Файл: Кухаренко Г.Я. Плавание в Антарктику к китобойной флотилии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Г. я. КУХАРЕНКО
I Экземпляр |
W |
Капитан дальнего плавания I_чят. зала |
ПЛАВАНИЕ
ВАНТАРКТИКУ
ККИТОБОЙНОЙ ФЛОТИЛИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО « М О Р С К О Й Т Р А Н С П О Р Т »
МОСКВА — 1960
to
111
1ЖХ,
/ |
К ' э л |
ОТ АВТОРА
Настоящая брошюра ставит своей задачей ознако мить судоводителей советского танкерного флота, впервые идущих в Антарктику, с некоторыми особенностями антарктического плавания и поделиться опытом успешно проведенного рейса.
С китобойной флотилией «Слава» автор встретился в навигацию 1959 г., командуя танкером «Славгород». Рейс был несколько необычным. Наш танкер, следуя за флоти лией, обогнул материк Антарктиды, прошел по пути зна менитой русской экспедиции на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинс гаузена и М. П. Лазарева. 14 суток (с 15 по 27 марта) танкер находился за Южным полярным кругом; следуя с запада на восток, мы пересекли демаркационную линию, и 17 марта длилось у нас двое суток.
Пользуясь случаем, выражаю сердечную признатель ность морякам флотилии «Слава», капитанам танкеров, плававших в Антарктику, и, в особенности, капитан-ди ректору флотилии «Слава» Герою Социалистического Труда т. Солянику А. Н., его заместителю т. Гри горьеву С. Н., капитанам танкеров «Бугульма» т. Миносянц М. П., «Махачкала» т. Журавлеву А. С. за большую практическую помощь, оказанную нашему коллективу.
ПОДГОТОВКА к РЕЙСУ
Перед выходом в Антарктику командованию судна необходимо тщательно подготовиться к рейсу. Надо про верить навигационное обеспечение, получить недостаю щие карты, настроить радиолокатор, убедиться в исправ ности всех имеющихся на борту электрорадионавигационных приборов и особенно гирокомпаса. Если подошел срок, то необходимо определить девиацию и радиодевиа цию. Если работа РЛС и гирокомпасов вызывает сомне ние, следует до выхода из базового порта принять все меры для обеспечения нормальной их работы. Если на судне установлен эхолот НЭЛ-4, рекомендуется запастись двумя катушками импульсов реле, так как от сырости в лаговом отделении они иногда перегорают и выводят эхолот из строя. Для электролага ГОМ-4 надо взять в запас два подводных механизма; они часто изнаши ваются, поэтому лаг работает неравномерно и неточно. Вообще необходимо пополнить запасными частями все электрорадионавигационные приборы.
Стальные швартовы в Антарктике непригодны. Поэтому рекомендуется иметь на танкере не менее четы рех бухт манильских тросов диаметром 200—250 мм, а если возможно — приобрести капроновые швартовы.
Обычно рейс в Антарктику начинается в Одессе, где танкер принимает техническое снабжение, продоволь ствие, посылки, живность и т. п. для китобойной флоти лии. Надо тщательно подготовить трюм для приема 160—200 т сухогрузов, а также шланговое отделение для размещения живого скота и корма для него. Старшему штурману и боцману следует тщательно осмотреть эти помещения, переместив инвентарь первой необходимости так, чтобы он не был заложен грузами.
4
Во время подготовки к рейсу должны быть проверены, с целью устранения выявленных дефектов, главные дви гатели, вспомогательные механизмы, котлы, шпиль, бра шпиль и электролебедка грузовой стрелы.
Особенное внимание нужно обратить на результаты опрессовки верхней и нижней грузовых магистралей, пе ремычек грузовых танков, а также всех фланцевых соеди нений. Следует проверить плотность закрытия измери тельных пробок, надежность тросиков оттяжек шлангбалок, подготовить к использованию в любой момент гоф рированные и мягкие резиновые шланги диаметром 100 мм. Для обеспечения одновременного слива нефте продуктов на китобойную базу и на два ошвартованных лагом китобойца должны быть подготовлены по два пере ходных патрубка — 150X100 мм и 200x150 мм.
Помимо этого, необходимо запастись двумя клинке-
тами диаметром 100 мм, которые будут присоединены к |
||||
двойным |
переходным |
патрубкам |
(«штанам») |
левого |
борта во время бункеровки китобойцев, а к ним |
в свою |
|||
очередь |
присоединены |
мягкие |
или гофрированные |
|
шланги. |
Следует также |
запастись |
шкентелем |
длиной |
80 ж, диаметром'22 мм для грузовой стрелы.
Если танкер бункеруется дизельным топливом в Одессе, то из 1200 тбункера можно принять 475 г в цент ральный танк № 7.
ПРИЕМ СУХОГРУЗОВ
Предназначенные для флотилии «Слава» грузы в ящи ках и мешках принимаются счетом мест портом. Второй штурман и вахтенные матросы должны внимательно сле дить за правильностью укладки этих грузов в трюме. После окончания погрузки трюм пломбируется предста вителями порта.
В трюм нашего танкера мы приняли 120 г груза. От дельно в рефрижератор поместили 1,5 тскоропортящихся продуктов — сливочное масло, кефир и дрожжи.
Живой скот принимали на кормовую грузовую палубу вблизи шлангового отделения, а затем по доскам заго няли в это помещение, оборудованное деревянными стой
лами. В нем мы разместили |
18 коров: |
11 — в стойлах |
левого борта и 7 — в стойлах |
правого. |
У носовой пере |
5
борки, где была сделана специальная деревянная заго родка, поместили 30 свиней. Для коров в каждом стойле были установлены железная бочка (без верхнего днища) с питьевой водой и деревянная кормушка во всю длину стойла, а для свиней — корыта. В шланговое отделение погрузили также 6 тсена в тюках, 8 г (157 мешков) ком бикорма и 3 г (90 ящиков) кормовой свеклы.
Корм для скота был рассчитан на 40 суток по установ ленным нормам питания: 8—12 кг сена и 2—4 кг свеклы на корову в день, 4 кг комбикорма в день и один ящик свеклы на 3 дня на свинью. Для ухода за скотом были выделены два матроса, которым по договору с управле нием китобойной флотилии выплачивалось определенное вознаграждение.
Посылки и минеральную воду принимали по счету от дельным актом. Следует иметь в виду, что к этому грузу необходимо проявить особое внимание. Хранить его надо в отдельном помещении под надзором материально ответ ственного лица. В пути, в спокойной обстановке, по сылки и ящики с минеральной водой следует рассортиро вать по номерам китобойцев, так как это упростит и уско рит их доставку каждому адресату в отдельности. Почту и письма в мешках передают только на китобазу.
Нами был принят также палубный груз — 10 т бен зина в 62 железных бочках. Этот груз мы разместили на специально сооруженном деревянном настиле, причем 40 бочек поместили по левому борту и 22 бочки по пра вому у сухогрузного трюма под переходным мостиком. При таком размещении полубак укрывал бочки от уда ров волн. Укладка производилась так, чтобы каждая бочка была надежно защищена отовсюду: снизу ее огра ждал от металлической палубы деревянный настил, с бо ков изолировали друг от друга дощатые переборки, а сверху прикрывал второй добавочный настил. Этим мы обеспечили грузу не только хорошее крепление, но и про тивопожарную безопасность, так как помещенные в обо собленные гнезда железные бочки не ударялись о палубу и друг о друга. Позднее, перед выходом в океан, запол ненную бочками громоздкую клеть дополнительно укре пили тросами, добавочными брусьями и досками.
При оформлении документов на принятый груз в ко носаменты и погрузочные ордера могут быть внесены оговорки примерно такого порядка: «груз принят по счету
6
мест портом», «груз следует за пломбами порта», «вес заявлен отправителем», «вес, объем и количество досок для сепарации коровника неизвестны».
ПОГРУЗКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
На переходе Одесса — Новороссийск мы зачистили все танки, кроме одного, в котором находилось судовое топ ливо. Согласно план-наряду нам надлежало принять для китобойной флотилии 6000 г флотского мазута и 4450 т дизельного топлива «ДС», т. е. всего 10 450 т нефтепро дуктов.
В Новороссийске приняли по правой магистрали во все танки № 2 и в бортовые № 7 только часть дизельного топлива — 1934 г; по левой — во все танки № 4, 5, 6 и в бортовые танки № 3 — 5843 т флотского мазута. За остальным грузом зашли в Феодосию. Здесь погрузили в бортовые танки № 1, 7 и во все танки № 2 и 8 — 2395 т дизельного топлива «ДС», а в центральный танк № 1 — 163 тлетнего дизельного топлива. Центральный танк № 3
остался |
свободным |
(рис. 1). |
|
1 февраля танкер «Славгород» снялся из Феодосии в |
|||
Антарктику, имея на |
борту |
для китобойной флотилии |
|
«Слава» |
10492,2 г груза, в том числе 5843,4 т флотского |
||
мазута, |
4328,8 т дизельного |
топлива «ДС», 162,8 г лет |
него дизельного топлива и 157,2 г сухогрузов.
Танкер имел осадку по пресно-тропическую марку.
НА ПУТИ В АНТАРКТИКУ
Китобойная флотилия «Слава» вела промысел в вос
точной части Антарктики, |
и наш путь к |
ней проходил |
|
через Суэцкий канал и Индийский |
океан. |
||
О выходе в рейс необходимо сообщить по трем адре |
|||
сам: Одесса — диспетчеру |
Черноморского |
пароходства, |
|
Одесса — начальнику Антарктической |
китобойной фло |
тилии, китобойная флотилия «Слава». Ежесуточные дис петчерские сводки на 18.00 даются в два адреса: диспет черу Черноморского пароходства и китобойной флоти лии, — с указанием координат, состояния моря, направле ния ветра, количества бункера, воды. После пересечения экватора переходят на сокращенную сводку, в которой
7
указывается лишь пройденное расстояние за сутки (без нарастающего итога), направление ветра и состояние моря.
В пути (обычно до экватора), пользуясь благоприят ной погодой, рекомендуется провести следующие подго товительные работы к предстоящим грузовым операциям
воткрытых просторах Антарктики.
1.Необходимо срезать и сделать съемным леерное
ограждение на носовом переходном мостике в районе су хогрузного трюма до площадки люка лагового отделения, иначе оно может быть сорвано во время грузовых опера ций. Стойка упора нока стрелы остается на месте, на нее при выгрузке надевают шесть резиновых автопокрышек, предоставляемых китобазой.
2. Необходимо проверить грузовую электролебедку, которая должна быть в полной готовности. Электродвига тель лебедки следует тщательно закрыть чехлом, чтобы в него не проникла влага. До подхода к промыслу элек тролебедку надо периодически проворачивать, проверяя
ееисправность.
3.Необходимо подготовить грузовую стрелу: прове рить, расходить и смазать грузовые блоки. Грузовой гак
можно снять, так как он не потребуется при грузовых операциях у борта «Славы», оставив только шкентель длиной 75 м, на конце которого сделан коуш. Этот шкен тель при помощи скобы присоединяют впоследствии к одному из концов тройника китобазы (к другому концу тройника присоединяют шкентель грузовой стрелы кито базы, а к третьему крепят гак для подвески грузовой сетки при бортовой перевалке сухогрузов или корзины при переброске людей). Судовой шкентель должен быть внимательно проверен и в случае ненадежности заме нен запасным.
В дополнение к судовым оттяжкам стрелы необходимо подготовить две усиленные контроттяжки с левого борта и одну с правого; их надлежит крепить соответственно за кнехты грузовой палубы в районе сухогрузного трюма; контроттяжки необходимы для того, чтобы усилить креп ление судовой стрелы при постановке танкера к левому борту китобазы, так как при сильных рывках на волне оттяжки левого борта претерпевают большие нагрузки. Для дополнительных контроттяжек нами были использо ваны швартовные тросы диаметром 22 мм.
8
/ |
п т |
|
Мазут флотский |
Сухогрузы |
Дизтопливо Д С |
Судовое дизтопливо |
Дизтопливо Д Л |
|
Рис. I. Карго-план размещения грузов для китобойной флотилии:
/ — сухогрузный трюм; / / — шланговое отделение; / / / — насосное отделение
Стеньгу фок-мачты, чтобы она не лопнула, следует укрепить добавочным фордуном. Для этой дели мы за крепили одним концом швартовный стальной трос диа метром 22 мм за кормовой бугель фок-мачты, выбрали его втугую с помощью брашпиля и канифас-блока, а за тем вторым концом закрепили на кормовых кнехтах ле вого борта носовой грузовой палубы. Штаг фок-мачты надо отдать для нормальной работы грузовой стрелы.
За сутки до подхода к «Славе» грузовую стрелу, соб людая осторожность, необходимо вооружить и поднять. Устанавливают ее по центру сухогрузного трюма и кре пят оттяжками и контроттяжками. Следует помнить, что шкентель грузовой стрелы облегчен (без грузового блока) и его конец легко упустить к ноку грузовой стрелы. Если потребуется опускать стрелу, необходимо расставить людей на оттяжки, чтобы предотвратить движение стрелы
сборта на борт.
4.Обычно центральные танки № 1, 3, 7 остаются неза
груженными и их необходимо в тропической штилевой полосе тщательно пропарить и произвести в зависимости от рода бывшего в них груза механическую (машин ками) мойку горячей водой. При этом днище следует про мыть вручную, шлангами. После этого танки надо зачи стить, удалив из них остатки воды и ржавчины. Грузовую магистраль с перемычками обязательно нужно осушить, открыв клинкеты кормового танка и выбрав эжектором или вручную вытекшие из трубопровода остатки. Если кормовой танк заполнен, магистраль осушается в льяла помпового отделения через ее осушной краник, откуда остатки выкачиваются за борт.
5. Необходимо подготовить шланги. Для передачи топлива на китобойные суда к приемнику левого борта танкера присоединяют четырехдюймовый гофрированный шланг длиной 10—12 м или мягкий резиновый шланг из имеющихся на судне запасов. При этом надо учесть, что с одного борта могут подойти и стать лагом друг к другу сразу два китобойца. Если на судне имеется два клинкета диаметром 100 мм, то их следует присоединить к двой ному патрубку среднего кормового приемника, и затем подготовить другой шланг длиной 15—20 м для второго китобойца. Если второго клинкета нет, дополнительный шланг присоединяют к приемнику правого борта. Надо помнить, что китобойцы-дизель-электроходы присоеди-
10