Файл: Учебник для студентов дефектол фак пед вузов Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. Владос, 1998. 680 с. 21.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В возрасте пяти-шести лет, как подчеркивают Е.И.Игнатьев, Т.С. Комарова, В.С.Мухина, Н.П. Сакулина, начинается новый этап в развитии детского рисунка. У ребенка формируется ориентировка на собственные зрительные впечатления, начинается бурное развитие сюжетного рисования, в котором с наибольшей полнотой проявляется уровень сформированности изобразительных навыков дошкольника.[7]
У детей с нарушением речи интерес к изобразительной деятельности несколько снижен. Наблюдая и анализируя особенности творческого воображения оказалось, что для детей с нарушениями речи характерен низкий уровень развития творческого воображения. Имеются трудности создания воображаемой ситуации, низкий уровень развития комбинаторных навыков, гибкости и оригинальности. Одной из причин этому может являться низкий уровень развития речи.[9]
Уже на этапе восприятия у них появляются специфические затруднения, которые неизбежно приводят к относительной бедности и недостаточной дифференцированности зрительных образов-представлений. У детей этой категории недостаточно сформированы не только предметные образы-представления, но и вся образная сфера в целом, что проявляется в непрочности связей вербальной и невербальной сфер, в слабости произвольной регуляции образной сферы.
На фоне недостаточной сформированности образной сферы отчетливо проявляется слабость развития образных компонентов мышления. Как показывают результаты исследований некоторых авторов, дети изучаемой категории отстают от своих нормально развивающихся сверстников по уровню развития всех сторон наглядно-образного мышления на 2-3 года. Бурное продвижение в развитии наглядно-образного мышления у детей с нарушением речи приходится на младший школьный возраст.
Следствием низкой эффективности восприятия, недостаточного развития наглядно-образного мышления и образной сферы в целом являются бедные, неточные, слабо дифференцированные, а иногда и ошибочные, представления об окружающей действительности, характерные для детей с нарушением речи, что, безусловно, сказывается и на уровне развития изобразительной деятельности детей данной категории.
Указывается на характерную для детей данной категории слабость сенсомоторной координации, а в отдельных случаях и на наличие гипокинезов и гиперкинезов. У значительной части детей с речевыми нарушениями наблюдаются неловкие, плохо координированные движения, затруднения при обращении с ножницами, небрежные, невыразительные рисунки[3]. Если у ребенка слабые мышцы рук и плохо развита мелкая моторика, ему трудно производить тонкие, согласованные движения, контролировать и регулировать силу, скорость и ритм, необходимые не только для рисования, но в дальнейшем и для письма. Опыт показывает, что у школьников страдающих дисграфией в рисунке и письме отмечаются одни и те же характерные особенности: дрожащие рваные, прерывистые линии; слишком сильный, или слишком слабый нажим.
У многих детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как вести ее по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания.
В шестилетнем возрасте дети с нарушением речи способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация может отсутствовать, либо определяться тем, «чтобы было красиво», т.е. соответствует мотивации нормально развивающихся дошкольников младшего возраста. Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие у ряда детей ведет к тому, что они с трудом различают и называют оттеночные и промежуточные цвета. В процессе рисования большинство используют и карандаши, и краски основных цветов, практически не меняя их в ходе работы [9].
К шестилетнему возрасту у детей с ОНР практически у всех предметный рисунок сформирован, однако в большинстве случаев он упрощен, схематичен, является ярко выраженным штампом. Изображения мелкие, невыразительные, не соотнесенные с краем листа или с изображением земли на нем, если даже она четко обозначена. Нарисованные предметы зачастую даны лишь контурной линией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы контура [9].
Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка. Дети не умеют сформулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации. У большинства детей сюжетный рисунок слабо развит. Как правило, они изображают лишь отдельные элементы сюжета (т.е. рисунки предметного характера), не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Расположенные по краю листа, эти элементы сюжетного рисунка имеют ряд пропорциональных и композиционных особенностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развивающихся сверстников. Так, дети с нарушением речи очень часто цветы, дома и деревья изображают одинаковой величины, не учитывают все пространство листа бумаги и располагают изображения лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа. У детей с нарушением речи практически отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжетного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с нарушением речи.
Примитивность и схематичность изображений проявляются в том, что общее строение и форма предметов предельно упрощаются, существенные части и детали опускаются. Рисунки, как правило, лишены объемности и светотени, а по форме приближаются к знакомым геометрическим фигурам.
Статичность изображений ярко проявляется в сюжетных рисунках, главным образом при изображении человека и животных. Живые объекты лишены какой-либо динамики. Обычно это застывшая, статичная фигура человека во фронтальном положении. Такими же неподвижными остаются в рисунках и животные
Перечисленные недостатки изобразительной деятельности затрудняют детям реализацию замысла, что отрицательно сказывается на их отношении к самому рисованию, необходимому в развитии дошкольника.
Заключение
Изучением изобразительной деятельности детей дошкольного возраста занимались многие авторы, как отечественные: Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, М. М. Алексеева, Г. А. Волкова, А. Н. Корнев так и зарубежные. Ими были выявлены некоторые особенности изобразительной деятельности детей и стадии рисования, через которые проходят абсолютно все нормально развивающиеся дети.
Психолого-педагогическая характеристика детей с недоразвитием речи включает изменение и недоразвитие определенных психических функций.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением речи и нормальным психическим развитием заметно отличается не только результатом (рисунками), но и процессом рисования. Например, нормально развивающиеся дети используют многообразие цветов, задействуют речь в процессе рисования, с легкостью могут нарисовать рисунок на свободную тему, изображают разнообразные предметы, формы, уделяют внимание деталям рисунка, с интересом относятся к заданию.
Таким образом, в работе были реализованы все задачи. Мы изучили теоретический материал по данной теме, что позволяет нам сформулировать
следующие выводы. Недостатки речевого развития приводят к многочисленным трудностям, приводят к трудностям в общении между детьми и их дальнейшей социализации. Так как большое количество дошкольников с различными нарушениями речи, что побудило искать дополнительные, наиболее эффективные способы исправления и коррекции речевых дефектов. Поиски привели к развитию речи на занятиях по рисованию, как средство уточнения, обогащения и активизации словаря, развитию связной речи. Изобразительная деятельность детей оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи, а также позволяет косвенно отражать окружающий мир, обогащать свой чувственный опыт, углублять понимание окружающей среды.
Список литературы
-
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с. -
Водинская М. В., М. С. Шапиро. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью/ М. В. Водинская, Шапиро М. С. – Интермедиатор, 2015 г. – 246 с. -
Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи/ Ю. Ф. Гаркуша. - М.: 2006. – 240 c. -
Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: пособие для педагогов ДОУ / А. Н. Гвоздев – Москва, 2016 – 320 с. -
Р. Г. Казаков Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 126 с. -
Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 г. –295 с. -
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества./ Т.С. Комарова-М., 1994 – 32с. -
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии/ Р. Е. Левина. - М. : 2006. – 176 c. -
Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Академия, 2000. – 232с. -
Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.