ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
свой летательный аппарат. «Имея гото выми сотню аэропланов, я продал бы их в Англию на другой же день после пере лета»,— говорил Луи Блерио. Такой спрос вызывал к жизни и другие самоле ты, на которых авиаторы-конструкторы совершали выдающиеся полеты.
Во Франции началась «авиационная лихорадка». Авиаторы пользовались ог ромной популярностью и любовью; их уз навали на улицах, встречали аплодисмен тами. Вошло даже в моду иметь на ко стюмах масляные пятна.
Но публика не ограничивалась одним обожанием авиаторов. На улицах Пари жа и других французских городов не только молодые, но и старики с азартом пускали бумажные стрелы, бумажных голубей, небольшие авиамодели. Устраи вались соревнования летающих моделей, привлекавшие многочисленных зрителей.
. Весть о перелете Блерио как о новом достижении авиации достигла России. Молодые люди особенно восторгались смелостью авиатора. Но для Бориса Рос сийского перелет через Ла-Манш явился не просто очередной сенсацией. К этому времени он безнадежно «заболел» авиа цией. Успех французского летчика еще
14
больше укрепил в- юноше желание ле тать, тем более что Российский уже имел кое-какой опыт.
Дело началось вот с чего. Один из то варищей сказал Российскому, что в кино театре демонстрируется фильм о полете братьев Райт. Словно на крыльях, по мчался туда юноша. Он пришел туда не один, а вместе с Николаем Егоровичем Жуковским. Как же удивились студент и профессор, когда афиши возле кино театра извещали... о фильме с участием популярного тогда киногероя Глупышкина! На недоуменный вопрос зрителей хо зяин ответил;
— Полеты мы показываем, но разве на них заработаешь? Глупышкин — дру гое дело: дает полные сборы!
«Пате-журнал» с хроникой о выдаю щемся событии в жизни человечества — полете американцев — шел после «По хождений Глупышкина». Кадры полета занимали так мало времени, что ни с пер вого, ни со второго, ни даже с третьего раза не удавалось толком разглядеть самолет. Пришлось просидеть подряд не сколько ..сеансов.
— Ночь после кино я провел без сна,— рассказывает Борис Илиодоро-
• 15
внч.— Думал, как лучше сделать легкий планер из бамбуковых палок и полотна. Я решил не откладывать дело в долгий ящик, а уже на следующий день взяться за работу. Прежде всего требовалось до стать материалы. О моей затее узнал студент Лямин — сын владельца одной из крупнейших в Москве мануфактурных фабрик. Его предложение помочь мне я встретил с энтузиазмом. Правда, Лямин оговорил, чтобы на хвосте планера поста вили и его фамилию как соавтора.
Он предложил использовать для опы тов свою дачу, находившуюся под Моск вой, на берегу реки Клязьмы, в Тарасов ке. В просторном доме, который, кстати, никто не занимал, мы открыли своеоб разную мастерскую. Палки удалось до стать на небольшой фабрике, где произ водилась гнутай бамбуковая мебель. Сна чала хозяин не поддавался на уговоры. Даже рассказы об авиации, о том, что я строю первый в России управляемый пла нер, на него не действовали. Тогда я зая вил, что если получу бамбуковые палки, то его имя обязательно войдет в историю авиации. Трудно сказать, поверил ли моим словам хозяин, во всяком случае, он хорошо понимал, что реклама — дви-
16
гатель торговли. Палки я получил, при чем совершенно бесплатно. Кроме того, владелец фабрики научил меня гнуть бамбук и придавать ему необходимую форму для нервюр 1 плоскостей.
А что касается полотна для крыльев, то ляминская фабрика могла его предо ставить в неограниченном количестве.
Российский все делал своими рука ми — сам. сооружал остов планера, сам
сшивал |
материал. |
Когда потребовался |
шарнир |
для руля |
управления, то и его |
юноша |
сделал в |
мастерской училища. |
- Н. Е. Жуковский одобрил конструк тивный замысел безмоторного управляе мого летательного аппарата. Предполага лось сделать руль поворота и руль глуби ны. Поперечная устойчивость должна была поддерживаться путем перемеще ния центра тяжести вправо и влево. Это возлагалось на самого планериста, под вешенного к планеру под нижней плос костью и качавшегося наподобие маят ника. Планерист опирался под мышками на особые опоры. Ручка управления нахо дилась впереди — над головой.
Много раз Российский терпел неуда-
1 Нервюра — элемент конструкции крыла.
чи прежде чем научился управлять аппа ратом. В результате полетов он вносил в конструкцию изменения, улучшавшие ее. Совершенствовалось и летное мастер ство планериста. С каждым разом он ле тал дальше и дальше. И вот настал дол гожданный день, ставший историческим.
С ледяной горы в сторону Клязьмы мчались сани «бобслей» с управляемыми стальными полозьями. На санях лежал Лямин, раздвинув ноги. Российский стоял между ног помощника, закрепив шись на планере. С каждым мгновением скорость увеличивалась. Вдруг планер оторвался от саней и, поднявшись на вы соту 12—15 метров, стал парить. Полет продолжался около трех минут — вполне достаточно, чтобы перемахнуть речку.
Это произошло в 1908 году. Один из друзей Бориса Илиодоровича сфотогра фировал его в момент полета. Снимок обошел многие русские газеты и жур налы.
Так Б. И. Российский осуществил пер вый в России полет на управляемом Пла нере. Вспоминая далекое прошлое, Борис Илиодорович приводит любопытные де тали, связанные с подготовкой к этому перелету,
13 . ' |
. . , , |
— Если дул хороший встречный ве тер,— говорит он,— то мой взлет происхо дил быстро. Если же ветер был не силь ный, то приходилось отрываться при по мощи трамплина. Со временем я научил ся хорошо парить. Я верил в свой аппа рат, верил, что он способен не только «прыгать» в воздух, но и парить. Как ви дите, уверенность не обманула меня.
Узнав о моих достижениях, Жуков ский подробно расспросил обо всем и внес предложение, чтобы полет зафиксировала специальная комиссия, состоящая из чле нов Воздухоплавательного кружка — сту дентов Высшего технического училища.
И вот ровно через год после первого перелета через Клязьму — 29 ноября 1909 года — Российский на глазах ко миссии снова поднялся в воздух и при землился на другом берегу реки.
Николай Егорович высказал мысль, что неплохо бы показать планер на съезде русских естествоиспытателей и врачей. Съезд состоялся в декабре 1909 — январе 1910 года. Участники его, в особенности те, кто занимался вопро сами воздухоплавания, с огромным инте ресом рассматривали экспонаты, выстав ленные в механической аудитории уни
19
верситета. Кроме планера, подаренного Жуковскому Лилиенталем, здесь нахо дился аппарат Российского. Молодой че ловек сам давал пояснения. Ему выпала честь делиться впечатлениями о полете с такими выдающимися учеными, как И. П„ Павлов, В. М. Бехтерев, К. А. Ти мирязев, И. А. Каблуков.
Однажды студент обратил внимание на пожилого человека, уже несколько раз слушавшего его рассказ. Им оказался из вестный революционер, лично знавший Карла Маркса, химик, математик и астроном Н. А. Морозов. Он любезно предложил Российскому отдохнуть, а сам взялся объяснять посетителям устрой ство планера, принцип полета, детали прыжка по воздуху через Клязьму. Сту дент был очень благодарен Морозову не только за то, что он так умело, интересно обобщил многие детали. «Показатель ная» лекция Морозова помогла и самому Борису впоследствии более занимательно рассказывать о том, как проходит полет.
Имя Российского становилось извест ным. О нем, его работах писали газеты, причем в характерном для того времени сенсационном тоне. Совершенно неожи данно слава, кроме морального удовлет-
20
ворения, принесла материальную под держку.
В техническое училище приехал бо гач — любитель техники, интересующий ся воздухоплаванием. Он прочитал в га зетах о смелом эксперименте планериста и захотел побеседовать с Российским. После беседы студент получил в личное распоряжение «на продолжение работ» изрядную сумму — тысячу рублей. Вся она пошла в фонд кружка, так нуждав шегося в средствах.
Как же возник воздухоплавательный кружок Московского высшего техническо го училища?
Еще в 1908 году внимание студентов привлекли объявления, написанные от руки на листе ватманской бумаги: «Орга низуется кружок воздухоплавания». Ав тор их, Российский, начал интересное дело, рассчитывая на отклик товарищей. Но прежде всего откликнулся Н. Е. Жу ковский, заставший своего ученика за нехитрым занятием расклейки объявле ний.
—■Хорошо, очень хорошо. Правиль но!— заметил профессор.— Хотите, я вам помогу? Помогу всем, что в моих силах.
Российский обрадовался. Объявления
21
же решил переписать. Ничего, что лишняя работа, зато добавились слова: «Под ру ководством профессора Н. Е. Жуков ского».
Первым из студентов записался в кружок В. А. Слесарев. Его имя со вре менем вошло в историю отечественной авиации. С 1914 года Слесарев трудился над созданием двухмоторного самолета «Святогор», имевшего размах крыльев 36 метров, а общий вес 6,5 тонны. По сви детельству специалистов, машина превос ходила как по грузоподъемности, так и по скорости широко известный самолет «Илья Муромец». Слесарев не получил от царского правительства необходимых де нег на доделку самолета. Детище талант ливого конструктора до революции, хотя и было построено, но не испытывалось в полете.
Среди тех, кто вступил в кружок, мы встречаем имена и ныне известного авиа конструктора А. Н. Туполева, и одного из выдающихся ученых — аэродинамика Б. Н. Юрьева, и других деятелей совет ской авиации, много сделавших для раз вития ее теории и практики.
Почетным председателем кружка яв лялся Н. Е. Жуковский, председателем
22
практической комиссии — Б. И. Россий ский. Теоретическая и практическая ко миссии вели интересную работу, привле кавшую новых и новых студентов.
Жуковский предложил своим юным друзьям заниматься постройкой управ ляемых планеров, которые можно совер шенствовать и одновременно учиться управлять ими в воздухе. «Начнем с ма лого — с управляемых планеров, а потом будем их преобразовывать в аэропла ны,— заявил ученый.— Опыт у нас есть. Полет Бориса Российского на многое от крыл глаза».
Воздухоплавательный кружок МВТУ построил планер, хотя и неуправляемый. Но все-таки это был собрат аппарата Российского. Юноши не выбирали долго, когда решали вопрос, кому первому ле теть. Все сошлись на Туполеве — актив ном строителе аппарата.
Популяризатор советской авиации Л. Гумилевский пишет по этому поводу:
«Планер из училища переправили че рез Яузу и подняли на косогор в Лефор товском парке. Туполев шел за плане ром, держась руками за два бруска. Сту денты потащили планер за веревку. Пла
23
неристу пришлось некоторое время бе жать за планером, держась 'руками за бруски. Нельзя сказать, что у него была большая уверенность в том, будто планер взлетит. Но он взлетел. Земля ушла изпод ног Туполева, и несколько секунд он продержался в воздухе, поднявшись при мерно метров на пять, после чего благо получно опустился».
Доклады на съезде русских естество испытателей и врачей убедили юношей, что в области аэродинамики невозможно идти вперед без хорошо поставленных и точных экспериментальных исследований. Тогда-то кружок и решил сначала создать аэродинамическую лабораторию, а по том уже взяться за постройку самолета.
В связи с созданием аэродинамиче ской лаборатории Н. Е. Жуковский выра зил уверенность, что «у нас в России есть теоретические силы, есть молодые люди, готовые беззаветно предаться спор тивным и научным изучениям способов летания».
Одним из таких молодых людей был Российский. Глядя на полеты голубей, он мог теперь сказать: «Хорошо, красиво летаете. Но я тоже уже летаю и буду летать еще выше, еще дальше, быстрее».
Первая проба «авиационного пера»
Николай Егорович Жуковский высоко ценил достижения Российского, пони
мал, что юноша способен на большее, но в России ему не удастся получить не обходимые авиационные знания и на выки.
И вот между профессором и erg учени ком состоялась беседа — краткая, но очень значительная, определившая даль нейший путь того, кто первым «расписал ся» в московском небе и внес так много в развитие отечественного воздушного флота,
25 '
— Хотите поехать во Францию? — спросил Николай Егорович Российско го. — Поезжайте, очень советую. Там изучите конструкции аппаратов тяжелее воздуха и двигателей к ним. Если соглас ны, то я дам вам рекомендации.
То, что говорил профессор, могло лишь присниться молодому энтузиасту. Конечно, он поедет! Еще бы: научиться летать — ведь это мечта его жизни!
Несколько хлопотливых дней, и поезд помчал юношу на Запад, в Париж. В кармане у него лежали рекомендатель ные письма Жуковского к инженеру Эй фелю, строителю знаменитой башни, и русскому ученому, профессору Джевецкому, занимавшимся вопросами авиации.
Эйфель и Джевецкий тепло, с уча стием отнеслись к юноше из России. Они познакомили его с Луи Блерио, который крепко пожал руку Российскому, сказав, что их совместные усилия должны дать хорошие плоды. Французский конструк тор и летчик посоветовал сначала основа тельно изучить мотор, стоящий на аппа ратах «Блерио». Не ограничившись сове том, он устроил студента практикантом на парижский моторный завод «Анзани»,
261