Файл: Шокин М.Т. Новая система технического обслуживания тракторов мастерами-наладчиками пособие для инженер.-техн. работников, бригадиров, механизаторов совхозов, колхозов, район. отд-ний Сельхозтехника и для шк. механизат. всеобуча.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ровано оборудование, необходимое для прове­ дения периодических технических уходов; раз­ мещены емкости: для масел (свежих и отра­ ботанных), дизельного топлива (нужного для

промывки деталей), воды (для обмыва трак­

тора перед уходом), электролита;

водяной п

масляный насосы п компрессор

с приводом

от вала отбора мощности трактора.

В своем распоряжении мастера

имеют ин­

струмент н некоторые запасные

части: эле­

менты фильтров, форсунки, прокладки и дру­ гие уплотнения и крепежи. Тележка (рис. 2) не является заправочной, ее оборудование по­ добрано только с учетом необходимости при проведении технических уходов.

Ново-Уральское опытное хозяйство' СибНИИСХа и совхоз «Черлакский» успешно применяют, в основном, ту же систему органи­ зации технического обслуживания, но с неко­ торыми отличиями и усовершенствованиями. Так, в Ново-Уральском опытном хозяйстве мастера-наладчики отделения скоростных тракторов не только проводили вместе с трак­ тористами периодические технические уходы, но и осуществляли контроль за проведением ежесменных уходов, присутствуя на пересме­ нах, помогая молодым механизаторам в устра­ нении мелких неисправностей и в выполнении текущих регулировок.

Тележка на пересменах всегда была в поле,

иее оборудование использовалось для смазки' одновременно пяти-шести тракторов, продувки

ипромывки радиаторов и других неотложных операций. Текущим и аварийным ремонтом сельхозмашин, иногда с устранением редких'

20

аварийных поломок тракторов, комплектова­ нием агрегатов и их наладкой были заняты мастер по ремонту н кузнец-сварщик.

В совхозе «Черлакский» каждое отделение, имеющее по 30—35 тракторов и расположен­ ное на расстоянии 20—25 км от центра сов­ хоза, обслуживается двумя звеньями. Одно из них, в составе шофера-заправщика, смазчика и слесаря, на бензовозе З И Л -150 со специаль­ но оборудованной прицепной тележкой два раза в сутки производит заправку и, при уча­ стии трактористов, ежесменные технические уходы за тракторами и сельхозмашинами.

Второе звено состоит из 4-х человек: двух мастеров-наладчиков по периодическим техни­ ческим уходам, мастера по уходу за сельхоз­ машинами и шофера автопередвижной ма­ стерской.

Новая форма организации технического об­ служивания применима и для хозяйств с не­ большими отделениями или бригадами, имеющими по 10— 12 тракторов. Отличие будет только в численности мастеров-налад­ чиков и организации труда.

Новая форма технического обслуживания показала свои преимущества уже в первые месяцы своего существования. Благодаря по­ стоянному надзору за состоянием тракторов со стороны опытнейших механизаторов, ква­ лифицированному систематическому уходу резко сократились простои тракторов по ава­ риям и неисправностям. Молодые трактористы под руководством опытных механизаторов быстрее овладевают техникой, приобретают навыки по уходу за машинами.

21


ІЗ совхозе «Ёрмак» новая форма техниче­ ского обслуживания применяется на всех отделениях почти три года. Результатом ее применения явился рост средней выработки тракторов, как в целом за сезон, так и суточ­ ной,-в наиболее напряженные периоды работ (см. таблицу 1). Значительно сократился рас­ ход запасных частей. В течение 1961 года на 79 тракторов ДТ-54 израсходовано 84комп-

■ лекта поршневых колец вместо

158 по норме.

На каждый трактор в год

израсхбдовано

по 2,1 подшипника опорных

катков вместо

четырех по норме, по 4,8 распылителя и плун­ жерных пар вместо пяти по норме. Сократи­ лись и другие эксплуатационные расходы. Так, расход картерного масла составил всего 3,5% от израсходованного топлива вместо 5,0% по норме.

Следствием этого является уменьшение рас­ хода средств на производство тракторных работ, а следовательно, и себестоимости про­ дукции.

5.О РГА Н И ЗА Ц И Я РАБОТЫ

С П Е Ц И А Л И З И Р О В А Н Н О ГО ЗВ ЕН А

Специализированное звено находится в под­ чинении у бригадира тракторной бригады пли механика колхоза, фермы (отделения). За специализированным звеном в условиях Том­ ской области целесообразно закреплять для технического обслуживания 12^15 тракторов и комбайнов.

Мастера-наладчики проводят технические уходы за тракторами не только в часы пересме­ ны, но и в другое время, когда звено, соглас-

22

ОЖБЛИ ВААСТИН И Я

СОКБОСЛЙ У

ГООМ

Н.ЕИРЧМЕАС КК О“

ОТЗЕЕХ

ОРМС О ВЫХ

ВФ

НПОАВРОКЙА

ЕНН ОИГЯО

ЕНО Р

ТПРРИА КМТ

ЬТАТЫ

И Н Н О -

РЕЗУЛ

М А Ш

Tf

о>

о

СГ>

СО

W

 

 

со

 

 

 

 

со

 

 

 

 

X

 

 

юр-i

 

VгоGi­

 

 

 

ro

 

 

си

 

н

 

 

 

х

 

 

со

 

U

 

л

 

CQ

 

CU

го

 

 

\0

ор

 

 

го

к

го

 

О,

н

0*

 

к

X

 

О

л

с

 

 

0

 

 

(-

 

1

со

 

X

5

ю

 

1

го

 

гоО.

Си

*

 

h-

Го

 

«

 

 

я

н

 

 

н

 

го

гоя

га

 

с

a

IS

о

0)

3

и

О- н

 

 

ГО о

ГО

со

П

«

И

»—

О

го

го

w го

Ю

н

С

н

н

о *5

 

о

о

 

ю

ю

S

°

го

i

g

X

X

 

 

го

го

 

 

“ 3

CU

Q-

Го

s

2

3

5 о

я

а

= си

X

к

«

| §

ян

g^

го

го

сая

£

*5

5 «Ь

О

си с_

S' о

0)

н

го

Л X

 

(=t

ГО.-н

со CR5

 

со

 

23


но графику своего движения, подъезжает к трактору. В организации обслуживания за­ ложен такой принцип: тракторы находятся па месте их работы, на полосе, а звено передви­ гается от трактора к трактору. В среднем ежедневно звено обслуживает 4—5 тракторов, проводя технические уходы № 1, № 2 и № 3. Технический уход № 4 проводится в ремонт­ ной мастерской.

Трактор ДТ-54 в среднем сжигает в суткіТ 150— 180 кг топлива, значит, за трое суток трактор сожжет горючего около 500 кг, т. е. столько, сколько необходимо для постановки его на технический уход № 1. Значит, масте­ ра-наладчики должны строить свою работу таким образом, чтобы за трое суток обслу­ жить все 15 тракторов, закрепленных за ними. Ежедневно в среднем звено должно об­ служивать 5 тракторов.

В совхозе «Ермак» звено обслуживает. 6—7 тракторов ежедневно.

Одному трактору проводится технический уход № 3 или № 2 и четырем-пяти тракто­

рам—технический уход № 1.

Звено благодаря

механизации работ

проводит технический

уход № 1 трактору

ДТ-54

за 40—50 минут,

2 — за 1 час 20 минут— 1 час 30 минут,

3 за 2 часа — 2 часа 30 минут.

В какое бы время смены согласно маршруту звено ни подъехало к работающему трактору, тракторист обязан остановить трактор для проведения технического ухода. Пока ма­ стера-наладчики проводят номерной техниче­ ский уход трактору, тракторист делает профи­ лактику буксируемым сельхозмашинам.

24

Технический уход мастера-наладчики начи­ нают с наружной мойки трактора (рис. 7) и подтяжки креплений. Обмытый трактор пе­ регоняется на сухое место и ставится на дере-

Рнс. 7. Наружная мойка трактора, выполняемая мастером-наладчиком совхоза «Ермак».

вянные брусья сечением 20X20 см (рис. 8). Это необходимо для удобства работы под трак­ тором. Затем один мастер откручивает пробки кареток, оставляя их на одной нитке. Второй мастер отворачивает пробку окончательно, вставляет в отверстие наконечник пистолета и нагнетает в полость автол, затем закручива­ ет пробку опять на одну нитку. Первый мастер следом заворачивает пробки до отказа. Автол

25


в бочке находится под давлением 0,5 ат и по­ этому течет по шлангам с большой скоростью. Время смазки ходовой части по такой техно­ логии занимает не больше 5 минут.

После смазки ходовой части один мастер сливает во фляги масло из картера двигателя,

Рис. 8. Трактор ДТ-54 на подставках из брусьев для удобствѣ работы под трактором.

а второй снимает фильтрующие элементы масляных фильтров — грубого и тонкого — и промывает их. Если после прочистки щеткой фильтр грубой очистки заполняется дизтоп­ ливом больше чем за 45 секунд, то фильтрую­ щая секция заменяется годной из обменного фонда. Негодная секция отправляется в ма­ стерскую, и ее промывают на специальном приспособлении (рис. 9). Затем идет промыв-

26

ка системы смазки Двигателя дизельным топ­ ливом по технологии, указанной в операциях технических уходов. После промывки картер

Рис.

9. Схема приспособления

для промывки секций

 

фильтров грубой

очистки:

1— электромотор:

2 — топливный насос; 3 — форсун­

ки;

4 — цилиндр;

5 — крышка;

6 — секция; 7 — винт.

заполняется свежим маслом. Дизельная смаз­ ка для заправки картера выдается по тало­ нам (см. приложение 1-а). Отработанное мас­ ло и* дизельное топливо после промывки сливаются в соответствующую емкость, ' рас­ положенную на тележке. Смазка солидолом

27

производится при помощи пневматического солидолонагнетателя или переоборудованного масляного насоса. В заключение проводятся все необходимые регулировки.

Благодаря механизации и наличию необхо­ димых приспособлений и инструментов техни­ ческий уход проводится быстро и качественно.

После окончания технического ухода тракто­ рист подписывает мастерам-наладчикам стан­ дартную справку (см. приложение 2) о прове­ денном техническом уходе, которая является основанием для оплаты. Старший мастер под­ писывает стандартную справку трактористу, которая служит основанием для получения талона (см. приложение 2).

Окончив технический уход, звено переез­ жает к следующему трактору. Специализиро­ ванное звено занимается только техническими уходами, выполняя определенный перечень операций.

Устранение поломок и аварий в спешном порядке в функции звена не входит. Если звено подъехало к трактору, у которого сло­ малась, например, коленчатая ось, то оно про­ водит только технический уход, а не едет за коленчатой осью, как это принято в настоящее время у походных мастерских, занимающихся

техническим обслуживанием.

поломок

Для оперативного устранения

и доставки необходимых деталей

в совхозе

«Ермак» специально выделена техническая по­ мощь, на шасси ГАЗ-63, находящаяся в распо­ ряжении заведующего ремонтной мастерской.

Ни в коем случае нельзя превращать, спе­ циализированное звено для проведения тех­

28


нических уходов в техническую помощь экст­ ренного порядка.

Как правило, специализированное звено передвигается от трактора к трактору по зам­ кнутому маршруту, бывая у каждого трактора один раз в 3—4 дня. Наибольший эффект и наименьшие организационные усилия такая си­ стема технических уходов имеет при групповой работе тракторов и комбайнов. Индивидуаль­ ная работа техники усложнит маршрут движе­ ния звена и затруднит связь зівена с механи­ заторами.

При групповой работе агрегатов они для проведения ежемесячного технического ухода съезжаются в одно место и используют обо­ рудование специализированного звена. Те­ лежка должна находиться в месте проведения ежесменного технического ухода.

6. О РГА Н И ЗА Ц И Я ЗА П РА В

К И ГО Р Ю Ч Е ­

СМ АЗО ЧН Ы М И М А ТЕРИ АЛ АМ И

ТРАКТО РОВ

ИКО М БАЙ Н О В

Всовхозе «Ермак» все тракторы и комбай­

ны заправляются не в бригадных нефтебазах п не из бочек, сваливаемых на поля возчиками горючего, а из автозаправщиков. Один авто­ заправщик заправляет ежедневно 18—25 тракторов.

В совхозе имеется одна центральная нефте­ база, а все бригадные нефтебазы ликвидиро­ ваны, благодаря чему был наведен порядок в хранении нефтепродуктов и заправке трак­ торов и комбайнов. В связи с этим потери неф­ тепродуктов в совхозе резко сократились.

Заправка организована следующим обра­ зом.