Файл: Казацкий В.Н. Палубные устройства современных кораблей и правила их эксплуатации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/ — диаметр

подвижного

шкива;

U— радиус

того же

шкива.

радиусах, то формула

Если

выразить

плечи

шкива в

примет

упрощенный вид:

 

 

 

 

 

 

W,

т. К.

I = 2Г,

 

 

2-г

2 ’

т. е. теоретический выигрыш двухшкивных талей, у которых ходовой лопарь выходит из неподвижного блока и Р = Л , равен 2. Это означает, что тали из двух шкивов дают выиг­ рыш в прилагаемом усилии, равном половине веса поднимае­

мого

груза.

 

 

Теоретическое усилие Р, прилагаемое к ходовому лопарю

талей, можно выразить

в виде следующей формулы:

где

Р — усилие в

кг;

т

кг;

 

W — вес груза

в

т— теоретический выигрыш талей, исчисляемый по количеству лопарей, идущих от подвижного блока

кнеподвижному.

Вприведенной формуле усилие Р определено без учета трения в осях шкивов блоков и при абсолютной гибкости лопарей, которыми оснащены тали.

Необходимо учесть все эти силы трения и при подъеме груза затратить усилие, превышающее теоретическое, на величину трения в шкивах блоков талей, изгиб набегающих лопарей на шкивы и разгиб сбегающих с ним лопарей. Усилие, затрачиваемое на изгибание и разгибание лопарей,

зависит от гибкости троса, применяемого для оснастки талей, и от его толщины. При расчетах, кранов и стрел учиты­ ваются все эти явления. Однако на практике обычно доста­ точно на каждый шкив блоков взять в среднем по 10% на увеличение трения, а гибкостью лопарей можно пренебречь.

Отсюда можно записать:

р = w 2 Еи = ву(ю+«)

 

1

т

10

 

т

т

 

где

Р\ — фактическое

усилие,

прикладываемое

к ходовому

 

лопарю

при

подъеме

груза;

 

 

W — вес поднимаемого

груза;

 

 

т — выигрыш в силе

талей

(теоретический);1

 

п — число шкивов в

обоих

блоках талей.

 

1 Теоретический выигрыш талей т равен числу шкивов, если ходовой

лопарь направлен вниз, и

равен

числу шкивов + 1 ,

если ходовой

лопарь направлен вверх. Практически

он равен числу лопарей, отхо­

дящих

от подвижного

блока

к неподвижному.

 

2*

19



Для расчета нужного количества людей при работе с та­ лями или горденями вручную следует исходить из того, что каждый человек без особых напряжений прикладывает усилие на лопарь, равное 30 кгс. Отсюда выигрыш в силе Р\ делят на 30, получают необходимое количество людей. Однако необходимо сделать поправку на «забегание» и поэтому следует прибавить 1—3 человека, тем самым будет учтено число людей, перебегающих с конца лопаря к его началу.

Следовательно, расчет количества людей N, необходимого для подъема данного груза, можно произвести по следующей формуле:

N -• — + (1 -г-3) чел.

30 4

Грузовые стрелы и краны

Для подъема тяжестей и перемещения их в горизонталь­ ной и вертикальной плоскостях широко применяются краны и стрелы.

Грузовые стрелы используются на. средних и больших кораблях. На них стрелы обеспечивают погрузочно-разгрузоч­ ные работы по приемке или сдаче техники, боеприпасов и предметов снабжения, поднимают или спускают корабельные катера и др. Грузоподъемность таких стрел обычно не пре­ вышает 10 тонн.

Грузовая стрела представляет собой стальную балку переменного сечения 6 (рис. 28). На небольших кораблях иногда применяются стрелы из дерева, окованные полосами стали. Балка при помощи шарнира 12 крепится к мачте или специальной стойке. Стальные балки бывают трех типов (тип А, Б и В: малой грузоподъемности — на 1—3 тонны, средней грузоподъемности ■— на 5—8 тонн и большой грузо­ подъемности— свыше 10 тонн) и выполняются в соответ­ ствии с ГОСТ 8835—58. На больших и средних кораблях

практикуется

установка

стрел грузоподъемностью

на

1—3 тонны

(тип А), а на

больших — 5—8 тонн (тип

Б).

Стрелы типа В устанавливаются в основном на специальных судах и больших судах вспомогательного флота, на которых нет кранов. Нок стрелы имеет бугель 1 с обухами или просто на ноке приваривают обухи к балке. К верхнему обуху крепится топенант 4 или топенант-тали. Правый и левый обухи служат для крепления к стреле завал-талей 3, а ниж­ ний—-для крепления блока грузовых талей или отводного шкива грузового шкентеля 2. Топенант крепится к мачте или

20


стойке по-разному. Кроме того, на стреле могут укрепляться еще 1—2 отводных шкива для грузового шкентеля и топенан­

та.

Топенант удерживает

стрелу

в рабочем положении.

С

помощью топенант-талей

можно

легко установить стрелу

в рабочее положение или расположить горизонтально и затем закрепить по-походному. Стрелы с постоянно закрепленными топенантами по-походному крепятся в рабочем состоянии. В этом случае нок стрелы прихватывается специальной на­ меткой к надстройке или кожуху дымовой трубы, все снасти выбираются втугую и надежно закрепляются на своих местах. Наибольшую нагрузку при работе грузовой стрелы испыты­

вает топенант. Для определения

его

натяжения обычно

используют следующую формулу:

 

 

 

Т = W А

 

 

 

 

н

 

 

где Т — натяжение топенанта в

кгс;

 

W — вес поднимаемого

груза

в кг (грузоподъемность

стрелы)

плюс половина

веса

балки стрелы в, кг;

1Х— длина

топенанта

в м;

 

 

Н— высота участка мачты от нижней опоры балки стрелы до места крепления башмака или обуха блока топенанта в м.

Длина топенанта /т может быть определена по формуле

%-= II -

где /б — длина балки стрелы в м;

Н— высот,, участка мачты, она берется как и для расчета натяжения топенанта.

Формула Т — W указывает на то, что при данном весе

поднимаемого груза натяжение топенанта зависит от его длины (прямо пропорционально) и от высоты точки крепле­ ния топенанта к мачте (обратно пропорционально).

При вертикально поднятой стреле натяжение топенанта равно нулю. С увеличением угла наклона стрелы' нагрузка на топенант растет и при угле в 30° достигает веса поднимае­ мого груза. Максимальная нагрузка на топенант будет при угле 90° (стрела параллельна горизонту моря).

По этим формулам можно рассчитать нагрузку и на кран, У которого Н всегда меньше, чем длина стрелы.

Натяжение грузового шкентеля стрелы и крана определя­ ется так же, как и для грузового горденя. При конструиро­

вании

стоел учитываются требования приказа ГК ВМФ

№ 200

от 31.05.67.

21


Работа грузовой стрелы. По приказанию с вахты «Грузо­ вую стрелу изготовить» расписанные на стреле занимают свои места и готовятся к производству работ. По приказанию дежурного боцмана (боцмана) «Пошел топенант»1 стрела при помощи электролебедки и топенанта (топенант-талей) переводится из горизонтального в рабочее положение, а по команде «Топенант закрепить» последний крепится скобой к обуху на мачте.

Разворот стрелы в сторону борта осуществляется завалталями. Для этой цели подается команда «Правые (левые) завал-тали травить, левые (правые) завал-тали выбрать». Затем подают команду «Шкентель травить» и при помощи лебедки стравливают грузовой гак (подвижный блок с га­ ком) к поднимаемому грузу. Последовательными командами «Шкентель заложить», «Слабину выбрать» и «Приподнять» груз приподнимают и, убедившись в надежности его закреп­ ления на гаке при одновременном разносе оттяжек, начинают его подъем, командуя «Пошел шкентель». Скорость подъема регулируется командами «Малый ход», «Полный ход» и соот­ ветствующей работой лебедки, выбираюш,ей грузовой шкен­ тель. С подъемом груза на требуемую высоту подается «Стоп».

Последующие команды по развороту стрелы, опусканию груза, его отстопорение и уборка стрелы осуществляются по командам, подаваемым последовательно: «Правые (левые) завал-трали травить, левые (правые) завал-тали выбрать», «Завал-тали завернуть», «Шкентель травить», «Малый ход», «Стоп», «Шкентель выложить», «Шкентель выбрать», «Стрелу

на место».

Вместо ряда отдаваемых команд для работы стрелы соот­ ветствующие сигналы могут подаваться свистками.

Кран (рис. 29) —это стационарное подъемное устройство, жестко скрепленное с набором корпуса корабля и предна­ значенное для перемещения грузов. Кран конструктивно со­ четает грузовую стрелу и лебедку в одном агрегате. Краны должны быть удобными, прочными, малыми по весу, быстро приводиться в действие, убираться по-походному. Краны, устанавливаемые на современных больших кораблях, неболь­ шие по размерам, быстро выполняют работы, почти посто­ янно готовы к действию и удобны в обслуживании. Каждый кран имеет свои эксплуатационные данные. Стрела крана может иметь постоянный или переменный вылет. На новых корабельных кранах устанавливаются два шкентеля: один рабочий, второй следящий, позволяющий поднимать груз при волнении.

1 Такие команды не подаются на стрелы с постоянными топенантами.

22