Файл: Кухаренко Г.Я. Плавание в Антарктику к китобойной флотилии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Рис. 2. Схема производства грузовых операций у борта «Славы»
няют шланг к своему приемнику, находящемуся в средней части судна, а китобойцы-пароходы опускают шланг не посредственно в горловину своего топливного танка.
Для передачи топлива на китобазу необходимо подго товить с правого борта следующее: для слива дизельного топлива присоединить к среднему кормовому прием нику мягкий.или гофрированный четырехдюймовый шланг (одно-два колена), к которому затем присоединяют рези новый шланг китобазы; для слива флотского мазута к правому кормовому приемнику грузовой магистрали в районе правого бортового танка № 8 следует в свою оче редь присоединить одно колено шестидюймового шланга, к которому впоследствии также будет присоединен соот ветствующий шланг китобазы (рис. 2).
Для предупреждения провисания, а также во избежа ние обрыва или зажима грузовых шлангов их необхо димо подвешивать и укреплять тросами, конечно, по стоянно наблюдая за состоянием подвески.
Все приемные клинкеты на верхней кормовой маги страли должны быть в полной исправности, так как по разным причинам возможны частые остановки при пере качке груза. Это позволит избежать разлива груза и раз рыва шлангов. Все грузовые инструменты также должны находиться в полной исправности и под руками. Заглушки кормовых приемников следует заранее расходить и дер жать в рабочем состоянии. Если на танкере не окажется какого-либо инструмента, шланга, переходного патрубка, струбцины и т. п., необходимо заранее уведомить об этом капитан-директора китобойной флотилии и просить его доставить требуемое при первой возможности.
За сутки или двое суток до встречи с флотилией надо начать подогрев мазута во всех танках до +45° С. Еще до подхода танкера к китобазе могут появиться первые кито бойцы, которых нужно снабдить топливом.
В этот же период необходимо запросить китобазу о возможности швартовки капроновыми концами, полу ченными с китобазы (если таких нет на танкере). Одно временно следует договориться об обеспечении работ ле бедчиками и бригадой мойщиков танков, так как судовые бригады танкера будут заняты на выборке воды и ржав чины из помытых танков, на обтирке ветошью бортов и днищ танков от следов мазута.
Мы поддерживали с китобазой оживленную радиотеле
12
фонную связь через коротковолновый передатчик, полу ченный в Одессе перед выходом в рейс.
Хорошо налаженная связь — залог успешного прове дения грузовых операций.
6. Для проведения ритмичной скоростной выгрузки и погрузки необходимо заранее составить график судовых работ и несения вахт на весь период стоянки под грузо выми операциями у борта «Славы».
Разработанный нами график выглядел так.
|
|
Вахта на мостике (по 6 час через 6) |
||
П е р в а я с м е н а |
В т о р а я с м е н а |
|||
Старший штурман |
Четвертый штурман |
|||
Один матрос |
Один матрос |
|||
|
|
Вахта на палубе (по 6 час- через 6) |
||
П е р в а я с м е н а |
В т о р а я с м е н а |
|||
Третий |
штурман |
Второй штурман |
||
Два |
матроса |
Два |
матроса |
|
|
|
Вахта в машинном отделении (по 6 час через 6) |
||
П е р в а я с м е н а |
В т о р а я с м е н а |
|||
Второй |
механик |
Третий механик |
||
Два |
моториста |
Два |
моториста |
Вахта в котельном отделении (по 6 час через 6)
П е р в а я с м е н а |
|
В т о р а я с м е н а |
||
Помповый машинист |
|
Помповый |
машинист |
|
Два моториста |
|
. Два |
моториста |
|
Обеспечивающие |
в машинном и котельном отделениях — стар |
|||
ший механик, электромеханик, электрик. |
|
|||
Моечные бригады (по 6 час через 6) |
||||
П е р в а я б р и г а д а |
В т о р а я б р и г а д а |
|||
Бригадир — старший |
матрос |
Бригадир — матрос I класса |
||
Матрос |
|
Матрос |
|
|
Токарь |
|
Матрос |
механик |
|
Электрик |
|
Ремонтный |
||
Обеспечивающий |
палубно-: |
ечные |
работы — боцман. |
Резерв
Четвертый механик, судовой медик, начальник рации, радио оператор.
Резерв может быть использован для счета груза или несения вахт на судовом мостике взамен матросов.
13
Приведенная расстановка людей применялась нами на стоянке у борта китобойной базы. Во время лежания судна в дрейфе, ожидая улучшения погоды, экипаж нес обычные морские вахты.
СУДОВОЖДЕНИЕ
В пути следует возможно чаще производить астроно мические наблюдения по любому видимому светилу. Экваториальные течения сносят судно за 6—8 час на 15—20 миль. Для руководства полезно иметь «Морской атлас», том II, изд. Главного штаба ВМС, 1953 г. В нем указаны течения Атлантического, Индийского, Тихого океанов, летние и зимние. Для уточнения общей поправки дрейфа необходимо принимать во внимание направление и силу ветра. Если на судне нет «Морского атласа», об щая поправка дрейфа выводится по астрономическим наблюдениям.
Для большей точности счисления следует возможно чаще определять общую поправку лага.
Отечественных карт, лоций и практических пособий для плавания в Антарктике издано еще очень мало. Путь судна часто приходится прокладывать по гене ральным картам и сеткам.
Чем дальше шли мы к югу, тем заметнее ухудшались условия для астрономических наблюдений: с наступле нием темноты почти невозможно было брать высоты звезд; не лучшее положение было и с утренними наблюдения ми — мешала сплошная облачность; днем долгими часами приходилось выжидать «окна» в облаках, чтобы взять высоту Солнца. И тем не менее штурманам рекомендуется терпеливо ждать появления Солнца, так как другой возможности определить место судна не будет. Ближе к Антарктике обстановка еще более ухудшается. Сплошная круглосуточная облачность, снежная пурга, туманы при водят к тому, что одна взятая за сутки высота и вычис ленная по ней линия положения является единственным определением в океане и подспорьем в корректировке курса.
Пройдя «ревущие» (сороковые) широты, «Славгород» встретил первого вестника Антарктики ■— странствующего альбатроса. Размах его крыльев достигает 3—3,5 м.
14
Белое оперение по краям крыльев переходит на хвосте в черное. Странствующие альбатросы встречаются на боль шом пространстве — от кромки материкового льда Антарктиды до сороковых «ревущих» широт, где постоян ные штормы и ветры позволяют этой богатырской птице долго парить в воздухе.
1 марта, сопровождаемые альбатросами, прошли «не истовые» (пятидесятые) широты. Частые штормовые шквалы со снежной пургой и пониженная видимость стали постоянными спутниками.
2 марта в южной широте 55° встретили первое семей ство горообразных шельфовых айсбергов, самых распро страненных в Антарктике. Но, кроме них, здесь встре чаются глетчерные айсберги, образованные языками ма терикового льда, спускающегося с высоких побережий Антарктиды в море. Эти ледяные языки простираются на многие десятки миль и, откалываясь по частям, создают массивные айсберги.
Плавание в Антарктике без радиолокатора очень за труднено и намного удлиняет рейс. При ухудшении види мости не рекомендуется входить в районы предполагае мых встреч с айсбергами, а если судно уже находится в таком районе, то следует лечь в дрейф до улучшения по годы.
На нашем пути встречались айсберги от 10 до 80 м вы сотой и от 10 до 45 миль длиной. Иной раз такие ледяные громады приходилось огибать почти в течение целой вахты. Попадались и мелкие айсберги или осколки их вы сотой всего 3—4 м и даже менее, представляющие серьез ную опасность для мореплавания. В радиолокатор боль шие айсберги усматриваются на расстоянии 12—18 миль, малые — до 3, а вот некоторые осколки и ропаки обнару жить совсем не удается. Поэтому бдительность штурман ского состава и всего экипажа, а также умеренная ско рость судна — важнейшее условие безопасного плавания в Антарктике.
Мы заметили, что мелкие осколки айсбергов плывут, вытягиваясь по ветру от айсбергов, и только при недав ней перемене ветра могут оказаться с наветренной сто роны. Поэтому суда, проходящие воды Антарктики при плохой видимости, ночью, в тумане или при снегопаде, должны оставлять айсберги с наветренной стороны во из бежание повреждений корпуса, руля или винта. При
15
неисправном радиолокаторе во время плохой видимости лучше всего лечь в дрейф и выждать ее улучшения либо, продвигаясь с большой осторожностью вперед, просить китобазу направить китобойца для безопасной проводки танкера.
4 марта в южной широте 63° встретили китобойца № 23 («Комсомолец»), направленного к нам для про водки. Китобоец ошвартовался к подветренному борту танкера, с него перешли к нам представители и рабочая бригада китобазы. Затем «Комсомолец» отошел от борта, и танкер последовал ему в кильватер.
У БОРТА «СЛАВЫ»
5 марта, пройдя южную параллель 64°, мы открыли море огней. Это была китобойная флотилия «Слава». По радиотелефону договорились об условиях подхода, уточ нили, каким курсом держаться по отношению к волне и ветру.
Подходить следует в расстоянии 50—100 м правым бортом к левому борту китобазы. При этом необходимо учитывать, что танкеры подвергаются меньшему сносу ветром, чем «Слава», имеющая большую парусность. Ма шина должна работать самым малым ходом, а при даль нейшем сближении стопориться, и танкер будет следовать уже по инерции курсом, согласованным с капитан-дирек тором флотилии. Когда судно перестает слушаться руля, необходимо маневрировать машиной.
При подходе для обеспечения быстрой швартовки надо увеличить до максимума количество людей на баке и корме. Для приемки четырех носовых прижимных капро новых концов следует направить на бак не менее 4 чело век, на носовую грузовую палубу с правого борта в рай оне кормового кнехта, где через бортовый клюз прини мают продольные концы, нужно поставить 3—4 чело век; такое же число матросов следует послать и на кор мовую палубу танкера.
Брашпиль и шпиль должны быть в рабочем состоя нии, а якоря закреплены по-походному, приспускать их не надо. Необходимо следить, чтобы по ошибке не были отданы стопоры брашпиля.
Богатый, десятилетием накопленный опыт разнооб разных швартовок в условиях Антарктики подтверждает
16
возможность безопасной швартовки китобазы к танкеру, поскольку китобаза «Слава» имеет два двигателя и обла дает большей маневренностью. Танкер удерживается вблизи «Славы» на заданном курсе, а она, маневрируя, подходит своим левым бортом к его правому борту.
Обычно с левого борта китобазы закрепляют 5—6 туш убитых китов (у скулы, у средней и кормовой частей), которые служат надежными кранцами. Ошвартовавшись, танкер продолжает следовать дальше с китобазой; по до говоренности с руководством флотилии машина танкера может быть застопорена, но должна находиться в по стоянной готовности. Если требуется какой-либо ремонт или ревизия главного двигателя, необходимо об этом за ранее договориться с руководством китобазы и хорошо рассчитать время. Такие работы должны производиться в самые сжатые сроки. Следует учесть, что на «Славе» возможно выполнить сварочные работы.
Если погода благоприятная, с китобойной базы подают деревянную сходню на кормовую ботдечную палубу тан кера, предварительно укрепив под ней капроновую сетку для безопасного перехода людей. При неблагоприятной погоде людей перемещают с базы на танкер и обратно с помощью грузовых стрел и подвесной корзины (рис. 3). Время постановки трапа, а также перемещения людей с помощью подвесной корзины определяется командова нием китобазы.
После ошвартовки танкера к борту «Славы» следует прекратить общий подогрев мазута, оставив под подогре вом те танки, которые намечены к первоначальному сливу. Затем в присутствии представителей китобойной базы надлежит снять пломбы с крышки сухогрузного трюма и произвести осмотр находящихся в трюме сухогрузов. Обычно в это же время разделочная бригада китобазы на кормовой грузовой палубе производит убой коров и сви ней. Шкуры коров засаливают в ящиках и укладывают в шланговое отделение.
Бортовая перевалка сухогрузов и железных бочек с бензином на китобазу выполнялась посредством спарен ной работы смежных грузовых стрел обоих судов.
Нефтепродукты (мазут и дизельное топливо) перека чивают судовыми грузовыми насосами по -соединенным
приемным шлангам китобазы и танкера. |
Попутно, по |
мере надобности, с другого борта (левого) |
мы отпускали |
2 Заказ 1314 |
17 |
: ш ъ т о
Китовый жир принимается наливом в танки после их тщательной подготовки под этот груз. Танки моют горя чей водой с помощью специальных машинок, причем днища и загрязненные части набора зачищаются моечной бригадой вручную. Танки не пропаривают ни после флот ского мазута, ни после дизельного топлива. Когда види мых следов мазута не остается, мойка считается закончен ной. Моечную бригаду китобазы сменяет судовая, которая удаляет из танков остатки воды и ржавчины, протирает и осушает каждый танк. Чистый танк принимает инженеринспектор китобазы совместно со вторым штурманом тан кера, которые одновременно проверяют также насколько плотно закрыты грузовые и зачистные клинкеты и ставят на них пломбы китобазы. Лишь после этого танк счи тается годным под приемку жира.
Обычно мойка танка после флотского мазута длится 4—6 час, после дизельного топлива 3—4 час. На удале ние остатков, протирку и осушку танка уходит еще 2— 3 час. Но если танки перед выходом в антарктический рейс были плохо подготовлены, время на их обработку в Антарктике значительно удлинится.
Погрузка жира ведется через мягкие резиновые шланги диаметром 100 мм. Шланги укладывают, на гру зовой палубе, их концы опускают в горловины танков и крепят. Чтобы забортная вода или снег не попали в танки, горловины во время погрузки закрывают мягкими ма тами. Шланги предоставляет китобаза. За разноской ре зиновых шлангов и погрузкой жира следит донкерман китобазы. Нагретый до температуры 45—50° С жир грузят по 150 т/час. Танки заполняют почти полностью (до верх ней ступеньки трапа). Удельный вес китового жира при
20 |
|
|
d-^-=0,917=0,918, коэффициент объемного расширения |
||
при нагревании |
на |
1° С а =0,0007. |
Во время грузовых операций у борта «Славы» следует |
||
держать танкер |
на |
ровном киле и лучше с креном |
1—2° на левый борт, это облегчает и ускоряет зачистку центральных танков и бортовых танков правого борта после слива нефтепродуктов. Ни в коем случае нельзя допускать дифферента на нос, так как в этом случае остатки нефтепродуктов будут велики и подготовка танков под приемку жира или муки намного удли нится.
2 |
19 |