Файл: Хищук А.А. Железобетонные шахтные копры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арматура стен состояла из двухслойной сетки с ячейками 25X25 см. Горизонтальные и

вертикальные стержне арматуры выполнялись главным образом из круглой стали периодиче­ ского профиля марки СТ-5 и 25 ГС диаметром 12 мм. В отдельных местах проектом пред­

усматривались стержни больших диамет­ ров.

Для обеспечения правильного положения горизонтальных стержней вертикальная арма­ тура устанавливалась в виде каркасов — «ле­ сенок» с поперечинами из 3—4 мм проволоки,

приваренными к вертикальным стержням на расстоянии двойного шага горизонтальной ар­ матуры. На отогнутые кверху концы попере­ чин укладывались горизонтальные стержни. «Лесенки» заранее изготавливались в арма­ турной мастерской и при установке строго сле­ дили за их вертикальностью для соблюдения толщины защитного слоя. Нарушения толщи­ ны этого слоя вызывают заклинивания арма­ турных каркасов в опалубке, а это ведет к срывам свежеуложенного бетона.

При армировании во внутренних стенах копра временно оставлялись проемы для про­ езда тачек с бетоном. Проемы, по мере под­

нятия

опалубки,

армировались

П-образны-

ми скобами

высотой 500 мм из арматурной

стали

того

же

диаметра, что

и арматура

стен.

 

балок укладывалась в процессе

Арматура

бетонирования, без остановки движения опа­ лубки, причем, в связи с большой насыщенно­ стью балок арматурой, бетон укладывался послойно, по мере установки арматуры.

24

Бетон для копра был принят марки 200 с осадкой конуса 7—8 см. Для приготовления

бетона применялся цемент марки 400—500, а при понижении температуры применялись быстротвердеющие цементы.

Первоначально формы опалубки заполня­ лись в течение 4—5 часов бетоном на высоту 1,0 м по всему периметру стен. После чего про­

изводились пробные подъемы форм опалубки домкратами на 25—30 мм, с одновременным

продолжением укладки бетона.

Движение опалубки начиналось с момен­ та, когда бетон, выходящий из-под опалубки, мог сохранять свою форму не оплывая.

Дальнейшее бетонирование производилось при непрерывном движении форм: бетон укла­ дывался горизонтальными слоями толщиной 25—30 см равномерно по всей окружности.

Очередной слой бетона начинали уклады­ вать только после того, как окончена укладка нижележащего слоя. Это необходимо для того, чтобы каждый, освобождающийся от опалуб­ ки слой бетона, был одного воараста и оди­ наковой прочности по всему периметру стен.

В результате уменьшается налипание бе­ тона на щиты опалубки, устраняются несим­ метричные нагрузки на домкратные стержни

и увеличивается

скорость

подъема

опа­

лубки.

 

 

 

Формы все время должны быть заполнены

бетоном не менее

чем на 2/3

их высоты.

По­

этому при бетонировании поверхность бетона находится на 20—25 см ниже уровня рабочего

пола.

25


Поверхность опалубки непрерывно очища­ лась от бетона скребками. Уплотнение бетона производилось глубинными вибраторами И-116, которые погружались не болад чем на 2/3 толщины укладываемого слоя, чтобы не на­ рушать ранее уложенный бетон. Особенно тщательно уплотняли бетон в густоармированных балках.

Одновременно с бетонированием стен, со­ гласно технологической карте, устанавлива­ лись различные закладные детали, положение которых фиксировалось по нивелиру и кон­ трольным рейкам.

Готовые забетонированные стены снаружи систематически увлажняли при помощи дож­ девального кольца, а внутри — из шланга.

Если перерыв в бетонировании должен был превысить 2 часа, то предварительно формы заполняли бетоном доверху и, чтобы избежать сцепления форм с бетоном, продолжали подъ­ ем опалубки с незначительной скоростью до окончания схватывания бетона и появления между бетоном и щитами опалубки различи­ мого на глаз зазора в 1—2 мм.

Перед возобновлением бетонирования опа­ лубку и поверхность бетона тщательно очища­ ли, промывали водой и продували струей сжа­ того воздуха.

Стены, кроме тех, которые покрывали сло­ ем утеплителя, сразу же после выхода из форм затирали с добавлением, если это требовалось, цементного раствора состава 1:3, чтобы повер|Хности были гладкими. Эта работа выпол­ нялась с подвесных лесов.

26

Перекос подвижной опалубки или небреж­ ная очистка ее от налипающего бетона могут привести к «срывам» бетона — верхний слой бетона заклинивается в формах и, поднимаясь вместе с ними, отрывается от нижнего, обра­ зуя трещину. Срывы легко обнаруживаются, так как при этом образуется местное вздутие поверхности бетона. При обнаружении срывов прекращали движение опалубки, вычищали весь нарушенный бетон и промывали, а затем возобновляли бетонирование.

Скорость подъема опалубки зависит, в ос­ новном, от быстроты твердения бетона, кото­ рая обусловливается температурой и активно­ стью цемента. Наиболее благоприятной яв­ ляется температура воздуха от +17° до +27°. С понижением температуры скорость подъе­ ма резко снижается и при +5° бетон, выходя из форм, оплывает, в связи с чем в этих усло­ виях бетонирование можно вести только с применением тепляков, ускорителей твердения бетона и т. д. При температуре +30° и выше бетонирование также усложняется, так как нужно очень быстро поднимать опалубку, что­ бы не произошло схватывание бетона с фор­ мами. Кроме того, требуются специальные меры предохранения бетона от пересушивания (навеска с наружной стороны фартуков для защиты от солнца и др.).

Наилучшими условиями для бетонирова­ ния в подвижной опалубке являются такие, при которых готовый бетон обладает прочно­ стью, обеспечивающей сохранение его формы без оплывания и в то же время его поверх­ ность еще поддается заглаживанию теркой

27


для устранения раковин и следов от щитов опалубки.

На шахте «Ясиновская-Глубокая» бетони­ рование копра было выполнено летом при до­ статочно высокой температуре воздуха. При строительстве такого же копра на шахте «Бу- товская-Глубокая» работы нулевого цикла бы­ ли окончены только в ноябре. Чтобы не ожи­ дать лета следующего года, то есть не преры­ вать строительство на 5—6 месяцев, было при­ нято решение бетонировать стены копра зи­ мой в брезентовом тепляке, навешенном на подвижную опалубку, утепленную войлоком и толевой подшивкой (рис. 7).

Проектом организации работ было преду­ смотрено утепление бетонорастворного узла, кузовов автосамосвалов, в которых бетон под­ возился к копру; оборудован подогрев воды и инертных заполнителей, благодаря чему тем­ пература бетона, после его укладки в формы, составляла от +10° до +15°.

Цемент применялся быстротвердеющий, марки 400—500, выделяющий большое коли­ чество тепла и обеспечивающий интенсивное нарастание прочности в начальный период твердения.

Тепляк с наружной стороны копра отапли­ вался пятью электрокалориферами, установ­ ленными на подвесном полу, а внутри зда­ ния—'теплым воздухом, который подавался гибкими рукавами от паровых калориферов, установленных внизу копра.

Были приняты меры для сокращения по­ терь тепла: утеплены проемы, устроены вход­ ные тамбуры, шлюз для въезда автомашин с

28

Рис. 7. Схема подвесного тепляка:

1*—домкрат; 2 — подвесные леса внутрен­ ние; 3—подвесные леса наружные; 4 — ме­ таллический канат диаметром 8—10 мм: 5—брезентовое покрытие; 6—утепленный ра­ бочий пол; 7—внутренняя опалубка; 8 — наружная опалубка; 9—защитный козырек;

10 — домкратная рама.


бетоном и т. п. Температура в тепляке под ра­ бочим полом поддерживалась на уровне +10°, + 15°, при температуре наружного воздуха до -20°. Если наружная температура опускалась ниже -20°, то бетонирование временно при­ останавливали, продолжая подогревать теп­ ляк.

Скорость подъема опалубки изменялась в зависимости от изменения наружной темпера­ туры. Средний темп движения опалубки соста­ вил 0,8 м в сутки, а максимальная скорость — 1,75 м. В отдельные дни, при односменном бе­ тонировании, темп снижался до 40—50 см.

Размещение на рабочем полу опалубки струноподъемника и крана «Пионер» помеша­ ло устройству шатрового тепляка. В связи с этим не могли быть использованы и гидравли­ ческие домкраты. Пришлось применить руч­ ные домкраты, что увеличило трудоемкость и затруднило сохранение горизонтальности ра­ бочего пола.

Водяной уровень пришлось заменить мер­ ными рейками.

В процессе бетонирования стен копров при­ ходилось внимательно следить за домкратными стержнями, на которые опирается при подъеме подвижная опалубка. Те стержни, которые при подъеме опалубки оставались не заделанными в бетон, приходилось надежно раскреплять, предохраняя их от изгиба, кото­ рый вызывает местные перекосы и расстрой­ ство форм.

К каждому свободно стоящему домкратному стержню арматурной проволокой прикреп­ лялась деревянная стойка 12X18 см. Эти стой­

301

ки в свою очередь прикреплялись к анкерам, заложенным в бетон копра, или расшивались между собой раскосами.

В машинном зале, где свободная длина домкратных стержней достигала 10 м, их кре­

пили к металлическим стойкам из двутавра

20.

Домкратные стержни наращивались при помощи электросварки, вместо предлагавше­ гося проектом очень трудоемкого стыкования путем металлических пальцев, закладываемых в гнезда, выточенные в торцах стержней.

Вследствие местной перегрузки или в ре­ зультате деформации опалубки наблюдались случаи изгиба отдельных домкратных стерж­ ней. При этом резко возрастала нагрузка на соседние стержни, которые тоже деформиро­ вались. Такие стержни усиливались привар­ кой вспомогательного стержня или выреза­ лись и заменялись новыми.

Чтобы предупредить деформацию домкрат­ ных стержней, контролировали горизонтальное положение рабочего пола, не допускали из­ лишние нагрузки на опалубку, следили за чи­ стотой рабочего пола и т. д.

Кроме того, щиты опалубки систематиче­ ски очищались от налипающего бетона, чтобы не увеличивалось сопротивление при подъеме опалубки.

УСТРОЙСТВО ПРОЕМОВ И ОТВЕРСТИЙ

Для образования оконных проемов уста­ навливались постоянные оконные блоки, кото­ рые крепились при помощи металлических

31


пластинок к арматурным каркасам стен копра. Коробка блока делалась на 3 см тоньше

стены для того, чтобы она не цеплялась за по­ движную опалубку.

Для заделки зазоров между опалубкой и коробкой и для защиты переплетов от повреж­ дений при движении форм опалубки к блокам прибивались временные наличники. В случае пересечения оконного проема домкратными стержнями, устанавливалась временная со­ ставная коробка.

Вдверных проемах при бетонировании стен устанавливались временные коробки, а затем металлические герметические двери.

Для образования отверстий в стенах копра

вбетон закладывали обрезки газовых труб длиной на 2—3 см меньше толщины стены.

При закладке группы отверстий трубки зара­ нее при помощи кондуктора сваривались в жесткую систему.

Всвязи с тем, что иногда происходило заплывание трубок во время бетонирования стен, вместо группы трубок в стенах оставля­ лись монтажные проемы соответствующих раз­ меров, которые после установки болтовых креплений заполнялись бетоном.

БЕТОНИРОВАНИЕ БАЛОК, ПЕРЕМ Ы ЧЕК,

МЕЖ ДУЭТАЖ НЫ Х ПЕРЕКРЫ ТИЙ , БУНКЕРОВ И КРЫ Ш И КОПРА

Перемычки и балки, находящиеся в плоско­ сти стен копра, бетонировались в подвижной опалубке одновременно со стенами. Деревян­ ные днища балок опирались на стойки крепле­

32

ния домкратных стержней, а при больших пролетах устанавливались дополнительные стойки или подкосы.

Балки междуэтажных перекрытий бетони­ ровались в стационарной опалубке вместе с плитами перекрытий.

Для заделки плит междуэтажных перекры­ тий в стены копра, по всему периметру стены при ее бетонировании в месте примыкания пе­ рекрытия закладывалась горизонтальная штраба, равная толщине плиты перекрытия и заглубленная в стену на 60—80 мм. Для

устройства штрабы в бетон стены заделывали прослойки из тощего бетона, формой для ко­ торого служила полоса кровельного железа, прибитого к деревянным брускам, заложенным в стену.

После выхода штрабы из форм подвижной опалубки тощий бетон и бруски с кровельным железом удалялись из штрабы.

К устройству первого перекрытия на от­ метке + 7,75 м приступили после возведения

стен копра выше уровня следующего перекры­ тия на отметке +15,75 м.

Опалубка междуэтажных перекрытий опи­ ралась на деревянные стоечные леса, установ­ ленные на нижележащем перекрытии. Щиты опалубки, арматурные стержни и прочие ма­ териалы подавались крано-м «Пионер» через оконные проемы. Бетон подавался при помощи канатного подъемника, размещенного в лиф­ товом отделении. К 'месту укладки бетон под­ возился тачками. В связи с этим его начинали укладывать в наиболее удаленной от подъем­ ника точке. В последнюю очередь бетонирова­

33