Файл: Бронштейн А.М. Главные выключатели и разрядники электровозов переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При открытии главного клапана сжатый воздух по­ ступает из бака 9 через изолятор 13 в дугогасительную камеру 14, отжимает подвижный контакт 16 влево и га­ сит дугу, возникающую между подвижным контак­ том 16 и неподвижным 15. После гашения дуги между контактами 15 и 16 цепь высокого напряжения пол­ ностью еще не обрывается; через выключатель продол­

жает протекать ток, значительно ограниченный по вели­ чине шунтирующим сопротивлением 21.

Одновременно с поступлением сжатого воздуха в ду­ гогасительную камеру он попадает также в клапан за­ держки 6. Последний спустя несколько сотых долей секунды (этот промежуток времени регулируется на за­ воде-изготовителе) открывается и по трубе 56 подает сжатый воздух в полости слева от поршня 53 и справа от поршня 55. Поршень 53 начинает перемещаться слева направо и через шток 54 и рычаг 60 поворачивает вал 42,

а с ним изолятор 26 и ножи 25 разъединителя.

При размыкании контактов 24 и 25 между ними воз­

никает открытая дуга, которая гасится путем растяже­

ния ее в воздухе движущимися ножами 25 разъеди­ нителя.

На какой-то части хода поршень 53 упирается в от­ росток поршня 55 и начинает передвигать последний слева направо. Так как в полости справа от поршня 55 также находится сжатый воздух и выход из этой поло­ сти закрыт обратным клапаном 57, то скорость движе­ ния поршня 53 быстро уменьшается и он медленно под­ ходит к своему конечному отключенному положению. Доводка поршня до полностью отключенного положения обеспечивается доводящим механизмом 3. Пружина

этого механизма на первой части хода на отключение

сжимается, противодействуя усилию привода 4. На вто­ рой части хода, после перехода через мертвую точку,

пружина доводящего механизма действует согласно с усилием привода 4 и доводит разъединитель до пол­ ностью отключенного положения.

В процессе отключения разъединителя через ры­ чаг 43 и тягу 45 заводится пружина и запирается на за­ щелку спусковой механизм отключения; шайба 34 воз­ вращает якорь 31 в исходное положение. При этом осво­ бождается шток клапана 35 и последний закрывается.

Вслед за ним закрывается также главный клапан 7 и


контакты 15 и 16 вновь замыкаются. На этом процесс отключения выключателя полностью завершается.

Включение выключателя. Для включения выключате­

ля замыкается цепь электромагнита 40, последний под­ нимает защелку 41 и пружина 47 через рычаг 46 откры­ вает клапан включения 38. Из полости 36 по трубке 39 сжатый воздух поступает в полость справа от поршня 53

и через обратный клапан 59 в полость слева от порш­

ня 55. В отключенном положении выключателя оба поршня находятся в крайних правых положениях.

Поэтому при поступлении сжатого воздуха в пневмати­

ческий привод 4 поршень 53 вместе со штоком 54 начи­ нают перемещаться справа налево и через рычаг 60 поворачивают вал 42 разъединителя на включение. На определенной части хода муфта 58 упирается в правый отросток поршня 55 и начинает толкать последний спра­ ва налево. Так как слева от поршня 55 полость заполне­ на сжатым воздухом, то скорость движения поршня 53 постепенно замедляется. Доводка поршня до крайнего положения производится доводящим механизмом 3.

В конце хода вала 42 тяга 45 заводит пружину 47 и за­ пирает пружинно-спусковой механизм включения на за­ щелку 41. При этом рычаг 46 отводится вниз и клапан отключения 38 закрывается.

На этом процесс включения полностью завершается. При включении и отключении выключателя соответ­ ственно переключаются контакты блок-контакторов 2. На выключателе DBTF имеются два блок-контактора, каж­ дый из которых имеет четыре нормально разомкнутых и два нормально замкнутых контакта. Часть контактов обоих контакторов работает параллельно, а одна пара нормально замкнутых контактов каждого контактора включается в цепь отключающего электромагнита 33 последовательно. Все цепи управления и сигнализации подводятся к выключателю гибким шлангом, заканчи­

вающимся контактной муфтой.

4. Обслуживание главных выключателей

Выключатели типа ВОВ-25 поставляются заводами-

изготовителями на электровозостроительные предприя­ тия в полностью собранном и отрегулированном виде.

Однако с момента выпуска выключателя с завода-изго­



товителя до момента доставки электровоза в пункт его

постоянной эксплуатации проходит значительное время.

Поэтому перед вводом электровозов в постоянную эксплуатацию наряду с проверкой другого оборудования должна также быть проверена исправность главного вы­ ключателя.

При вводе электровоза в эксплуатацию на главном выключателе должны быть выполнены следующие работы.

1. Очистить выключатель от пыли, грязи и консер-

вационной смазки. Протереть фарфоровые изоляторы.

2.Проверить внешнее состояние выключателя.

3.Проверить затяжку резьбовых креплений. Особую осторожность и внимательность следует про­

явить при проверке креплений фланцев фарфоровых

изоляторов. При излишних усилиях и перетяжках можно

раздавить шейки изоляторов.

С другой стороны, слабая затяжка может привести к ослаблению крепления арматуры на фарфоре. Гайки,

крепящие арматуру на фарфоровых изоляторах, следует затягивать при минимальном плече гаечного ключа, ориентируясь на состояние стопорных пружинных шайб.

Пружинные шайбы должны быть полностью сжаты.

4. При отсутствии сжатого воздуха в баке выключа­ теля следует вручную повернуть ножи разъединителя до отключенного положения. Поворот ножей произво­ дить слева направо, если смотреть на выключатель со стороны контактной планки разъединителя. Необходимо помнить, что при отключении разъединителя сжимается

включающая пружина, поэтому следует соблюдать

осторожность, чтобы не повредить руки, когда привод

ножа не заперт защелкой и он может возвратиться во включенное состояние.

Проверить свободное перемещение контактной план­ ки 25 (см. рис. 2 и 4) в прорези кожуха 29 при переходе ножей разъединителя из включенного в отключенное положение. Снять болт 17 (см. рис. 9) с включающей пружины.

Кнопкой включения произвести включение выклю­

чателя.

Необходимо иметь в виду, что наличие открытых подвижных деталей на выключателе представляет опас­ ность для людей, случайно находящихся в непосредствен-

39

ной близости к выключателю. Поэтому все наладочные и проверочные работы должны проводиться при соблю­ дении соответствующих мер предосторожности.

5. Подать сжатый воздух в бак выключателя и про­ верить исправную работу выключателя на включение и отключение от кнопок включения и отключения при давлениях 7—9 атм. Проверить минимальное давление сжатого воздуха, при котором разъединитель еще запи­

рается защелкой. Сверить полученное значение мини­ мального давления с минимальным давлением, указан­ ным в паспорте выключателя. Эти данные должны со­ впадать с точностью ±0,3 атм.

Если имеется соответствующее оборудование (магнит­ ный осциллограф или электрический секундомер), то рекомендуется измерить собственное время выключате­ ля при включении и отключении и время, протекающее от момента размыкания дугогасительных контактов до размыкания контактов разъединителя, и сверить полу­ ченные данные с паспортными.

6. Установить требующийся ток автоматического от­ ключения. Ориентируясь на данные, приведенные в пас­

порте выключателя, присоединить провода

с бирками

№ 15 и16 (см. электрическую схему на рис. 1)

к тем клем­

мам клеммной панели 12 (см. рис. 8), включение на ко­ торые по данным паспорта обеспечивает требуемую уста­ вку тока автоматического отключения. (Выключатели с завода-изготовителя выпускаются с уставкой 400 ±

± 35 а.)

Для проверки правильности уставки рекомендуется участок «проходная втулка — выключатель» включить

в цепь специального понизительного трансформатора с напряжением вторичной обмотки 6— 12 в и, постепенно увеличивая напряжение на первичной обмотке, довести ток вторичной обмотки до срабатывания выключателя.

Ток на участке «проходная втулка — выключатель» при этом надо измерять отдельным трансформатором тока или амперметром с соответствующим шунтом. В пре­ делах токов уставки 400 — 600 ±35 а, как правило, всегда можно подобрать такие отпайки, которые обеспе­ чивают необходимый ток уставки. Если все же потре­ буется дополнительная регулировка, то ее следует про­

изводить изменением положения регулировочных гаек 8 и 9 (см. рис. 8). Навинчивание гаек и уменьшение хода

40


якоря приведут к уменьшению тока уставки, а отвинчи­ вание их и увеличение хода якоря увеличивают ток

уставки при неизменном числе витков обмотки электро­ магнита. Положение регулировочных гаек 8 и 9 имеет

контрольную окраску. В случае нарушения заводской регулировки необходимо нанести новую контрольную окраску. Особо следует отметить, что при изменении положения регулировочных гаек нужно следить за тем, чтобы при новом положении ход пускового клапана 10

(см. рис. 6) был бы не меньше 2,5 мм. Нельзя изменять

регулировку тока уставки изменением положения на­ конечника 7 (см. рис. 8).

7. Проверить затяжку и чистоту контактных при­

соединений токоподводов и контактов разъединителя. 8. Все концы резьбовых шпилек и болтов, располо­ женные на открытом воздухе, покрыть легким слоем гу­

стой смазки.

В процессе эксплуатации главные выключатели под­ вергаются периодическим (раз в 3—4 дня) осмотрам.

При периодическом осмотре необходимо провести сле­ дующие работы:

1.Проверить внешнее состояние выключателя.

2.Протереть фарфоровые изоляторы выключателя

ипроходной втулки.

3.Проверить затяжку резьбовых креплений, в кото­ рых возможно самоотвинчивание.

В отношении проверки крепления фланцев изолято­ ров сохранять предосторожности, -указанные выше в пункте 3.

4.Спустить конденсат из бака выключателя. Спуск конденсата производится отвинчиванием приблизительно

на пол-оборота спускной пробки 7 (см. рис. 3 и 4). За­ тягивать спускную пробку надо плотно, но без чрезмер­

ных усилий.

5.Проверить состояние контактных соединений и контактов разъединителя.

При исправной работе выключателя на кромках кон­ тактов разъединителя должны быть лишь незначитель­ ные следы нагара. Нагары следует зачистить напиль­ ником с мелкой насечкой. Если на контактах имеются значительные следы обгорания, то это указывает на ненормальную работу выключателя. Причину ненормаль­ ной работы выключателя необходимо установить и

41

устранить. Наиболее вероятной причиной такого явле­ ния может быть нарушение регулировки выключателя, приведшее к уменьшению сдвига момента размыкания контактов разъединителя по отношению к моменту раз­

мыкания дугогасительных контактов, или ослабление нажатия пружины в средней части ножей разъединителя.

Кроме периодических осмотров в процессе нормаль­ ной эксплуатации, необходимо выполнять следующее: при снегопадах и туманах, когда имеется опасность об­ леденения наружных частей, нужно возможно чаще, как только представляется возможность, отключать выклю­ чатель без нагрузки.

Следует также помнить, что надежная работа выклю­ чателя гарантируется в диапазоне рабочих давлений в баке выключателя 7—9 ати. Необходимо следить за тем, чтобы в рабочем состоянии давление в баке выклю­ чателя находилось в указанных пределах.

Приблизительно один раз в 1,5 месяца при каждом

периодическом ремонте электровоза главный выключа­ тель должен подвергаться периодическим ревизиям.

При периодических ревизиях проводят те же работы, что и при периодических осмотрах, и, кроме того:

1) снять колпак 23 (см. рис. 10) дугогасительной ка­ меры. Для этого отпускают гайки на трех шпильках,

расположение которых отмечено приливами-выступами на колпаке, и гайки на контактном штыре 15.

Проверить состояние откидных крышек 31 (см. рис. 10), закрывающих отверстия выхлопных патрубков;

2)снять корпус И (см. рис. 10) с подвижным кон­ тактом 3. Проверить затяжку сопла 10 на подвижном контакте 3. В случае необходимости отпустить стопорный винт на сопле, подтянуть сопло, затянуть и закернить стопорный винт и зачистить торцовую поверхность соп­ ла. Для затяжки сопла в отверстие подвижного контак­ та 3 закладывается соответствующий пруток, с помощью

которого удерживается контакт при затяжке сопла

ключом;

3)проверить затяжку наконечника 4 неподвижного

контакта 2. При необходимости снять фланец 7, вывин­

тить неподвижный контакт 2 из силуминовой головки 5,

отпустить стопорный винт и подтянуть наконечник 4, за­ тянуть стопорный винт и закернить последний. При необ­ ходимости — зачистить торец наконечника 4. Для за-

42