ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Арматура стен состояла из двухслойной сетки с ячейками 25X25 см. Горизонтальные и
вертикальные стержне арматуры выполнялись главным образом из круглой стали периодиче ского профиля марки СТ-5 и 25 ГС диаметром 12 мм. В отдельных местах проектом пред
усматривались стержни больших диамет ров.
Для обеспечения правильного положения горизонтальных стержней вертикальная арма тура устанавливалась в виде каркасов — «ле сенок» с поперечинами из 3—4 мм проволоки,
приваренными к вертикальным стержням на расстоянии двойного шага горизонтальной ар матуры. На отогнутые кверху концы попере чин укладывались горизонтальные стержни. «Лесенки» заранее изготавливались в арма турной мастерской и при установке строго сле дили за их вертикальностью для соблюдения толщины защитного слоя. Нарушения толщи ны этого слоя вызывают заклинивания арма турных каркасов в опалубке, а это ведет к срывам свежеуложенного бетона.
При армировании во внутренних стенах копра временно оставлялись проемы для про езда тачек с бетоном. Проемы, по мере под
нятия |
опалубки, |
армировались |
П-образны- |
|
ми скобами |
высотой 500 мм из арматурной |
|||
стали |
того |
же |
диаметра, что |
и арматура |
стен. |
|
балок укладывалась в процессе |
||
Арматура |
бетонирования, без остановки движения опа лубки, причем, в связи с большой насыщенно стью балок арматурой, бетон укладывался послойно, по мере установки арматуры.
24
Бетон для копра был принят марки 200 с осадкой конуса 7—8 см. Для приготовления
бетона применялся цемент марки 400—500, а при понижении температуры применялись быстротвердеющие цементы.
Первоначально формы опалубки заполня лись в течение 4—5 часов бетоном на высоту 1,0 м по всему периметру стен. После чего про
изводились пробные подъемы форм опалубки домкратами на 25—30 мм, с одновременным
продолжением укладки бетона.
Движение опалубки начиналось с момен та, когда бетон, выходящий из-под опалубки, мог сохранять свою форму не оплывая.
Дальнейшее бетонирование производилось при непрерывном движении форм: бетон укла дывался горизонтальными слоями толщиной 25—30 см равномерно по всей окружности.
Очередной слой бетона начинали уклады вать только после того, как окончена укладка нижележащего слоя. Это необходимо для того, чтобы каждый, освобождающийся от опалуб ки слой бетона, был одного воараста и оди наковой прочности по всему периметру стен.
В результате уменьшается налипание бе тона на щиты опалубки, устраняются несим метричные нагрузки на домкратные стержни
и увеличивается |
скорость |
подъема |
опа |
лубки. |
|
|
|
Формы все время должны быть заполнены |
|||
бетоном не менее |
чем на 2/3 |
их высоты. |
По |
этому при бетонировании поверхность бетона находится на 20—25 см ниже уровня рабочего
пола.
25
Поверхность опалубки непрерывно очища лась от бетона скребками. Уплотнение бетона производилось глубинными вибраторами И-116, которые погружались не болад чем на 2/3 толщины укладываемого слоя, чтобы не на рушать ранее уложенный бетон. Особенно тщательно уплотняли бетон в густоармированных балках.
Одновременно с бетонированием стен, со гласно технологической карте, устанавлива лись различные закладные детали, положение которых фиксировалось по нивелиру и кон трольным рейкам.
Готовые забетонированные стены снаружи систематически увлажняли при помощи дож девального кольца, а внутри — из шланга.
Если перерыв в бетонировании должен был превысить 2 часа, то предварительно формы заполняли бетоном доверху и, чтобы избежать сцепления форм с бетоном, продолжали подъ ем опалубки с незначительной скоростью до окончания схватывания бетона и появления между бетоном и щитами опалубки различи мого на глаз зазора в 1—2 мм.
Перед возобновлением бетонирования опа лубку и поверхность бетона тщательно очища ли, промывали водой и продували струей сжа того воздуха.
Стены, кроме тех, которые покрывали сло ем утеплителя, сразу же после выхода из форм затирали с добавлением, если это требовалось, цементного раствора состава 1:3, чтобы повер|Хности были гладкими. Эта работа выпол нялась с подвесных лесов.
26
Перекос подвижной опалубки или небреж ная очистка ее от налипающего бетона могут привести к «срывам» бетона — верхний слой бетона заклинивается в формах и, поднимаясь вместе с ними, отрывается от нижнего, обра зуя трещину. Срывы легко обнаруживаются, так как при этом образуется местное вздутие поверхности бетона. При обнаружении срывов прекращали движение опалубки, вычищали весь нарушенный бетон и промывали, а затем возобновляли бетонирование.
Скорость подъема опалубки зависит, в ос новном, от быстроты твердения бетона, кото рая обусловливается температурой и активно стью цемента. Наиболее благоприятной яв ляется температура воздуха от +17° до +27°. С понижением температуры скорость подъе ма резко снижается и при +5° бетон, выходя из форм, оплывает, в связи с чем в этих усло виях бетонирование можно вести только с применением тепляков, ускорителей твердения бетона и т. д. При температуре +30° и выше бетонирование также усложняется, так как нужно очень быстро поднимать опалубку, что бы не произошло схватывание бетона с фор мами. Кроме того, требуются специальные меры предохранения бетона от пересушивания (навеска с наружной стороны фартуков для защиты от солнца и др.).
Наилучшими условиями для бетонирова ния в подвижной опалубке являются такие, при которых готовый бетон обладает прочно стью, обеспечивающей сохранение его формы без оплывания и в то же время его поверх ность еще поддается заглаживанию теркой
27
для устранения раковин и следов от щитов опалубки.
На шахте «Ясиновская-Глубокая» бетони рование копра было выполнено летом при до статочно высокой температуре воздуха. При строительстве такого же копра на шахте «Бу- товская-Глубокая» работы нулевого цикла бы ли окончены только в ноябре. Чтобы не ожи дать лета следующего года, то есть не преры вать строительство на 5—6 месяцев, было при нято решение бетонировать стены копра зи мой в брезентовом тепляке, навешенном на подвижную опалубку, утепленную войлоком и толевой подшивкой (рис. 7).
Проектом организации работ было преду смотрено утепление бетонорастворного узла, кузовов автосамосвалов, в которых бетон под возился к копру; оборудован подогрев воды и инертных заполнителей, благодаря чему тем пература бетона, после его укладки в формы, составляла от +10° до +15°.
Цемент применялся быстротвердеющий, марки 400—500, выделяющий большое коли чество тепла и обеспечивающий интенсивное нарастание прочности в начальный период твердения.
Тепляк с наружной стороны копра отапли вался пятью электрокалориферами, установ ленными на подвесном полу, а внутри зда ния—'теплым воздухом, который подавался гибкими рукавами от паровых калориферов, установленных внизу копра.
Были приняты меры для сокращения по терь тепла: утеплены проемы, устроены вход ные тамбуры, шлюз для въезда автомашин с
28
Рис. 7. Схема подвесного тепляка:
1*—домкрат; 2 — подвесные леса внутрен ние; 3—подвесные леса наружные; 4 — ме таллический канат диаметром 8—10 мм: 5—брезентовое покрытие; 6—утепленный ра бочий пол; 7—внутренняя опалубка; 8 — наружная опалубка; 9—защитный козырек;
10 — домкратная рама.
бетоном и т. п. Температура в тепляке под ра бочим полом поддерживалась на уровне +10°, + 15°, при температуре наружного воздуха до -20°. Если наружная температура опускалась ниже -20°, то бетонирование временно при останавливали, продолжая подогревать теп ляк.
Скорость подъема опалубки изменялась в зависимости от изменения наружной темпера туры. Средний темп движения опалубки соста вил 0,8 м в сутки, а максимальная скорость — 1,75 м. В отдельные дни, при односменном бе тонировании, темп снижался до 40—50 см.
Размещение на рабочем полу опалубки струноподъемника и крана «Пионер» помеша ло устройству шатрового тепляка. В связи с этим не могли быть использованы и гидравли ческие домкраты. Пришлось применить руч ные домкраты, что увеличило трудоемкость и затруднило сохранение горизонтальности ра бочего пола.
Водяной уровень пришлось заменить мер ными рейками.
В процессе бетонирования стен копров при ходилось внимательно следить за домкратными стержнями, на которые опирается при подъеме подвижная опалубка. Те стержни, которые при подъеме опалубки оставались не заделанными в бетон, приходилось надежно раскреплять, предохраняя их от изгиба, кото рый вызывает местные перекосы и расстрой ство форм.
К каждому свободно стоящему домкратному стержню арматурной проволокой прикреп лялась деревянная стойка 12X18 см. Эти стой
301
ки в свою очередь прикреплялись к анкерам, заложенным в бетон копра, или расшивались между собой раскосами.
В машинном зале, где свободная длина домкратных стержней достигала 10 м, их кре
пили к металлическим стойкам из двутавра
№ 20.
Домкратные стержни наращивались при помощи электросварки, вместо предлагавше гося проектом очень трудоемкого стыкования путем металлических пальцев, закладываемых в гнезда, выточенные в торцах стержней.
Вследствие местной перегрузки или в ре зультате деформации опалубки наблюдались случаи изгиба отдельных домкратных стерж ней. При этом резко возрастала нагрузка на соседние стержни, которые тоже деформиро вались. Такие стержни усиливались привар кой вспомогательного стержня или выреза лись и заменялись новыми.
Чтобы предупредить деформацию домкрат ных стержней, контролировали горизонтальное положение рабочего пола, не допускали из лишние нагрузки на опалубку, следили за чи стотой рабочего пола и т. д.
Кроме того, щиты опалубки систематиче ски очищались от налипающего бетона, чтобы не увеличивалось сопротивление при подъеме опалубки.
УСТРОЙСТВО ПРОЕМОВ И ОТВЕРСТИЙ
Для образования оконных проемов уста навливались постоянные оконные блоки, кото рые крепились при помощи металлических
31
пластинок к арматурным каркасам стен копра. Коробка блока делалась на 3 см тоньше
стены для того, чтобы она не цеплялась за по движную опалубку.
Для заделки зазоров между опалубкой и коробкой и для защиты переплетов от повреж дений при движении форм опалубки к блокам прибивались временные наличники. В случае пересечения оконного проема домкратными стержнями, устанавливалась временная со ставная коробка.
Вдверных проемах при бетонировании стен устанавливались временные коробки, а затем металлические герметические двери.
Для образования отверстий в стенах копра
вбетон закладывали обрезки газовых труб длиной на 2—3 см меньше толщины стены.
При закладке группы отверстий трубки зара нее при помощи кондуктора сваривались в жесткую систему.
Всвязи с тем, что иногда происходило заплывание трубок во время бетонирования стен, вместо группы трубок в стенах оставля лись монтажные проемы соответствующих раз меров, которые после установки болтовых креплений заполнялись бетоном.
БЕТОНИРОВАНИЕ БАЛОК, ПЕРЕМ Ы ЧЕК,
МЕЖ ДУЭТАЖ НЫ Х ПЕРЕКРЫ ТИЙ , БУНКЕРОВ И КРЫ Ш И КОПРА
Перемычки и балки, находящиеся в плоско сти стен копра, бетонировались в подвижной опалубке одновременно со стенами. Деревян ные днища балок опирались на стойки крепле
32
ния домкратных стержней, а при больших пролетах устанавливались дополнительные стойки или подкосы.
Балки междуэтажных перекрытий бетони ровались в стационарной опалубке вместе с плитами перекрытий.
Для заделки плит междуэтажных перекры тий в стены копра, по всему периметру стены при ее бетонировании в месте примыкания пе рекрытия закладывалась горизонтальная штраба, равная толщине плиты перекрытия и заглубленная в стену на 60—80 мм. Для
устройства штрабы в бетон стены заделывали прослойки из тощего бетона, формой для ко торого служила полоса кровельного железа, прибитого к деревянным брускам, заложенным в стену.
После выхода штрабы из форм подвижной опалубки тощий бетон и бруски с кровельным железом удалялись из штрабы.
К устройству первого перекрытия на от метке + 7,75 м приступили после возведения
стен копра выше уровня следующего перекры тия на отметке +15,75 м.
Опалубка междуэтажных перекрытий опи ралась на деревянные стоечные леса, установ ленные на нижележащем перекрытии. Щиты опалубки, арматурные стержни и прочие ма териалы подавались крано-м «Пионер» через оконные проемы. Бетон подавался при помощи канатного подъемника, размещенного в лиф товом отделении. К 'месту укладки бетон под возился тачками. В связи с этим его начинали укладывать в наиболее удаленной от подъем ника точке. В последнюю очередь бетонирова
33