ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 5
Машинист
автогреидера
. В О Л О Д И Н
с=
ш
моя профессия
Машинист
автогреодера
ИЗДАТЕЛЬСТВО ли т ера ту ры по с т ро и те л ьс т в у
■I |
М о с к в а — 1 9 6 8 |
|
6С6.08 В68
УДК 621.878.23 : 629.11
ш
Володин Е. П. |
|
|
|
В 68 |
Машинист |
автогрейдеров. |
М., |
Стройиздат, 1968. |
|
||
|
104 с. с илл. |
(«Моя профессия») |
|
ной |
В брошюре автор подробно знакомит читателя с од |
||
из многочисленных профессий механизаторов — ма |
|||
шиниста автогрейдеров. Рассматривается роль и значе |
|||
ние этой профессии в строительных работах, приводятся |
|||
краткие сведения об |
устройстве и работе автогрейдеров, |
освещаются основные приемы производства земляных работ, сформулированы основные обязанности и требо
вания, предъявляемые |
к профессии |
машиниста |
авто |
|
грейдеров, |
освещаются |
вопросы организации труда |
и за |
|
работной |
платы. |
|
|
|
Брошюра предназначена для лиц, желающих полу |
||||
чить в будущем профессию машиниста автогрейдеров. |
||||
3—2—7 |
|
’ |
6С6.08 |
|
245—1968 |
|
|
|
!1. ОТ ЗЕМЛЕКОПА ДО МАШИНИСТА
АВТОГРЕИДЕРОВ
В дореволюционной России земляные ра боты производились и небольших объемах и были в основном связаны с развитием горно го промысла, использованием энергии рек, устройствам оборонительных сооружений, строительством дорог и речных путей. В (сере дине XIX в. в связи с начавшимся строитель ствам железных дорог земляные работы уве личиваются, однако общий объем их в эконо мически отсталой России был невелик и сос тавлял за весь период, предшествующий Великой Октябрьской революции, около 200 млн. м3, из которых БО^/о составляло стро ительство путей сообщения.
Несмотря на то что земляные работы яв ляются одними из наиболее тяжелых и трудо емких, все они в основном велись вручную.
Транспортирование грунта осуществля лось также вручную ¡при помощи тачек или конных подвод — грабарок. Механизация зем ляных работ накануне революции не превы шала 6%. В 1913 г. в России насчитывалось около 100 импортных экскаваторов и не было ни одного автогрейдера.
После Великой Октябрьской революции,, в период строительства отечественной инду
стрии и развития всех отраслей народного хо зяйства, земляные работы приобретают все возрастающий размах. Крупные земляные ра боты были ¡выполнены при строительстве Днепрогэса, Нижие-Свирских гидростанций. Беломорско - Балтийского канала, канала им. Москвы и др.
С развитием строительства и увеличени ем объемов земляных работ повышается уро вень их механизации, который к концу 1950 г. достиг 85%. Если в первые годы Советской власти объем выполненных земляных работ составлял около 10 ¡млн. м3 ¡в год, то в 1966 г. было выполнено 5,5 млрд. ж3.
После принятия ¡партией и правительством специальных ¡решений по увеличению произ водства строительных и дорожных машин на отечественных машиностроительных заводах резко увеличивается механовооруженность строительства. На диаграмме (рис. 1) пока зана динамика роста выпуска и ¡наличия в стране автогрейдеров.
Рис: 1. Наличие и выпуск в стране автогрейдеров
4
Наша страт за 50 лет из отсталой оо сла боразвитым промышленным производством превратилась в мощную индустриальную дер жаву. В этом немалая заслуга строителей, ко торые возвели промышленные гиганты, мощ ные электростанции, каналы, построили ты сячи километров железных и автомобильных дорог.
В настоящее время каждые сутки в сред нем выполняется около 20 млн. м3 земляных и 180 тыс. м3 бетонных и железобетонных ра бот; каждый день сдается в эксплуатацию бо лее 5 тыс. благоустроенных квартир в горо дах и около тысячи домов в колхозах-
Директивами XXIII съезда КПСС по ¡пятилетнему плану развития ¡народного хозяй ства СССР предусматривается построить но вые железнодорожные линии протяженностью около 7 тыс. км, около 63 тыс. км новых ав томобильных дорог с твердым покрытием и ускорить строительство новых дорог в сель ской местности.
Строители с честью выполнят поставлен ные перед ними задачи на базе дальнейшей индустриализации строительства, комплекс ной механизации производственных процессов, улучшения организации труда и широкого внедрения передового опыта.
Строители находятся на переднем крае борьбы за создание материально-технической базы коммунизма.
На стройках страны 'работает немало за мечательных строителей-механизаторов, чьи успехи являются примером доблестного труда. Среди них почетное место занимают имена лучших машинистов автогрейдеров. Грудь одного из лучших м'аш'инистов автогрейдеров
2 Зак. 124 |
5 |
Д. Таганов-а (Джебельское ДСУ Туркменской ССР) украсила золотая звезда Героя Социа листического Труда. За доблестный труд мно гие машинисты автогрейдеров награждены орденами и -медалями Советского Союза. Ор деном Ленина награждены: М. Ф. Гнатюк (ДЭУ-877 Тернопольского облдоруправления); Г. И. Казак (ДСУ-1 Молдавской ССР); Б. Н. Кашинин (Всеволжского облдоруправления); С. М. Ковтун (ДСР-6 Приморского края); В. К- Колбасин (ДСУ-24 Гушосдор-а Канадской ССР); И. И. Кутузов (Стерлитамакакого ДУ Башкирской АССР) и многие другие машинисты автогрейдеров.
Славен и почетен труд стрюителей-механи- заторов. На примере их трудовых подвигов воспитываются тысячи молодых механизато ров, посвятивших свою жизнь любимому, необходимому нашей стране делу — строи тельству.
Вот что пишут строители ДЭУ-837 БССР о -своем лучшем машинисте автогрейдера В- Г. Казуке. В технике работы на автогрей дерах В. Г. Казук не знает в ДЭУ себе рав ных. На распределении ли щебня, на земля ных ли работах, на отделке ли обочин— -вез де видна рука опытного грейдериста. Он ов ладел пятью -смежными специальностями: слесаря, электросварщика, тракториста, эк скаваторщика и моториста катка. Свой опыт работы передает другим механизаторам уп равления. Свой -семилетиий план он выполнил на 141% и сэкономил на 2,5 тыс. руб. запас ных частей, а также 2,6 т -горюче-смазочных материалов. Межремонтный пробег автогрейдера он довел до 4233 мото-часов, что да ло около 2 тысруб. экономии. Еще больших
6
успехов он добился в первом году пятилетки. Свое годовое задание закончил почти иа три
месяца раньше |
и выполнил |
более |
чем .на |
|
2 тыс. руб. сверхплановых работ. |
Качество |
|||
работ отличное. |
В. Г. Казуку присвоено зва |
|||
ние |
Ударника |
коммунистического |
труда, а |
|
имя |
его занесено ¡в Книгу |
трудовой славы |
Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров БССР. Президиум Вер ховного Совета СССР наградил В. Г. Казука орденом Ленина.
За последние годы советская .машиностро ительная промышленность создала первоклас сные машины для земляных работ, которые полностью исключают применение ручного труда землекопов и способствуют внедрению комплексной механизации строительных про цессов.
Наша страна располагает огромным ар сеналом различных 'Специализированных ’ма шин, приспособленных к разнообразным усло виям и объемам земляных работ. Среди них большое значение имеют самоходные высоко производительные машины — автогрейдеры, заменяющие труд десятйов, сотен землекопов. Через болотные топи, жаркие пески пустынь, в непроходимой тайге прокладывают они ав томобильные и железные дороги—дороги му жества и самоотверженности. Машинисты ав тогрейдеров заслуженно пользуются уважени ем и авторитетом среди механизаторов-строи- телей.
2. КАК УСТРОЕН И РАБОТАЕТ АВТОГРЕЙДЕР
Автогрейдеры представляют собой универ сальные землеройно-транспортные машины. Универсальность их заключается в возможно
2* |
7 |
сти использования ¡в работе с различным ра бочим оборудованием, а землеройно-тран спортными машинами их называют из-за 'В ы
полняемой работы по разработке и перемеще нию грунта.
Отличительной особенностью автогрейде ров является высокая производительность и многообразие ¡выполняемых ¡работ- С их по мощью производят профилирование и плани ровку поверхности земляного полотна дорог и обочин, ¡строительных площадок, ¡возведе ние невысоких насыпей, ¡отрывание кюветов и неглубоких ¡»агарных канав, устройство ко рыта для дорожного покрытия, планировку боковых ¡откосов насыпей и ¡выемок, переме щение и разравнивание грунта, гравия и щеб ня по ¡полотну дороги, рыхление старых до рожных ¡одежд, очистку поверхностей ¡от сне га, ремонт существующих дорог и т. п.
Наша промышленность выпускает ¡различ ные типы-и модели ¡автогрейдеров: легкие — весом до 9 т, средние — весом до 13 г, тяже лые— 15— 16 г и сверхтяжелые — весом 17— 23 г. Все автогрейдеры ¡имеют пнввмаколеаное ходовое оборудование и систему ¡механическо го, гидравлического или комбинированного привода управления ¡рабочими, органами. По ходовому ¡оборудованию автогр:ей1деры быва ют двухосные с одной или двумя ведущими осями и трехосные с двумя .задними или со всеми ведущими осями. По этому ¡признаку колесная формула автогрейдеров имеет обоз начение: 2X1 или 2X2 — двухосные автогрей
деры с одной пли двумя |
ведущими |
осями; |
3X2 или 3 x 3 — трехосный |
с двумя |
или с |
тремя ведущими осями. |
|
|
Тип автогрейдеров имеет важное |
значение |
8
Сточки зрения 'Использования нТа той ¡или ямой работе. В >табл. 1 ¡приведены основные дан ные автогрейдерав, ¡выпускаемых ¡в настоящее время ¡промышленностью.
Конструкция автогрейдеров (рис.2) ¡вклю чает две основные группы механизмов: ме ханизмы передвижения и механизмы рабочих органов с передачей усилий к обеим группам от общего двигателя ¡внутреннего сгорания.
На автогрейдер.ах устанавливают двигате ли ¡внутреннего сгорания— дизели различной мощности 54— 150 л. с., в зависимости ют ти па машины. Дизель является сложным ме ханизмом, преобразующим.тепловую энергию в 'механическую, и состоит из ¡следующих ос новных узлов и устройств.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из блока цилиндров, являющегося базовой ча стью двигателя; в блоке цилиндров установ лены ¡поршни, ¡которые через шатуны соедине ны с коленчатым ¡валом; на валу неподвижно закреплен маховик; ¡верхнюю часть блока ¡ци линдров ¡закрывает головка блока, где разме щается газораспределительный ¡механизм, а нижнюю часть закрывает картер двигателя. Детали этого ¡механизма воспр1иним1ают дав
ление расширяющихся тазов, образованных ¡в результате ¡сгорания в цилиндрах топлива, при этом ¡возвратно-поступательное движение поршней преобразуется ¡во вращательное дви жение коленчатого ¡вала.
Механизм газораспределения ¡состоит из распределительных шестерен, .кулачкового вала, который ¡вращается одновременно с ко ленчатым валом и кулачками давит ¡на толка тели; толкатели передают усилия на коромыс ла через штанги, а ¡коромысла давят на кла-
9