птиц», где теоре тически обоснована возможность выпол нения «мертвых петель» на аппаратах тяжелее воздуха.
Ну, а пока Николай Егорович расска зывал ребятам, как летают птицы, зачем они изгибают края хвоста и крыльев при повороте, почему голубь, у которого ястреб выдернул хвост, летает нисколько не хуже других.
Боря Российский слушал внимательно. Любознательный мальчуган хотел все
4
знать, хотел учиться. Рано оставшись без отца, он всячески стремился помочь ма тери, которая к скудной пенсии подраба тывала шитьем белья на швейной маши не. Он понимал, что только знания могут' помочь ему в жизни.
Уже тогда проявлялась страсть Рос сийского к механизмам. На первых порах она выражалась в особой заботе об ис правности домашней швейной машинки. Потом появилось и более серьезное увле чение. Его не покидала мысль о возмож ности летать на аппарате тяжелее возду ха. Знаменитый проект Леонардо да Вин чи, вообще полеты стали предметом не только мечтаний. Российский поднимался на привязном воздушном шаре вместе с аэронавтом Жильбертом. Борис с нетер пением ждал возвращения из-за границы Н. Е. Жуковского, который поехал по смотреть полеты на безмоторном аппара те. А пока сам мастерил модели.
Курс физики реального училища на многое открыл глаза, а лекции и опыты бывшего домашнего учителя Жуковско го — А, X. Репмана в Политехническом музее еще больше убедили юношу в том, что стоит и самому взяться за строитель ство. летательного аппарата. Задумано —
5
сделано! Российский подобрал группу товарищей — таких же, как и он, масте ров воздушных змеев. У Бориса был не малый опыт. Он отлично мастерил их. Какие только змеи не выходили из уме лых рук любознательного паренька — большие и маленькие, круглые и короб чатые и даже змеи «летающий человек»!
Мальчики договорились сделать не просто коробчатый змей, а змей с про пеллером. Пропеллер будет приводиться
вдвижение с помощью толстой скручен ной резинки. Все как будто было ясно: ведь Николай Егорович не раз показывал такие летающие детские игрушки. В дан ном случае требовалось лишь увеличить
внесколько раз размеры змея.
Вот как выглядел план смелого экспе римента. Российский влезает на крышу сарая, втаскивает туда змей и повисает на руках. Товарищи запускают змей, по тянув его за веревку. В этот момент Бо рис прыгает, отрезает ножом веревку и продолжает полет, пользуясь тягой винта.
Действовали, словно по нотам, но...
Российский не успел и сообразить, как нырнул головой в снег. Хорошо, что мальчуганы, не очень веря в успех, насы пали снежную кучу, а то Борису приш-
6
лось бы плохо. Зрители и организаторы «полета» насмеялись вдоволь, вытаскивая злополучного авиатора за ноги из снега. Зато главному участнику было не до смеха. Потирая бока и отряхиваясь,, юноша зарекся продолжать опыты, да и вообще решил оставить мечту о полетах.
Однако новая встреча с Жуковским все изменила. Российскому представился случай рассказать о происшедшем про фессору. Тот выслушал внимательно, ободрил приунывшего юношу, а главное посоветовал серьезнее заниматься, чтобы выдержать конкурсный экзамен в Высшее техническое училище и стать инженером.
— Знания,— говорил Жуковский,— помогут вам создать другой, более совер шенный летательный аппарат.
Российский знал, что Лилиенталь по дарил русскому ученому свой планер. Вот бы полетать! Но «дипломатический» разговор не увенчался успехом. Профес сор отказал в самой решительной форме, ибо Лилиенталь разбился, совершая по леты на таком же планере. Николай Его рович еще раз напомнил, что прежде надо' получить теоретические знания, ко торые очень помогут в летной практике.
На некоторое время полеты в жизни
7
Бориса отодвинулись на задний план. 1904 год ознаменовался для него поступ лением в высшее учебное заведение. Пришлось заботиться о заработке, чтобы вносить плату за обучение, и о хлебе на сущном. Чтобы как-то существовать, сту дент давал уроки, брался за выполнение чертежей, даже издал записи лекций; по его изданию впоследствии занималось не одно поколение будущих инженеров.
Нарастающая волна революционных событий захлестнула Российского. Он не мог быть в стороне, не мог бездейство вать.
Выступления в МВТУ большевиков, в том числе Михаила Николаевича По кровского, волновали, зажигали сердце, будоражили ум. Душа рвалась к борьбе. Покровский хорошо понимал то, что про исходило в сознании студента, и реко мендовал ему почитать Маркса. На всю жизнь запомнилось Российскому доброе напутствие большевика: «Надо знать то, чему вы хотите себя посвятить».
Борис Илиодорович мастерит гекто граф и на нем печатает листовки. Зиновий Яковлевич Литвин-Седой, ставший впо следствии одним из руководителей де кабрьского вооруженного восстания на
8
Красной Пресне, начальником штаба бое вых дружин, забирал их и уносил к ра бочим. Кроме того, листовки раздавались участникам митингов, ежедневно прохо дивших в стенах училища.
Среди студенческой революционно на строенной молодежи огромной популяр ностью пользовалось имя Николая Эр нестовича Баумана. Бауман в то время руководил Московской организацией большевиков. Его пламенные речи нахо дили живейший отклик в сердцах юноше ства, рабочих, всех людей труда.
Кто мог знать, что митинг в Высшем техническом училище в 1905 году будет для Баумана последним... Собравшиеся горячо реагировали на призыв активно бороться с самодержавием, добиваться свободы. После митинга демонстрация рабочих направилась к Таганской тюрь ме, где содержались политические заклю ченные. Бауман с красным знаменем ехал на извозчичьей пролетке. Вскочивший на подножку черносотенец ударил его кус ком водопроводной трубы.
Смерть Николая Эрнестовича Баума на как громом поразила Бориса Россий ского и его товарищей.
В Чертежной мастерской технического
9
училища над телом революционера про* износились пламенные речи. Российский слушал, запоминал. Вместе с другими членами студенческого хорового кружка он шел через всю Москву за гробом за мечательного борца за свободу народа. Революционные песни не стихали ни на минуту, придавая похоронам характер манифестации, мощного протеста против произвола и беззакония.
Интересная деталь: как только похо ронная процессия вышла из ворот техни ческого училища, студенты обратили внимание, что среди бесконечного коли чества красных флагов появилось не сколько черных знамен. На знаменах над пись: «Смерть Николаю II». Стало ясно, куда клонят провокаторы. Российский с товарищами бросился к ним и порвал эти знамена.
На обратном пути с Ваганьковского кладбища, возле Манежа, участники де монстрации наткнулись на солдат, кото рые их обстреляли. Прячась за домами, перебегая от одного здания к другому, Борис ушел из-под обстрела. Петляя ули цами и переулками, он добрался до об щежития училища. Долго еще молодежь горячо обсуждала события, долго сту-
Ш
денты'гово'рили о том, что для каждого из них осталось памятным, незабываемым на всю жизнь.
...Встречи, беседы с Н. Е. Жуков ским, его лекции, высказанные им сообра жения о постройке управляемых планеров вернули Российского к мысли возобно вить попытку подняться в воздух. Пра вильнее сказать, эта мысль никогда не оставляла его, ведь на глазах у юноши происходило рождение авиации.
Вот как вспоминает о тех историче ских днях сам Борис Илиодорович.
Семнадцатого декабря 1903 года по всему земному шару разнеслась сенса ционная весть — два скромных и доселе неизвестных американца братья Вильбур и Орвиль Райт совершили полеты на ап парате собственной конструкции.^ В не бе — управляемый аппарат тяжелее воз духа! Человечество встретило столь оше ломляющую новость восторженно.
Ни в России, ни тем более за границей не знали о замечательных опытах русско го офицера Александра Федоровича Мо жайского. Еще в 1880 году он представил материалы для получения патента на изобретенный им самолет, имевший кры ло, корпус, винтомоторную установку,
11
хвостовое оперение, шасси. На «воздухо летательном снаряде», как называли са молет Можайского, стоял паровой двига тель. Летные испытания проводились в период 1882—1885 годов. Во время одно го из экспериментов самолет совершил короткий полет. Можайский так и не успел довести дело до конца, а имя кон структора, работы его долгое время оста вались забытыми.
Но вернемся к Райтам. Слава не от крыла перед ними новых материальных возможностей для продолжения начато го дела* Правительство США отказало авиаконструкторам и летчикам в под держке, Совершенствовать самолет на родине братья Райт не могли и вынужде ны были продать изобретение во Фран цию, куда в 1908 году переехал один из авиаторов — Вильбур.
Самолет двух американцев по своим летным качествам значительно превосхо дил даже такие более поздние конструк ции, как самолеты «Фарман», «Блерио» и «Вуазен», построенные в 1908 году. Эти самолеты летали по прямой и при абсо лютно тихой погоде, тогда как «Райт» свободно делал виражи. Летать на нем можно было и при довольно сильном вет-
12
ре. Все объясняется тем, что свой аппа рат братья Райт строили, основываясь на точных аэродинамических данных, полу ченных при испытании планеров.
Испытания авиаторы проводили в аэродинамической трубе собственной кон струкции. «Продувка» планеров в трубе позволила при конструиро вании самолета избежать серьезных оши бок и придать ему отличные по тому вре мени аэродинамические качества.
Так Вильбур и Орвиль Райт опреде лили путь, по которому должно идти кон струирование любого самолета.
С 1908 года во Франции наступил пе риод непрерывных и упорных исканий в области авиационно-конструкторской мысли. Французы вскоре добились зна чительных успехов. И вот настало 25 июля 1909 года. Этот день вошел в ис торию авиации, как дата нового подъема авиационной мысли во всем мире. Тысячи людей повторяли имя конструктора и смелого авиатора Луи Блерио. Пролив Ла-Манш, отделяющий Францию от Анг лии, он пересек по воздуху.
После перелета Блерио получил со всех концов мира множество заказов на
13