ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
В. КАСАТКИН
КИБЕРНЕТИКИ
И зд а т е л ь с т в о Ц К ВЛ К С М
„М олодой гвордия“ . 1908
В. К А С А Т К И Н
АЗ В У К А КИБЕРНЕТИКИ
I Ш-
6П2.154 К28.
Кто он, читатель этой книги? Кому она ад ресована?
Вам — школьники средней школы. Вам и наше вступительное слово.
Вы. конечно, уже много слышали, да и прочли, наверное, немало о кибернетике. Вам известно, что сегодня кибернетика помогает решать такие задачи, которые недавно казались неразрешимыми.
Вторжение «умных» кибернетических машин на блюдается не только в технике, но и в медицине, биологии, языкознании и даже в искусстве.
Еще большие успехи, еще большая помощь ожи дается от кибернетики в будущем. Тогда, когда ки бернетических устройств будет больше, когда будет больше людей, умеющих их использовать, умеющих их создавать.
Как же научиться этому?
Нельзя ли уже семикласснику или восьмикласс нику разобраться в некоторых тайнах кибернетиче
ских чудес? Можно!
Да, можно! Я знаю ребят, которые грамотны в кибернетике. Вам непривычно выражение «грамот ны в кибернетике»? А это значит, что сегодня уже недостаточно знакомиться с кибернетикой вообще — наступило время, когда нужно учиться кибернетике, становиться грамотным в ней.
Я знаю школьников, которым уже мало читать о кем-то изготовленных машинах, которым уже не интересно собирать модели по чужим, по готовым схемам. Это ребята из Малой академии наук школь ников Крыма «Искатель».
О том, чему учатся юные кибернетики Крыма, и рассказывается в «АЗБУКЕ КИБЕРНЕТИКИ». Эта книжка не учебник, но и не книжка для легкого чтения. «АЗБУКУ КИБЕРНЕТИКИ» следует читать за письменным столом, неплохо ее прорабатывать в кружке с товарищами.
В книге содержатся основные понятия некото рых разделов этой увлекательной науки. Читая «АЗ БУКУ», вы как бы заглянете в мастерскую ученого,
4
познакомитесь с тем, как в кибернетике считают я записывают числа, узнаете, что представляет собой алгебра высказываний, и увидите, как она примем няется. Наконец, вам будет показано, из каких «кир пичиков» строятся «умные» машины.
Вас ждет успех, если вы внимательно прочтете каждую строчку, старательно выполните все упраж
нения.
Кибернетика ждет любознательных и ищущих, умелых и настойчивых. Она открывает широкое по
ле деятельности для ребят с различными наклонно стями. Если вы любите работать с карандашом и бу магой, упражняя свои математические способности, кибернетика предложит вам массу интересных за дач. Если вам больше нравится паяльник — кон струируй «умные автоматы», — проектировать их научит кибернетика. Увлеченным логикой найдется немало задач по синтезу и анализу схем автоматов.
Успехов вам, любители кибернетики!
А. СТОГНИЙ, заместитель директора Института кибернетики АН У С С Р
ЛЪгкрой этот необыкновенный |
букварь—«А ЗБУКУ |
4 ^К И БЕРН ЕТИ КИ ». Как и |
во всяком букваре, |
здесь все начинается с самого простого. Может быть, тебе это покажется очень легким, но не делай по спешных выводов и старайся читать внимательно каждую строчку.
А главное — выполняй все упражнения, которые тебе будут предложены, — выполняй старательно н
настойчиво. |
и рисунки к «А ЗБ У К Е » |
рассматривай |
|||||
Чертежи |
|||||||
и изучай |
тщательно. |
Твоими |
помощниками |
будем |
|||
мы — КИБА, КИБЕР |
и КИБИ. |
Будь |
вниматель |
||||
ным, |
не пропускай наших рекомендаций — они по |
||||||
могут |
тебе |
увидеть |
главное |
на |
страницах |
« А З |
БУКИ».
Итак, здравствуй!
Я- КИБА,
Я- КИБЕР, а Я - КИБИ.
За нами, в путь!
СИЗ
I о!т!ов}с>
6
Глава
КАК СЧИТАЮТ КИБЕРНЕТИКИ
Ж '|ы привыкли вести счет предметов десятками. Десять единиц образуют десяток, десять десят ков — сотню и т. д. Наша система счисления назы
вается десятичной.
В кибернетике распространена другая система — двоичная. При счете предметов по этой системе сле дует пользоваться парами. В роли «десятка» в дво ичной системе выступает «пара» — две единицы
первого разряда образуют пару, или единицу, |
вто |
рого разряда. Две единицы второго разряда, |
две |
пары, образуют единицу третьего разряда. Правда, у этой единицы нет своего названия, как у «сотни». Две единицы третьего разряда образуют единицу четвертого разряда и т. д.
Посмотри, как следует записывать получающиеся числа при пересчитывании предметов.
с у ш н |
- |
1 |
— |
ДВА |
10(ОДЙА ВДИЙИЦА |
||
|
|
второго щ!аддд) |
|
т р И |
- 1 |
1 |
, |
|
- |
100<Ь да |
|
П5 1 Т Ь |
'„т : |
|
|
ВГКС'уЬ |
' |
|
. ..... |
С Е М Ь |
- |
1 |
| 1 |
ВОСЕМЬ ~ |
10 0 0 СрДЯЯ .ЁДЙЕ* |
||
|
|
|
^ЕТВЁрЮШ |
Р ^ р я д д )
9
Попробуй самостоятельно продолжить эту табли цу. Если будет трудно, обратись к старшим.
Переведи на язык двоичной системы следующие десятичные числа:
ИТ 23, 1Т 47, 52 и 32*
А эти числа, данные в двоичной системе, запиши в десятичной:
1001,1Ю1дюодюоо,
юн , н и .
Например:
11002= 12^ q или |
^ " J O |
Значки справа внизу у каждого числа указывают, |
в какой системе число записано. Так, запись 10012 указывает, что нам дано число в двоичной системе счисления.
Упражнение на сообразительность
На одном из школьных праздников ребята •— лю бители кибернетики вывесили в актовом зале необыч ный транспарант из красных и зеленых лампочек.
Это была зашифрована знаменательная дата. Ка кая, если красная лампочка означает «1», зеле ная — «О»?
10
Вот этот транспарант:
Еще одно упражнение: |
|
|
|
|||
Если |
у тебя есть |
гири в 1 кг, |
в 2 кг и в |
4 |
кг, |
|
то ты сможешь взвесить любой груз до |
7 |
кг |
||||
включительно |
Проверь |
добавить, |
чтобы |
|||
Какие |
две |
гири |
еще следует |
можно было взвесить любой груз до 31 кг вклю чительно?
11
ПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ
двоичной СИСТЕМЫ
г|^ ы познакомился с тем, как записывается резуль тат пересчитывания предметов в двоичной систе
ме счисления.
Сейчас мы покажем, как следует складывать чис ла, записанные в двоичной системе.
Трудно в начальных классах заучивать таблицу, умножения. Однако она помогла тебе проводить арифметические действия с самыми большими чис лами.
Для того чтобы проводить вычисления в двоичной системе, также пользуются таблицами сложения и умножения. Они тебя, наверное, заинтересуют. По смотри, какая простая таблица сложения:
0+0- о
|
0+1 - |
1 |
|
|
|
1 + 0 = |
I |
|
|
|
I +1 - ю |
|
||
|
л. |
|
г'*:-¿М |
|
Теперь |
рассмотри |
решенные |
примеры на ело- |
|
жение: |
|
|
|
|
+ю ,Ю1 |
ДООО |
4-11 |
||
11 |
ю |
111 |
11 |
|
101 |
111 |
1111 |
110 |
12
А эти примеры сделай сам:
,Ю1 ДЮ |
,1001 |
Д001 |
,1 1 101 |
1Ю1 |
Ю1 |
1111
' но
А эти?
дои
1111
Ю1
+
+
1001
Ю1
11
Обязательно сделай проверку своих результатов. Для этого все слагаемые запиши в десятичной си стеме. Вот так:
13
НО
'11
1001
записываем все слагаемые в десятичной системе и убеждаемся в правильности решения:
9
Для того чтобы хорошо считать в двоичной си стеме, побольше упражняйся. Заведи специальную тетр/адь. Примеры составляй сам или попроси старших.
УМНОЖ АТЬ НЕМНОГО ТРУДНЕЕ
ели сложение в двоичной системе усвоено хорошо, можно переходить к умножению. Вот таблица:
О х О = р
О х I - О
1 x 0 - 0
I х 1 = I
14
Научиться умножать нужно самому. Рассмотри внимательно решенные примеры — это поможет тебе сообразить, как проводилось умножение:
V |
11 |
У 1 |
0 1 |
А |
|||
|
1 |
х |
1 |
|
11 |
101 |
V 1 1 |
1°1 |
ю |
ю |
оо |
ООО |
11 |
+Ю1 |
110 |
1010 |
„111
10.1
111
о Н' О ^ о
100011
Умножение на «О» в двоичной системе проводит ся так же, как и в десятичной. Строки нолей приве
дены для наглядности.
Следующие примеры попробуй сделать самостоя тельно'
13