ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
У ч е н Ы e P & ' P i
b E C t A V i o T
С В Е Р У Ю Щ И М И
К. РАХМАТУЛЛИН,
кандидат философских наук
ВМИРЕ
ЭЙ Н Ш Т Е Й Н А
ИЗДАТЕЛЬСТВО „КАЗАХСТАН
А л м а-А т а—1 9 6 7
5 30.1 Р 27
I I
( ( ’:
ГЫЗ. ПУЕ |
|
|
-•АУЧНО -ТЕХ |
ЛИ |
1 |
Б Б ' О Т Е К А СС С Р |
I |
Образцом прямой линии принято считать луч све та. А как ведет себя тот же луч в действительности? И что собою представляет пространство? А каков ритм времени?
На эти и ряд других вопросов дает ответ в своей брошюре кандидат философских наук К. X. Рахма туллин. В популярной форме автор рассказывает об основных положениях знаменитой теории относитель ности, разработанной одним из величайших физиков нашего времени — Альбертом Эйнштейном.
Тем, кто заинтересуется затронутыми автором на учными проблемами, он рекомендует для чтения кни ги, список которых дается в конце брошюры.
ВВЕДЕНИЕ
С детских лет каждый из нас знает об увлекатель ных путешествиях Гулливера из книги английского пи сателя XVIII в. Дж. Свифта. Лилипутам Гулливер ка зался великаном, а огромным жителям Бробдингнета — крошечным. А каким же в действительности был Гулливер — большим или маленьким?
В обыденной жизни мы часто пользуемся понятия ми «большой» и «маленький», «много» и «мало», «бы стро» и «долго» и т. д. Абсолютны или относительны наши понятия? В самом деле, просторы Тихого океана мы называем громадными, а всю нашу Землю считаем одной из небольших планет. Расстояние до Луны, со ставляющее более 380 тысяч километров, в наш косми ческий век кажется нам близким, а иногда небольшое расстояние на Земле кажется длинным. Астрономия говорит нам о молодости тех небесных тел, которые су ществуют десятки миллионов лет, в то же время мы го ворим о долгожителях — людях, живущих более ста
1* |
3 |
лет. Подобных примеров можно привести великое мно жество. О чем же они говорят?
Выдающийся французский ученый А. Пуанкаре предложил следующий мысленный эксперимент. Пред положим, что во время нашего сна мы сами и все тела во Вселенной одновременно увеличились в тысячу раз. Заметим ли мы, проснувшись, эти изменения? Оказы вается, мы ничего бы не заметили и не смогли бы об наружить изменения никаким экспериментом, так как если решительно все увеличилось бы в тысячу раз, то у нас не оказалось бы мерки, которая указывала бы на происшедшее. Называя любую вещь «большой», мы мысленно сравниваем ее с другой вещью меньшего раз мера, и без такого сравнения понятие «большой» теряет всякий смысл.
Этот же мысленный эксперимент можно распро странить на время, на скорости движения тел и на мно гое другое. Действительно, если бы во Вселенной дви жение всех тел и течение всех процессов ускорилось или замедлилось в несколько раз (в том числе и наши собственные движения и все физиологические и психи ческие процессы в нашем организме), то мы и в этом случае ничего бы не заметили.
Из приведенных примеров явствует, что наши поня тия «большой», «маленький», «быстро», «долго» и т. п. не абсолютны, а относительны и приобретают смысл только при сравнении.
Открытие относительности многих характеристик
4
тел и процессов, ранее считавшихся абсолютными, яв ляется заслугой крупнейшего физика современности Альберта Эйнштейна (1879—1955), которого В. И. Ле нин назвал одним из «великих преобразователей естест вознания».
Теория относительности Эйнштейна состоит из двух взаимосвязанных частей. Первую ее часть, называю щуюся частной, или специальной, теорией относитель ности, ученый создал в 1905 г., а вторую — общую тео
рию |
относительности, или теорию тяготения,— в |
1916 |
г. |
Открытие Эйнштейна ломало так много укоренив шихся представлений и было таким трудным для пони мания, что даже среди ученых оно долго не получало признания. Основатель квантовой теории, выдающийся немецкий физик М. Планк, приглашая Эйнштейна на работу в 1913 г., писал ему, что так как во всем мире теорию относительности понимает всего десять чело век, из которых пятеро живут в Берлине, то поэтому, мол, автору теории лучше приехать в Берлин. Конечно, это была шутка, но очень близкая к истине.
Стройность, логичность теории Эйнштейна посте пенно завоевывали все новых сторонников. Ее выводы стали применять ко все более широкому кругу явлений. Когда в 1919 г. во время полного солнечного затмения подтвердилось одно из предсказаний теории, она полу чила всеобщее признание. Популярность теории и ее автора стала невиданной. Два американских студента
5
даже держали пари, дойдет ли письмо с таким адре сом: «Европа. Эйнштейну». Письмо дошло.
Стех пор триумфальное шествие теории Эйнштейна
внауке продолжается. Однако и сейчас у нее есть про тивники. Но больше всего ущерба теории наносят, по жалуй, те, которые, прикидываясь ее сторонниками, из вращают ее выводы. Среди них не последнюю роль играют идеологи религии и религиозно настроенные ученые в капиталистических странах. Из определенных положений теории относительности они стараются вы вести доказательства бытия бога, сотворения им всего мира и т. д. Поэтому вокруг имени Эйнштейна, его тео рии и ныне идет острая идеологическая борьба.
МИР КАК ОН ЕСТЬ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕМ ВЕРУЮЩИХ
Современная научная картина мира формировалась в процессе ожесточенной борьбы науки и религии.
Первые представления человека о мироздании скла дывались за тысячелетия до нашей эры. Несмотря на низкий уровень производительных сил и бессилие чело века перед природой, древнейшие сказания о мире но сили реалистический, наивно-материалистический ха рактер. Правда, вера в действительное существование природы совмещалась в них с верой в сверхъестествен ные силы. Но в этих сказаниях не говорится о сотворе нии мира из ничего, в них лишь предполагается нали чие подобных человеку, но более могущественных су ществ. Эти человекоподобные боги «создают» мир из уже существующей материи, по существу, лишь уско ряют процессы, совершающиеся в природе. Первобыт ный человек исходил из своей практики: он знал лишь огонь костра, лесных пожаров и вулканов, видел, как вырастают растения и рождаются животные, он сам
7
мог делать вещи из дерева, глины, камня. Поэтому и в древних мифах мир возникает в результате рождения. Так, в якутском сказании гагара ныряет в воду, до стает песчинку, из которой бог создает Землю. Здесь и птица, и вода, и песчинка уже имелись, а бог лишь строитель. Такой же характер носили мифы почти всех народов. Отмечая эту особенность древних сказаний, немецкий философ-материалист Л. Фейербах делает со вершенно правильный вывод о том, что первобытные люди создали бога по своему образу и подобию (а не наоборот!).
В древних мифах ничего не говорится о «начале» или «конце». С развитием религии происходит переход от идеи творца, ограниченного в своих действиях, к идее всемогущего бога, независимого от окружающих физических условий. Также постепенно религия пере ходит от политеизма (многобожия) к монотеизму (еди нобожию). Так, у древних евреев бог Ягве своим словом создал землю и небо в хаотическом состоянии, а потом, тоже словом, наводит порядок в этом первобытном хаосе.
Во многих работах советских и зарубежных ученых убедительно показаны внутренние противоречия «свя щенных книг» различных религий. Прочитайте ту часть книги «Бытия», в которой рассказывается о сотво рении мира и человека, и вы убедитесь сами, сколь очевидны библейские противоречия. Поэтому и прихо дится богословам вот уже 2000 лет всячески изворачи
8
ваться, чтобы согласовать библейские сказания если уж не с наукой, что просто невозможно, то хотя бы со здравым смыслом.
В период расцвета рабовладения появились первые научные представления о мире. Философы-материали сты древности говорили о несотворимости и неунич тожимое™ материального мира, о его единстве в бес конечном многообразии явлений. В. И. Ленин высоко оценивал следующие слова материалиста Древней Гре ции Гераклита: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и зако номерно угасающим». Мыслители древности говорили о бесчисленности во Вселенной миров, подобных Земле, которая находится в центре видимого мира и ничем в пространстве не поддерживается, считали, что «приро да, лежащая в основе (всего) — едина и беспредельна». Знаменитый математик древности Пифагор первым вы двинул идею о шарообразности Земли, а пифагореец Филолай — о движении Земли и других небесных тел вокруг «центрального огня».
Выдающийся материалист древности, с именем ко торого В. И. Ленин связывает все развитие древнегре ческого материализма, основатель атомистического учения Демокрит высказал ряд замечательных дога док. Впервые в науке у Демокрита встречается поло жение о том, что Млечный путь состоит из бесчислен ного количества ззезд, что размеры Солнца огромны по
9
сравнению с Землей, что Луна не имеет своего собствен ного света. Он говорил о бесчисленности миров, образо ванных из различных сочетаний атомов и пустот, что можно рассмотреть как признание пространственной бесконечности Вселенной. Ибо, как учил Эпикур, после дователь Демокрита, «и по количеству тел, и по вели чине пустоты... вселенная безгранична. Ибо если бы пустота была безгранична, а тела ограничены [по чис лу], то тела нигде не останавливались бы, но неслись бы, рассеянные по безграничной пустоте... А если бы пустота была ограничена, то безграничные [по числу] тела не имели бы места, где остановиться» '.
В дошедшем до нас труде Аристарха Самосского «О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны» впервые в истории науки д о е о л ь н о обоснованно (из
определения расстояния до Солнца, сравнения его раз меров с размерами Земли) излагается гелиоцентриче ская система мира. Таким образом, Аристарх был од ним из первых «коперниканцев до Коперника». Знаме нательно, что против него было возбуждено судебное де ло за его «нечестивое отношение к религии и к богам». Так что Ватикан в суде над Галилеем и Бруно шел по следам своих языческих «братьев».
Многие из гениальных догадок античных ученых в
дальнейшем |
не |
получили развития. Они взаимно не |
1 Цит. по |
кн.: |
«Материалисты Древней Греции». М., 1955, |
стр. 183. |
|
|
10