Файл: Лукьянов Б.Б. Дедушка русской авиации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

похожий на головной убор мотоциклистагонщика.

Из руки в руки переходил небольшой перевернутый вверх дном стеклянный стаканчик на металлическом основании— пульсатор масла. Пользуясь таким при­ бором, кстати единственным, стоявшим на самолете, летчик следил за поступле­ нием масла в мотор. Пульсация жидко­ сти показывала и число оборотов мото­ ра. 84 пульсации равнялись 1100 оборо­ там в минуту.

Гости попросили хозяина рассказать, когда начались первые опыты примене­ ния самолетов в военных целях и в чем они заключались.

— Помнится, уже в 1912 году была сделана попытка изучить возможность использования самолета на войне,— от­ ветил Борис Илиодорович.— Я принимал участие в этих экспериментах.

Прежде всего о так называемом бом­ бометании. На земле жидкой известью рисовали силуэт двухтрубного корабля. Я садился в «Блерио» или «Фарман» и поднимался на высоту ста метров, имея на борту бумажный мешок с дробленым мелом. Задача состояла в том, чтобы по­ пасть в силуэт. От удара о землю мешок

103

лопался, вздымался белый столб, имити­ руя взрыв бомбы. За попадание в трубу ставилась отличная оценка. Однажды мне удалось «отбомбиться» именно по трубе.

Другой эксперимент назывался «Взрыв порохового погреба». Во Всехсвятской роще, примыкавшей к Ходынскому полю, укрывались кавалеристы. На самом поле оставляли бумажный пакет, содержащий фунт пороха. К пакету при­ крепляли бикфордов шнур. Летчик дол­ жен был совершить посадку возле пакета, поджечь бикфордов шнур и успеть взле­ теть, ускользнув от кавалеристов, кото­ рые галопом, с криками и свистом мча­ лись, чтобы захватить пилота.

Слушатели заразительно смеялись, представляя, как сам рассказчик и его товарищи удирали от всадников.

Долго еще шла беседа, оставившая большой след в памяти ее участников. Ведь они совершили интереснейшее путе­ шествие в прошлое, заглянули и в буду­ щее, помечтали о том, какйх вершин до­ стигнет наша авиация.

Ну, а потом, конечно, осматривали до­ машний музей. Тут есть и экспонаты военных лет — фашистские зажигатель-

104

ные бомбы с расплавленными головка­ ми. «Зажигалки» потушил сам Борис Илиодорович, спасая дом и музей от воз­ никшего пожара. Как только опускался вечер, «дедушка русской авиации» ста­ новился на пост, готовый в любую мину­ ту начать борьбу с «зажигалками»...

Каждый, кто бывает в гостях у Б. И. Российского, уходит обогащенный, взволнованный теплотой, сердечностью хозяина, человека, имя, жизнь которого служат символом мужества, непрерывных исканий, горячего советского патрио­ тизма.

Торжественно отметила авиационная общественность 75-летие со дня рождения Бориса Илиодоровича и 50-летие его дея­ тельности в авиации. В Советском коми­ тете ветеранов войны собрались воздухо­ плаватели, летчики, принимавшие уча­ стие в первой империалистической войне, герои воздушных боев с немецко-фа­ шистскими захватчиками.

Заместитель председателя Комитета генерал армии А. В. Хрулев отметил большие заслуги юбиляра в развитии оте­ чественного воздушного флота и вручил ему почетный знак Советского комитета ветеранов войны. '

105


От группы старых авиаторов был за­ читан поздравительный адрес. Все высту­ павшие от души приветствовали «де­ душку русской авиации».

...Прежде чем сесть писать свое пись­ мо, Борис Илиодорович многое переду­ мал, как бы заново пережил, переосмыс­ лил события своей долгой жизни. Сове­ товался с К. Е. Ворошиловым, который знает его почти сорок лет. Климент Еф­ ремович поддержал заветное желание Российского вступить в ряды Коммуни­ стической партии.

И вот «дедушка русской авиации» с волнением взялся за перо. В «Слове к партии» — в письме в ЦК КПСС — ему хотелось не только выразить просьбу о приеме в ряды великой партии коммуни­ стов, но и подробно рассказать о том, как он был солдатом революции и вместе с коммунистами активно боролся за дело Ленина.

Слова лились сами собой. Твердым, уверенным почерком 78-летний летчик из­ лагал то, что у него было на душе. Мысль работала четко. Эта своеобразная речь, обращенная к партии, народу, шла от самого сердца,

106

сЯ до сих пор нахожусь под впечатле-' нием величайшего события нашего вре­ мени группового многодневного кос­ мического полета и благополучного его завершения нашими авиаторами кос­ монавтами А. Г. Николаевым и П. Р. По­ повичем.

Своим легендарным подвигом они продолжили великое дело освоения кос­ моса, так замечательно начатого первы­ ми советскими космонавтами Ю. А. Гага­ риным и Г. С. Титовым.

Наши космические полеты стали воз­ можными благодаря высокому развитию советской авиации и наличию в нашей стране прекрасных пилотов.

Все это стало возможным благодаря огроЫНой заботе нашей партии и прави­ тельства о развитии нашей Родины, ее науки и техники, об укреплении мира и безопасности нашей страны.

Мне, как патриоту моей Родины и эн- тузиасту-родоначальнику авиации, осо­ бенно контрастно это чувствуется на фоне отсталости в царское время.

Поэтому-то наши успехи особенно трогают и радуют меня, я сознаю, что во всем этом есть доля и моего труда. Глу­ боко понимая это, я еще полнее чувствую

107

свою неразрывную связь с народом, пар­ тией, со всеми теми, кто создал нашу авиацию, космические корабли и подго­ товил отважных летчиков-космонавтов.

Вот почему я, пожилой человек, с вол­ нением думаю о своей прожитой жизни и, оглядываясь на пройденный путь, гор­ жусь нашей Родиной и ее сыновьямикосмонавтами.

Все они коммунисты, и я глубоко за­ думался над тем, почему же я, прорабо­ тав с начала революции с партией, нахо­ жусь вне рядов ее членов. Вся моя тру­ довая жизнь была посвящена борьбе за дело народа, за дело партии».

Б. И. Российский писал и писал, а когда стал подводить итог основным со­ бытиям своей биографии, заметил: «Как видите, у меня была красивая жизнь, и я счастлив тем, что по силе возможности принес своей Родине посильную дань».

Иногда, чтобы немного умерить волне­ ние, «дедушка русской авиации» вставал из-за стола. Ходил по комнатам. Взгляд скользил по старым афишам, извещав­ шим, что «Сегодня бега и полеты летчика Российского», по фотографиям далекого прошлого. Одна из них — с дарственной надписью Луи Блерио,

108


Вот портрет Бориса Илиодоровича во весь рост, в комбинезоне, написанный братом Владимиром в 1911 году. На'сте­ не винт от одного из первых самолетов. В коробке кинопленка фильма, снятого на маневрах П. Н. Нестеровым и подаренно­ го Россинскому. На полу 120-сильный мо­ тор, стоявший ща самолете, когда Рос­ сийский летал над Красной площадью. Среди пачки писем и телеграмм — теле­ грамма Нансена. На маленьком столике труды «Летучей лаборатории».

А сколько у него других реликвий, связанных с историей нашей авиации!

Борис Илиодорович вспоминал, как летал над столицей в канун 800-летия Москвы, чтобы рассказать радиослуша­ телям об изменениях, происшедших в Москве с 1910 года, со дня своего первого полета над Ходынским полем. Через ¡не­ сколько лет, в 1950 году, шестидесяти шести лет, на самолете ЯК-18 он готовил­ ся к авиационному параду в Тушино...

Да, есть что вспомнить! Б. И. Россий­ ский продолжал писать:

«Я настолько уверен в себе, что если бы мне было разрешено, то я доказал бы, что у меня еще сохранилась уверенность в своих силах и что я не дряхлый дед, а

109

молодой, советский. Сама советская жизнь меня омолаживает, ведь недаром поется, что «всякий молод из нас в нашей юной прекрасной стране».

Наступает 45-летие Великой Октябрь­ ской социалистической революции, и я, участник ее завоеваний, ведущих нашу Родину к коммунизму, готовлюсь к празд­ нованию исторического события. Я своим чутким сердцем уже чувствую, что ком­ мунизм уверенным темпом приближается,

ичто мне придется войти в него.

Я45 лет работал активно, добросо­ вестно, скажу от всего сердца, как боль­ шевик, но оставался вне рядов партищ

По моей работе меня всегда считали старым большевиком, и даже тов В. И. Ленин и Ф. Э. Дзержинский никогда не задавали мне вопроса, партийный я или нет?.

Из моей краткой биографии .видно, что в революционное время я был организа­ тором Красной авиации, научным работ­ ником, изобретателем, но одновременно продолжал испытывать самолеты на за­ воде и эту основную работу любил и не бросал.

110


Откровенно скажу, что я больше все­ го боялся, что мне поручат большую должность по руководству авиацией и придется бросить летную работу. Я бо­ ролся за покорение воздуха в самых тя­ желых условиях и в этой борьбе безумно полюбил свою профессию.

Эта профессия теперь торжес.твует, и

ясчастлив.

Ясчастлив, я горд за сынов моей Ро­ дины Гагарина, Титова, Николаева и Поповича, проложивших первыми путь в космос, а ведь они мои родные авиаторы.

Но они гораздо счастливее меня, так как являются членами партии КПСС и с гордостью пронесли знамя коммунизма по космосу.

Учитывая все вышеизложенное, прошу доложить об этих моих переживаниях Президиуму ЦК КПСС и, если возможно, уважить мою просьбу рассмотреть не­

посредственно в ЦК КПСС это мое пись­ мо как заявление о вступлении в партию I и оказать мне высокое доверие при­ нять в ряды КПСС».

Старейший летчик еще несколько мгновений подумал и закончил так:

«■Заверяю ЦК КПСС, что оправдаю

111

доверие партии и буду всегда верен марксизму-ленинизму.

С глубочайшим уваокением

Борис Илиодорович РОССИЙСКИЕ».

Письмо было отправлено в ЦК КПСС. С чувством ни с чем несравнимого на­ пряжения, волнения «дедушка русской авиации» стал ждать результата. Он знал, что Центральный Комитет партии в свое время принял в КПСС писателя М. Шолохова, летчика В. Чкалова, уче- ного-микробиолога почетного академика Н. Гамалея, знатного доменщика П. Ко­ робова и украинского поэта М. Рыльского. И, наконец, столь высокое доверие оказано летчику-космонавту Г. Титову.

Ауважат ли его просьбу?

1ноября 1962 года га'зета «Известия» на первой полосе опубликовала сообще­ ние;

«В Ц ЕНТРА ЛЬН О М КО М И ТЕТЕ КПСС

Центральный Комитет КПСС принял следую­ щее постановление по письму т. Российского Б. И.

спросьбой о приеме его в члены КПСС:

1.Рассмотрев просьбу т. Российского Б. И., изложенную в его письме в ЦК КПСС от 20 ок­ тября 1962 года о приеме в ряды Коммунистиче­

ской партии Советского Союза, и учитывая, что т. Российский Б. И., будучи одним из первых авиа-

112


торов России, имеет большие заслуги в создании воздушного флота-СССР, принять т. Российского Бориса Илиодоровича, 1884 года рождения, в чле­ ны КПСС в порядке исключения без прохождения кандидатского стажа, установленного .Уставом КПСС.

2. Поручить Московскому ГК КПСС выдать . т. Российскому Б. И. партийный билет».

В номере помещено также .«Слово к партии» Б. И. Российского, его фотогра­ фия и очерк о «ем.

Мне и моему коллеге журналисту А. Сербину довелось побывать у Бориса Илиодоровича в те самые часы, которые останутся для него памятными на всю жизнь. Старейший русский авиатор толь­ ко что узнал, что Центральный' Комитет КПСС принял постановление по его письму.

На квартире Российского царило большое оживление. Пришли поздра­ вить близкие, друзья. Непрерывно звонил телефон. Люди, знакомые и незнакомые, поздравляли летчика с приемом в ряды ленинской партии.

Борис Илиодорович очень взволнован. Он говорит:

— Сегодня у меня один из самых па­ мятных дней моей долгой жизни. Нет слов, чтобы выразить чуство радости,

113

охватившее меня, когда я узнал, что в порядке исключения, без прохождения кандидатского стажа я принят в ряды нашей славной партии.

От всего сердца, от всей души говорю сердечное спасибо Центральному Комите­ ту за высокое доверие, оказанное мне.

Борис Илиодорович в оживленной бе­ седе вспоминал многие .события своей жизни. Среди них особое место занимают встречи с Владимиром Ильичей Лени­ ным. Летчик говорил о счастье, которое он испытывает сейчас, когда наша Роди­ на достигла небывалого расцвета. Он подчеркивал, что его внучата — «небес­ ные братья» Юрий Гагарин, Герман Ти­ тов, Андриян Николаев, Павел Попо­ вич — возвеличили славу нашей страны, придали ей еще более могучие крылья, о которых могли только мечтать люди его поколения.

Мы пожелали Борису Илиодоровичу долгих лет жизни, большого здоровья. А в особняк «дедушки русской авиации» все шел и шел поток поздравлений, адре­ сованных самому молодому коммунисту.

Поток этот еще более увеличился по­ сле того, как на следующий день «Прав­ да» поместила постановление ЦК КПСС

114

и «Слово к партии». Письма, телеграммы шли из разных уголков страны. Совет­ ские люди выражали добрые чувства, го­ рячо поздравляли Бориса Илиодоровича, Каждый старался как можно теплее ска­ зать то, что думает об одном из зачина­ телей русской авиации.

Одним из первых поздравил летчика со вступлением в члены КПСС К. Е. Во­ рошилов. В его письме, в частности, го­ ворится:

«На протяжении многих лет я знаю Вас как замечательного человека и бес­ партийного большевика, и то, что Вы на склоне лет, в 78-летнем возрасте, всту­ паете в ряды партии, весьма знамена­ тельно.

Во всем этом советский народ, а такоке, несомненно, и другие народы, видят животворную силу великих идей марк­ сизма-ленинизма, могущество и благо­ родство нашей партии, партии великого Ленина, которая, как магнит, притягивает к себе все лучшее и чистое, что есть в на­ шем советском обществе. Вместе с тем это и признательность в Вашем лице все­ му племени советских авиаторов, про­ славивших своими подвигами нашу Ро­ дину и выдвинувших из своей среды от­

115