Файл: Бронштейн А.М. Главные выключатели и разрядники электровозов переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

торые затем обжигают при температуре 350—400° С.

Нелинейность вилита выражается в резкой зависимости его сопротивления от величины тока. При больших им­ пульсных токах сопротивление вилитовых дисков отно­ сительно мало, при сравнительно меньших токах про­ мышленной частоты оно резко возрастает.

Искровой промежуток разрядника должен погасить дугу сопровождающего тока при первом его прохожде­ нии через нулевое значение. (Длительное прохождение тока может вызвать разрушение вилитового сопротивле­ ния.) С этой целью искровой промежуток выполняется многократным в виде последовательного соединения большого числа единичных искровых промежутков. Еди­ ничный искровой промежуток успешно гасит дугу сопро­ вождающего тока 80—100 а макс, при напряжении на промежутке 1 кв действ.

Для равномерного распределения напряжения по искровым промежуткам разрядника комплекты из че­ тырех единичных промежутков шунтируются одинако­

выми по величине высокоомными нелинейными сопротив­ лениями 2 (рис. 14).

2. Разрядник типа РВЭ-25

Конструкция разрядника. Общий вид разрядника представлен на рис. 15. Разрядник смонтирован в фар­ форовом кожухе 1 с армированными в нижней и верх­ ней частях силуминовыми фланцами.

Рабочее сопротивление 4 разрядника представляет со­ бой колонку вилитовых дисков диаметром 100 мм и об­ щей высотой 420 мм. Торцы дисков покрыты алюминием

методом шоопирования,

боковая поверхность обмаза­

на изолирующей обмазкой.

Многократный искровой промежуток 2 собирают из

28 единичных

искровых

промежутков, составляющих

7 комплектов.

Единичный искровой промежуток (рис. 16)

состоит из двух тарельчатых латунных электродов /, разделенных дистанционной миканитовой прокладкой 2,

имеющей форму шайбы.

Высокоомные шунтирующие сопротивления 3 (см.

рис. 15) имеют подковообразную форму и охватывают

искровые промежутки снаружи.

Стопка вилитовых дисков и искровых промежутков сжимается сильной стальной пружиной.

49


Разрядник герметизируется с помощью кольцевых резиновых уплотнителей.

Внутренние детали разрядника, вйлитовые диски и миканитовые шайбы гигроскопичны. Под влиянием ат­

 

 

мосферной влаги

изменяются

 

 

характеристики

вилитовых

со­

 

 

противлений

 

и

ухудшаются

 

 

изоляционные

свойства

мика­

 

 

нита. Поэтому нарушение гер­

 

 

метичности разрядника

недо­

 

 

пустимо, оно ведет к поврежде­

 

 

нию

разрядника.

Разрядник

 

 

крепится к крыше электровоза

 

 

своим нижним фланцем 5. К

 

 

контактному болту 6 на верх­

 

 

ней

крышке фланца

подклю­

 

 

чается вывод высокого напря­

 

 

жения непосредственно или че­

 

 

рез регистратор срабатывания.

 

 

 

Электрические

характери­

 

 

стики разрядника. Наиболь­

 

 

шее

допустимое

напря­

 

 

жение на

разряднике.

 

 

Наибольшим

допустимым

на­

 

 

пряжением на разряднике на­

 

 

зывается то длительно допу­

 

 

стимое напряжение, при кото­

 

 

ром

гарантируется

надежная

 

 

работа разрядника.

 

 

 

 

 

 

Повышение напряжения на

 

 

разряднике сверх

допустимого

 

 

в

момент

его

срабатывания

 

 

приводит к возрастанию сопро­

 

 

вождающего тока выше значе­

 

 

ний 80—100 а, и разрядник

 

 

может не погасить дугу. С дру­

 

 

гой Стороны, длительное пре­

Рис.

15. Чертеж общего

вышение

наибольшего

допу­

стимого

напряжения

может

вида разрядника

вызвать чрезмерный

перегрев

 

 

шунтирующих сопротивлений.

Пробивное напряжение

 

разрядника

при

промышленной

частоте.

Пробивным

на­

50


пряжением разрядника при промышленной частоте на­ зывается то напряжение, при котором происходит про­ бой его искровых промежутков.

Чем выше пробивное напряжение разрядника при промышленной частоте (выше запас прочности искро­ вых промежутков), тем легче гасится дуга сопровождаю­ щего тока. Для надежной работы разрядника необходи­

мо, чтобы его пробивное напряжение при промышленной

частоте превышало наибольшее рабочее напряжение на

разряднике не менее чем в 1,8—2 раза. Импульсное пробивное напряжение

разрядника. Импульсным пробивным напряжением

разрядника

 

называется

 

 

то

импульсное напряже­

 

 

ние,

которое

вызывает

 

 

пробой

искровых

проме-

 

 

жутков

разрядника.

Оно

 

 

определяется

при

пред-

Рис. 16.

Единичный искровой

разрядных

временах

от

 

промежуток

1,5

до

20

мксек.

Пред-

 

 

разрядным временем называется время от начала дей­ ствия импульса до момента пробоя разрядника.

Импульсное пробивное напряжение разрядника ха­ рактеризует его защитное действие. Эта характеристика должна быть увязана с импульсной прочностью изоляции электровозного оборудования.

Коэффициент импульса разрядника, т. е. отношение импульсного пробивного напряжения к пробивному на­ пряжению при частоте 50 гц, не превышает значения 1,1.

Вольтам пер на я характеристика раз­ рядника. Вольтамперной характеристикой разрядни­

ка называется зависимость напряжения на разряднике от тока, протекающего через разрядник (рис. 17). Вольт-

амперная характеристика разрядника определяется вольтамперной характеристикой его рабочего сопро­ тивления.

На кривой (см. рис. 17) вольтамперной характеристи­

ки следует выделить две наиболее важные точки. Первая точка I определяет напряжение на разряднике при токе

80—100 а (оно должно быть не ниже наибольшего до­ пустимого напряжения на разряднике), вторая точка II определяет остающееся напряжение на разряднике при

импульсном ток? 3 000 а.

бД


Остающееся напряжение на разряднике при импульс­ ном токе 3 000 а является важнейшей защитной харак­ теристикой разрядника и наряду с импульсным пробив­

ным напряжением должно быть увязано с импульсной прочностью изоляции электровозного оборудования. За­ щитный коэффициент вилитовых разрядников, т. е. от­ ношение остающегося напряжения при 3 000 а к ампли­ тудному значению наибольшего рабочего напряжения, не превышает 2,2—2,3.

Рис. 17. Вольтамперная характеристика рабочего сопротивления разрядника

Пропускная способность разрядника. Под пропускной способностью разрядника понимают его способность многократно срабатывать при грозовых пе­ ренапряжениях и при этом успешно гасить дугу сопро­ вождающего тока.

Пропускная способность разрядника определяется главным образом пропускной способностью дисков ра­

бочего сопротивления. Последнюю принято характери­

зовать количеством импульсов тока определенной ампли­ туды и формы, которые диск рабочего сопротивления выдерживает, не повреждаясь.

Ток проводимости разрядника. Ток про­ водимости разрядника определяется величиной его шун­ тирующих сопротивлений. Измерение тока проводимости производится при постоянном (напряжении определен­ ной величины,

52

Повышение тока проводимости разрядника в процессе его эксплуатации сверх нормируемого значения является признаком потери герметичности разрядником и увлаж­

нения его внутренних деталей. Снижение тока прово­ димости обычно имеет место при поломке шунтирующих сопротивлений.

 

Новые разрядники,

выпускаемые с завода, имеют

основные данные, приведенные в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

Технические данные

 

РВЭ-25*

РВЭО-25 **

Номинальное напряжение кв действ.

25

25

Наибольшее допустимое напряжение кв

29

29

действ.. . ..........................................

Пробивное

 

напряжение

при

частоте

58—70

53—61

50 гц кв

действ........................................

 

 

 

Импульсное пробивное напряжение не

100

85

более кв

макс.......................................

 

 

 

 

Остающееся

напряжение при 3 000 а не

91

80

более кв

макс....................

 

при

 

. .

Ток

проводимости

напряжении

500—620

500—620

28 кв в

мка.......................

 

...................не менее:

Пропускная

способность

 

 

20 импульсов

при волне 20/40 мксек с

10

5

амплитудой в

ка ...............................

мксек с

амплиту­

при волне 200/400

500

300

Вес,

дой в

а

...................

 

......................

 

 

кг

.....................................................

 

 

 

 

 

46

46

*

Первые опытные разрядники типа

РВЭ-25

выпускались в

фарфоровых кожухах, имевших конфигурацию проходного изоля­ тора. В средней части разрядника имелся фланец, с помощью ко­ торого он крепился к крыше электровоза. По своим защитным свойствам и прочим электрическим характеристикам разрядники проходного типа не отличаются от разрядников опорного типа (см. рис. 15). В настоящее время имеется в эксплуатации лишь не­ большое количество разрядников проходного типа, установленных на первых электровозах Н60.

** Разрядники типа РВЭО-25 выпуска 1958 г., предназначенные для электровозов, на которых установлены силовые трансформаторы с ослаблеппой изоляцией (класса напряжения 20 кв).

3.Правила монтажа и эксплуатации разрядников

1.К монтажу допускаются разрядники, не имеющие

сколов, трещин и других механических повреждений.

2.Разрядник монтируется на крыше электровоза.

53


Между нижним фланцем разрядника и крышей элек­ тровоза необходимо поместить амортизирующую резино­ вую прокладку.

3.Каждый разрядник должен быть снабжен регистра­

тором срабатывания, который включается между кон­ тактным болтом на верхней крышке разрядника и выво­

дом высокого напряжения.

4.Механическое усилие от натяжения подключающих проводов или шин к разряднику не должно превышать

30 кг.

5.В процессе эксплуатации разрядники должны подвергаться периодическим профилактическим осмот­ рам и испытаниям.

Профилактический осмотр разрядника необходимо проводить:

а) регулярно через 2—3 дня в процессе эксплуатации и при периодических ремонтах электровоза;

б) если было зафиксировано срабатывание раз­ рядника.

При профилактических осмотрах необходимо обра­ тить внимание на целостность фарфорового чехла (отсут­ ствие трещин, сколов), на состояние болтовых соедине­ ний, показания счетчика. При обнаружении сквозных трещин на фарфоровом чехле или других повреждений, способных вызвать нарушение герметичности, разряд­ ник должен быть снят с эксплуатации и заменен неза­ висимо от результатов профилактических испытаний.

Профилактические испытания разрядника должны проводиться:

а)

перед его монтажом;

 

б) ежегодно перед началом грозового сезона;

в)

если было зарегистрировано 3—5

срабатываний

после очередного профилактического испытания.

6.

При профилактических испытаниях

необходимо:

а)

измерить пробивное напряжение разрядника при

промышленной частоте;

б) измерить ток проводимости разрядника при вы­ прямленном напряжении 28 кв. (Измерения по пунк­ там а и б проводятся по методике и инструкциям, раз­ работанным заводом-изготовителем. Испытание по пунк­ ту б может быть заменено измерением сопротивления мегомметром 2,5 кв.)

54