Файл: Лукьянов Б.Б. Дедушка русской авиации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

свой летательный аппарат. «Имея гото­ выми сотню аэропланов, я продал бы их в Англию на другой же день после пере­ лета»,— говорил Луи Блерио. Такой спрос вызывал к жизни и другие самоле­ ты, на которых авиаторы-конструкторы совершали выдающиеся полеты.

Во Франции началась «авиационная лихорадка». Авиаторы пользовались ог­ ромной популярностью и любовью; их уз­ навали на улицах, встречали аплодисмен­ тами. Вошло даже в моду иметь на ко­ стюмах масляные пятна.

Но публика не ограничивалась одним обожанием авиаторов. На улицах Пари­ жа и других французских городов не только молодые, но и старики с азартом пускали бумажные стрелы, бумажных голубей, небольшие авиамодели. Устраи­ вались соревнования летающих моделей, привлекавшие многочисленных зрителей.

. Весть о перелете Блерио как о новом достижении авиации достигла России. Молодые люди особенно восторгались смелостью авиатора. Но для Бориса Рос­ сийского перелет через Ла-Манш явился не просто очередной сенсацией. К этому времени он безнадежно «заболел» авиа­ цией. Успех французского летчика еще

14

больше укрепил в- юноше желание ле­ тать, тем более что Российский уже имел кое-какой опыт.

Дело началось вот с чего. Один из то­ варищей сказал Российскому, что в кино­ театре демонстрируется фильм о полете братьев Райт. Словно на крыльях, по­ мчался туда юноша. Он пришел туда не один, а вместе с Николаем Егоровичем Жуковским. Как же удивились студент и профессор, когда афиши возле кино­ театра извещали... о фильме с участием популярного тогда киногероя Глупышкина! На недоуменный вопрос зрителей хо­ зяин ответил;

— Полеты мы показываем, но разве на них заработаешь? Глупышкин — дру­ гое дело: дает полные сборы!

«Пате-журнал» с хроникой о выдаю­ щемся событии в жизни человечества — полете американцев — шел после «По­ хождений Глупышкина». Кадры полета занимали так мало времени, что ни с пер­ вого, ни со второго, ни даже с третьего раза не удавалось толком разглядеть самолет. Пришлось просидеть подряд не­ сколько ..сеансов.

— Ночь после кино я провел без сна,— рассказывает Борис Илиодоро-

15

внч.— Думал, как лучше сделать легкий планер из бамбуковых палок и полотна. Я решил не откладывать дело в долгий ящик, а уже на следующий день взяться за работу. Прежде всего требовалось до­ стать материалы. О моей затее узнал студент Лямин — сын владельца одной из крупнейших в Москве мануфактурных фабрик. Его предложение помочь мне я встретил с энтузиазмом. Правда, Лямин оговорил, чтобы на хвосте планера поста­ вили и его фамилию как соавтора.

Он предложил использовать для опы­ тов свою дачу, находившуюся под Моск­ вой, на берегу реки Клязьмы, в Тарасов­ ке. В просторном доме, который, кстати, никто не занимал, мы открыли своеоб­ разную мастерскую. Палки удалось до­ стать на небольшой фабрике, где произ­ водилась гнутай бамбуковая мебель. Сна­ чала хозяин не поддавался на уговоры. Даже рассказы об авиации, о том, что я строю первый в России управляемый пла­ нер, на него не действовали. Тогда я зая­ вил, что если получу бамбуковые палки, то его имя обязательно войдет в историю авиации. Трудно сказать, поверил ли моим словам хозяин, во всяком случае, он хорошо понимал, что реклама — дви-

16


гатель торговли. Палки я получил, при­ чем совершенно бесплатно. Кроме того, владелец фабрики научил меня гнуть бамбук и придавать ему необходимую форму для нервюр 1 плоскостей.

А что касается полотна для крыльев, то ляминская фабрика могла его предо­ ставить в неограниченном количестве.

Российский все делал своими рука­ ми — сам. сооружал остов планера, сам

сшивал

материал.

Когда потребовался

шарнир

для руля

управления, то и его

юноша

сделал в

мастерской училища.

- Н. Е. Жуковский одобрил конструк­ тивный замысел безмоторного управляе­ мого летательного аппарата. Предполага­ лось сделать руль поворота и руль глуби­ ны. Поперечная устойчивость должна была поддерживаться путем перемеще­ ния центра тяжести вправо и влево. Это возлагалось на самого планериста, под­ вешенного к планеру под нижней плос­ костью и качавшегося наподобие маят­ ника. Планерист опирался под мышками на особые опоры. Ручка управления нахо­ дилась впереди — над головой.

Много раз Российский терпел неуда-

1 Нервюра — элемент конструкции крыла.

чи прежде чем научился управлять аппа­ ратом. В результате полетов он вносил в конструкцию изменения, улучшавшие ее. Совершенствовалось и летное мастер­ ство планериста. С каждым разом он ле­ тал дальше и дальше. И вот настал дол­ гожданный день, ставший историческим.

С ледяной горы в сторону Клязьмы мчались сани «бобслей» с управляемыми стальными полозьями. На санях лежал Лямин, раздвинув ноги. Российский стоял между ног помощника, закрепив­ шись на планере. С каждым мгновением скорость увеличивалась. Вдруг планер оторвался от саней и, поднявшись на вы­ соту 12—15 метров, стал парить. Полет продолжался около трех минут — вполне достаточно, чтобы перемахнуть речку.

Это произошло в 1908 году. Один из друзей Бориса Илиодоровича сфотогра­ фировал его в момент полета. Снимок обошел многие русские газеты и жур­ налы.

Так Б. И. Российский осуществил пер­ вый в России полет на управляемом Пла­ нере. Вспоминая далекое прошлое, Борис Илиодорович приводит любопытные де­ тали, связанные с подготовкой к этому перелету,

13 . '

. . , ,


— Если дул хороший встречный ве­ тер,— говорит он,— то мой взлет происхо­ дил быстро. Если же ветер был не силь­ ный, то приходилось отрываться при по­ мощи трамплина. Со временем я научил­ ся хорошо парить. Я верил в свой аппа­ рат, верил, что он способен не только «прыгать» в воздух, но и парить. Как ви­ дите, уверенность не обманула меня.

Узнав о моих достижениях, Жуков­ ский подробно расспросил обо всем и внес предложение, чтобы полет зафиксировала специальная комиссия, состоящая из чле­ нов Воздухоплавательного кружка — сту­ дентов Высшего технического училища.

И вот ровно через год после первого перелета через Клязьму — 29 ноября 1909 года — Российский на глазах ко­ миссии снова поднялся в воздух и при­ землился на другом берегу реки.

Николай Егорович высказал мысль, что неплохо бы показать планер на съезде русских естествоиспытателей и врачей. Съезд состоялся в декабре 1909 — январе 1910 года. Участники его, в особенности те, кто занимался вопро­ сами воздухоплавания, с огромным инте­ ресом рассматривали экспонаты, выстав­ ленные в механической аудитории уни­

19

верситета. Кроме планера, подаренного Жуковскому Лилиенталем, здесь нахо­ дился аппарат Российского. Молодой че­ ловек сам давал пояснения. Ему выпала честь делиться впечатлениями о полете с такими выдающимися учеными, как И. П„ Павлов, В. М. Бехтерев, К. А. Ти­ мирязев, И. А. Каблуков.

Однажды студент обратил внимание на пожилого человека, уже несколько раз слушавшего его рассказ. Им оказался из­ вестный революционер, лично знавший Карла Маркса, химик, математик и астроном Н. А. Морозов. Он любезно предложил Российскому отдохнуть, а сам взялся объяснять посетителям устрой­ ство планера, принцип полета, детали прыжка по воздуху через Клязьму. Сту­ дент был очень благодарен Морозову не только за то, что он так умело, интересно обобщил многие детали. «Показатель­ ная» лекция Морозова помогла и самому Борису впоследствии более занимательно рассказывать о том, как проходит полет.

Имя Российского становилось извест­ ным. О нем, его работах писали газеты, причем в характерном для того времени сенсационном тоне. Совершенно неожи­ данно слава, кроме морального удовлет-

20


ворения, принесла материальную под­ держку.

В техническое училище приехал бо­ гач — любитель техники, интересующий­ ся воздухоплаванием. Он прочитал в га­ зетах о смелом эксперименте планериста и захотел побеседовать с Российским. После беседы студент получил в личное распоряжение «на продолжение работ» изрядную сумму — тысячу рублей. Вся она пошла в фонд кружка, так нуждав­ шегося в средствах.

Как же возник воздухоплавательный кружок Московского высшего техническо­ го училища?

Еще в 1908 году внимание студентов привлекли объявления, написанные от руки на листе ватманской бумаги: «Орга­ низуется кружок воздухоплавания». Ав­ тор их, Российский, начал интересное дело, рассчитывая на отклик товарищей. Но прежде всего откликнулся Н. Е. Жу­ ковский, заставший своего ученика за нехитрым занятием расклейки объявле­ ний.

—■Хорошо, очень хорошо. Правиль­ но!— заметил профессор.— Хотите, я вам помогу? Помогу всем, что в моих силах.

Российский обрадовался. Объявления

21

же решил переписать. Ничего, что лишняя работа, зато добавились слова: «Под ру­ ководством профессора Н. Е. Жуков­ ского».

Первым из студентов записался в кружок В. А. Слесарев. Его имя со вре­ менем вошло в историю отечественной авиации. С 1914 года Слесарев трудился над созданием двухмоторного самолета «Святогор», имевшего размах крыльев 36 метров, а общий вес 6,5 тонны. По сви­ детельству специалистов, машина превос­ ходила как по грузоподъемности, так и по скорости широко известный самолет «Илья Муромец». Слесарев не получил от царского правительства необходимых де­ нег на доделку самолета. Детище талант­ ливого конструктора до революции, хотя и было построено, но не испытывалось в полете.

Среди тех, кто вступил в кружок, мы встречаем имена и ныне известного авиа­ конструктора А. Н. Туполева, и одного из выдающихся ученых — аэродинамика Б. Н. Юрьева, и других деятелей совет­ ской авиации, много сделавших для раз­ вития ее теории и практики.

Почетным председателем кружка яв­ лялся Н. Е. Жуковский, председателем

22

практической комиссии — Б. И. Россий­ ский. Теоретическая и практическая ко­ миссии вели интересную работу, привле­ кавшую новых и новых студентов.

Жуковский предложил своим юным друзьям заниматься постройкой управ­ ляемых планеров, которые можно совер­ шенствовать и одновременно учиться управлять ими в воздухе. «Начнем с ма­ лого — с управляемых планеров, а потом будем их преобразовывать в аэропла­ ны,— заявил ученый.— Опыт у нас есть. Полет Бориса Российского на многое от­ крыл глаза».

Воздухоплавательный кружок МВТУ построил планер, хотя и неуправляемый. Но все-таки это был собрат аппарата Российского. Юноши не выбирали долго, когда решали вопрос, кому первому ле­ теть. Все сошлись на Туполеве — актив­ ном строителе аппарата.

Популяризатор советской авиации Л. Гумилевский пишет по этому поводу:

«Планер из училища переправили че­ рез Яузу и подняли на косогор в Лефор­ товском парке. Туполев шел за плане­ ром, держась руками за два бруска. Сту­ денты потащили планер за веревку. Пла­

23


неристу пришлось некоторое время бе­ жать за планером, держась 'руками за бруски. Нельзя сказать, что у него была большая уверенность в том, будто планер взлетит. Но он взлетел. Земля ушла изпод ног Туполева, и несколько секунд он продержался в воздухе, поднявшись при­ мерно метров на пять, после чего благо­ получно опустился».

Доклады на съезде русских естество­ испытателей и врачей убедили юношей, что в области аэродинамики невозможно идти вперед без хорошо поставленных и точных экспериментальных исследований. Тогда-то кружок и решил сначала создать аэродинамическую лабораторию, а по­ том уже взяться за постройку самолета.

В связи с созданием аэродинамиче­ ской лаборатории Н. Е. Жуковский выра­ зил уверенность, что «у нас в России есть теоретические силы, есть молодые люди, готовые беззаветно предаться спор­ тивным и научным изучениям способов летания».

Одним из таких молодых людей был Российский. Глядя на полеты голубей, он мог теперь сказать: «Хорошо, красиво летаете. Но я тоже уже летаю и буду летать еще выше, еще дальше, быстрее».

Первая проба «авиационного пера»

Николай Егорович Жуковский высоко ценил достижения Российского, пони­

мал, что юноша способен на большее, но в России ему не удастся получить не­ обходимые авиационные знания и на­ выки.

И вот между профессором и erg учени­ ком состоялась беседа — краткая, но очень значительная, определившая даль­ нейший путь того, кто первым «расписал­ ся» в московском небе и внес так много в развитие отечественного воздушного флота,

25 '

— Хотите поехать во Францию? — спросил Николай Егорович Российско­ го. — Поезжайте, очень советую. Там изучите конструкции аппаратов тяжелее воздуха и двигателей к ним. Если соглас­ ны, то я дам вам рекомендации.

То, что говорил профессор, могло лишь присниться молодому энтузиасту. Конечно, он поедет! Еще бы: научиться летать — ведь это мечта его жизни!

Несколько хлопотливых дней, и поезд помчал юношу на Запад, в Париж. В кармане у него лежали рекомендатель­ ные письма Жуковского к инженеру Эй­ фелю, строителю знаменитой башни, и русскому ученому, профессору Джевецкому, занимавшимся вопросами авиации.

Эйфель и Джевецкий тепло, с уча­ стием отнеслись к юноше из России. Они познакомили его с Луи Блерио, который крепко пожал руку Российскому, сказав, что их совместные усилия должны дать хорошие плоды. Французский конструк­ тор и летчик посоветовал сначала основа­ тельно изучить мотор, стоящий на аппа­ ратах «Блерио». Не ограничившись сове­ том, он устроил студента практикантом на парижский моторный завод «Анзани»,

261