Файл: Каламкаров В.А. Технический прогресс в нефтяной и газовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все это вместе с полной герметизацией систем промыслового сбора нефти и газа позволит резко сократить потери легких фрак­ ций нефти и максимально увеличить использование ресурсов попутных газов.

Однако в настоящее время глубина стабилизации нефтей остается еще не ясной. Во многих совнархозах создаются проекты на такие стабилизационные установки, которые представляют собой настоящие перерабатывающие заводы. Так, па промыслах Башкирского и Татарского совнархозов проектируется отбирать на стабилизационных установках фракции до пентана включитель­ но с нагревом сырой нефти до 300°. В то же время нет полной ясности, куда будет направлена продукция этих установок, так как химические предприятия в ближайшие годы не смогут ее освоить. В этом вопросе планирующим организациям должна помочь инженерно-техническая общественность.

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Послевоенный период характеризуется переработкой серни­ стых и высокосернистых парафинистых нефтей (башкирские, татарские и куйбышевские месторождения).

Для производства нефтепродуктов из этих нефтей были со­ зданы новые крупные нефтеперерабатывающие центры на Урале, в Поволжье, Сибири и значительно увеличены мощности дей­ ствующих заводов.

В последние годы в центральных и восточных районах при­ ступили к строительству более мощных заводов с применением на них укрупненных установок для переработки нефти мощностью 1—2 млн. m/год вместо ранее строившихся установок мощностью

0,5—0,6 млн. т/год.

Крупным недостатком в нефтеперерабатывающей промышлен­ ности являлось отставание строительства новых заводов, особенно в части сооружения установок вторичных процессов переработки нефти, предназначенных для повышения качества нефтепродук­ тов. Вследствие такого отставания вынуждены использовать для переработки нефти термические и каталитические крекингустановки в ущерб качеству вырабатываемых нефтепродуктов.

В проекте плана на 1959—1965 гг. поставлена задача — обеспечить форсированное строительство новых мощностей по переработке нефти и газа, чтобы ввод этих мощностей опережал рост добычи нефти.

Для этого необходимо изыскать наиболее рациональные техно­ логические схемы заводов и отдельных установок, при помощи которых можно бы строить современные нефтеперерабатывающие заводы, способные выпускать высококачественные нефтепродукты и химические продукты нужного ассортимента при наименьших удельных капитальных вложениях на единицу мощности. Чтобы создать такие установки, необходимо разработать конструкции

18



иосвоить производство совершенного оборудования, аппаратуры

исредств комплексной автоматизации.

Благодаря применению более совершенного оборудования, несмотря на увеличение мощности установок в 2 раза, удельные капитальные затраты сократятся на 10—25%, эксплуатационные затраты на 10—15% и численность обслуживающего персонала

в1,5—2 раза.

При использовании комбинированных установок большой

мощности получают еще большую экономию на капитальных затратах, металлоемкости и на обслуживающем персонале, в этом случае повышаются требования к автоматизации управления установками и четкости взаимодействия основных и вспомога­ тельных производств.

Для улучшения качества выпускаемых нефтепродуктов преду­ сматривается резкое увеличение мощностей по термокаталити­ ческим процессам, гидрированию, селективной очистке масел

ипроизводству присадок к маслам и топливам.

Всемилетием плане запроектировано увеличение мощностей нефтеперерабатывающей промышленности по сравнению с 1958-г.

по переработке нефти в 2,3 раза и производству масел в 2 раза.

Врайонах, где нехватает топлива (районы Запада, СевероЗапада, Центра, Юга, Урала), заводы будут строиться по топлив­ ной и топливно-масляной схеме, чтобы, помимо светлых нефте­ продуктов, масел, смазок, они поставляли мазут для промышлен­ ных предприятий и электростанций. Для обеспечения выпуска высококачественных нефтепродуктов в схеме заводов предусма­ триваются достаточные мощности по каталитическому рифор­ мингу, гидроочистке и прочим процессам.

Благодаря такому мероприятию уменьшатся поставки в эти районы дорогих дальнепривозных твердых топлив и тем самым сэкономятся значительные средства на железнодорожных пере­ возках и на разнице в себестоимости угля и мазута.

Врайонах, где имеются достаточные ресурсы дешевых углей, газа или других видов топлива, заводы будут, как правило, стро­ иться по схеме глубокой переработки нефти. Предусматривается строительство заводов по переработке высокосернистых низко­ качественных нефтей с небольшой глубиной переработки. Такие заводы будут поставлять мазут для предприятий и электростанций Урала.

Коллективы нефтепереработчиков очень хорошо понимают свои задачи по обеспечению страны высококачественными и деше­ выми нефтепродуктами. В 1959 г. отличные показатели работы имели многие коллективы. Среди них следует отметить коллективы работников каталитического крекинга в Грозном (начальник установки т. Бурлаков), установки каталитического риформинга Черниковского нефтеперерабатывающего завода (начальник уста­ новки т. Николаев), каталитического крекинга № 2 Новокуйбы­ шевского завода (начальник установки т. Худошпн).

2*

19


Задача увеличения за семилетие добычи нефти до 240 млн. т решается при непременном условии форсированного ввода в дей­ ствие новых нефтеперерабатывающих мощностей. Между тем в этой области имеются существенные недостатки. Намеченные сроки ввода в действие отдельных объектов нефтеперерабатываю­ щей промышленности не выполняются. Рабочие чертежи на пло­ щадку поступают не вовремя.

Вопросу проектирования и ввода в действие нефтеперерабаты­ вающих заводов и установок НТО должна быть оказана необхо­ димая помощь.

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Газовая промышленность является самой молодой отраслью в нашей стране. Добыча природного газа начата лишь в военные годы па базе саратовских и куйбышевских газовых месторожде­ ний. Большая часть попутного газа, добываемого вместе с нефтью, еще несколько лет назад выпускалась в атмосферу и сжигалась, а небольшая часть потреблялась в районах нефтедобычи как топливо.

Сейчас газовая промышленность бурно развивается. Если за

1951—1955 гг.

прирост

добычи и производства газа составил

всего 4 млрд,

м3, то за

один только 1958 г. этот прирост равен

9,6 млрд. Л13.

 

 

Естественным газом снабжаются десятки крупнейших городов и промышленных центров. Построено свыше 12 тыс. км магист­ ральных газопроводов, из которых крупнейшие Ставрополь — Москва — Ленинград, Дашава — Киев, Брянск — Москва, Сара­ тов — Москва.

За 1959—1965 гг. добыча газа должна возрасти в 5 раз. В соот­ ветствии с этим общее число газифицированных городов и рабочих поселков должно возрасти со 150 до 550, дополнительно будет газифицировано 6 млн. квартир.

Для обеспечения газом городов потребуется построить за семилетие 26 тыс. км магистральных газопроводов, в том числе таких, как Дашава — Минск — Вильнюс — Рига протяженно­ стью 1200 км, Карадаг — Акстафа — Тбилиси — Ереван — 700 кл, Газли — Свердловск — 2000 км и ряд других.

Как топливо газ экономит значительное время у населения на приготовление пищи. Кроме того, приготовление пищи на газе в 10—12 раз дешевле, чем на дровах, и в 4—6 раз дешевле, чем на керосине.

В результате внедрения газа для технологических нужд про­ мышленности уменьшится стоимость топлива, улучшатся условия эксплуатации оборудования и качество продукции, создадутся лучшие условия для экономии общественных затрат труда.

Вметаллургии — производительность мартеновских печей,

работающих на газе, увеличивается на 8—10% по сравнению с отоплением их смесью коксового и доменного газов.

20


В цементной промышленности — благодаря переводу вращаю­ щихся печей с твердого топлива на газ повышается производи­ тельность агрегатов на 7—10%, улучшается качество цемента.

Высокие экономические преимущества использования газа подтверждаются практикой работы многих других отраслей про­ мышленности, в частности металлообрабатывающей, стекольной, производства стройматериалов, производства электроэнергии и др.

Весьма большое значение для народного хозяйства имеет газ, добываемый попутно с нефтью и содержащий в своем составе пропановые, бутановые фракции и газовый бензин. Благодаря широкому использованию попутного нефтяного газа наиболее эффективно решаются вопросы обеспечения химической промыш­ ленности дешевым сырьем и газификации городов, поселков на базе сжиженных газов.

Пока попутные нефтяные газы используются далеко не доста­ точно, так как ежегодно теряется более 4 млрд, ли3 газа, которые сжигаются в факелах.

Проектом семилетнего плана предусматривается в 1965 г. обеспечить добычу попутных газов в размере 15—16 млрд. Л13, что составит около 85% от общих ресурсов этих газов. Из этого количества 8,5 млрд, м3 будет использовано для производства химических продуктов и сажи.

Всвязи с резким ростом газовой промышленности необходимо

вближайшие годы разрешить ряд вопросов, связанных с техноло­ гией и техникой добычи газа, его транспортировкой и использо­ ванием. Это прежде всего проблема разработки крупных газовых и газоконденсатных месторождений, вопросы качественного освое­ ния производства мощных трубо- и газокомпрессоров для пере­ качки газа, создание запорной и регулирующей аппаратуры высо­ кого давления, автоматизация и телемеханизация газовых про­

мыслов и газопроводов, создание подземных хранилищ газа и т. п.

ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В 1965 г. предстоит транспортировать свыше 500 млн. т нефти и нефтепродуктов, что в два с лишним раза больше, чем транспортировалось в 1958 г.

Наиболее экономичным и совершенным является транспорт нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Пере­ качка по магистральным трубопроводам обходится в 4 раза дешевле за 1 ткм, чем транспортировка нефтяных грузов по железной дороге, и в 2 раза дешевле за 1 ткм, чем перевозка водным транспортом.

К началу семилетия протяженность магистральных нефтепро­ водов и продуктопроводов составляла всего 14,4 тыс. км.

Контрольными цифрами на 1959—1965 гг. предусматривается строительство 31,8 тыс. км (т. е. в 2,2 раза больше, чем было

21