ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
Путь от слесаря-сборщика до контро лера, пройденный Борисом Илиодоровичем, значительно облегчил дальнейшее знакомство с самолетом. Практики ока залось больше чем достаточно: Россий скому поручили испытывать моторы, ус танавливать их на самолеты, налаживать работу моторов не только в Париже, но и на аэродромах других городов.
В один из февральских дней 1910 года Российский, как всегда, рано появился на парижском аэродроме «Исси ле Мулино». Здесь испытывались построенные на за водах Парижа аэропланы. Дела хоть отбавляй!
Борис Илиодррович стал возиться с мотором, который только что установили на самолет. Высокий, широкоплечи^ с большими руками рабочего, он чуть ли не. закрывал собой весь двигатель. С головой ушел в работу и не слышал, как его ок ликнули. Вдруг донеслось по-русски:
— Борис! Российский! Ты что, брат, не слышишь?
Вблизи самолета стояли незнакомые ему велосипедисты — двое мужчин и женщина. Кто они? Один был его това рищем по революционным делам 1905 го да в Москве Литвин-Седой. Они уже
27
встречались здесь, в Париже. ЛитвинСедой тогда рассказывал, что вблизи аэродрома, на улице Мари-Роз, живут В. И. Ленин и Н. К. Крупская.
Неужели это они?
Российский быстро слез с самолета и, на ходу вытирая замасленные руки, по дошел к гостям.
— Здорово!— сказал ему Литвин-Се- дой.— Знакомься, товарищ Российский. Это Владимир Ильич Ленин, а это его жена — Надежда Константиновна Круп ская.
Невысокий человек, которого назвали Лениным, взял руль велосипеда в левую руку, а правую протянул Российскому. Он улыбался так тепло, сердечно, что Бо рису Илиодоровичу показалось, будто они давно знакомы.
Радушием веяло и от Надежды Кон стантиновны Крупской. Беседа сразу ста ла непринужденной, дружеской.
—Что вы здесь делаете?— спросил Ленин, вероятно, думая, что его новый знакомый — авиатор.
—Меня прислал профессор Николай Егорович Жуковский. Он рекомендовал основательно изучить конструкции аэро планов и моторов,
28
—Хороший совет. Правильное реше ние,— сказал Владимир. Ильич.— Конеч но, теорию лучше изучать у профессора Жуковского. Что же касается конструк ции аэропланов, моторов, то во Франции вы много получите. Авиационное дело здесь процветает.
Ленин говорил с увлечением. Каза лось, что речь идет об очень важном для ¡него деле.
—Учтите: теория без практики мерт ва,— сказал Владимир Ильич.
—Жуковский говорит то же.
—Очень приятно, что й ваш учитель придерживается такого же взгляда Только вы связи с рабочими не теряйте,— продолжал Ленин.— Ни в коем случае связь с рабочими не теряйте.
Разговор продолжался и дальше, ка саясь главным образом авиации. Надеж да Константиновна, улыбаясь, заметила, что Владимир Ильич очень увлекается авиацией.
Российский узнал, что В. И. Ленин часто приезжает на «Исси ле Мулино». Поскольку полеты бывают только в без ветренную погоду, то есть по утрам, то именно в утренние часы В. И. Ленин от правляется на велосипедную прогулку.
29
Путь велосипедиста лежит вдоль бульва ра, находящегося вблизи дома, где жи вет Владимир Ильич, прямо к аэродрому.
Прощались как старые, добр^ые дру зья. Борису Илиодоровичу очень хотелось еще повидаться с Владимиром ИЛьичем, но на следующий день надо было ехать на юг Франции, в город По, где находи лись авиационные школы Луи Блерио и братьев Райт.
Маленький городок По, лежащий око ло Пиренейских гор, на границе Испании, в те дни жил бурной, кипучей жизнью. Все, что ни делалось здесь, в какой-то степени было связано с авиацией и авиа торами. Жители гордились, что имеют возможность не только наблюдать поле ты, но и повседневно общаться с «короля ми» воздуха, в первую очередь с Луи Блерио. «Авиационная лихорадка» в По носила ярко выраженный характер, при нимая самые разнообразные формы.
Школа Блерио располагалась в десяти километрах от города. Российскому при ходилось ездить туда ранним утром на велосипеде, взятом напрокат. В обязан ности десяти учеников входило полное обслуживание самолетов, ибо механиков не хватало. Ученики помогали механикам
30
восстанавливать самолеты и моторы пос ле аварий, происходивших, надо сказать, довольно часто.
Прежде чем подняться в воздух, каж дый будущий пилот имел возможность досконально изучить аппарат. Какое это имело значение, станет ясно, если доба вить, что самолеты были одноместными. Инструктор не имел возможности сопро вождать своего подопечного в полете, и тому приходилось самому решать задачи со многими неизвестными, самому выхо дить из любого положения.
Что же представляли собой аппараты, на которых обучались Российский и его товарищи?
На этот вопрос Борис Илиодорович отвечает так:
— Замечу, что не только осуществить первые полеты, но и поставить первые авиационные рекорды удалось на самоле тах «Райт», «Фарман» и «Блерио». Из них «Райт» и «Фарман» — бипланы, то есть двухплоскостные машины. Летчик сидел на нижней плоскости, а мотор с бензино выми и масляными баками помещался рядом или сзади. Ноги пилота свешива лись впереди аппарата или упирались в педали. О человеке, летевшем на такой
31
Машине, говорили: «Летит птица в клет ке».
На этих самолетах, несмотря на то, что сильно продувало, летали с большим удовольствием, чем на «Блерио», который представлял собой моноплан — одно плоскостной самолет, очень Похожий на птицу. На этом аппарате пилот помещал ся внутри корпуса, позади мотора, не изолированного какой-либо перегород кой. Перегородку не ставили, чтобы мо тор лучше охлаждался и не перегревал ся. Конструктор не предусмотрел даже козырек для защиты от встречного возду ха, отработанного газа и горелой кастор ки, которой смазывали моторы. Летчику, наполовину высовывавшемуся из кабины, приходилось туго.
Представьте, что вы садитесь в само лет. Механик запускает мотор. Регули рует его работу, прибавляя и убавляя обороты. И уже на земле мотор обдает вас смесью газа с касторовым маслом. Струя бьет в лицо. Очки не спасают, ибо стекла моментально забрызгиваются, буквально заплевываются маслом.
Ну, а когда взлетишь, то положение становится чуть ли не критическим. Того гляди, ослепнешь или угоришь! Некото-
32
рые, угорая, даже теряли на несколько мгновений сознание. Поэтому ученики школы Блерио в каждый полет брали...
пузырек с нашатырным спиртом.
Так же, как пожарные привыкают к дыму, так и мы, первые летчики на само лете «Блерио», должны были привыкнуть
кнему.
—Мне лично,— заключил Россий ский,— пришлось легче, чем другим уче никам. Проработав порядочно времени механиком, я привык к «атмосфере» газа
ираспыленного масла. Чувствовал себя нормально как перед взлетом, так и в воздухе.
То, что сообщил Борис Илиодорович, у нас, свидетелей бурного развития авиа ции, полетов космических кораблей, , с трудом укладывается в голове. Посуди те сами, какой выдержкой должен был обладать человек, чтобы управлять са молетом, задыхаясь от дыма и горелого масла!
Итак, первая стадия обучения летному мастерству заключалась в тренировках пилота на земле. Прежде всего его при учали к... дыму, газам и запаху касторо вого масла. Если ученик выдерживал по добное испытание, то переходили к сле-
3940—2 |
. 33. |
дующему разделу программы — ру лёжке.
Инструктор занимал место в аппарате и показывал, как рулить по прямой, не взлетая. Его сменял ученик, перед кото рым стояла трудная задача. Рули само лета слушались лишь при средней скоро сти. Стоило только превысить скорость, и машина поднялась бы. В этом случае авария была неминуема, ибо ученик еще не умел вести самолет в воздухе. И толь ко на следующем этапе обучения дава лись объяснения, что надо делать, чтобы подняться, лететь до горизонтали, разво рачиваться, совершать посадку. На этом инструктаж кончался.
Дальше следовал уже самостоятель ный полет. Успех зависел от того, на сколько ученик усвоил наставления ин структора, сумел правильно применить их, координировать свои движения. Под словом «успех» подразумевался не только факт взлета и кратковременного по лета, но и то, что начинающему авиатору удавалось не разбить самолет при посад ке, самому остаться целым и невредимым. Аварии же случались часто. В школе Блерио Российский насмотрелся их до статочно,
34
Наконец, для Бориса Илиодоровича настал долгожданный день. Инструктор сказал ейу:
— Отправляйтесь в полет. Я верю в вас.
А верил ли в себя сам Российский? Да, верил. Его полеты на планере чего-ни будь да стоили! Кроме того, ошибки дру гих учеников, которые он наблюдал, са ми по себе явились хорошей школой. С ним они уже не случатся, не могут слу читься!
Забравшись в самолет, Российский уверенно отрегулировал мотор, потом на чал разбег и легко оторвал аэроплан от земли. Вот она, свершившаяся мечта! Хотелось петь, кричать от радости. Пилот как бы слился с аппаратом, ощущая, что
скаждой минутой аэроплан становится все более покорным. Было что-то похожее на то, что он пережил, взлетев на планере
следяной горы, только новое чувство ока залось куда сильнее, ибо давало ощуще ние власти над воздушной стихией. Аэро план имел мотор, хорошо подчинялся че ловеку.
Борис Илиодорович сделал полный круг над аэродромом, а затем пошел на посадку, ловко приземлил аппарат и
35
стал рулить туда, где стояли группа уче ников и инструктор — Луи Блерио. Едва их русский друг выбрался' из самолета, как со всех сторон потянулись руки для рукопожатия. Французы обнимали това рища, а потом схватили и стали качать. Подбрасывая растерянно улыбавшегося молодого человека, они кричали: «Браво, рус!», «Браво, рус!», «Браво рус!».
Всех, кто сталкивался в то время с Российским, поражали его упорство, на стойчивость в овладении искусством по летов. Отличаясь завидным здоровьем, выносливостью, он быстро приобрел на выки в летном деле. Он стремился как молено скорее пройти курс обучения и вер нуться на родину, в свою любимую Мо скву.
Известные французские авиаторы —■ конструкторы Блерио, Дюмон, Фарман — с похвалой отзывались об успехах Бори са Илиодоровича. Газеты Парижа отмечал.и полеты его и М. Ефимова, занимав шегося ъ Мурмелонской школе. В это же время в полетах на аэроплане «Райт» преуспевал Н. Попов. Русские авиаторы завоевали всеобщий авторитет и высоко несли знамя своей страны за рубежом.
—: Вскоре я собрался в обратный
36
путь, — вспоминает Б. И. Российский.— Жуковский просил, чтобы я, как москвич, обязательно совершил первые полеты в Москве и отказался от поездки в Амери ку, куда меня приглашали предпринима тели, обещая озолотить. Но какое золото может затмить нашу Москву, в которую меня тянуло, как к родной матери! Я не медля направился домой. Меня встретил Николай Егорович. Много часов провели мы за беседой. Профессор Жуковский подробно интересовался, что чувствует пилот, как ведет себя самолет в воздухе.
Между прочим, ученый, первым в ми ре раскрывший тайну летающего тела и провозгласивший теоретические основы авиации, глава школы первых русских авиационных конструкторов, инженеров и летчиков, сам никогда в жизни не ле тал. Только в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, во время первого Всемирного конгресса воздухоплавания Николай Егорович поднялся на привяз ном аэростате. Профессору стало плохо. Опустившись на дно корзины, он, не встал до тех пор, пока аэростат не спустился и окружающие не помогли пассажиру выйти.
О возвращении Российского из Фран
37
ции известила газета «Утро России». В номере за 27 мая 1910 года опублико
вана заметка |
следующего |
содержания: |
«Вчера в Москву вернулся |
из школы |
|
Блерио Б. И. |
Р оссийский, об успехах и |
отличных полетах которого мы уже свое временно сообщали. Б. И. Российский — москвич, студент Высшего технического училища, основатель уже теперь добив шегося известности воздухоплавательного кружка».
Борис Илиодорович возобновил связь с кружковцами, ознакомил их с самоле том «Блерио», который привез из Фран ции, помог снять с него чертежи. К тому времени уже и студенты добились замет ных успехов в области авиации.
Став летчиком, Б. И. Российский, хотя и вышел из кружка, продолжал живо ин тересоваться делами друзей. Его обрадо вало, что кружковцы задались целью обо рудовать аэродинамическую лаборато рию, чтобы шире развернуть эксперимен тальные работы, вплотную подойти к постройке самолета. Когда самолет по строили, Российский обучал на нем сту дентов. Это был первый созданный в Мо скве самолет.
Каждый день Бориса Илиодоровича
38