Файл: Бронштейн А.М. Главные выключатели и разрядники электровозов переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тяжки наконечника используется стальной прутОк, За­ кладываемый в отверстие наконечника 4;

4) протереть внутреннюю поверхность изолятора 1 чистой салфеткой, смоченной в бензине, а затем проте­ реть второй салфеткой насухо.

Один раз в 4—5 месяцев при периодических ревизи­ ях необходимо также протереть внутреннюю поверхность опорного изолятора 6\

5) собрать дугогасительную камеру. После установки корпуса 11 (см. рис. 10) с подвижным контактом 3 вра­

щением неподвижного контакта 2 в силуминовой голов­ ке 5 вжать подвижный контакт 3 на 6—8 мм. Правиль­ ная установка подвижного контакта 3 имеет очень боль­ шое значение для нормальной работы камеры. Если демонтаж неподвижного контакта 2 не производился во время данной периодической ревизии, то установку кон­ такта 3 контролируют путем замера расстояния от края

втулки 18 до фланца 21. Разность этих расстояний при снятом корпусе 11 и установленном на место равна ве­ личине вжатия контакта 3. Если эта величина не со­

ответствует норме, то в этом случае она устанавливается ввинчиванием или вывинчиванием неподвижного контак­ та 2. Затем ставят на место колпак 23;

6) снять кожух 29 (см. рис. 4) разъединителя. Про­ верить состояние пружины и шарнирного контакта, про­ верить крепление ножей разъединителя и поставить ко­ жух 29 на место. По окончании периодической ревизии

проверить работу выключателя от электромагнитов опе­ ративного управления; проверить уставку тока автома­ тического отключения, как это было указано в п. 6 на

стр. 40.

На основе накопления опыта массовых периодиче­ ских ревизий возможно в дальнейшем увеличение срока между периодическими ревизиями.

Капитальные ревизии и ремонты выключателей про­ изводятся примерно один раз в год во время подъемоч-

ных ремонтов электровозов.

Капитальные ревизии включают в себя все работы, производимые при периодических ревизиях. Кроме того,

необходимо:

1) снять фланец с обратным клапаном и проверить

состояние его деталей. Промыть в бензине клапан 7 (см.

рис. 5), корпус 1 и пружину 8. В случае износа резиновой

43


Шайбы 5 и пружины 8 произвести замену изношенных деталей;

2) снять включающую пружину с помощью болта 17 (см. рис. 9). Снять кронштейн и крышку привода. Вы­ нуть поршень из цилиндра, удалить из цилиндра и с поршня загрязнившуюся смазку и нанести легкий слой свежей морозостойкой смазки.

Проверить плотность посадки рычага 30 (см. рис. 4) на валу выключателя.

Собрать привод, все трущиеся детали смазать легким слоем морозостойкой смазки;

3)снять пусковой клапан. Промыть клапан и ка­ налы в корпусе, собрать клапан (при сборке клапан не смазывать);

4)снять главный клапан, предварительно освободив

распорную втулку между корпусом клапана и плитой

выключателя. Очистить и собрать главный клапан (смазку не применять);

5)осмотреть состояние внутренней поверхности бака.

Вслучае необходимости очистить бак внутри и восста­ новить антикоррозийное покрытие (сурик на натуральной олифе).

Во время капитальных ревизий следует также тща­

тельно осмотреть и очистить остальные, не перечислен­ ные выше узлы и детали.

Вслучае необходимости производятся ремонт и от­ ладка этих узлов. По окончании ревизии и сборки выклю­ чателя производятся полная наладка и проверка его ра­ боты.

Сначала при отсутствии давления в баке выключа­ теля проверяют вручную работу разъединителя; прове­ ряют работу электромагнитов включения и отключения.

Постепенно поднимая давление, определяют минималь­

ное давление, при котором разъединитель запирается защелкой в отключенном положении.

Затем с помощью осциллографа или электрического

секундомера определяют:

время от подачи команды на отключение выключа­ теля до размыкания дугогасительных контактов;

время от размыкания дугогасительных контактов до размыкания контактов разъединителя;

время от размыкания контактов разъединителя до полной остановки последнего в отключенном положении.

44

Все эти времена должны соответствовать нормам, ука­ занным в паспорте выключателя.

Устанавливают и проверяют уставку электромаг­ нита автоматического отключения. По манометру вы­ ключателя проверяют снижение давления воздуха за одно отключение. Величина снижения давления должна быть в пределах нормы, указанной в паспорте выклю­ чателя.

Производят 10—15 отключений при давлении 7—9ати и убеждаются в исправной работе всех механизмов вы­

ключателя.

В случае изменения положения регулировочных бол­ тов и гаек, имеющих контрольную окраску, необходимо по окончании регулировки восстановить контрольную окраску.

После выполнения указанных работ выключатель мо­ жет быть допущен к нормальной эксплуатации.

Обслуживание выключателей типа DBTF следует производить в соответствии с указаниями инструкцион­

ной книги по электровозам переменного тока серии Ф.

Большинство рекомендаций по.уходу за выключателем типа DBTF совпадает с приведенными выше правилами обслуживания выключателей типа ВОВ-25.

Отметим здесь только некоторые специфические осо­

бенности.

При вводе электровозов в эксплуатацию, а также и

в процессе эксплуатации по случайным причинам может быть поднята одна из защелок пружинно-спусковых ме­ ханизмов блока управления при отсутствии воздуха

в баке главного выключателя, что приведет к открытию

соответствующего пускового клапана. При попытке за­ полнить бак выключателя сжатым воздухом последний

будет постоянно стравливаться.

Для восстановления нормального состояния механиз­ ма необходимо вручную включить и выключить ножи разъединителя.

Необходимо помнить, что нормальная работа выклю­ чателя типа DBTF при температурах ниже —20° С га­

рантируется при подогреве механизмов. Поэтому при низкой температуре должно включаться подогревное сопротивление, смонтированное в нижней части выклю­ чателя. При периодических осмотрах, кроме смазки кон­ тактов разъединителя, должны также подвергаться

45


ёмазке привод (заливочные отверстия отмечены крас­ ными метками) и другие звенья механизма.

Сорта смазки для каждого узла должны соответство­ вать указанным в инструкционной книге.

Капитальный ремонт, смена изношенных деталей и

регулировка выключателя после ремонта и смена де­ талей производятся в соответствии с указаниями инструк­ ционной книги.

II.ВИЛИТОВЫЕ РАЗРЯДНИКИ

1.Общие сведения

Назначение разрядника. Вилитовые разрядники слу­

жат для защиты от атмосферных перенапряжений изо­

ляции электрических установок электровозов перемен­ ного тока.

Под атмосферным перенапряжением следует пони­ мать кратковременное повышение напряжения, обуслов­ ленное воздействием грозовых разрядов на контактную сеть. Такие перенапряжения обычно имеют длительность десятков микросекунд (одна микросекунда равна мил­ лионной доле секунды). Вызываемые ими кратковремен­ ные импульсные токи достигают нескольких тысяч ам­ пер. Когда волна перенапряжения, распространяясь

вдоль контактного провода, достигнет электровоза, дол­

жен сработать вилитовый разрядник. Разрядник отво­ дит импульсный ток в землю, ограничивает перенапря­ жение на изоляции электровоза до безопасной величины

и, наконец, гасит дугу тока промышленной частоты, про­ ходящего через разрядник после его пробоя *. Этот ток принято называть сопровождающим током.

1 На электровозах серии Ф разрядник для защиты изоляции высоковольтной обмотки трансформатора выполнен в виде прос­ тейшего защитного промежутка, состоящего из двух электродов, укрепленных на определенном расстоянии друг от друга на верх­ нем колпачке и заземленном фланце проходной втулки. Волна перенапряжения вызывает перекрытие защитного промежутка и

импульсный ток отводится в землю.

Однако появляющаяся вслед

за этим дуга с

током промышленной

частоты может быть погаше­

на только при

отключении выключателя на тяговой

подстанции,

т. е. при этом

будет снято напряжение с определенного участка

контактной сети. Устанавливаемые

на электровозах

серии Н60

вилитовые разрядники, кроме того, что они имеют более совершен­ ную защитную характеристику,сами отключают дугу сопровождаю­ щего тока и тем самым исключают снятие напряжения с контакт­ ной сети.

47


При переключениях в электрической схеме электро­ воза также возможны кратковременные повышения на­

пряжения в отдельных точках схемы. Такие перенапря­ жения принято называть коммутационными. В отличие

от атмосферных перенапряжений они характеризуются

дменьшей величиной перенапряжения, но

3^5—существенно большей длительностью.

5g

Вилитовый разрядник способен также

5—5

защитить изоляцию оборудования элек-

5 $ 2

тровоза и от некоторых видов кратко-

ф g

временных

коммутационных перенапря-

ЗЕ-о

жений, в частности, от перенапряжения,

5 ■ 5

возникающего на ненагруженном транс-

5 ?

форматоре при его отключении от кон-

$

тактной сети.

-^~~T

Принцип

действия разрядника и его

хJ устройство. Принципиальная схема раз-

=рядника представлена на рис. 14. Основ-

----- ными элементами разрядника являются

=искровой промежуток 1 и рабочее сопро-

----- > тивление 3.

Искровой промежуток отделяет вы-

вод высокого напряжения разрядника от

Рис. 14. Прин­ рабочего сопротивления. При повышении

ципиальная

напряжения на разряднике более опре­

схема разряд­

ника

деленной величины искровой промежуток

 

пробивается и рабочее сопротивление

оказывается подключенным к выводу высокого напря­ жения. В этом случае через разрядник потечет импульс­ ный ток перенапряжения и одновременно сопровождаю­ щий ток промышленной частоты. Напряжение на раз­ ряднике при прохождении импульсных токов в несколько тысяч ампер называется остающимся напряжением и оно не должно превышать значений, опасных для изоляции электровоза. С другой стороны, после снижения напря­ жения до нормального рабочего уровня сопровождаю­ щий ток промышленной частоты через разрядник должен

составлять не более 80—100 а, что необходимо для ус­ пешного гашения дуги в разряднике. Выполнение ука­ занных требований достигается применением нелиней­ ного рабочего сопротивления из материала «вилит».

Последний состоит из

специального сорта карборунда

и связующего вещества.

Из вилита прессуют диски, ко­

48