ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
оплодотворяли друг друга. В частности, античная на турфилософия (учение о природе), признававшая беско нечность Вселенной, не использовала гелиоцентриче ское учение для обоснования своего тезиса. Тем более, что вплоть до Бруно и Кеплера это был абсолютный гелиоцентризм, считающий Солнце центром не только нашей планетной системы, но и всей Вселенной.
Забвению идей бесконечности Вселенной и гелио центризма способствовало и господство взглядов Арис тотеля и Птолемея. В последнем обстоятельстве сыгра ли свою роль не только соответствие их взглядов рели гиозным догматам и громадный личный авторитет Аристотеля, но и соответствие геоцентрической и фи нитной (признание конечности мира) концепции чувст венным данным.
Система Аристотеля и Птолемея о центральном по ложении Земли и ограниченности мира сферой непо движных звезд настолько общеизвестна, что нет необхо димости на ней особо останавливаться.
Их последователи считали Вселенную абсолютно неизменной, с повторяющимся движением, навязанным природе внешней силой. Такой характер движения исключал возможность развития и прогресса. Призна ние неизменности мироздания являлось отражением в идеологии медленности темпов общественного развития в эпоху рабовладения и феодализма. Она являлась как бы выражением предписанной богом вечности и неиз менности всего строя земных и небесных отношений.
11
Можно сказать, что в этой концепции будущее неотли чимо от прошлого, время отчуждено от мира, и мате рия имеет поэтому божественную природу.
Материалистическое содержание из астрономии ан тичности «отцы церкви» впоследствии изгнали, а оши бочные положения Аристотеля и Птолемея канонизиро вали. Теоретик церкви Фома Аквинский в своих «Сво дах веры и богословия» дословно цитирует положе ния Аристотеля о конечности мира, о противополож ности земного и небесного и центральном положении Земли, возводя их в ранг догматов христианства. А правильные, материалистические выводы Аристоте ля были забыты или просто извращены. Такой «очи щенный» аристотелизм и геоцентризм Птолемея стали господствующими в науке на весь период средневе ковья.
Но и в это время продолжали жить в умах людей прогрессивные идеи мыслителей античности. Даже не которые из ранних христианских богословов признава ли бесчисленность миров. Поэтому соборы в Халькедоне и Константинополе официально осудили подобные взгляды как ересь. Верные астрономические идеи в мрачные средние века отстаивались лишь передовыми учеными Востока, в частности учеными Средней Азии.
Однако и в средние века, хотя и медленно, происхо дило развитие человеческого общества. Феодальный строй изживал себя, в обществе зрели новые потребно сти и новые социальные силы. «Современное естество
12
знание,— писал Ф. Энгельс,—... начинается с той гран диозной эпохи, когда бюргерство сломило мощь феода лизма, когда на заднем плане борьбы между горожана ми и феодальным дворянством показалось мятежное крестьянство, а за ним революционные предшественни ки современного пролетариата... Это была величайшая из революций, какие до тех пор переживала Земля. И естествознание, развивающееся в атмосфере этой ре волюции, было насквозь революционным» ’.
Величайшим завоеванием астрономии этого перио да является гелиоцентрическая система мира Николая Коперника. Ф. Энгельс называет систему Коперника великим переворотом в науке, вызовом церковному суе верию, освобождением исследования природы от ре лигии. С этого момента, по словам Ф. Энгельса, пошло гигантскими шагами развитие наук. Религии приходи лось сдавать одну позицию за другой.
Христианство, ислам, буддизм и другие религии по самой своей природе враждебны науке. Догматы любой религии основываются не на земных предметах и явле ниях, а на отношении людей к богу. Религия говорит о полной зависимости человека и его дел от бога, о беспо мощности и ничтожности человека самого по себе. Только в вере и любви к богу люди находят силу и опо ру. Познание ими окружающего мира подчинено вере. Пренебрежительное отношение к науке, принижение ее
1 Ф. Э н г е л ь с . Диалектика природы. М., 1955, стр. 152.
13
роли пронизывает все сочинения «отцов церкви». Для Василия Великого, Августина Блаженного, Фомы Ак винского и других авторитетов христианской церкви откровение Иисуса Христа было высшей и непререкае мой истиной, а познание окружающего мира — нич тожным делом людей.
В средние века церковь имела широкие возможно сти легко подавлять прогрессивную научную мысль. Склонение чаши весов на сторону науки стало возмож ным только в результате глубоких экономических и политических изменений в жизни общества. Это заста вило буржуазию потребовать от церкви изменения сво его отношения к науке. В результате 11 сентября 1822 г. коллегия кардиналов Ватикана была вынужде на официально разрешить верующим изучать астроно мию, сняла двухсотлетний запрет с книг Коперника, Кеплера и Галилея.
Ослаблению влияния церкви на естествознание спо собствовало и возникновение противоречивых направ лений внутри христианства. Разделение западного христианства на католицизм и протестанство (наряду с самостоятельностью православной церкви), возникнове ние десятков различных мелких сект и учений, их борь ба между собой, взаимные разоблачения ослабляли христианство. Протестантские богословы и ученые упрекали католиков за сожжение Бруно и суд над Га лилеем, а католики всячески пропагандировали враж дебное отношение лидеров протестантства Лютера и Ме-
14
ланхтона к учению Коперника. Но, как правильно за метил французский астроном П. Лаберенн, это были мелкие козни враждующих братьев. В главном, во враждебном отношении к передовым естественнонауч ным теориям, все течения христианства, как и других религий, оставались единодушны.
Таким образом, в конце XIX в. церковь была вынуж дена отказаться от отрицания некоторых положений естествознания и выдвинуть тезис об отсутствии кон фликта между религией и наукой. Но при этом церковь старалась сохранить свое руководящее положение по отношению к науке. И кроме того, она оставалась на позициях непримиримости к передовым научным тео риям, опровергающим «священное писание».
С вступлением капитализма в империалистическую стадию развития возникший еще до этого союз буржуа зии и церкви усилился и углубился. Образовался еди ный реакционный фронт религии и буржуазии для борьбы против всего прогрессивного, в том числе и в области естествознания. Этот союз всячески стремится отразить наступление естествознания на основы рели гии. Современная буржуазия уже давно перестала бо роться с религией, наоборот, она опирается на нее, ис пользует религию для упрочения своего строя.
Изменение исторической обстановки привело к из менению форм и методов борьбы религии против совре менной науки. От физического уничтожения передовых ученых, сожжения их книг и запрещений религия пе
15
решла к более скрытым и тонким приемам борьбы. Современные теологи и буржуазные философы стара ются исказить данные науки, создать ложные теории, навязать науке чуждые ей религиозно-идеалистические выводы. Они пытаются, если уж нельзя опровергнуть материалистические данные науки, хотя бы сделать из них новое «доказательство» бытия бога.
Отношение к науке современного протестантства, православной церкви и ислама в сущности ничем не от
личается от отношения католической церкви. Они так же исходят из догм Библии и Корана, также стремятся подчинить науку религии.
Но современная религия не в состоянии опроверг нуть всем очевидных грандиозных успехов естествозна ния. В то же время религия не может отказаться от своих основных догм. Это противоречивое положение и вызывает попытки церквей как-то примирить науку с религией, извратить научные данные, чтобы вывести из них доказательства существования бога.
* * *
Картины мира, созданные различными религиями, в сущности ничем не отличаются друг от друга. Ислам, все учения христианства и иудаизм делят мир на две принципиально отличные области: Землю и небо. В Библии сказано, что Земля находится в центре как обиталище венца творения — человека. Она неподвиж на, ограничена «твердью небесной», которая вместе с
16
небесными светилами вращается вокруг Земли. Небо объявляется обителью бога и других «небожителей» (архангелов, ангелов), туда же попадают после смерти и души святых угодников и праведников.
Религиозный миф о сотворении богом всей природы из ничего в течение нескольких дней современные бого словы пытаются как-то увязать с данными астрономии, физики, геологии и биологии. Если «священные книги» различных религий говорят о неизменности раз сотво ренного богом мира, то современные богословы вынуж дены признать идею развития мира. Сам «творец» теперь становится «эволюционным» богом, и богословы выдвигают лозунг: развитие мира через его творение.
Современная наука говорит об образовании и раз витии небесных тел в течение нескольких миллиардов лет. В частности, наша Солнечная система, в том числе и Земля, имеет возраст примерно 5 миллиардов лет. Эти миллиарды лет формирования и существования не бесных тел очень трудно согласовать с мифом о творе нии мира в течение шести дней и «возраста мира» в семь с половиной тысяч лет. Поэтому богословы стали говорить, что «дни творения» нельзя понимать букваль но, что они, мол, соответствуют целым астрономиче ским и геологическим эпохам. Но если обратиться к са мой Библии, то становится ясной надуманность этого аргумента. В книге Бытия речь идет именно о днях, о наступлении утра и вечера (описание каждого дня тво рения заканчивается словами: «и был вечер» такого-то
2—2571
I |
Н А У Ч Н О Т - X: И ЧЕ С К А Я |
Б1 Б. г О 'Е К А СССР |
дня). Если, бы речь шла об эпохах, то так и было бы за писано, ибо в древнееврейском языке, на котором напи сана Библия, имеются слова для обозначения и дня (иом) и эпохи (ткуфа).
Как уже отмечалось, по религиозным представле ниям Земля является центром мира. Такой взгляд на зывается геоцентризмом (гео — по-гречески Земля). Геоцентризм религии тесно связан с представлением о конечности пространства материального мира: сфера неподвижных звезд ограничивает две принципиально отличные области — небо и Землю.
Первый удар по геоцентризму нанес Н. Коперник, создавший гелиоцентрическую (гелиос — по-гречески Солнце) систему мира. Земля оказалась одной из рядо вых планет Солнечной системы, потеряла приписывае мое ей религией исключительное, центральное положе ние в мире.
Дальнейшее изучение звездного неба показало, что и само Солнце лишь обычная звезда, каких на небе бес численное множество. Было установлено, что Солнце со своими девятью большими планетами, их спутниками, тысячами малых тел (малые планеты, метеоры, ко меты) входит в состав нашей Галактики, или Млечного Пути. Галактика состоит из более чем 150 миллиардов звезд, каждая из которых подобна нашему Солнцу, хо тя и отличается от него размером, массой, температу рой, наличием или отсутствием планет и т. д. При этом Солнце расположено не в центре Галактики, а в ее окра
18