Файл: Хищук А.А. Железобетонные шахтные копры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лись участки, примыкающие к подъемнику. Для подачи бетона в помещения, отделенные от подъемника глухими стенами, в них остав­ лялись временные проемы.

Установку лесов и опалубки для вышеле­ жащего перекрытия начинали не ранее, чем через 40 часов после укладки бетона в ниже­ лежащее перекрытие, не разбирая под ним леса до приобретения бетоном проектной проч­ ности.

Объемы работ по перекрытиям были при­ мерно одинаковы и трудоемкость устройства одного перекрытия составляла в среднем 50—55 человеко-дней. Бригада в составе 8—9 человек выполняла эти работы за 6 дней, в том числе устройство лесов и опалубки — 3—4 дня, армирование— 1—2 дня и укладка 12—16 м3бетона — 1 день.

Применяя последовательное бетонирова­ ние, предусмотренное* графиком, устройство перекрытий заканчивалось на два месяца поз­ же бетонирования стен копра.

Для сокращения срока строительства коп­ ра был разработан метод бетонирования пере­ крытий двумя параллельными потоками, одно­ временно на двух разных отметках. Для этого на отметке +35,0 м были устроены временные

подмости из балок № 20, которые послужили опорой для опалубки перекрытия. Забетони­ ровав это перекрытие, на нем установили леса для вышележащего перекрытия, я так до от­

метки пола машинного отделения. Одновре­ менно велись работы по устройству нижележа­ щих перекрытий. В результате продолжитель­

34

ность строительства копра была сокращена на два месяца.

Для .опирания опалубки консольных вы­ ступов (эркеров) машинного зала в стенах копра были заложены выпускные консольные леса из балок № 24.

Балки перекрытия на отметке + 58 м

уровень пола машинного зала, — являющиеся одновременно и фундаментами подъемных машин, имели поперечные размеры значитель­ но большие, чем балки остальных перекры­ тий. Кроме того, в этих балках предусмотрено большое количество отверстий для анкерных болтов подъемных машин, в связи с чем здесь дополнительно раскрепляли опалубку балок и фиксировали закладные трубки и пробки, по­ ложение которых строго проверялось перед бетонированием балок. Фундаментные балки и плиты перекрытия в машинном отделении бетонировали круглосуточно без 'перерывов.

Породные и угольные бункера бетонирова­ лись в стационарной опалубке, поддерживаю­ щие леса которой опирались на нижележащее перекрытие. После установки наружной опа­ лубки и арматуры начиналось бетонирование днища и стен бункеров с поярусной (высотой яруса 1,5—2,0 м) установкой внутренней опа­

лубки.

Расположенная в лифтовом отделении ме­ таллическая лестница являлась единственным средством сообщения с рабочим настилом по­ движной опалубки, поэтому монтаж лестницы вели с таким расчетом, чтобы от ее верха до подвесного пола опалубки оставался разрыв

35


не более 4—5 м. В этом разрыве устанавлива­

лась временная деревянная лестница.

Купол крыши бетонировали в стационар­ ной опалубке после возведения стен’ машин­ ного зала.

Не доходя 50 см до опорного кольца ку­

пола, прекращали укладку бетона, а движе­ ние опалубки продолжали, пока рабочий пол не достигал низа опорного кольца. После этого металлическими хомутами, захватывающими кружала и расположенными примерно на рас­ стоянии одного метра друг от друга, закрепи­ ли подвижную опалубку на стенах копра, а затем бетоном заполнили формы до верха.

На рабочем полу установили леса, кружа­ ла и опалубку купола.

ДЕМ ОНТАЖ ПОДВИЖ НОЙ ОПАЛУБКИ

Подвижная опалубка была демонтирована после приобретения бетоном купола 70% рас­ четной прочности. Выполнялся демонтаж в та­ кой последовательности. Сначала разобрали оборудование и временные сооружения, рас­ положенные на рабочем полу (часть их была снята еще при установке кружал для купола), затем подвесные леса, рабочий пол. После этого сняли щиты подвижных форм; разобра­ ли нижние и верхние кружала; демонтировали домкратные установки.

Кран «Пионер» и струноподъемник, закре­ пленные на крыше копра, использовались для транспортировки деталей от разбираемой по­ движной опалубки, а после окончания всех строительных работ их демонтировали.

36

УТЕПЛЕНИЕ СТЕН КОПРА И ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ

По мере готовности стен и междуэтажных перекрытий утепляли наружные стены, а вслед за этим приступали к внутренней отделке по­ мещений.

Стены здания изнутри покрывались термопоритовыми плитами прочностью 10—\Ъкг!смг, размерами 500X500X100 мм, толщина слоя 100 мм. Плиты изготавливались на заводе из

древесных опилок с добавкой цемента, извести и жидкого стекла. К бетонным стенам термопоритовые плиты приклеивались цементным раствором марки 50. Работы по утеплению стен производились с инвентарных лесов. По наклеенным на стены плитам утеплителя нано­ сился слой штукатурки.

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНОСТИ СТЕН КОПРА

Особое внимание было уделено контролю за горизонтальным положением рабочего пола подвижной опалубки, так как потеря горизон­ тальности может, кроме изгиба домкрагных стержней, привести к срывам свежеуложенного бетона в связи с перекосом, а также и к отклонению башни копра от вертикали.

Контроль осуществлялся при помощи водя­ ного нивелира, состоящего из магистрального трубопровода диаметром 1,5 дюйма с отвода­ ми к гидроуровням, прикрепленным к каждой домкратной раме. Гидроуровень представляет

37


собой стеклянную трубку, соединенную с тру­ бопроводом гибким шлангом и заключенную в металлическую или деревянную оправу, на которой нанесены деления.

Кроме того, к арматуре колонн были при­ креплены мерные деревянные рейки, которые наращивались по мере продвижения опалубки.

Вертикальность стен копра проверяли при помощи пяти отвесов, установленных в центре и в углах центральной шахты копра. Одного центрального отвеса оказалось недостаточно, так как он показывал вертикальность здания, не отражая круговых смещений подвижной опалубки, а вместе с ней и стен здания. Такие смещения могут 1Привести к неисправимым пе­

рекосам стен копра.

Отклонения отвесов замерялись ежесменно и записывались в журнал работ. По этим записям вычерчивался вертикальный профиль стен копра.

При круговых смещениях лебедкой натяги­ вали опалубку в сторону, обратную ее смеще­ нию. Отклонения стен от вертикали устраня­ лись переподъемом группы домкратов той сто­ роны, в которую наклонился копер. В резуль­ тате принятой системы контроля отклонение стен от вертикали при высоте копра 70 м со­ ставило всего 49 мм.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Помимо общепринятых правил техники безопасности для строительно-монтажных ра­ бот, соблюдались некоторые специальные ме­ роприятия.

38

1.Запасы материалов равномерно распре­ делялись по площади рабочего пола.

2.На подвижную опалубку был запрещен доступ людей, не связанных с работой.

3.Вокруг копра было установлено ограж­ дение с предупредительными надписями. При производстве работ, связанных с возмож­ ностью падения каких-либо предметов, внизу выставлялись сигналы.

4.Сигнализация и связь рабочего пола с расположенными внизу механизмами прове­ рялась ежесменно. Были вывешены таблицы с-описанием системы сигналов.

5.На рабочем полу был установлен мол­ ниеотвод.

6.К работе допускались только люди, про­ шедшие специальный медосмотр и не страдаю­ щие болезнью высоты.

7.Все рабочие проходили специальное обу­ чение бетонированию в подвижной опалубке, правилам эксплуатации домкратов и прочих механизмов.

8.Рабочий и подвесной полы, а также пе­ реходы и лестницы были надежно ограждены.

9.Исправность всех элементов подвижной опалубки ежесменно проверялась техническим персоналом.

10.На рабочем полу был установлен про­ тивопожарный пост, оснащенный средствами

пожаротушения, а также пожарным водопро­ водом, краном с рукавом « брантспойтом. Обо­ рудовано место для курения.

11. На рабочем полу имелась подвесная лестница из металлического троса, по кото­ рой, в случае срочной эвакуации, можно было

39



спуститься на площадку постоянной металли­ ческой лестницы.

12. В связи с одновременным ведением гор­ нопроходческих работ в стволе шахты, были разработаны специальные мероприятия, га­ рантирующие безопасность строительно-мон­ тажных и, главным образом, электрогазосварочных работ над шахтным стволом.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

При строительстве копра на шахте «Яси- новская-Глубокая» достигнуты следующие технико-экономические показатели:

1. Т р у д о ем к о ст ь в о зв е д е н и я

(б е з

 

о т д ел о ч н ы х р а б о т и м о н т а ж а

7 8 0 0 чел -дней

о б о р у д о в а н и я )

 

 

 

 

2. Т о

ж е , на

1 м3 зд а н и я

 

 

0 ,6 4 чел -дней

3 . З а т р а т ы т р у д а на б е т о н и р о в а ­

 

н и е

стен б а ш ен н о го

к о п р а

в

п о ­

 

д в и ж н о й о п а л у б к е на 1 м3 з д а ­

0 ,3 3 чел -дней

ния

 

 

 

 

 

 

 

4. С р ед н и й

п р о ц ен т вы п олн ен ия

 

н орм

 

в ы р аботк и

 

 

 

 

— 130%

5. С р ед н я я

ск о р о ст ь

в о зв е д е н и я

 

стен

б а ш ен н о го к оп р а в п о д в и ж ­

 

ной

о п а л у б к е

 

 

 

 

— 0 ,9 7 м/сутки

6 . М а к си м а л ь н а я ск о р о ст ь в о зв е ­

 

д ен и я

стен

б а ш ен н о го

к опра

в

 

п о д в и ж н о й

о п а л у б к е

 

 

— 2 м/сутки

7. П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь

 

б е т о н и р о ­

 

в ан и я

стен

к о п р а

в

п о д в и ж н о й

 

о п а л у б к е

 

 

 

 

 

— 70 д н ей

8. П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь

 

б е т о н и р о ­

 

вани я

м а ш и н н о го

за л а

 

 

3 м еся ц а

40