Файл: Казацкий В.Н. Палубные устройства современных кораблей и правила их эксплуатации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
/ — диаметр |
подвижного |
шкива; |
|||
U— радиус |
того же |
шкива. |
радиусах, то формула |
||
Если |
выразить |
плечи |
шкива в |
||
примет |
упрощенный вид: |
|
|
|
|
|
|
|
W, |
т. К. |
I = 2Г, |
|
|
2-г |
2 ’ |
т. е. теоретический выигрыш двухшкивных талей, у которых ходовой лопарь выходит из неподвижного блока и Р = Л , равен 2. Это означает, что тали из двух шкивов дают выиг рыш в прилагаемом усилии, равном половине веса поднимае
мого |
груза. |
|
|
|
Теоретическое усилие Р, прилагаемое к ходовому лопарю |
||||
талей, можно выразить |
в виде следующей формулы: |
|||
где |
Р — усилие в |
кг; |
т |
|
кг; |
||||
|
W — вес груза |
в |
т— теоретический выигрыш талей, исчисляемый по количеству лопарей, идущих от подвижного блока
кнеподвижному.
Вприведенной формуле усилие Р определено без учета трения в осях шкивов блоков и при абсолютной гибкости лопарей, которыми оснащены тали.
Необходимо учесть все эти силы трения и при подъеме груза затратить усилие, превышающее теоретическое, на величину трения в шкивах блоков талей, изгиб набегающих лопарей на шкивы и разгиб сбегающих с ним лопарей. Усилие, затрачиваемое на изгибание и разгибание лопарей,
зависит от гибкости троса, применяемого для оснастки талей, и от его толщины. При расчетах, кранов и стрел учиты ваются все эти явления. Однако на практике обычно доста точно на каждый шкив блоков взять в среднем по 10% на увеличение трения, а гибкостью лопарей можно пренебречь.
Отсюда можно записать:
р = w 2 Еи = ву(ю+«)
|
1 |
т |
10 |
|
т |
т |
|
где |
Р\ — фактическое |
усилие, |
прикладываемое |
к ходовому |
|||
|
лопарю |
при |
подъеме |
груза; |
|
||
|
W — вес поднимаемого |
груза; |
|
||||
|
т — выигрыш в силе |
талей |
(теоретический);1 |
||||
|
п — число шкивов в |
обоих |
блоках талей. |
|
|||
1 Теоретический выигрыш талей т равен числу шкивов, если ходовой |
|||||||
лопарь направлен вниз, и |
равен |
числу шкивов + 1 , |
если ходовой |
||||
лопарь направлен вверх. Практически |
он равен числу лопарей, отхо |
||||||
дящих |
от подвижного |
блока |
к неподвижному. |
|
2* |
19 |
Для расчета нужного количества людей при работе с та лями или горденями вручную следует исходить из того, что каждый человек без особых напряжений прикладывает усилие на лопарь, равное 30 кгс. Отсюда выигрыш в силе Р\ делят на 30, получают необходимое количество людей. Однако необходимо сделать поправку на «забегание» и поэтому следует прибавить 1—3 человека, тем самым будет учтено число людей, перебегающих с конца лопаря к его началу.
Следовательно, расчет количества людей N, необходимого для подъема данного груза, можно произвести по следующей формуле:
N -• — + (1 -г-3) чел.
30 4
Грузовые стрелы и краны
Для подъема тяжестей и перемещения их в горизонталь ной и вертикальной плоскостях широко применяются краны и стрелы.
Грузовые стрелы используются на. средних и больших кораблях. На них стрелы обеспечивают погрузочно-разгрузоч ные работы по приемке или сдаче техники, боеприпасов и предметов снабжения, поднимают или спускают корабельные катера и др. Грузоподъемность таких стрел обычно не пре вышает 10 тонн.
Грузовая стрела представляет собой стальную балку переменного сечения 6 (рис. 28). На небольших кораблях иногда применяются стрелы из дерева, окованные полосами стали. Балка при помощи шарнира 12 крепится к мачте или специальной стойке. Стальные балки бывают трех типов (тип А, Б и В: малой грузоподъемности — на 1—3 тонны, средней грузоподъемности ■— на 5—8 тонн и большой грузо подъемности— свыше 10 тонн) и выполняются в соответ ствии с ГОСТ 8835—58. На больших и средних кораблях
практикуется |
установка |
стрел грузоподъемностью |
на |
1—3 тонны |
(тип А), а на |
больших — 5—8 тонн (тип |
Б). |
Стрелы типа В устанавливаются в основном на специальных судах и больших судах вспомогательного флота, на которых нет кранов. Нок стрелы имеет бугель 1 с обухами или просто на ноке приваривают обухи к балке. К верхнему обуху крепится топенант 4 или топенант-тали. Правый и левый обухи служат для крепления к стреле завал-талей 3, а ниж ний—-для крепления блока грузовых талей или отводного шкива грузового шкентеля 2. Топенант крепится к мачте или
20
стойке по-разному. Кроме того, на стреле могут укрепляться еще 1—2 отводных шкива для грузового шкентеля и топенан
та. |
Топенант удерживает |
стрелу |
в рабочем положении. |
С |
помощью топенант-талей |
можно |
легко установить стрелу |
в рабочее положение или расположить горизонтально и затем закрепить по-походному. Стрелы с постоянно закрепленными топенантами по-походному крепятся в рабочем состоянии. В этом случае нок стрелы прихватывается специальной на меткой к надстройке или кожуху дымовой трубы, все снасти выбираются втугую и надежно закрепляются на своих местах. Наибольшую нагрузку при работе грузовой стрелы испыты
вает топенант. Для определения |
его |
натяжения обычно |
||
используют следующую формулу: |
|
|
||
|
Т = W А |
|
|
|
|
|
н |
|
|
где Т — натяжение топенанта в |
кгс; |
|
||
W — вес поднимаемого |
груза |
в кг (грузоподъемность |
||
стрелы) |
плюс половина |
веса |
балки стрелы в, кг; |
|
1Х— длина |
топенанта |
в м; |
|
|
Н— высота участка мачты от нижней опоры балки стрелы до места крепления башмака или обуха блока топенанта в м.
Длина топенанта /т может быть определена по формуле
%-= II -
где /б — длина балки стрелы в м;
Н— высот,, участка мачты, она берется как и для расчета натяжения топенанта.
Формула Т — W указывает на то, что при данном весе
поднимаемого груза натяжение топенанта зависит от его длины (прямо пропорционально) и от высоты точки крепле ния топенанта к мачте (обратно пропорционально).
При вертикально поднятой стреле натяжение топенанта равно нулю. С увеличением угла наклона стрелы' нагрузка на топенант растет и при угле в 30° достигает веса поднимае мого груза. Максимальная нагрузка на топенант будет при угле 90° (стрела параллельна горизонту моря).
По этим формулам можно рассчитать нагрузку и на кран, У которого Н всегда меньше, чем длина стрелы.
Натяжение грузового шкентеля стрелы и крана определя ется так же, как и для грузового горденя. При конструиро
вании |
стоел учитываются требования приказа ГК ВМФ |
№ 200 |
от 31.05.67. |
21
Работа грузовой стрелы. По приказанию с вахты «Грузо вую стрелу изготовить» расписанные на стреле занимают свои места и готовятся к производству работ. По приказанию дежурного боцмана (боцмана) «Пошел топенант»1 стрела при помощи электролебедки и топенанта (топенант-талей) переводится из горизонтального в рабочее положение, а по команде «Топенант закрепить» последний крепится скобой к обуху на мачте.
Разворот стрелы в сторону борта осуществляется завалталями. Для этой цели подается команда «Правые (левые) завал-тали травить, левые (правые) завал-тали выбрать». Затем подают команду «Шкентель травить» и при помощи лебедки стравливают грузовой гак (подвижный блок с га ком) к поднимаемому грузу. Последовательными командами «Шкентель заложить», «Слабину выбрать» и «Приподнять» груз приподнимают и, убедившись в надежности его закреп ления на гаке при одновременном разносе оттяжек, начинают его подъем, командуя «Пошел шкентель». Скорость подъема регулируется командами «Малый ход», «Полный ход» и соот ветствующей работой лебедки, выбираюш,ей грузовой шкен тель. С подъемом груза на требуемую высоту подается «Стоп».
Последующие команды по развороту стрелы, опусканию груза, его отстопорение и уборка стрелы осуществляются по командам, подаваемым последовательно: «Правые (левые) завал-трали травить, левые (правые) завал-тали выбрать», «Завал-тали завернуть», «Шкентель травить», «Малый ход», «Стоп», «Шкентель выложить», «Шкентель выбрать», «Стрелу
на место».
Вместо ряда отдаваемых команд для работы стрелы соот ветствующие сигналы могут подаваться свистками.
Кран (рис. 29) —это стационарное подъемное устройство, жестко скрепленное с набором корпуса корабля и предна значенное для перемещения грузов. Кран конструктивно со четает грузовую стрелу и лебедку в одном агрегате. Краны должны быть удобными, прочными, малыми по весу, быстро приводиться в действие, убираться по-походному. Краны, устанавливаемые на современных больших кораблях, неболь шие по размерам, быстро выполняют работы, почти посто янно готовы к действию и удобны в обслуживании. Каждый кран имеет свои эксплуатационные данные. Стрела крана может иметь постоянный или переменный вылет. На новых корабельных кранах устанавливаются два шкентеля: один рабочий, второй следящий, позволяющий поднимать груз при волнении.
1 Такие команды не подаются на стрелы с постоянными топенантами.
22