Файл: Шокин М.Т. Новая система технического обслуживания тракторов мастерами-наладчиками пособие для инженер.-техн. работников, бригадиров, механизаторов совхозов, колхозов, район. отд-ний Сельхозтехника и для шк. механизат. всеобуча.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ровано оборудование, необходимое для прове дения периодических технических уходов; раз мещены емкости: для масел (свежих и отра ботанных), дизельного топлива (нужного для
промывки деталей), воды (для обмыва трак |
|
тора перед уходом), электролита; |
водяной п |
масляный насосы п компрессор |
с приводом |
от вала отбора мощности трактора. |
|
В своем распоряжении мастера |
имеют ин |
струмент н некоторые запасные |
части: эле |
менты фильтров, форсунки, прокладки и дру гие уплотнения и крепежи. Тележка (рис. 2) не является заправочной, ее оборудование по добрано только с учетом необходимости при проведении технических уходов.
Ново-Уральское опытное хозяйство' СибНИИСХа и совхоз «Черлакский» успешно применяют, в основном, ту же систему органи зации технического обслуживания, но с неко торыми отличиями и усовершенствованиями. Так, в Ново-Уральском опытном хозяйстве мастера-наладчики отделения скоростных тракторов не только проводили вместе с трак тористами периодические технические уходы, но и осуществляли контроль за проведением ежесменных уходов, присутствуя на пересме нах, помогая молодым механизаторам в устра нении мелких неисправностей и в выполнении текущих регулировок.
Тележка на пересменах всегда была в поле,
иее оборудование использовалось для смазки' одновременно пяти-шести тракторов, продувки
ипромывки радиаторов и других неотложных операций. Текущим и аварийным ремонтом сельхозмашин, иногда с устранением редких'
20
аварийных поломок тракторов, комплектова нием агрегатов и их наладкой были заняты мастер по ремонту н кузнец-сварщик.
В совхозе «Черлакский» каждое отделение, имеющее по 30—35 тракторов и расположен ное на расстоянии 20—25 км от центра сов хоза, обслуживается двумя звеньями. Одно из них, в составе шофера-заправщика, смазчика и слесаря, на бензовозе З И Л -150 со специаль но оборудованной прицепной тележкой два раза в сутки производит заправку и, при уча стии трактористов, ежесменные технические уходы за тракторами и сельхозмашинами.
Второе звено состоит из 4-х человек: двух мастеров-наладчиков по периодическим техни ческим уходам, мастера по уходу за сельхоз машинами и шофера автопередвижной ма стерской.
Новая форма организации технического об служивания применима и для хозяйств с не большими отделениями или бригадами, имеющими по 10— 12 тракторов. Отличие будет только в численности мастеров-налад чиков и организации труда.
Новая форма технического обслуживания показала свои преимущества уже в первые месяцы своего существования. Благодаря по стоянному надзору за состоянием тракторов со стороны опытнейших механизаторов, ква лифицированному систематическому уходу резко сократились простои тракторов по ава риям и неисправностям. Молодые трактористы под руководством опытных механизаторов быстрее овладевают техникой, приобретают навыки по уходу за машинами.
21
ІЗ совхозе «Ёрмак» новая форма техниче ского обслуживания применяется на всех отделениях почти три года. Результатом ее применения явился рост средней выработки тракторов, как в целом за сезон, так и суточ ной,-в наиболее напряженные периоды работ (см. таблицу 1). Значительно сократился рас ход запасных частей. В течение 1961 года на 79 тракторов ДТ-54 израсходовано 84комп-
■ лекта поршневых колец вместо |
158 по норме. |
На каждый трактор в год |
израсхбдовано |
по 2,1 подшипника опорных |
катков вместо |
четырех по норме, по 4,8 распылителя и плун жерных пар вместо пяти по норме. Сократи лись и другие эксплуатационные расходы. Так, расход картерного масла составил всего 3,5% от израсходованного топлива вместо 5,0% по норме.
Следствием этого является уменьшение рас хода средств на производство тракторных работ, а следовательно, и себестоимости про дукции.
5.О РГА Н И ЗА Ц И Я РАБОТЫ
С П Е Ц И А Л И З И Р О В А Н Н О ГО ЗВ ЕН А
Специализированное звено находится в под чинении у бригадира тракторной бригады пли механика колхоза, фермы (отделения). За специализированным звеном в условиях Том ской области целесообразно закреплять для технического обслуживания 12^15 тракторов и комбайнов.
Мастера-наладчики проводят технические уходы за тракторами не только в часы пересме ны, но и в другое время, когда звено, соглас-
22
ОЖБЛИ ВААСТИН И Я |
|
СОКБОСЛЙ У |
|
ГООМ |
|
Н.ЕИРЧМЕАС КК О“ |
|
ОТЗЕЕХ |
|
ОРМС О ВЫХ |
|
ВФ |
|
НПОАВРОКЙА |
|
ЕНН ОИГЯО |
|
ЕНО Р |
|
ТПРРИА КМТ |
|
ЬТАТЫ |
И Н Н О - |
РЕЗУЛ |
М А Ш |
Tf
о>
о
СГ>
(О |
СО |
W |
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
X |
|
|
юр-i |
|
|
VгоGi |
|
|
|
||
ro |
|
|
си |
|
|
н |
|
|
|
||
х |
|
|
со |
|
|
U |
|
л |
|
||
CQ |
|
CU |
го |
|
|
|
\0 |
ор |
|
||
|
го |
к |
го |
|
|
О, |
н |
0* |
|
||
к |
X |
|
|||
О |
л |
с |
|
||
|
0 |
|
|
||
(- |
|
1 |
со |
|
|
X |
5 |
ю |
|
||
1 |
го |
|
|||
гоО. |
?я |
Си |
* |
|
|
h- |
<и |
Го |
|
||
« |
|
||||
|
я |
н |
|
||
?я |
|
н |
|
||
го |
гоя |
га |
|
||
с |
a |
||||
IS |
о |
0) |
|||
3 |
<м |
и |
О- н |
||
|
|
ГО о |
|||
ГО |
со |
П |
« |
И |
|
»— |
|||||
О |
го |
го |
w го |
||
Ю |
н |
С |
|||
н |
н |
о *5 |
|||
|
о |
о |
|||
|
ю |
ю |
S |
° |
|
го |
i |
g |
|||
X |
X |
|
|||
|
го |
го |
|
|
|
“ 3 |
CU |
Q- |
Го |
s |
|
2 |
3 |
||||
5 о |
я |
а |
= си |
||
X |
к |
« |
|||
| § |
ян |
g^ |
|||
го |
го |
||||
сая |
|||||
£ |
*5 |
<и |
|||
5 «Ь |
О |
си с_ |
|||
S' о |
0) |
н |
го |
||
Л X |
|
(=t |
ГО.-н |
||
со CR5 |
|
со |
|
23
но графику своего движения, подъезжает к трактору. В организации обслуживания за ложен такой принцип: тракторы находятся па месте их работы, на полосе, а звено передви гается от трактора к трактору. В среднем ежедневно звено обслуживает 4—5 тракторов, проводя технические уходы № 1, № 2 и № 3. Технический уход № 4 проводится в ремонт ной мастерской.
Трактор ДТ-54 в среднем сжигает в суткіТ 150— 180 кг топлива, значит, за трое суток трактор сожжет горючего около 500 кг, т. е. столько, сколько необходимо для постановки его на технический уход № 1. Значит, масте ра-наладчики должны строить свою работу таким образом, чтобы за трое суток обслу жить все 15 тракторов, закрепленных за ними. Ежедневно в среднем звено должно об служивать 5 тракторов.
В совхозе «Ермак» звено обслуживает. 6—7 тракторов ежедневно.
Одному трактору проводится технический уход № 3 или № 2 и четырем-пяти тракто
рам—технический уход № 1. |
Звено благодаря |
||
механизации работ |
проводит технический |
||
уход № 1 трактору |
ДТ-54 |
за 40—50 минут, |
|
№ |
2 — за 1 час 20 минут— 1 час 30 минут, |
||
№ |
3 за 2 часа — 2 часа 30 минут. |
В какое бы время смены согласно маршруту звено ни подъехало к работающему трактору, тракторист обязан остановить трактор для проведения технического ухода. Пока ма стера-наладчики проводят номерной техниче ский уход трактору, тракторист делает профи лактику буксируемым сельхозмашинам.
24
Технический уход мастера-наладчики начи нают с наружной мойки трактора (рис. 7) и подтяжки креплений. Обмытый трактор пе регоняется на сухое место и ставится на дере-
Рнс. 7. Наружная мойка трактора, выполняемая мастером-наладчиком совхоза «Ермак».
вянные брусья сечением 20X20 см (рис. 8). Это необходимо для удобства работы под трак тором. Затем один мастер откручивает пробки кареток, оставляя их на одной нитке. Второй мастер отворачивает пробку окончательно, вставляет в отверстие наконечник пистолета и нагнетает в полость автол, затем закручива ет пробку опять на одну нитку. Первый мастер следом заворачивает пробки до отказа. Автол
25
в бочке находится под давлением 0,5 ат и по этому течет по шлангам с большой скоростью. Время смазки ходовой части по такой техно логии занимает не больше 5 минут.
После смазки ходовой части один мастер сливает во фляги масло из картера двигателя,
Рис. 8. Трактор ДТ-54 на подставках из брусьев для удобствѣ работы под трактором.
а второй снимает фильтрующие элементы масляных фильтров — грубого и тонкого — и промывает их. Если после прочистки щеткой фильтр грубой очистки заполняется дизтоп ливом больше чем за 45 секунд, то фильтрую щая секция заменяется годной из обменного фонда. Негодная секция отправляется в ма стерскую, и ее промывают на специальном приспособлении (рис. 9). Затем идет промыв-
26
ка системы смазки Двигателя дизельным топ ливом по технологии, указанной в операциях технических уходов. После промывки картер
Рис. |
9. Схема приспособления |
для промывки секций |
|
|
фильтров грубой |
очистки: |
|
1— электромотор: |
2 — топливный насос; 3 — форсун |
||
ки; |
4 — цилиндр; |
5 — крышка; |
6 — секция; 7 — винт. |
заполняется свежим маслом. Дизельная смаз ка для заправки картера выдается по тало нам (см. приложение 1-а). Отработанное мас ло и* дизельное топливо после промывки сливаются в соответствующую емкость, ' рас положенную на тележке. Смазка солидолом
27
производится при помощи пневматического солидолонагнетателя или переоборудованного масляного насоса. В заключение проводятся все необходимые регулировки.
Благодаря механизации и наличию необхо димых приспособлений и инструментов техни ческий уход проводится быстро и качественно.
После окончания технического ухода тракто рист подписывает мастерам-наладчикам стан дартную справку (см. приложение 2) о прове денном техническом уходе, которая является основанием для оплаты. Старший мастер под писывает стандартную справку трактористу, которая служит основанием для получения талона (см. приложение 2).
Окончив технический уход, звено переез жает к следующему трактору. Специализиро ванное звено занимается только техническими уходами, выполняя определенный перечень операций.
Устранение поломок и аварий в спешном порядке в функции звена не входит. Если звено подъехало к трактору, у которого сло малась, например, коленчатая ось, то оно про водит только технический уход, а не едет за коленчатой осью, как это принято в настоящее время у походных мастерских, занимающихся
техническим обслуживанием. |
поломок |
Для оперативного устранения |
|
и доставки необходимых деталей |
в совхозе |
«Ермак» специально выделена техническая по мощь, на шасси ГАЗ-63, находящаяся в распо ряжении заведующего ремонтной мастерской.
Ни в коем случае нельзя превращать, спе циализированное звено для проведения тех
28
нических уходов в техническую помощь экст ренного порядка.
Как правило, специализированное звено передвигается от трактора к трактору по зам кнутому маршруту, бывая у каждого трактора один раз в 3—4 дня. Наибольший эффект и наименьшие организационные усилия такая си стема технических уходов имеет при групповой работе тракторов и комбайнов. Индивидуаль ная работа техники усложнит маршрут движе ния звена и затруднит связь зівена с механи заторами.
При групповой работе агрегатов они для проведения ежемесячного технического ухода съезжаются в одно место и используют обо рудование специализированного звена. Те лежка должна находиться в месте проведения ежесменного технического ухода.
6. О РГА Н И ЗА Ц И Я ЗА П РА В |
К И ГО Р Ю Ч Е |
СМ АЗО ЧН Ы М И М А ТЕРИ АЛ АМ И |
ТРАКТО РОВ |
ИКО М БАЙ Н О В
Всовхозе «Ермак» все тракторы и комбай
ны заправляются не в бригадных нефтебазах п не из бочек, сваливаемых на поля возчиками горючего, а из автозаправщиков. Один авто заправщик заправляет ежедневно 18—25 тракторов.
В совхозе имеется одна центральная нефте база, а все бригадные нефтебазы ликвидиро ваны, благодаря чему был наведен порядок в хранении нефтепродуктов и заправке трак торов и комбайнов. В связи с этим потери неф тепродуктов в совхозе резко сократились.
Заправка организована следующим обра зом.