Файл: Елинсон А.А. Транспортерщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о

 

 

 

 

П родолж ение

Характер неисправностей

Причины неисправностей

Способы устранения неисправностей

Транспортер рабо­

Слишком большая

выработка

Отремонтировать

вкладыши и

тает с повышенной

вкладышей подшипников и износ

валики или заменить их новыми

вибрацией

шеек

соединительных валиков

 

 

 

винта

 

 

 

 

 

Винт

не отбалансирован

Отбалансировать

секции винта

 

Ослабло крепление

кронштей­

Проверить и хорошо закрепить

 

нов подшипников к кожуху

болты кронштейнов

и поперечин

 

 

 

 

подшипников; установить пружин­

 

 

 

 

ные шайбы

 

Нет соосности секций винта и кожуха

Биение вала винта из-за его искривления

При помощи прокладок отре­ гулировать взаимное положение секций, обеспечив их соосность

Выправить вал винта

 

Недостаточно жесткое крепле­

Усилить крепление кожуха,,

 

ние кожуха к опорам

 

приварив ребра жесткости к опор­

 

 

 

ным стойкам, подтянуть болты,

 

 

 

которые крепят кожух

 

t i Ä i

_ -rf-Л *й2г* « * & & -■=

Зерно просыпается

Слабо уплотнены

откидные

Проверить и заменить уплотни­

через люки для очи­ крышки люков; перекос выдвиж­

тельные прокладки; поджать за­

стки кожуха

ных шиберов в пазах

 

жимы крышек; устранить перекос

 

 

 

в люках, обеспечив полное закры­

вание шиберов

П е р е д в и ж н о й т р а н с п о р т е р ТПШ

Затруднен

подъем

Блоки полиспаста загрязнены

шнека

при

помощи

 

ручной лебедки

Недостаточная смазка подшип­

 

 

 

 

 

 

ников вала лебедки

В цепной передаче

Цепь вытянулась и задевает за

привода

транспорте­

корпус передачи

ра слышен стук

 

Очистить блоки, смазать под­ шипники

Проверить и добавить свежей смазки

Укоротить цепь или заменить новой

- J


Специальные требования техники безопасности

Нельзя пускать в работу винтовой транспор­ тер при снятых смотровых крышках желоба или открытом предохранительном клапане.

Во время работы запрещается очищать подшипники или перья винта от застрявшего продукта, а также снимать намотавшиеся предметы.

При задевании винта о стенки желоба, по­ вышенном шуме, перегреве подшипников, высыпании продукта через предохранительный клапан транспортер необходимо остановить для устранения неисправности.

Во время обслуживания передвижных и са­ моходных винтовых транспортеров нельзя на­ ходиться под шнекам и становиться на ко­ жух.

Запрещается пускать в работу транспортер, если в подъемном тросе имеется оборванная прядь проволок или трос изношен сверх нор­ мы.

Перед пуском транспортера или подъемом желоба надо проверить крепление подъемного троса, исправность храповика и собачки у ле­ бедки и предохранительных фиксаторов поло­ жения шнека, и, только убедившись в ис­ правности, можно пускать транспортер в ра­ боту.

Перед пуском транспортера ТПШ с задан­ ным углом наклона необходимо установить дополнительную опору. Перед перемещением транспортера и изменением угла наклона же-' лоба электродвигатель надо отключить от электрической сети.

78

Передвигая транспортер на новое место ра­ боты иля изменяя угол его наклона, необхо­ димо следить, чтобы желоб не зацепился за строительные элементы склада, провода и т. п.

7. РЕМОНТ ТРАНСПОРТЕРОВ

Понятие о текущем и капитальном ремонте

В соответствии с Правилами технической эк­ сплуатации элеваторно-складского хозяйства на предприятиях по хранению и переработке зерна проводят планово-предупредительную систему содержания и ремонта производствен­ ных фондов. Эта система предусматривает своевременное и качественное проведение те­ кущего и капитального ремонта оборудования.

К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предо­ хранению деталей оборудования от прежде­ временного износа путем проведения профи­ лактических мероприятий и устранения мел­ ких повреждений и неисправностей.

К капитальному ремонту оборудования от­ носятся такие работы, в процессе которых полностью разбирают агрегат, заменяют все изношенные детали и узлы, ремонтируют все базовые детали, т. е. приводят оборудование в состояние, отвечающее техническим услови­ ям на проведение капитального ремонта дан­ ного вида машины.

Ремонт деталей транспортеров

Ниже приведено краткое описание основных способов ремонта деталей различных типов транспортеров: подшипников, валов и осей

79


зубчатых и ценных передач, шкивов, ролико­ вых опор, тросов, станин іи рам, ходовых ко­ лес.

Ремонт подшипников. Подшипники служат опорой осей я валов. Корпуса подшипников устанавливают строго соосно. Во время рабо­ ты подшипник изнашивается. Между подшип­ ником скольжения и валом увеличивается зазор, вал смещается с первоначального положения, состояние трущихся поверхностей ухудшается, что увеличивает трение. Работа транспортера с изношенными подшипниками может ‘привести к аварии.

Рассмотрим основные способы ремонта под­ шипников качения (шарикоподшипникав), которые широко применяют в транспортерах.

Долговечность подшипников качения в большей мере зависит от правильной их уста­ новки и ухода за ними. Подшипники устанав­ ливают на вал строго перпендикулярно к его оси при помощи специального ручного пресса (рис. 11, а) или монтажного стакана, изго­ товленного из трубы (рис. 11, б и в). Вал при посадке подшипника необходимо зажать в тиски, на губки которых надо ставить на­ кладки из мягкого металла, чтобы не повре­ дить вал. При отсутствии указанных приспо­ соблений шарикоподшипник можно насажи-' вать на вал, равномерно ударяя молотком по прокладке из дерева или мягкого металла. Прокладку упирают в насаживаемое кольцо подшипника и равномерно передвигают по окружности кольца.

Недопустимо при посадке шарикоподшип­ ника непосредственно ударять по нему молот­ ком. Подшипники с внутренним диаметром

SO

шариковых подшипников:

а

— ручной пресс; б — стакан; в — посадка

подшипника

при помощи стан,

га;

г — съемники

подшипников;

д

— съем подшипника

на

закрепительной

втулке.

более 20 мм рекомендуется .насаживать на вал в горячем состоянии, нагревая их в масле с температурой 80—90°. Нельзя при установке подшипника делать на шейках валов насечку или керновку. После установки в корпус за­ кладывают смазку в количестве, равном 2/з свободного его объема, и закрывают крышку. Шариковые подшипники с закрепительной втулкой плотно закрепляют на валу гайкой, навинчиваемой на резьбу втулки подшипника специальным ключом. При этом подшипник при насаживании должен быть повернут так, чтобы гайка закрепительной втулки навинчи­ валась против направления вращения вала. Все гайки имеют правую резьбу. Затем гайку закрепляют специальной шайбой, края кото­ рой отгибают в вырезы, имеющиеся во втул­ ке и гайке. Качество установки подшипников

Ь Заказ 5017

81


контролируют проворачиванием вала вруч­ ную.

Шарикоподшипники демонтируют при помощи специальных съемников (рис. 11,г), которые передают давление только на внут­ реннее кольцо, имеющее тугую посадку. Де­ монтаж подшипника на 'закрепительной втул­ ке показан на рисунке 11, д. Сначала отвин­ чивают гайку и упирают внутреннее кольцо в отрезок трубы или в зажим, установленный на валу. Затем ударяют по торцу втулки мо­ лотком при помощи выколотки. Подшипники устанавливают и снимают так, чтобы усилия от инструмента передавались непосредствен­ но на кольцо с тугой посадкой, а не через шарики или ролики.

Шарикоподшипники, бывшие в употребле­ нии до их монтажа, тщательно промывают в керосине, затем в бензине или в горячем ми­ неральном масле.

Ремонт валов и осей. Валы служат для передачи крутящих моментов, но вместе с тем они бывают нагружены также и изгибающим моментом. Наиболее часто встречаются де­ фекты валов и осей: износ шеек валов, погну­ тость, скручивание, трещины, повреждения шпоночных канавок, поломки и др. Характер износа шеек осей отличается от износа шеек валов, но их ремонт выполняется в основном так же, как ремонт валов. Перед ремонтом вал или ось тщательно осматривают и уста­ навливают характер износа и решают, какой ремонт нужно выполнить.

Для валов, работающих в шариковых под­ шипниках с закрепительными втулками или без втулок, отдельные неглубокие риски или

82


царапины пе имеют значения. В этом случае их достаточно зачистить шлифовальным по­ лотном, и вал может продолжать работать. Если же валы работают в подшипниках сколь­ жения, то наличие царапин, задиров и рисок недопустимо. В данном случае, если на шейке вала есть неглубокие задиры, царапины, рис­ ки или незначительная овальность и конус­ ность (не более 0,1—0,2 мм), их устраняют при помощи бархатного напильника с после­ дующей шлифовкой наждачным полотном, смазанным маслом. Для полирования приме­ няют специальные жимки, рабочие отверстия которых 'смазывают пастой ГОИ или смесью масла с .наждачным порошком № 00. Вал шлифуют на токарном станке или вручную.

Если в шейках имеются глубокие задиры, забоины, конусность и овальность, то надо из­ мерить величину износа или повреждения.

Конусность шейки измеряют в двух местах на расстоянии 150 мм одно от другого по дли­ не вала; при этом разность размеров диамет­ ров не должны превышать 0,16 мм для валов Диаметром 50—80 мм и 0,18 мм для .валов ди­ аметром 80—120 мм.

Овальность шейки определяют в несколь­ ких ее сечениях, измеряя диаметр в каждом сечении ів двух взаимно перпендикулярных на­ правлениях.

В зависимости .от результатов измерения износа иди овальности шеек их ремонтируют путем металлизации, переточки, наплавки или надевания нагретой втулки на предваритель­ но проточенный изношенный участок шейки. После насадки втулку вторично обтачивают вместе с валом. При работе вала в оодшип-

G*

83

никах скольжения можно допустить его пере­ точку при наличии небольшого износа.

Вал обтачивают в тех случаях, когда умень­ шение номинального (первоначального) диа­ метра вала не будет превышать 5% яри ударной и 10% при 'спокойной нагрузке на шейку вала. При больших «зносах шейку ва­ ла ремонтируют электронаплавкой с после­ дующей проточной. Перед обработкой на то­ карном станке вал проверяют на проверочной плите на отсутствие деформации. Валы транс­ портеров обрабатывают обычно по III—IV классу чистоты, так как от чистоты поверх­ ности шеек вала в большой мере зависит дол­ говечность их работы.

Валы с неглубокими продольными трещи­ нами (до 10—15% от диаметра вала), не под­ вергающиеся ударной нагрузке, заваривают газоили электросваркой после разделки тре­ щин до здорового места со снятием фасок и дополнительной обработки концов трещин по длине 10 мм. Для снятия остаточных дефор­ маций валы нагревают до 350—400° газовыми горелками и выдерживают их при этой тем­ пературе не менее 1 ч, а затем медленно ох­ лаждают.

Погнутые валы выправляют на токарном станке или при помощи винтовых прессов. Предварительно определяют прогиб на конт­ рольной плите, замеряя просвет между плос­ костью плиты и поверхностью вала. Прогиб вала может быть определен при помощи ме­ таллической линейки и щупа. Для этого ли­ нейку прикладывают ребром к валу по его продольной оси и просвет между валом и ли­ нейкой замеряют щупом.

84