Файл: Елинсон А.А. Транспортерщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Грубую правку валов диаметром до 50 мм делают на плите, при этом па погнутое место помещают накладку из мягкого металла и легко ударяют по ней молотком. Выправлен­ ные валы проверяют на специальных козлах или на контрольной плите.

При небольшой разработке шпоночные ка­ навки ремонтируют, опиливая их личным на­ пильником. Более значительные повреждения исправляют, расширяя канавку на фрезерном ставке е последующей опиловкой личным на­ пильником. Если разработка шпоночной ка­ навки превышает 15% ее ширины, то канавку надо заварить и сделать новую на другом мес­ те, смещенном по отношению к старому на 90, 120 и 180°.

Ремонт шкивов. Основными дефектами чу­ гунных шкивов являются: трещины и рако­ вины на ободе и спицах и разработка сту­ пицы.

Шкивы с перечисленными дефектами за­ меняют новыми. Допускаются лишь отдель­ ные яегнездовые раковины на ободе шкива (не более 10 шт. на площади обода, равной 1000 см2, каждая не более 25 мм2 и глубиной до 3 мм). На поверхности ступиц допускают­ ся единичные раковины общей площадью ме­ нее 7% поверхности ступиц, глубиной не бо­ лее 7з ее толщины, размером каждая не бо­ лее 10 мм.

Эти раковины заваривают при ремонте; в спицах шкивов раковины не допускаются. В случаях большой разработки ступицы, что исключает плотную посадку шкива на валу, отверстие ступицы растачивают и по размеру вала впрессовывают чугунную втулку.

85

Шпоночные канавки ремонтируют так же, как и на валах и осях. Шкивы проверяют на торцовое и радиальное биение. Торцовое бие­ ние допускается для шкивов:0 200—300 мм

0,2 мм, 0 300—600 мм — 0,3 мм,

0 600 мм и

более — 0,4 мм.

 

 

 

 

 

 

Радиальное биение допускается для шки­

вов 0

200—300 мм — 0,1 мм,

для 0

300—•

600 мм — 0,15 мм,

0

600 жж и более — 0,25 мм.

Для

правильного

положения

приводного

ремня

во время

работы

на ободе шкива, в

зависимости от его

ширины,

должна

быть

выпуклость.

 

 

зубчатых

колес.

Ремонт цилиндрических

Основными неисправностями являются: износ и поломка зубьев, перекос осей передач, тре­ щины в ободе, спицах и ступице колеса, нару­ шение правильного зацепления.

При сборке передачи обеспечивают парал­ лельность валов обоих колес и номинальное расстояние между их осями, равное полусум­ ме диаметров начальных окружностей этих колес.

Параллельность валов проверяют обычно при помощи шнура или проволоки. Проволоку (или шнур) натягивают так, чтобы она каса­ лась боковой кромки обода обоих колес. Ес­ ли это касание происходит без перегиба про­ волоки (шнура), то это значит, что кромки зубчатых колес лежат в одной плоскости и валы параллельны. Если этого нет, то колеса перемещают па валу до нужного положения.

Кроме того, проверяют боковой и радиаль­ ный зазоры между зубьями при помощи свин­ цовой проволоки. Толщину проволоки до и после проверки измеряют микрометром.


Рис. 12. Контакт зубьев цилиндрических зубчатых колес при различной взаимной установке осей и валов:

а — боковой и

радиальный зазоры; б — оси

колес в

одной

плоскости, но

непараллельны;

б — оси

в разных плоскостях;

г — оси колес

слишком

удалены; д — правильное зацепление.

Правильность зацепления (контакта) зубча­ той пары определяют во форме, расположе­ нию и размерам рабочего пятна на зубьях, для чего зубья меньшего колеса покрывают тонким слоем краски (лазури) и проворачи­ вают осторожно .передачу на несколько обо­ ротов. При правильной установке пары колес краска должна покрыть среднюю часть боко­ вой поверхности зубьев сопряженного (второ­ го колеса), создавая на этой поверхности контактное пятно.

На рисунке 12 показан контакт зубьев ци­ линдрических зубчатых колес при различной взаимной установке осей и валов. На новых зубчатых колесах открытых передач хорошее касание зубьев получить трудно. Для новых

87

цилиндрических колее длина контактного пятна допускается не менее 50—60% от дли­ ны зуба, для конических — 40%. По мере при­ работки зубьев размеры рабочего пятна уве­ личиваются.

Зубчатые колеса перед ремонтом хорошо очищают и простукивают, выявляя, нет ли трещин. Отдельные износившиеся или поло­ мавшиеся зубья восстанавливают наплавкой (электроили газосваркой) или путем уста­ новки новых зубьев. Во избежание деформа­ ции колеса наплавку производят не подряд, а через несколько зубьев. Наплавленные зубья тщательно обрабатывают по шаблону.

Для установки новых зубьев (не более 5—8% от общего количества) предваритель­ но срубают сломанный зуб до основания, за­ чищают место срубки и выпиливают паз в ви­ де ласточкиного хвоста. В этот паз вставляют подготовленный зуб, закрепляют его болтом с потайной головкой или нарезным штифтом с раскерновкой. Новый зуб дополнительно за­ крепляют электроили газосваркой.

В неответственных передачах можно нава­ ривать отдельные сломанные зубья чугунных колес. Наваренные зубья тщательно прираба­ тывают. Трещины в ободе и спицах стальных колес заваривают. Место заварки предвари­ тельно зачищают, а трещины разделывают до здорового места. Ступицы с трещинами ремон­ тируют напрессоюкой на них стальных колец с обеих сторон; ступицы перед этим обтачива­ ют. Чугунные зубчатые колеса с трещинами в ободе, спицах и ступице ремонтируют обыч­ ным путем лишь в неответственных тихоход­ ных передачах.

88


Рис. 13. Правка витков шнека.

Ремонт винтов винтовых транспортеров.

Основной дефект — повреждение витков вин­ тов, которые выправляют на оправке деревян­ ным молотком (рис. 13). Поврежденные швы витков срубают и накладывают новые при по­ мощи сварки. Сильно поврежденные витки заменяют новыми, которые вырезают по шаб­ лону и приклепывают или сваривают. Край­ ний виток прикрепляют к стойке, которую крепят к валу.

Витки растягивают натяжным приспособле­ нием равномерно по валу, чтобы они были расположены на валу плавной спиралью с одинаковым шагом по длине. В месте нахож­ дения промежуточных подшипников витки винта прерываются. Расположение витков на валу должно быть таким, чтобы часть их по одну сторону подшипника служила продол­ жением спирали по другую его сторону.

Ремонт приводной станции. Наиболее час­ то повреждаются валы (износ шеек) и под­ шипники. Приводную станцию ремонтируют, не снимая ленту. Снимают приводные ремни

89

и ослабляют натяжение ленты, уменьшая груз па натяжной станции.

Для ремонта подшипника с кольцевой смаз­ кой отвертывают болты, снимают крышки и верхние вкладыши. Нижние вкладыши выни­ мают, приподняв вал барабана. Корпуса под­ шипников очищают и промывают бензином, шейки вала зачищают, пришабривают к ним вкладыши, собирают подшипник, заполняя его смазкой. Если вкладыши сильно изношены, их заменяют. Ремонт валов описан выше.

Если приводная станция работает на под­ шипниках качения, то в корпус подшипника устанавливают только двухрядный сфериче­ ский подшипник. На одном конце вала под­

шипник должен

быть укреплен, а на дру­

гом — свободным.

Барабаны обязательно

балансируют с точностью до 50 г на окружнос­ ти барабана. При сборке после ремонта необ­ ходимо обращать внимание на надежность крепления барабана и шкива на валу и на ис­ правность и прочность крепления ограждений.

Ремонт сбрасывающих тележек. Перед ре­ монтом механизмов разгрузочной тележки ленту следует расшить. Перед ремонтом тща­ тельно осматривают сопряжения тележки. Во фрикционном приводе проверяют червячный редуктор, а также регулируют конусные дис­ ки. Изношенные втулки и ганки конусных дис­ ков заменяют новыми. При включении тележ­ ки необходимо обеспечить плотное прилегание малых конусов к большому. Самопроизволь­ ное движение сбрасывающих тележек объяс­ няется неисправностью тормозного устройства тележки, а иногда и малым размером упоровограничителей, устанавливаемых в конце ста­

90


нины у натяжной станции. Величина верти­ кальной части упора-ограничителя должна быть не менее половины диаметра колеса сбрасывающей тележки. Тормозное устройст­ во тележки надо периодически проверять и сразу же устранять обнаруженные неисправ­ ности.

Ремонт натяжной станции. Для ремонта снимают натяжные грузы и отделяют концы тросов от корпусов подшипников валов бара­ бана. Натяжные барабаны с валом и подшип­ никами ремонтируют так же, как и привод­ ной барабан. Необходимо очистить и тщатель­ но отрихтовать натяжные параллели, чтобы они были строго параллельны одна другой.

Необходимо тщательно проверить тросы натяжного устройства, и если на них есть порванные проволоки, то тросы заменить но­ выми. Износившиеся блоки для направления тросов заменяют новыми.

Ремонт роликовых опор. Для ремонта лот­ ковой роликовой опоры снимают с кронштей­ нов сначала наклонные ролики, затем гори­ зонтальный. У каждого ролика снимают крышки корпусов, выпрессовывают подшип­ ники, очищают и промывают их. Износившие­ ся шарикоподшипники заменяют. Так же по­ ступают и с осями. При отсутствии новых осей, ремонтируют старые, наплавляя их шей­ ки и обрабатывая оси на токарном станке. Барабанчики с дефектными корпусами под­ шипников и дефектные кронштейны заменяют. Если дефект значительный, то весь ролик за­ меняют новым. Отремонтированные детали ролика собирают в обратной последователь­ ности. При сборке закладывают свежую

91

смазку, ставят уплотняющее войлочное коль­ цо и закрепляют крышки.

Во время ремонта проверяют отбаланоированность вращающихся частей.

Прямой ролик для ремонта снимают вместе с кронштейном со станины, затем снимают крышки подшипников я раопрессовывают под­ шипники. После этого очищают и промывают шарикоподшипники и корпуса, проверяют вал

иособенно его шейки.

Ремонт станин и рам. У передвижных

транспортеров станины и рамы в процессе эксплуатации могут быть погнуты, иметь вмятины и трещины, смещены и перекошены валы, подшипники и другие ответственные части и нарушено их взаимодействие, что яв­ ляется причиной неудовлетворительной рабо­ ты или поломки транспортера.

Поэтому станины и рамы надо периодиче­ ски ремонтировать. Изгиб отдельных элемен­ тов устраняют правкой в холодном состоянии или с подогревом паяльными лампами. При правке применяют винтовые струбцины, дом­ краты и другие приспособления. При темпе­ ратуре ниже нуля правку производить не ре­ комендуется. При больших перекосах и погну­ тостях транспортер надо полностью разо­ брать. В этом случае повреждения устраняют на ровном полу. Обнаруженные трещины за­ варивают с обязательной разделкой ее до це­ лого места. Ослабевшие или неисправные бол­ ты, гайки и заклепки заменяют новыми.

Ремонт ходовых колес передвижных транс­ портеров. Наиболее часто встречающиеся не­ исправности ходовых колес —погнутость обо­ да и спиц, износ втулки ступицы и наличие

92