ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
БАРЛИН/
Н А Ш И З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н Ы Е З Е М Л Я К И
Г. А. М А Л И Н И Н
АКАДЕМИК
БАРДИН
СА Р А Т О В С К О Е
КН И Ж Н О Е И З Д А Т Е Л Ь С Т В О
1 9 6 3
J |
r w »•*! |
6ПЗ (092) |
І.А У Ч И 9-11; |
М-19
деь&,
е з
Б '
В плеяду замечательных имен ученых и инже неров, прославивших советскую науку и технику, по праву входит и имя нашего земляка, уроженца бывшей Саратовской губернии Ивана Павловича Бардина. Он — один из крупнейших представите лей самой «романтической и захватывающей» отрасли промышленности — металлургии.
Жизнь ученого оставила на земле яркий и не изгладимый след. До конца дней своих Бардин сохранил благородное стремление облегчить труд советских металлургов.
Партия и правительство высоко оценили его научные и производственные заслуги. Он удосто ен звания Героя Социалистического Труда, лау реата Ленинской и Государственной премий, на гражден семью орденами Ленина и несколькими медалями.
О сложном и трудном жизненном пути Барди на и рассказывается в этом очерке.
Все ценное и разумное, все, чем люди имеют право гордиться, созда но знанием и трудом.
М Г о р ь к и й
ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
...1929 год. Кабинет председателя Высшего совета народного хозяйства Валериана Владимировича Куйбы шева. Обращаясь к сидящему напротив взволнованному собеседнику, Валериан Владимирович говорит:
— Вы имейте в виду, Иван Павлович, что строитель ство завода — это глубокая разведка партии и рабочего класса в завтрашний день нашей страны. Это будет за мечательное завтра. Строить такой завод— почетная задача для инженера. Вам не один из них позавидует.
Собеседником Куйбышева был известный уже и в то время инженер-металлург Иван Павлович Бардин, наз наченный главным инженером строительства Кузнецко го металлургического комбината. Председатель ВСНХ напутствовал Бардина перед его отъездом в далекую Сибирь.
Беседа с Куйбышевым произвела на Бардина огром ное впечатление. Трудное и ответственное задание пар тии он принял без колебания.
Борьба за металл в те годы была борьбой за победу социализма в нашей стране, за безопасность Родины.
3
И отставание черной металлургии — этой основы основ всего экономического развития — вызывало у Коммуни стической партии серьезную тревогу.
«День шестого января 1929 года (день назначении главным инженером строительства Кузнецкого метал лургического комбината. — Г. М.) в моей биографии был
тем рубежом, |
за которым начиналась моя вторая |
жизнь, — писал |
Бардин в своей автобиографической по |
вести «Жизнь инженера». — ...Я был горд и счастлив, что именно на меня пал выбор строить завод в Сибири, в крае, который многих отпугивал своей суровостью и ди костью».
Прежде чем достигнуть рубежа, за которым начина лась его «вторая жизнь», Бардину пришлось пройти по длинной и крутой лестнице испытаний.
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
«Совершенно отчетливо в моей памяти вырисовыва ется одряхлевшМ, покосившийся домик у заброшенного
пруда |
на самой |
окраине села», — так Иван Пав |
|
лович Бардин начинает |
рассказ о первых годах своей |
||
жизни. |
|
13 ноября 1883 года в селе Широкий |
|
Родился Бардин |
|||
Уступ |
Аткарского уезда |
Саратовской губернии *. |
Отец Вани, работая мальчиком у сельских портных, обучился сам этому немудреному ремеслу, купил ста ренькую швейную машину и стал портняжничать.
Монотонно проходила жизнь Бардиных. Лишь редкие приезды тетки-учительницы из соседнего села вносили некоторое оживление.
Ваня рос добрым, отзывчивым, немного застенчивым.
1 Ныне Калининского района Саратовской области.
4
Детский мир его кончался чуть подальше околицы роди тельского дома. Целые дни вместе со своим младшим братом проводил он у заброшенного пруда, в котором лениво прыгали большие зеленые лягушки. Самым лю бимым занятием мальчика было помогать отцу разби рать и собирать швейную машину, чистить и обтирать маслом ее детали.
В 1891 году на Поволжье обрушилось страшное бед ствие— голод. От засухи погибли хлеба и травы, пере сохли речки, от бескормицы пал скот. Тысячи людей уми рали голодной смертью. Побросав жалкие клочки земли, многие уходили в города, на строительство железных дорог в надежде заработать на кусок хлеба.
Уехали в Саратов и Бардины. Отец Вани соорудил маленькую избенку на углу Бахметьевской и Камышин ской улиц. С большим трудом удалось ему найти место фонарщика городской управы. Нищета и голод открыли дорогу болезням. Вскоре в семье случилось несчастье: от свирепствовавшей в городе холеры у Вани умерли млад ший брат и сестренка. «Жизнь нашей семьи была запол нена постоянной тяжелой борьбой за существование»,— вспоминал потом Бардин.
Осенью 1892 года Ваня поступил учиться в 1-е Ильинское городское начальное училище. Окончил его.
И вот мать не без внутреннего трепета повела сына держать экзамен в мужскую гимназию. С холодной презрительностью встретил их строгий директор гимна зии.
— Вам нет смысла учить мальчишку, — процедил он сквозь зубы. — Вам следует учить своих детей какомунибудь ремеслу. А для гимназии у вас все равно средств не хватит. Мы очень сожалеем, но...
Двери гимназии были открыты только для детей из зажиточных семей.
2 З а к а з 4689 |
5 |
По совету знакомых родители определили Ваню в городское Александровское ремесленное училище Здесь учились главным образом приютские дети, а также дети рабочих и вдов. На содержание училища городская ремесленная управа отпускала жалкие гроши.
При училище имелась грязная полутемная мастер ская со слесарным, токарным, механическим и медноли тейным «цехами», где ремесленники работали по шести часов в день. Кроме того, три часа ежедневно отводились на изучение арифметики, геометрии и русского языка. Ремесленники с лихвой возмещали затрачиваемые на них «отцами города» средства. Порядки в училище были строгие, подзатыльники и тычки доставались и виновным и невиновным со всех сторон.
Ваня Бардин любил свой станок, ухаживал за ним, пытался досконально разобраться в его устройстве. Лю бил он и мастерскую с ее терпким запахом гари, машин ного масла и теплой металлической стружки. Здесь сто яли паровые котлы, различные машины. Они будили в мальчике непонятный трепет.
Учению в ремесленном Ваня отдавал весь пыл своей мальчишеской души, непременно хотел закончить учили ще. Но судьба распорядилась иначе. Тетка-учительница, помогавшая Бардиным материально, категорически по требовала перевести Ваню в земледельческое училище. В прошлом народница, она не желала, чтобы ее племян ник отрывался от земли, хотела видеть его агрономом или землемером. Родители Вани были вынуждены усту пить.
Ваня уговаривал родителей не делать этого, просил.
1 Ныне индустриальный техникум, улица Сакко и Ванцетти, № 15. В 1951—1955 гг. здесь учился первый летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.
6
плакал, но ничто не помогло. «С тяжелым сердцем по кидал я ремесленное училище», — вспоминал впослед ствии Бардин.
НЕВЗИРАЯ НА ТРУДНОСТИ И УНИЖЕНИЯ
Земледельческое училище, в которое поступил юный Бардин, находилось в Мариинском городке, в 40 верстах от Саратова '. Курс обучения длился пять с половиной лет: почти пять лет отводилось на теоретическое изуче ние предметов и практические занятия на полях и фер ме и несколько месяцев на стажировку в крупном част ном имении.
Бардин учился легко, с увлечением. Учителя ценили его за большое трудолюбие и готовность помочь каждо му. Особенно Бардина увлекало изучение сельскохозяй ственных машин.
Родители радовались успехам сына, отказывали себе во всем, лишь бы дать ему возможность стать агроно мом, достичь обеспеченного положения.
И вот училище закончено. Перед восемнадцатилет ним юношей открылась «перспектива» получить место помощника ученого управителя крупного помещичьего имения. Отец, мать и тетка лучшего для него ничего и не желали. Из всего Широкого Уступа только один Ваня вышел в люди.
Самому же юному агроному нестерпимо было пойти
вуслужение к помещику. Ему хотелось учиться дальше.
Ион решил попытать счастья — поступить в какое-ни
будь высшее учебное заведение. После целого года упор ной подготовки Бардин сдает вступительные экзамены в
ва |
1 Теперь сельскохозяйственный техникум имени К. А, Тимирязе |
в Октябрьском городке Татищевского района. |
|
2* |
7 |
Александрийский сельскохозяйственный институт и осенью 1904 года зачисляется его студентом Е
Юноша был счастлив. Ему, выходцу из бедной кре стьянской семьи, повезло: удалось попасть в высшее учебное заведение. «Казалось, осуществилась, наконец, моя несбыточная мечта», — писал он. С жаром принялся Бардин за науки, восторженно слушал он лекции про фессоров.
И все же стать агрономом ему было не суждено. Шел 1905 год. Революционные события докатились и до Но вой Александрии. Нередко по институту разносились слухи, что тот или другой студент арестован за хране ние революционной литературы.
Идеи социад-демократов были близки Бардину, вол новали его.
Как-то раз на сцене Люблинского городского театра была показана пошлая черносотенная постановка. Рабо чие, передовая интеллигенция города выступили с проте стом против этого спектакля. Вместе с группой революци онно настроенных студентов протест подписал и Бардин.
А через несколько дней на головы «вольнодумцев» обрушились репрессии: подписавших протест допраши
вала полиция, а потом их |
исключили из института на |
год. |
скитается по городам и се |
В поисках хлеба Бардин |
|
лам, работает агрономом, |
нивелировщиком, заведует |
опытным участком Ставропольской земской управы. И он еще раз убеждается, что работа агронома — это не то, что ему нужно, не его призвание. В душе не утихала старая тоска по техническим знаниям. Ему страстно хо телось стать инженером, работать на большом заводе,
1 Институт сельского хозяйства и лесоводства находился в ма леньком местечке Новая Александрия Люблинской губернии.
8
быть всегда у грохочущих, пропахших маслом машин. И в памяти вновь и вновь всплывали мастерские ремес ленного училища.
И он снова берется за учебники и просиживает за ними ночи напролет. Преодолев вторично все препятствия, Бардин успешно сдает вступительные экзамены и в 1906 году зачисляется в Киевский политехнический ин ститут. На инженерное отделение ему не удалось попасть, н он пошел на химическое, решив посвятить себя элек трохимии.
С первых же дней учения Бардин отдался ему со всей юношеской страстью. Он не только хотел, но и умел учиться.
Юношам из семей «низшего» сословия, составляющим среди студентов мизерный процент, учиться в институте было очень тяжело. Им приходилось всячески изворачи ваться, чтобы вовремя внести плату за учение и прокор мить себя. Бардин часто по ночам разгружал на Днепре баржи с песком, таскал бревна или пилил дрова, зара батывая на кусок хлеба. Были и другие случайные зара ботки, однако денег ему постоянно не хватало. Нередко он ел через день. К тому же надо было еще платить за квартиру, вернее за закуток, где он спал. Из дома почти не помргали. Но мечта' стать инженером, такая теперь близкая, помогала бороться с нуждой, преодолевать трудности.
Однажды, учась уже на втором курсе, Бардин попал на лекции профессора Василия Петровича Ижевского — основателя кафедры металлургии. Лекции Ижевский читал с большим вдохновением.
—■История металлургии, — любил говорить профес сор,— неразрывно переплетается с общей историей раз вития человечества, с историей науки и культуры... До менный процесс сказочно красив, хотя и сложен...
9