ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
похожий на головной убор мотоциклистагонщика.
Из руки в руки переходил небольшой перевернутый вверх дном стеклянный стаканчик на металлическом основании— пульсатор масла. Пользуясь таким при бором, кстати единственным, стоявшим на самолете, летчик следил за поступле нием масла в мотор. Пульсация жидко сти показывала и число оборотов мото ра. 84 пульсации равнялись 1100 оборо там в минуту.
Гости попросили хозяина рассказать, когда начались первые опыты примене ния самолетов в военных целях и в чем они заключались.
— Помнится, уже в 1912 году была сделана попытка изучить возможность использования самолета на войне,— от ветил Борис Илиодорович.— Я принимал участие в этих экспериментах.
Прежде всего о так называемом бом бометании. На земле жидкой известью рисовали силуэт двухтрубного корабля. Я садился в «Блерио» или «Фарман» и поднимался на высоту ста метров, имея на борту бумажный мешок с дробленым мелом. Задача состояла в том, чтобы по пасть в силуэт. От удара о землю мешок
103
лопался, вздымался белый столб, имити руя взрыв бомбы. За попадание в трубу ставилась отличная оценка. Однажды мне удалось «отбомбиться» именно по трубе.
Другой эксперимент назывался «Взрыв порохового погреба». Во Всехсвятской роще, примыкавшей к Ходынскому полю, укрывались кавалеристы. На самом поле оставляли бумажный пакет, содержащий фунт пороха. К пакету при крепляли бикфордов шнур. Летчик дол жен был совершить посадку возле пакета, поджечь бикфордов шнур и успеть взле теть, ускользнув от кавалеристов, кото рые галопом, с криками и свистом мча лись, чтобы захватить пилота.
Слушатели заразительно смеялись, представляя, как сам рассказчик и его товарищи удирали от всадников.
Долго еще шла беседа, оставившая большой след в памяти ее участников. Ведь они совершили интереснейшее путе шествие в прошлое, заглянули и в буду щее, помечтали о том, какйх вершин до стигнет наша авиация.
Ну, а потом, конечно, осматривали до машний музей. Тут есть и экспонаты военных лет — фашистские зажигатель-
104
ные бомбы с расплавленными головка ми. «Зажигалки» потушил сам Борис Илиодорович, спасая дом и музей от воз никшего пожара. Как только опускался вечер, «дедушка русской авиации» ста новился на пост, готовый в любую мину ту начать борьбу с «зажигалками»...
Каждый, кто бывает в гостях у Б. И. Российского, уходит обогащенный, взволнованный теплотой, сердечностью хозяина, человека, имя, жизнь которого служат символом мужества, непрерывных исканий, горячего советского патрио тизма.
Торжественно отметила авиационная общественность 75-летие со дня рождения Бориса Илиодоровича и 50-летие его дея тельности в авиации. В Советском коми тете ветеранов войны собрались воздухо плаватели, летчики, принимавшие уча стие в первой империалистической войне, герои воздушных боев с немецко-фа шистскими захватчиками.
Заместитель председателя Комитета генерал армии А. В. Хрулев отметил большие заслуги юбиляра в развитии оте чественного воздушного флота и вручил ему почетный знак Советского комитета ветеранов войны. '
105
От группы старых авиаторов был за читан поздравительный адрес. Все высту павшие от души приветствовали «де душку русской авиации».
...Прежде чем сесть писать свое пись мо, Борис Илиодорович многое переду мал, как бы заново пережил, переосмыс лил события своей долгой жизни. Сове товался с К. Е. Ворошиловым, который знает его почти сорок лет. Климент Еф ремович поддержал заветное желание Российского вступить в ряды Коммуни стической партии.
И вот «дедушка русской авиации» с волнением взялся за перо. В «Слове к партии» — в письме в ЦК КПСС — ему хотелось не только выразить просьбу о приеме в ряды великой партии коммуни стов, но и подробно рассказать о том, как он был солдатом революции и вместе с коммунистами активно боролся за дело Ленина.
Слова лились сами собой. Твердым, уверенным почерком 78-летний летчик из лагал то, что у него было на душе. Мысль работала четко. Эта своеобразная речь, обращенная к партии, народу, шла от самого сердца,
106
сЯ до сих пор нахожусь под впечатле-' нием величайшего события нашего вре мени — группового многодневного кос мического полета и благополучного его завершения нашими авиаторами — кос монавтами А. Г. Николаевым и П. Р. По повичем.
Своим легендарным подвигом они продолжили великое дело освоения кос моса, так замечательно начатого первы ми советскими космонавтами Ю. А. Гага риным и Г. С. Титовым.
Наши космические полеты стали воз можными благодаря высокому развитию советской авиации и наличию в нашей стране прекрасных пилотов.
Все это стало возможным благодаря огроЫНой заботе нашей партии и прави тельства о развитии нашей Родины, ее науки и техники, об укреплении мира и безопасности нашей страны.
Мне, как патриоту моей Родины и эн- тузиасту-родоначальнику авиации, осо бенно контрастно это чувствуется на фоне отсталости в царское время.
Поэтому-то наши успехи особенно трогают и радуют меня, я сознаю, что во всем этом есть доля и моего труда. Глу боко понимая это, я еще полнее чувствую
107
свою неразрывную связь с народом, пар тией, со всеми теми, кто создал нашу авиацию, космические корабли и подго товил отважных летчиков-космонавтов.
Вот почему я, пожилой человек, с вол нением думаю о своей прожитой жизни и, оглядываясь на пройденный путь, гор жусь нашей Родиной и ее сыновьямикосмонавтами.
Все они коммунисты, и я глубоко за думался над тем, почему же я, прорабо тав с начала революции с партией, нахо жусь вне рядов ее членов. Вся моя тру довая жизнь была посвящена борьбе за дело народа, за дело партии».
Б. И. Российский писал и писал, а когда стал подводить итог основным со бытиям своей биографии, заметил: «Как видите, у меня была красивая жизнь, и я счастлив тем, что по силе возможности принес своей Родине посильную дань».
Иногда, чтобы немного умерить волне ние, «дедушка русской авиации» вставал из-за стола. Ходил по комнатам. Взгляд скользил по старым афишам, извещав шим, что «Сегодня бега и полеты летчика Российского», по фотографиям далекого прошлого. Одна из них — с дарственной надписью Луи Блерио,
108
Вот портрет Бориса Илиодоровича во весь рост, в комбинезоне, написанный братом Владимиром в 1911 году. На'сте не винт от одного из первых самолетов. В коробке кинопленка фильма, снятого на маневрах П. Н. Нестеровым и подаренно го Россинскому. На полу 120-сильный мо тор, стоявший ща самолете, когда Рос сийский летал над Красной площадью. Среди пачки писем и телеграмм — теле грамма Нансена. На маленьком столике труды «Летучей лаборатории».
А сколько у него других реликвий, связанных с историей нашей авиации!
Борис Илиодорович вспоминал, как летал над столицей в канун 800-летия Москвы, чтобы рассказать радиослуша телям об изменениях, происшедших в Москве с 1910 года, со дня своего первого полета над Ходынским полем. Через ¡не сколько лет, в 1950 году, шестидесяти шести лет, на самолете ЯК-18 он готовил ся к авиационному параду в Тушино...
Да, есть что вспомнить! Б. И. Россий ский продолжал писать:
«Я настолько уверен в себе, что если бы мне было разрешено, то я доказал бы, что у меня еще сохранилась уверенность в своих силах и что я не дряхлый дед, а
109
молодой, советский. Сама советская жизнь меня омолаживает, ведь недаром поется, что «всякий молод из нас в нашей юной прекрасной стране».
Наступает 45-летие Великой Октябрь ской социалистической революции, и я, участник ее завоеваний, ведущих нашу Родину к коммунизму, готовлюсь к празд нованию исторического события. Я своим чутким сердцем уже чувствую, что ком мунизм уверенным темпом приближается,
ичто мне придется войти в него.
Я45 лет работал активно, добросо вестно, скажу от всего сердца, как боль шевик, но оставался вне рядов партищ
По моей работе меня всегда считали старым большевиком, и даже тов В. И. Ленин и Ф. Э. Дзержинский никогда не задавали мне вопроса, партийный я или нет?.
Из моей краткой биографии .видно, что в революционное время я был организа тором Красной авиации, научным работ ником, изобретателем, но одновременно продолжал испытывать самолеты на за воде и эту основную работу любил и не бросал.
110
Откровенно скажу, что я больше все го боялся, что мне поручат большую должность по руководству авиацией и придется бросить летную работу. Я бо ролся за покорение воздуха в самых тя желых условиях и в этой борьбе безумно полюбил свою профессию.
Эта профессия теперь торжес.твует, и
ясчастлив.
Ясчастлив, я горд за сынов моей Ро дины — Гагарина, Титова, Николаева и Поповича, проложивших первыми путь в космос, а ведь они мои родные авиаторы.
Но они гораздо счастливее меня, так как являются членами партии КПСС и с гордостью пронесли знамя коммунизма по космосу.
Учитывая все вышеизложенное, прошу доложить об этих моих переживаниях Президиуму ЦК КПСС и, если возможно, уважить мою просьбу — рассмотреть не
посредственно в ЦК КПСС это мое пись мо как заявление о вступлении в партию I и оказать мне высокое доверие — при нять в ряды КПСС».
Старейший летчик еще несколько мгновений подумал и закончил так:
«■Заверяю ЦК КПСС, что оправдаю
111
доверие партии и буду всегда верен марксизму-ленинизму.
С глубочайшим уваокением
Борис Илиодорович РОССИЙСКИЕ».
Письмо было отправлено в ЦК КПСС. С чувством ни с чем несравнимого на пряжения, волнения «дедушка русской авиации» стал ждать результата. Он знал, что Центральный Комитет партии в свое время принял в КПСС писателя М. Шолохова, летчика В. Чкалова, уче- ного-микробиолога почетного академика Н. Гамалея, знатного доменщика П. Ко робова и украинского поэта М. Рыльского. И, наконец, столь высокое доверие оказано летчику-космонавту Г. Титову.
Ауважат ли его просьбу?
1ноября 1962 года га'зета «Известия» на первой полосе опубликовала сообще ние;
«В Ц ЕНТРА ЛЬН О М КО М И ТЕТЕ КПСС
Центральный Комитет КПСС принял следую щее постановление по письму т. Российского Б. И.
спросьбой о приеме его в члены КПСС:
1.Рассмотрев просьбу т. Российского Б. И., изложенную в его письме в ЦК КПСС от 20 ок тября 1962 года о приеме в ряды Коммунистиче
ской партии Советского Союза, и учитывая, что т. Российский Б. И., будучи одним из первых авиа-
112
торов России, имеет большие заслуги в создании воздушного флота-СССР, принять т. Российского Бориса Илиодоровича, 1884 года рождения, в чле ны КПСС в порядке исключения без прохождения кандидатского стажа, установленного .Уставом КПСС.
2. Поручить Московскому ГК КПСС выдать . т. Российскому Б. И. партийный билет».
В номере помещено также .«Слово к партии» Б. И. Российского, его фотогра фия и очерк о «ем.
Мне и моему коллеге журналисту А. Сербину довелось побывать у Бориса Илиодоровича в те самые часы, которые останутся для него памятными на всю жизнь. Старейший русский авиатор толь ко что узнал, что Центральный' Комитет КПСС принял постановление по его письму.
На квартире Российского царило большое оживление. Пришли поздра вить близкие, друзья. Непрерывно звонил телефон. Люди, знакомые и незнакомые, поздравляли летчика с приемом в ряды ленинской партии.
Борис Илиодорович очень взволнован. Он говорит:
— Сегодня у меня один из самых па мятных дней моей долгой жизни. Нет слов, чтобы выразить чуство радости,
113
охватившее меня, когда я узнал, что в порядке исключения, без прохождения кандидатского стажа я принят в ряды нашей славной партии.
От всего сердца, от всей души говорю сердечное спасибо Центральному Комите ту за высокое доверие, оказанное мне.
Борис Илиодорович в оживленной бе седе вспоминал многие .события своей жизни. Среди них особое место занимают встречи с Владимиром Ильичей Лени ным. Летчик говорил о счастье, которое он испытывает сейчас, когда наша Роди на достигла небывалого расцвета. Он подчеркивал, что его внучата — «небес ные братья» Юрий Гагарин, Герман Ти тов, Андриян Николаев, Павел Попо вич — возвеличили славу нашей страны, придали ей еще более могучие крылья, о которых могли только мечтать люди его поколения.
Мы пожелали Борису Илиодоровичу долгих лет жизни, большого здоровья. А в особняк «дедушки русской авиации» все шел и шел поток поздравлений, адре сованных самому молодому коммунисту.
Поток этот еще более увеличился по сле того, как на следующий день «Прав да» поместила постановление ЦК КПСС
114
и «Слово к партии». Письма, телеграммы шли из разных уголков страны. Совет ские люди выражали добрые чувства, го рячо поздравляли Бориса Илиодоровича, Каждый старался как можно теплее ска зать то, что думает об одном из зачина телей русской авиации.
Одним из первых поздравил летчика со вступлением в члены КПСС К. Е. Во рошилов. В его письме, в частности, го ворится:
«На протяжении многих лет я знаю Вас как замечательного человека и бес партийного большевика, и то, что Вы на склоне лет, в 78-летнем возрасте, всту паете в ряды партии, весьма знамена тельно.
Во всем этом советский народ, а такоке, несомненно, и другие народы, видят животворную силу великих идей марк сизма-ленинизма, могущество и благо родство нашей партии, партии великого Ленина, которая, как магнит, притягивает к себе все лучшее и чистое, что есть в на шем советском обществе. Вместе с тем это и признательность в Вашем лице все му племени советских авиаторов, про славивших своими подвигами нашу Ро дину и выдвинувших из своей среды от
115