Файл: Трунтаев В.В. Системы вентиляции и термостатирования агрегата учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

этой цели, являются: испаритель, компрессор, конденсатор и дроссель.

В испарителе I (р и с .5) происходит кипение холодильного агента (фреона-12) при низкой температуре за счет тепла, от­ нимаемого от охлаждаемой среды (рассола). Это достигается пу­ тем создания в испарителе такого давления паров, которое обес­ печит кипение фреона при температуре более низкой, чем темпе­ ратура рассола. Соответствующее давление поддерживается ком­ прессором 2 , отсасывающим пары фреона из испарителя. Поступив­ шие в компрессор пары фреона сжимаются в нем до давления,обес­ печивающего конденсацию этих паров при температуре более высо­ кой, чем температура окружающего воздуха, и нагнетаются в кон­ денсатор 3. В конденсаторе пары фреона отдают атмосферному

воздуху как тепло,эквивалентное работе, затраченной на сжатие паров в компрессоре,и переходят в жидкое состояние.Жидкий фреон

из конденсатора направляется к дросселю 4 , где давление его падает до давления в испарителе с соответствующим понижением температуры. Снижение температуры за дросселем обусловлено за ­ кипанием фреона за счет затрат его внутренней энергии. Таким образом, в паровой компрессионной холодильной машине при ее работе осуществляется перенос тепла от тела с низкой темпера­ турой (рассола) к телу с более высокой температурой (атмосфер­ ному воздуху).

Кроме указанных выше основных элементов, в схему холодиль­ ной машины для повышения ее экономичности и обеспечения без­

17

аварийной работы вводят вспомогательную аппаратуру. К ней от­ носятся газовые и жидкостные фильтры, осушители, ресиверы,па­ рожидкостные теплообменники, а также регулирующие и защитные приборы автоматики.

Компрессорно-конденсаторный агрегат каждой

холодильной

машины

системы термостатирования (р и с.4) состоит

из испа­

рителя

17, компрессора

18 с электродвигателем

19,

конденса­

тора 20

с вентилятором 21,

терморегулирующего вентиля

22, фильт­

ра-осушителя 23, ресивера-теплообменника 24-, всасывающего 25 и

нагнетающего 26 клапанов

с подключенным к ним реле давления 27.

И с п а р и т е л ь

предназначен для передачи тепла от рас­

сола к кипящему в испарителе жидкому фреону. Испаритель пред­ ставляет собой теплообменный аппарат, состоящий из нескольких штампованных панелей.Подача кипящего фреона в панели производит­ ся с помощью двух распределительных трубопроводов, а отоос паров фреона осуществляется через общий паровой коллектор.Испаритель размещен в баке-аккумуляторе холода. Общая площадь испарителя

составляет 2 ,7

м^, вес

- 78,5 кГ.

 

К о м п р е с с о р

служит для

отсасывания паров фреона из

испарителя;йх

сжатия

и нагнетания

в конденсатор. Компрессор

типа ФГ-2,8 С

поршневой, двухцилиндровый, одноступенчатого сжа­

тия,

имеет следующие

основные технические

данные:

-

диаметр

цилиндров 50

мм;

 

 

-

ход поршня 35

мм;

 

 

 

- чиоло оборотов 1425 об/мин.

 

 

Основными узлами

компрессора

(р и с.6)

являются: картер I ,

блок

цилиндров

2 , поршень 3

с шатунами 4 ,

коленчатый вал 5 ,кла­

панная панель

6 со

всасывающими

и нагнетающими клапанами.Элек­

тродвигатель компресоора смонтирован в едином герметичном кор­ пусе с компрессором. Охлаждение обмоток статора электродвига­

теля осуществляется парами

фреона поступающего в

компрессор.

Мощность, потребляемая

компрессором, составляет

1 ,7 квт.

К о н д е н с а т о

р

обеспечивает охлаждение перегретых

паров фреона до температуры конденсации и отбор скрытой тепло­ ты парообразования в процессе конденсации.Он представляет собой теплообменник цилиндрическойформы,в котором снижаются пары фрео­ на в результате теплообмена с атмосферным воздухом,продуваемым через конденсатор с помощью вентилятора.Конденсатор трубчато-

публичная

о .ЕХНИЧЕСКАЯ Б> ,Ьу.и0 1 ёКА СОСР


Рио. б

19

ребоистого типа состоит из

семи секций. Общая

площадь конден-

О

 

 

крыльчат­

сатора 19 м , вес 70 кГ. Вентилятор осевого типа, с

кой диаметром 350 мм, имеет

производительность

2300

м3/ ч а с .

Вентилятор приводится во вращение с помощью трехфазного асин­ хронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором. Мощность

двигателя 0,25 квт,

скорость вращения

2830 об/мин.

Т е р м о р е г у

л и р у ю щ и й

в е н т и л ь ТРВ-4

играет роль дросселя,где происходит дросселирование жидкого фре­

она от давления конденсации до давления испарения.Вентиль обеспе­

чивает

также автоматическое регулирование количества жидкого фре­

она,подаваемого в испаритель.В диапазоне температур испарения я

-3 0 ° до

+10°С вентиль автоматически поддерживает рабочий режим

машины

при разности температур (перегреве) паров фреона между

входом

его в испаритель и выходом из испарителя от 2 до 10°С.

Принцип действия ТРВ можно уяснить из

рассмотрения схемы.приве­

денной на ри с.7. Из конденсатора 8 в

терморегулирующий вентиль

под давлением подается жидкий фреон.

При открытом клапане 7

в зазоре "а " происходит дросселирование фреона, и в змеевик

испарителя 6 подается кипящая парожидкостная смесь.

По мере продвижения по змеевику вся жидкость при темпера­

туре кипения превращается в пар, а при дальнейшем продвижении

пар перегревается и приобретает более высокую температуру,чем

температура кипения на входе в испаритель. Допустимое измене­

ние

этой разности температур (перегрев) составляет от 2 до 10°С,

как

было упомянуто выше.

Максимальный перегрев (Ю °С ) показывает, что герморегули­ рующий вентиль пропускает в испаритель меньше жидкости, чем необходимо для ее испарения за счет тепла, подводимого от рас­ сола. В этом случае давление паров фреона на входе в испаритель, действующее на сильфон 5 снизу, будет значительно меньше, чем давление паров фреона, заключенных в сильфоне Д, который труб­ кой 2 связан с термобаллоном I . 1'ерыобаллон заполнен жидким фреоном, имеющим температуру, равную температуре перегретых паров, выходящих из испарителя. Таким образом, на подвижные элементы клапана действует усилие, пропорциональное степени перегрева паров фреона.

Под действием давления паров в сильфоне Д и пружины 13 силь­ фон k растягивается, давит на толкач 12, сжимает пружину I I и, преодолевая давление паров снизу на сильфон 5, приоткрывает кла­

пан 7 . Это приводит к увеличению потока фреона через ТРВ в ис­ паритель и перегрев уменьшается.



20

Рис. 7

21

Р ис.8

При минимальном перегреве силы давления, действующие на сильфоны 4 и 5 , почти выравниваются; бодре сильная пружина I I сжимает пружину 13 и закрывает клапан 7 , уменьшая или совсем прерывая поток фреона через ТРВ в испаритель.

Конструкция терыорегулирующего вентиля показана на ри с.8 ,

где номера позиций соответствуют основным узлам и деталям,

по­

казанным на схеме ри с.7.

 

 

 

 

Ф и л ь т р - о с у ш и т е л ь

предназначен

для

защиты

системы в целом

(компрессора и терморегулирующего вентиля в

 

особенности) от

засорения, а также

для поглощения

влаги

из

фре-

22

Р и с.9

она, наличие которой монет вызвать замерзание терморегулирую­ щего вентиля при низких температурах кипения фреона или корро­ зию различных частей машины.

Фильтр-осушитель (р и с .9) состоит из осушающего I и фильтру­ ющего 2 элементов, смонтированных в едином стальном корпусе 3, закрытом крышкой 4 . Подвод и отвод фреона осуществляется соот­ ветственно через штуцера 5 и 6. Фреон проходит сначала через осушитель, а затем фильтруется. Удаление влаги происходит за счет адсорбирования ее активированным селикагелем, фильтра­ ция осуществляется при прохождении фреона через сукно тенисно-

го типа.

 

Р е с и в е р - т е п л о о б м е н н и к

является емко­

стью с запасом жидкого фреона, предназначенной для компенсации изменения расхода жидкости, циркулирующей по системе, при из­ менении режима работы холодильной машины и для приема жидкого фреона в случае осмотра или ремонта машины. Кроме того, в этом агрегате происходит переохлаждение жидкого фреона перед поступ­ лением его в ТРВ и одновременный перегрев паров фреона перед всасыванием их в компрессор, в результате чего повышается эко­ номичность и безопасность работы холодильной машины.

Переохлаждение жидкого фреона перёд терморегулирующим вен­ тилем повышает хладопроизводительность машины, так как хладоэффект, получающийся в результате затрат скрытой теплоты паро­ образования, в меньшей мере расходуется на охлаждение жидкого фреона при его дросселировании в ТРВ. Перегрев паров перед ком­


23

прессором исключает их конденсацию при сжатии, предотвращая возможность гидроудара.

Ресивер-теплообменник представляет собой герметичный ци­ линдрический вертикальный сосуд емкостью около 12 л , внутри

которого размещен змеевик всасывающего трубопровода.

 

В с а с ы в а ю щ и й

и

н а г н е т а ю щ и й

в е н ­

т и л и

позволяют производить

демонтаж компрессора без

слива

из системы холодильного аген та.

Крепление

нагнетающего

и вса­

сывающего

вентилей к компрессору показано

на ри с.6 соответ­

ственно позициями 7 и 8. Конструкция вентиля такого типа пред­

ставлена на

ри с.10.

Вентиль

состоит из

корпуса I , шпинделя 2

с клапаном,

штуцеров

3 и 5,

уплотнения

6 и колпачка 4.

При вращении шпинделя 2 против часовой стрелки клапан от­ ходит от сёдла и соединяет компрессор соответственно со всат сывающей или нагнетающей магистралями системы. Шпиндель уплот­ няется специальной набивкой б (севанит или полихлоропрен) и, кроме того , дополнительно закрывается колпачком 4 на резьбе для предотвращения утечки фреона.

В корпус I ввернут штуцер 5 для присоединения трубки реле

давления.

 

Р е л е д а в л е н и я

служит для защиты компрессора

от чрезмерного снижения давления во всасывающей магистрали и чрезмерного повышения давления в нагнетающей магистрали ком- .

пресоора.

 

 

 

В корпусе реле

(р и с .П )

смонтированы два отдельных блока:

-

реле

низкого

давления

(п рессостат),

-

реле

высокого

давления

( моноконтроллер),