ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
А. И. РОДИОНОВ, контр-адмирал
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
В
СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ
Москва—1969
53 W
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр. |
Введение |
Q |
; |
|
Подводные лодки во второй мировой |
|
войне . * . • • - • ........................ |
® |
Современные подводные лодки |
■ ■ 16 |
Взгляды на боевое использование современных подводных лодок . • Зо
В В Е Д Е Н И Е
Современные подводные лодки являются могучей ударной силой в военных действиях на море. Они име ют возможность с больших расстояний скрытно нано сить удары ракетами из подводного или надводного по ложения по важным объектам противника, по кораблям
итранспортам, находящимся в базах и портах. Атомные силовые установки дали подводным лодкам
новые качества: способность длительное время нахо диться под водой, развивать большую скорость подвод ного хода.
Эти качества, а также увеличение глубины погру жения, оснащение современными техническими средст вами наблюдения, надежной маскировкой и оружием для самообороны значительно повысили боевую устой чивость подводных лодок при защите от противолодоч ных сил. Ныне нет в Мировом океане места, куда не могли бы проникнуть подводные лодки.
Однако подводные лодки не сразу стали таким гроз ным оружием. До первой мировой войны во всех фло тах мира существовало мнение, что подводные лодки ввиду малой мореходности, низких маневренных качеств, небольшой дальности обнаружения противника в пери скоп не могут действовать самостоятельно, а пригодны только для обороны своего побережья и могут действо вать лишь с помощью надводных кораблей.
Вскоре это мнение было опровергнуто. Самостоя-
г
тельные действия подводных лодок против боевых ко раблей увенчались успехом. За годы первой мировой войны подводными лодками всех воевавших стран бы ло потоплено 192 корабля, в том числе 12 линейных кораблей, 23 крейсера, 39 миноносцев, 30 подводных лодок.
Помимо этого, подводные лодки с успехом исполь зовались для борьбы с транспортами противника. Их успешные действия наносили значительный урон врагу, перевозившему морскими коммуникациями войска, про мышленное сырье, военное снаряжение и продовольст вие. За годы первой мировой войны подводными лод ками воевавших держав было потоплено около 6000 транспортов общим тоннажем свыше 13 млн. т.
Успешные действия подводных лодок против бое вых кораблей и транспортов потребовали создания эф фективных мер противодействия. Резко увеличилось
строительство |
противолодочных кораблей. Для борьбы |
с подводными |
лодками стали привлекаться самолеты, |
дирижабли. Торговые суда стали вооружаться артил лерией. Из новых боевых средств большое значение приобрели глубинные бомбы, а также гидрофоны, улав ливавшие шумы, создаваемые работой механизмов и гребных винтов при движении подводной лодки под во дой.
Мировая война 1914—1918 гг. была первой войной, в которой широко применялись подводные лодки. Ус пешными действиями на море они завоевали бесспор ное место в составе флотов как силы, способные ус пешно решать боевые задачи. Боевые корабли не толь ко не могли помешать подводным лодкам нарушать коммуникации, но были вынуждены сами укрываться в базах.
Подводные лодки использовались также для ведения разведки, высадки на побережье противника диверси онных и разведывательных групп.
На всех подводных лодках в годы первой мировой войны были установлены дизели для надводного хода и аккумуляторные батареи — для подводного. Эта схе
ма |
энергетической установки в основном сохранилась |
до |
сих пор. |
|
В первую мировую войну подводные лодки получили |
значительное техническое развитие. Опыт войны опре
4
делил необходимость строить подводные лодки с раз личными тактико-техническими данными: большие для действий на значительном удалении от своих баз, сред ние для действий в менее удаленных районах и малые для действий у своего побережья и на ближайших при брежных коммуникациях противника. Такая дифферен циация сохранилась до наших дней.
Появление глубинных бомб вызвало увеличение глу бины погружения.
Привлечение самолетов для борьбы с подводными лодками потребовало увеличения скорости погружения, оснащения надводных кораблей гидрофонами и обеспе чения бесшумного движения под водой.
Так в ходе первой мировой войны подводные лодки вступили в не прекращающееся по сей день соревно вание с силами и средствами противолодочной оборо ны.
Современный уровень развития промышленного про изводства позволил создать подводные лодки с еще более высокими тактико-техническими данными. Уме
лое использование их может существенным образом повлиять не только на военные действия на отдельных морях и сухопутных театрах, но и на ход войны в целом.
Характерно, что среди крупных иностранных госу дарств наиболее интенсивное строительство современ ных подводных лодок осуществляется в США. Увели чение количества военных кораблей и прежде всего ракетных подводных лодок говорит о том, что амери* канские империалисты вынашивают агрессивные пла ны.
Целью настоящей брошюры является популярное изложение технического состояния и принципов ис пользования подводных лодок во второй мировой вой не, ознакомление с послевоенным развитием их и осно вами боевого использования в современных условиях.
Брошюра предназначена в помощь пропагандистам комитетов ДОСААФ и может быть использована при подготовке докладов, лекций и бесед.
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Период между первой и второй мировыми войнами характеризовался дальнейшим углублением общего кри зиса капиталистической системы, крайним обострени ем противоречий внутри капиталистического лагеря. Руководители империалистических государств намере вались разрешить эти противоречия ликвидацией пер вого в мире социалистического государства, разделом его территории и восстановлением единой системы ка питализма. Одновременно они не снимали проблемы вооруженной борьбы внутри капиталистического лагеря за новый передел мира, за безраздельное мировое гос подство.
В этих условиях Центральный Комитет КПСС и Советское правительство были вынуждены принять необходимые меры к усилению обороноспособности на шей страны. Успешное выполнение пятилетних планов развития народного хозяйства, превращение страны из аграрной в индустриальную позволило произвести ко ренную техническую реконструкцию армии и флота.
Начиная с 1930 г. в состав Советского Военно-Мор ского Флота стали вступать новые подводные лодки типов «Д», «Л», «М», «Щ», спроектированные совет скими конструкторами и построенные советскими рабо чими, техниками и инженерами на отечественных заво
6
дах. Подводные лодки более ранней постройки выводи лись из боевого состава флотов. В конце 30-х и начале 40-х годов промышленность дала флоту подводные лодки типов «С» и «К», отличавшиеся особенно высо
кими качествами. |
в |
Численность подводных лодок, находившихся |
строю к началу второй мировой войны в составе фло тов основных капиталистических стран, была следую щей: США — 112, Англия — 58, Япония — 63, Фран ция — 77, Германия — 57, Италия — 115. Удельный вес их в общем тоннаже военно-морского флота состав лял: в США — 4,0%, в Англии — 3,3%, в Японии —
7,9%, в Германии — 9,0%, в Италии — 15,7%.
Развитие подводных лодок в межвоенный период шло главным образом в направлении улучшения море ходных качеств, увеличения скорости надводного хода, дальности плавания, глубины погружения, усиления торпедного и артиллерийского вооружения, совершен ствования средств радиосвязи и гидроакустики. Ско рости и дальности плавания под водой увеличились не значительно, так как считалось, что переходы в районы боевых действий и сближение с противником лодки будут производить преимущественно в надводном поло
жении, погружаясь с |
приходом, на пределы |
визуаль |
ной видимости кораблей, а в ночное время |
и атако |
|
вать, находясь над водой. |
|
|
Большие подводные |
лодки надводным водоизмеще |
|
нием 1000—2000 т и выше обладали хорошей |
мореход |
ностью, дальностью плавания в надводном положении до 12 000—20 000 морских миль*. Автономность их до стигала 45—50 суток. Для сокращения времени пере хода в районы боевых действий и быстрейшего обсле
дования больших океанских |
пространств |
и сближения |
с противником такие лодки |
обладали |
значительной |
скоростью хода в надводном положении, достигавшей 17—22 узлов, в подводном — 8—9 узлов**. Глубина погружения равнялась 100—120 м. Главным оружием были торпеды, общий запас которых достигал 25—
*Морская миля равна 1852 м (длина одной минуты дуги зем ного меридиана).
**Узел — мера скорости судна, исчисляемая числом мор ских миль, пройденных в час.
7
30 штук. Все лодки имели одно-два орудия калибром 100—150 мм, одну-две малокалиберные пушки или один-два пулемета. На них начали устанавливать гид роакустические приборы наблюдения (шумопеленгато ры), а позже, в ходе войны, были установлены и гидро локационные станции и специальные средства подвод ной акустической связи.
Для своевременного обнаружения кораблей и само летов противника, производящих поиск подводных ло док радиолокацией, начиная с 1942 г. вначале на не мецких, а затем на подводных лодках других стран начали устанавливать специальные поисковые («сле женные») радиолокационные приемники. Эти прием ники позволяли определять работу радиолокационных станций и направление на «их. В ходе войны и после ее окончания эти приемники получили дальнейшее развитие.
В составе Советского Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны успешно действо вали* большие подводные лодки типа «К», обладавшие высокими тактико-техническими данными.
Средние подводные лодки надводным водоизмеще нием 500—1000 т имели дальность плавания 5000— 10 000 миль, автономность 30—35 суток, надводная ско рость их составляла 14—17 узлов. Скорость подводно го хода достигала 10 узлов. Глубина погружения рав нялась 70—100 м. На них обычно устанавливалось че тыре торпедных аппарата в носовой части и один-два в корме. Кроме торпед, находившихся в аппаратах, име лось четыре-шесть запасных, хранившихся на стелла жах. Устанавливались одно-два орудия калибром до 100 мм и один-два пулемета или малокалиберные пуш ки. Радиогидроакустическое вооружение не отличалось от вооружения больших лодок.
В составе Советского Военно-Морского Флота в го ды Великой Отечественной войны были средние под водные лодки типа «Щ» и «С».
Малые подводные лодки надводным водоизмещени ем 120—350 т имели дальность плавания 2000— 3500 миль, глубину погружения 50—60 м, автономность 10—15 суток, максимальную скорость подводного хода 5—8 узлов, два-четыре торпедных аппарата. Запасных торпед они не имели.
8
Наши малые подводные лодки типа «М» (часто называвшиеся «малютками») в годы Великой Отече ственной войны показали высокие боевые качества.
В некоторых странах перед второй мировой войной существовала идея использования подводных лодок совместно с эскадрами надводных кораблей. Одни страны для этого строили специальные эскадренные подводные лодки, в других странах предполагалось для этого использовать обычные быстроходные большие подводные лодки.
Насущная необходимость постановки мин у баз и побережья противника и большие трудности, возникав шие при проведении таких операций силами надвод ных кораблей, выдвинули подводные лодки на одно из первых мест среди кораблей—носителей мин. Лодки, обладающие способностью скрытно проникать в охра няемые противником районы, во многих случаях явля лись единственным средством перенесения минной уг розы в воды противника. Однако подводные минные заградители строились в ограниченном количестве и не всеми странами, имевшими флоты. Немцы, например, до 1941 г. подводных минных заградителей вообще те строили. Они использовали для минных постановок торпедные подводные лодки, для чего были сконструи рованы специальные мины, позволявшие производить постановку через трубы торпедных аппаратов. Подвод ная лодка вместо торпед принимала в каждый аппа
рат |
по две мины. |
В |
тактико-техническом отношении подводные мин |
ные заградители мало чем |
отличались от торпедных |
|
подводных лодок. Запас мин, располагавшийся у |
них |
|
в специальных трубах или |
шахтах, не превышал |
50— |
60 штук. Наряду с использованием их для постановки мин они могли действовать и как обычные торпедные лодки, для чего на них устанавливались торпедные ап параты.
Некоторые страны (Англия, Италия, Япония) строи ли особые карликовые подводные лодки, которые пред назначались для проникновения в базы противника и для атаки находящихся там крупных надводных ко раблей. Они имели водоизмещение порядка 20—40 т и скорость хода под водой 3—4 узла. Экипаж их со стоял из 2—3 человек. К району боевых действий та
9