Файл: Трунтаев В.В. Системы вентиляции и термостатирования агрегата учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
В. В. ТРУНТАЕЭ, ю. И. ИМ
629.198.2 Т 787
СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ АГРЕГАТА
Учебное пособие
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ВОЕННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени А. Ф. МОЖАЙСКОГО
Ленинград— 1969
ГОС.ПУБЛИЧНАЯ |
|
' У < i; ТЕХНИЧЕСКАЯ I |
|
СССР |
|
УДК 629.7.085 (075.8) |
|
U q q 69 |
L |
|
53636
|
Техническим редактор H. П. Пастухова |
|
||
|
Корректор И. Ф. Поведская |
|
||
Подписано |
к печати 20.2.69 |
Печ. листов 2 |
Уч.-изд. |
листов 2 |
Зак. 6091 |
Для внутриведомственной продажи цена 17 коп. |
Г-651027 |
||
|
Типография ЛВИКА |
имени А. Ф. |
Можайского |
|
3
Г л а в а |
I |
ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА И КОНДИЦИОНЕР ОТДЕЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
§ I . Общее устройство Фильтровентиляционной установки
Фильтровентиляционная установка предназначена для подачи атмосферного воздуха в отделение управления и энергоотделение, очищенного от механических включений, отравляющих и бактерио логических веществ, а также для полной изоляции этих отделений от атмосферы во избежание резкого повышения давления. Для улуч шения герметичности указанных отделений корпуса в них поддер живается избыточное давление 35 мм вод. столба с помощью кла пана, установленного в верхней части моторной перегородки и стравливающего воздух в силовое отделение.
Воздух, поступающий в фильтровенгилнционную установку (ФВУ), непрерывно контролируется специальным прибором на наличие в нем отравляющих веществ, а также различных вредных излучений.
В случае обнаружения в воздухе этих компонентов прибор выда ет сигнал на автоматическое включение средств защиты. Наличие бактериологического заражения устанавливается химической служ бой, и включение оредсгв защиты производится вручную по спе циальной команде.
ФВУ размещается в правом переднем бункере отделения управ ления, закреплена с помощью кронштейнов к стенкам бункера и со
стоит из корпуса 25 (р и с .1 ): механизма 2 |
защитных клапанов (МЗК), |
||||
механизма 24 перепускных |
клапанов |
(МПК), |
нагнетателя 30 |
и фильт |
|
ра-поглотителя 16. |
|
|
|
|
|
Корпус 25 |
представляет собой |
оТливк^ |
из алюминиевого |
сплава |
|
с приваренными |
стенками, |
образующими емкость для установки фильт- |
4
Рио.I
pa-поглотителя 16. Монтаж фильтра-поглотителя и механизма пере пускных клапанов 24 производится через окна, закрытые крышка-- ми 12 и 15. Чистый воздух из корпуса установки поступает в от деление управления через патрубок 21.
Механизм защитных клапанов 2 служит для автоматической гео
5
метизации линии всасывания ФВУ в режиме полной изоляции. На обшивке корпуса агрегата смонтирована плита 3 с колпаком I , в котором размещены клапаны 2 . Эти клапаны могут перекрывать за борное окно "б ” , через которое воздух забирается нагнетателем из атмосферы,и окно " в " , через которое выбрасывается в атмосферу пыльный воздух, отделенный в нагнетателе.
Перемещение клапанов 2 осуществляется через систему рыча гов и тяг 5 с помощью пневмоцилиндров 4 и 32, куда сжатый воз дух подается электропневмоклапанами б и 33 по командам от ре лейно-контакторной системы управления.
Электропневмоклапан 33 и пневмоцилиндр 32 обеспечивают закрывание клапанов 2 , а ЭПК 6 и пневмоцилиндр 4 - их откры вание. Крайние положения клапанов фиксируются пружиной 31.
Нагнетатель 30 диагонального типа служит для забора воз духа из атмосферы, создания избыточного давления в отделении управления и энергоотделении и очистки воздуха от механических включений. Нагнетатель состоит из корпуса I I , направляющего аппарата 7 , электродвигателя 9 и ротора 8 с лопатками. На ло патках направляющего аппарата 7 воздух получает закрутку вокруг оси нагнетателя для обеспечения безударного входа воздуха на вращающиеся лопатки ротора 8. На этих лопатках ротора воздуху сообщается кинетическая энергия, которая затем преобразуется в энергию давления, создавая нужный подпор. Поскольку воздуш ный поток, двигаясь между лопатками ротора, приобретает высо кую окружную скорость, на молекулы воздуха и твердые частицы
пыли действуют центробежные силы. Твердые включения, будучи бо лее тяжелыми, чем молекулы воздуха, отбрасываются центробеж ными силами к периферии более энергично и отсекаются козырьком " а " . Размещение электродвигателя внутри ротора нагнетателя обес печивает его интенсивное охлаждение. Механизм перепускных кла панов предназначен для включения фильтра-поглотителя в трассу подвода воздуха от нагнетателя или для перепуска воздуха, минуя фильтр-поглотитель.
|
|
МПК состоит из клапанов 13, 19 и 24, рычагов 23 и 26, тя |
ги |
2 2 , |
пружины 27, электропневмоклапанов 18 и 2 9 , пневмоцилинд |
ров |
20 |
и 28. Электропневмоклапан 18 и пневмоцилиндр 20 выклю |
чают фильтр-поглотитель из трассы подачи воздуха, а ЭПК 29 и пневмоцилиндр 28 включают фильтр-поглотитель. При выключении фильтра клапаны 13 и 19 герметизируют не только вход в фильтр,
6
но и выход из него во избежание выветривания шихты фильтра на режиме обычной вентиляции. Очистка воздуха от отравляю щих и бактериологических веществ осуществляется в фильтре-по глотителе типа ФПТ-50, который закреплен в корпусе установки седлом-гайкой 14 и винтом 17.
§ 2 . Принцип действия механической части йильтровентиляционной установки
Фильтровентиляционная установка может работать в трех ре жимах:
-режиме чистой вентиляции;
-режиме фильтровентиляции;
-режиме полной изоляции.
Режимчистой вентиляции является основным режимом работы ФВУ и используется в условиях повседневной эксплуатации для обеспечения нормальных условий деятельности экипажа. На этом режиме воздух, забираемый из атмосферы нагнетателем через окно " б " , очищается в нагнетателе только от механических вклю чений, клапаны 2 и 24 открыты, а клапаны 13 и 19 закрыты. Воз дух, содержащий пыль, отсекается козырьком "а " и по патрубку
10 |
выбрасывается в |
атмосферу через |
окно " в " . Чистый воздух че |
р ез |
открытый клапан |
24 и патрубок |
21 выбрасывается в отделение |
управления. Включение и выключение нагнетателя производится кнопками "Пуск" и "Стоп" на коробке КУВ-3 (коробка управления вентилятором).
При объявлении угрожаемого положения переключатель прибо ра ПХРБ на распределительном щитке устанавливается в позицию
"Электрон П". На измерительном пульте прибора загораются в полнакала сигнальные лампочки, что свидетельствует об отсут ствии поражающих факторов в атмосфере, и включается воздухо дувка датчика прибора. Небольшая часть воздуха, прошедшего че рез нагнетатель, непрерывно отбирается воздуходувкой датчика прибора для анализа. При обнаружении в воздухе отравляющих веществ ФВУ переходит на режим фильтровентиляции. В этом слу чае датчик прибора через релейно-контакторную систему управле
ния выдает сигнал на |
срабатывание электропневмоклапана |
29 |
и электропневмоклапана |
6 (если защитные клапаны 2 были |
за |
7
крыты), запускается нагнетатель ФВУ (если он не был включен ран ее ), загораются в полный накал сигнальные лампочки на из мерительном пульте прибора и выдается звуковой сигнал в пере говорное устройство. Электропневыоклапаны 29 и б открывают
доступ |
сжатому |
воздуху в пневмоцилиндры 28 и 4 , |
в результа |
те чего |
клапан |
24 закрывается, а клапаны 15, 19 |
и 2 открывают |
ся , направляя атмосферный воздух через фильтр-поглотитель. На лицевой панели коробки управления фильтром (КУФ) загорается табло "Фильтр включен". В случае отказа прибора ПХРБ фильтр может быть включен кнопкой "Включение фильтра" на коробке управления фильтром. По прекращении сигнала от прибора ПХРБ лампочки на измерительном пульте переходят на свечение в полна кала, а фильтр выключается вручную кнопкой "Выключение фильт
ра" |
на коробке КУФ. При этом срабатывает |
ЭПК 18, |
пневмоцилиндр |
2 0 , |
открывается клапан 24 и закрываются |
клапаны 13 и 19, гаснет |
|
табло "Фильтр включен". Если обнаружено |
вредное |
излучение, |
|
ФВУ переходит на режим полной изоляции. |
При этом |
датчик ПХРБ |
выдает сигнал на срабатывание ЭПК 33, выключается нагнетатель, загорается в полный накал лампочка на измерительном пульте прибора ПХРБ и выдается звуковой сигнал в переговорное уст ройство. ЭПК 33 открывает доступ сжатому воздуху в пневмоцициндр 32, который через систему тяг и рычагов закрывает кла паны 2 , герметизируя вход в нагнетатель "б " и окно "в " для выброса пыльного воздуха.
По прекращении этого сигнала лампочка на измерительном пульте будет гореть в полнакала. В случае необходимости перей ти на режим чистой вентиляции следует запустить нагнетатель кнопкой "Пуск", при этом автоматически откроются клапаны 2, так как получит сигнал ЭПК б.
§ 3 . Принцип действия релейно-контакторной системы управления
Фильтровентиляционной установкой
Основные элементы релейно-контакторной системы |
(р и с.2) |
ском |
|
понованы в |
приборе ПХРБ (Б - 3 ), коробке управления фильтром |
(КУФ) |
|
и коробке |
управления вентилятором (КУВ-3). Питание |
прибора ПХРБ |
|
и коробки КУФ постоянным током (26в) осуществляется |
от распре- |
ИП50А ШР1
РИО.2
9
делительного щитка через автомат защиты сети (АЗС), коробка КУВ-3 питается таким же током через предохранитель сети ИП50А.
Включение ФВУ на режим чистой вентиляции производится кноп кой "Пуск" (КЗ) на коробке КУВ-3. При этом подается напряжение на обмотку реле 6РП, контакты 6РП-1 блокируют кнопку КЗ, кон такты 6РП-2 замыкают цепь магнитного пускателя IK , а контакты 6РП-3 размыкают цепь электропневмоклапана ЗК4, управляющего закрытием защитных клапанов. Контакты магнитного пускателя IK -I замыкают цепи электродвигателя вентилятора BI и ЭПК ЭКЗ. Таким образом, вентилятор начинает работать, а защитные клапаны от
крываются (если они были до этого закрыты). При полном откры |
|
тии защитных клапанов концевой выключатель КВМЗК разрывает |
|
цепь клапана ЭКЗ и замыкает цепь клапана ЭК4, подготавливая |
ее |
к возможному срабатыванию на закрытие защитных клапанов. |
|
Выключение ФВУ производится кнопкой "Стоп" К4 на коробке |
|
КУВ-3. При этом цепь реле 6РП разрывается, контакты 6РП-1 и |
|
6РП-2 размыкаются, а контакты 6РП-3 замыкаются, разрываются |
|
цепи магнитного пускателя IK , электродвигателя вентилятора |
BI |
и клапана ЭКЗ, но замыкается цепь клапана ЭК4. Таким образом, вентилятор выключается, а защитные клапаны закрываются. При полном закрытии защитных клапанов концевой выключатель КВМЗК разрывает цепь клапана ЭК4 и замыкает цепь клапана ЭКЗ, под готавливая ее к последующему срабатыванию на открытие защитных клапанов.
В случае срабатывания датчиков 0 или |
Р, |
сигнал от прибо |
ра ПХРБ подается на реле PI коробки КУФ. |
При этом замыкаются |
|
контакты P I - I, которые замыкают цепь клапана |
ЭК1 и реле 6РП. |
Таким образом, запускается вентилятор (воли он был до этого вы
ключен), открываются защитные клапаны (если |
они были закрыты) |
и включается фильтрг-поглотитель. При полном |
срабатывании клапа |
нов МПК на включение фильтра концевой выключатель КВФ размыка ет цепь клапана ЭК1 и замыкает цепь сигнальных ламп Л1 и Л2 табло "фильтр включен" на коробке КУФ. Включение фильтра можно произвести также кнопкой K I, которая замыкает цепи клапана
ЭК1 и |
реле 6РП. Диод Д в цепи реле 6РП предотвращает ератабы- |
|||
вание |
клапана ЭК1 при включении вентилятора кнопкой |
КЗ. |
||
По прекращении сигнала 0 или Р реле PI обесточивается и |
||||
контакты |
P I-I размыкаются, |
однако реле'6РП’ остается |
под током, |
|
так как |
замкнуты контакты |
6РП-1. Следовательно, для |
выключения |