Файл: Казацкий В.Н. Палубные устройства современных кораблей и правила их эксплуатации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

связанный с прочным корпусом. Привод для стопорения или выкладывания гака устанавливается на нем и в рубке. Длительную буксировку подводных лодок осуществляют специальными брагами из стального троса, брага заводится вокруг легкого корпуса рубки. В базе подводные лодки могут буксироваться за подъемные рымы, реже за кнехты (при благоприятной погоде).

Малые корабли, имеющие легкие корпуса, при длитель­ ной буксировке также буксируются при помощи стальных браг, обводимых вокруг корпуса. Во избежание перетирания троса или корпуса по бортам и по кормовым обводам под брагу подкладываются специальные подушки из бревен или толстых досок. Буксирные стропы хранят вокруг барбетов пушек (башен) или в носовых (кормовых) кладовых в спе­ циальных гнездах. Там же хранятся скобы, гаки и другие такелажные предметы для обеспечения буксировки.

Большие корабли последних лет постройки имеют на носу и в корме по одному специальному стопору буксиров. Их используют также при стоянке на бриделе бочки. Стопор помимо системы зажимных рычагов, имеет фигурный рым, несколько звеньев якорной цепи и откидного гака или гла­ голь-гака на конце.

Буксирные клюзы размещаются в диаметральной плоско­ сти в носу и в корме. Они обеспечивают защиту людей, нахо­ дящихся на палубе, а также ограждают леерные стойки и палубные механизмы от повреждения буксирным тросом. В некоторых случаях вместо буксирных клюзов использу­ ются усиленные кипы. Конструкция такого кипа предусмат­ ривает откидную наметку (рис. 30 в), которую можно легко снять при заводке буксира.

Правила эксплуатации палубных устройств

Все предметы и устройства, относящиеся к оборудованию верхней. палубы, в соответствии с требованиями Корабель­ ного устава ВМФ и Правил эксплуатации корпусов, устройств и систем надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ надлежит периодически осматривать и прове­ рять, а также осуществлять за ними тщательный уход.

Основные правила эксплуатации палубных устройств.

1.Для защиты устройств от коррозий и повреждений необходимо содержать их в чистоте и исправности, следить за надежностью крепления к фундаментам, принимать меры, предохраняющие эти устройства от ударов и деформаций.

2.При эксплуатации устройств необходимо:

поддерживать их в исправности и постоянной готов­ ности к . длительному действию;

29



все остальные тросы, винтовые соединения, ходовые и трущиеся части необходимо смазывать;

проверять исправность походных креплений, а также

приводов перевода из ручного на механическое управление;

содержать в чистоте и исправности чехлы на устрой­ ствах;

не допускать накопления воды или снега на чехлах

ипредметах устройств.

3.Устройства и механизмы должны подвергаться обяза­

тельным испытаниям в установленные для этих целей сроки,

атакже при:

выявлении износа или дефекта в период устранения их;

замене деталей или устройств.

Вышеназванные Правила устанавливают следующие сроки проверок и испытаний: один раз в три месяца проверяется

исправность: якорного, грузового,

буксирного,

швартовного

и быстросбрасывающих устройств,

устройства

для приема и

передачи грузов на ходу и спасательных средств; один раз в год проводится испытание шлюпочного устройства и спаса­ тельных средств. Проверки, осмотры и испытания произво­ дятся согласно установленным инструкциям.

4. На всех грузовых стрелах, кранах, блоках должны отчетливо наноситься марки, указывающие рабочую нагрузку в тоннах и дату освидетельствования устройств. Все блоки, гаки и другие важнейшие детали должны иметь клеймо об испытании с указанием наибольшей допустимой нагрузки. Закрашивание этих марок и клейм запрещается.

5.Запрещается работать непроверенными грузовыми устройствами, использовать детали, не имеющие клейм, превышать установленные нормы грузоподъемности.

Нагрузка грузового устройства при работе с разрядными грузами не должна превышать 75% его грузоподъемности.

6.Тросы через киповые планки и направляющие роульсы на барабаны шпилей и лебедок должны направляться без переломов. Ролики киповых планок и направляющие роульсы должны быть без повреждений, царапин и заусенцев, хорошо

расхожены и смазаны.

7. Запрещается использовать устройства при наличии следующих дефектов:

а). В шлюпочном и грузовом устройствах:

неисправность механизмов и тормозов;

наличие трещин и разрывов у подъемных гаков, блоков, скоб, звеньев подъемных цепей и других ответствен­ ных деталей;

наличие признаков гнили у деревянных стрел, трещин

и деформаций у стальных стрел;

/

30


уменьшение диаметров трущихся съемных деталей вследствие износа более 10%;

наличие у тросов порванных проволок в количестве,

большем 10% общего числа проволок в тросе, на длине, равной 8 диаметрам троса;

при неисправности шлюпок и катеров;

при некомплекте шлюпочного устройства;

при превышении сроков испытаний используемых

устройств.

б) В буксирном и швартовном устройствах:

отсутствие на скобах клейм об испытании;

наличие лопнувших проволок в стальном тросе более

10% общего их числа на длине троса, равной 8 диаметрам;

наличие лопнувших прядей в растительном тросе или тросе из искусственного волокна;

срез или ослабление заклепок крепления деталей или

трещины в деталях буксирного устройства.

8. Правилами устанавливается объем и порядок ежеднев­ ных, еженедельных, ежемесячных осмотров и осмотров при доковании корабля (см. §§146—181 Правил). Кроме того, Правилами устанавливаются сроки освидетельствований гру­ зовых устройств (см. § 82 Правил).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

Л.,

1.

А л е к с а н д р о в

М. Н.

Судовые устройства.

Изд.

«Судостроение»,

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

А л е к с е е в

Г. М.

и др. Морское дело. Изд. «Транспорт», Л., 1967.

 

3.

А н о х и н

 

Н. А.,

Л и з и х и н

А. А.

и Ч у б а р о в

А. П. Основы

морской практики. Изд. ЛВВМИУ. Л., 1967.

 

 

 

 

 

 

4.

А р н с т о в

 

10. К.

Судовые

вспомогательные механизмы. Изд.

«Транспорт», М.,

 

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Б р о й т м а н

А. А.,

Д е р е в и ч В. А. и

С е д о р

А. И. Судовые

грузоподъемные

машины

и устройства. Изд. «Транспорт», М., 1964.

 

6.

Государственные стандарты на различные

устройства.

 

 

7.

Г у р о в и ч

 

А. Н. п др. Судовые устройства. Справочник, изд.

«Судостроение»,

 

1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Журнал

«Судостроение»

за

1964—1968 гг.

 

 

 

 

 

9.

К и р д а н

 

И. Л. и

др. Морская практика.

1 асть

1,

изд. «Морской

транспорт»,

М.,

 

1953.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М„

10.

М а л а х о в

 

3.

М.

и

др.

Морская

практика.

Часть

1,

Воениздат,

1958.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

М а л а х о в

 

3.

М.

и

др.

Морская

практика.

Часть

1,

Воениздат,

ВМФ СССР,

М„

 

1953.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

М а л ь ц е в

 

С. В.

Техника

безопасности

при

эксплуатации и

ремонте судовых вспомогательных механизмов и систем. Изд. «Речной

транспорт»,

Л.,

1961.

 

 

 

 

 

13.

Описания

и инструкции

по

эксплуатации различных

палубных

устройств

кораблей

заказа

61.

Предприятие п/я А-3600, 1966.

 

 

14.

П о з д ю н и н

В. Л.

Избранные труды. Том 2, части 1

и 2.

Изд.

«Морской транспорт». М.-Л.,

1951.

 

 

 

15.

Ш н е й д е р И. Г. Справочник

боцмана. Воениздат, М.,

1962.

16.

Э х н и н

Е. И.

Якорное,

швартовное и . буксирное устройстза.

Суд-

промгиз,

Л.,

1955.

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Выписка из таблицы ГОСТ 6345—65 на якорные цепи кораблей, судов к плавсредств всех типов, классов и назначений

j

м м

Ц е п и т и п а 1 ( с в а р ­

н ы е б е з р а с п и с о к )

в

Г О С Т 2 2 8

 

65

й

 

 

иксей

пеци х гк

ецп е

н а г р у з к а

 

 

 

 

в

т с

 

 

билаКр ы

05

ырзарв ­ яан

тероети ч

1севм щбози и еьневзв ,

03

 

 

 

 

 

VO

 

 

 

 

О

 

 

 

 

а ,

 

 

 

11

2,3

4,6

 

2,76

13

3,2

6,4

 

3,82

15

4,3

8,5

 

5,64

17

5,5

10,9

 

6,59

19

6,8

13,6

 

8,20

22

о 2

18,3

 

11,1

25.

11,8

2 3,6

 

14,3

28

14,8

2 9,6

 

17,8

31

18,2

36,3

 

22,4

34

21,9

4 3,7

 

26,2

37

25,9

51,8

 

32,0

40

 

--- ■

43

 

46

 

49

 

53

 

----

.5 7

__

 

62

___

__

 

67

__

-_

 

72

_

_

 

77

_

_

 

82

_

_

 

87

_

_

 

92

_

_

 

 

 

 

 

100

_

 

Ц е п и т и п а И ( с в а р ­ н ы е с р а с п о р к а м и )

Г О С Т 2 2 8 - 6 5

н а г р у з к а

 

иксе й неци х гк

 

 

в

тс

 

 

а я

СЭ

 

т и ч м щ и е в ,

н

Си

 

е 1 б ь

об

05

ор с о ен

со

п р

со

а

т е в е и з з в

 

 

__ __

— —

6,2

9 ,4

4,83

8,1

12,2

6,53

10,2

15,3

7,50

13,8

2 0,6

10,0

17,7

26,6

13,0

22,2

33,3

16,2

27,2

40,8

20,3

32,7

49,1

24,0

38,7

58.J

29,0

45,3

63,5

33,1

52,4

7 3,4

38,9

60,0

8 4,0

43,7

68,0

95,3

50,6

78,8

111,0

58,2

92,2

129.0

68,6

109,0

152,0

80,9

124,0

173,0

94,6

137,0

192,0

111,4

150,0

210,0

127,0

163,0

228,0

144,3

175,0

2 4 5 ,0

161,3

186,0

2 6 0 ,6

179,9

2 02,0

2 8 2 ,7

214,5

Ц е п и

т и п а

III (л и т ы е

с р а с п о р к а м и )

Г О С Т 6 3 4 8 - 6 5

н а г р у з к а

иксе й пеци х гк

 

в

тс

 

а я

К

т и ч м щ и е в ,

н

О-

е 1 б ь

об

ор с о ен

СО 05

п р

П аз

т е в е и з з в

СХ Е

■—

— .

— —

73,4

102,8

39,7

84,0

117,6

45,4

95,2

113,4

51,7

111,1

155,4

60,3

129,1

180,6

69,9

152,6

212,8

82,8

173,6

242,6

95,9

191,8

265,8

111,4

2 10,0

294,0 ,

127,9

228,0

319,2

144,3

245,0

343,0

161,3

260,4

364,8

179,9

282,8

395,8

214,5