Файл: Соколовский Г.З. Гидросистемы тракторов и комбайна СК-3.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
налами, которые связаны между собой отверстием. Это отверстие перекрыто подпружиненным шариком, а сверху за крыто пробкой.
Степень давления пружины на ша рик регулируется изменением сжатия пружины с помощью гайки и контргай ки, которые через пробку можно ввин чивать и вывинчивать специальным клю чом.
На заводе клапан регулируется на 40 кг/см2 с отклонением +2 кСсм2, проверяется на герметичность и плом бируется. При потере жесткости пру жины клапана или поломке ее сле дует заменить, а клапан отрегулировать. При этом нужно поступить так: отсоеди нить от трубок и снять клапан; присо единить к каналу нагнетающей магист рали манометр и шланг ручного масло насоса, а сливной канал клапана соеди нить шлангом с бачком. Затем, нагнетая масло насосом, проверить давление, при котором открывается клапан, и в случае
52
необходимости больше или меньше сжать пружину. При проверке герме тичности клапана в нагнетательную ма гистраль надо установить другой кла пан, отрегулированный на давление
30±2 кг/см2.
При таком давлении через проверяе мый клапан между шариком и его поса дочным пояском течи масла не должно быть. Может быть капельная течь — 20—30 капель в минуту: это допустимо. При отсутствии герметичности нужно разобрать клапан и легким ударом по шарику посадить его в гнездо до обра зования посадочного пояска шириной 0,2—0,8 миллиметра.
Нарушение или неправильная регу лировка предохранительного клапана может привести: при малом давлении •— к потере работоспособности системы, при большом давлении — к обрыву шлан гов.
Гидроцилиндры. Гидроцилиндры СК-3 делятся на односторонние и двух-
53
сторонние. Двухсторонние гидроцилинд ры вариатора скорости и гидроусилите ля имеют гильзу, поршень, шток, штуце ры и головку, которая служит направ ляющей штока. Для герметичности ста вят уплотнительные кольца на поршне, между гильзой и головкой цилиндра, штоком и головкой.
Односторонние гидроцилиндры име ют гильзу, плунжер с ограничительным кольцом, головку, штуцеры и уплотни тельные кольца. К односторонним гид роцилиндрам относятся два гидроци линдра подъема жатки, два гидроци линдра подъема мотовила и гидроци линдр вариатора мотовила.
При разборке и сборке гидроцилинд ров надо следить, чтобы не попала грязь и пыль, а также предохранять их от ме ханических повреждений. При замене уплотнительных колец важно, чтобы они полностью входили в свои посадочные гнезда и не перекручивались, так как это может привести к потере герметично-
54
сти и самопроизвольному изменению первоначальной установки рабочих ор ганов комбайна.
Вентиль. Служит для запирания мас ла в гидроцилиндрах подъема жатки при транспортировке комбайна и представ ляет тройник с уплотнительными коль цами. При потере герметичности венти ля жатка самопроизвольно опускается. В этом случае вентиль нужно снять и заменить уплотнение.
Узлы гидросистемы усилителя управляемых колес
Насос. Насос НШ-16В имеет такую же конструкцию, как и насос НШ-40В; отличаются они размером деталей. При водится в действие от распределитель ных шестерен двигателя насоса, имеет правое вращение при 1700 об/мин. Тео ретическая производительность его при этих оборотах 17 л/мин.
55
Предохранительный клапан. Имеет такое же назначение, устройство и регу лировку, что и соответствующий клапан основной гидросистемы.
Гидроусилитель управляемых колес.
Состоит из корпуса, внутри которого по мещен золотник. Корпус гидроусилите ля связан с тягой рулевого управления, а золотник — с цапфой рулевого колеса. К корпусу золотника присоединены че тыре штуцера, к которым подходят два шланга, связывающие гидроусилитель с нагнетательной и сливной магистралями насоса, и два шланга, идущие к поло стям гидроцилиндра. Шток гидроци линдра связан с поворотным механиз мом задних колес комбайна.
Золотник гидроусилителя служит для распределения потока масла от на соса на слив, в одну из полостей гидро цилиндра с одновременным сливом мас ла из другой полости.
При нейтральном положении золот ника гидроусилителя в обеих полостях
цилиндра создается одинаковое давле ние, вследствие чего поршень гидроци линдра находится в покое. Масло при этом проходит по соответствующим ка налам гидроусилителя к сливному тру бопроводу. При перемещении тяги руля происходит смещение корпуса гидроуси лителя относительно золотника, откры вается отверстие, подводящее масло под давлением в одну из полостей гид роцилиндра, поршень перемещается и осуществляет поворот управляемых колес.
Правильное взаимодействие деталей золотника обеспечивается точностью их изготовления и сборки без какой-либо дополнительной регулировки в процессе эксплуатации. Шток гидроцилиндра ре гулируется по длине. Длину его нужно брать такой, чтобы при крайнем поло жении левого заднего колеса, соответст вующего левому повороту комбайна, за зор между левым колесом и рулевой тягой был 15—20 миллиметров.
Резервуар для масла. Резервуар со стоит из бачка емкостью 14 литров, фильтра с перепускным клапаном и са пуна. Бачок имеет внизу сливную проб ку и два штуцера для заборных шлангов насосов.
Фильтр представляет собой фильтру ющие элементы сетчатого типа, закреп ленные на трубке, которая, в свою оче редь, закреплена в сливном стакане. Трубка по всей длине фильтрующих эле ментов имеет прорези, а вверху закрыта клапаном, отрегулированным на давле ние в 1,5 кг/см2. Масло из сливной ма гистрали через фильтр или клапан за полняет резервуар.
Очистка фильтра гидросистемы. Пер вую очистку фильтра следует произво дить через 25 часов работы комбайна, а последующие —• через 120 часов. Делать это надо так: осторожно снять сливной стакан вместе с фильтром, выкрутить перепускной клапан, снять фильтрую щие элементы и промыть в дизельном
58
масле или керосине. Следует также про мыть сливной стакан и сапун.
Заполнение гидросистемы маслом и удаление воздуха из нее. В качестве ра бочей жидкости в гидросистеме СК-3 применяется дизельное масло ДП-11, ко торое заливается в бачок до верхней кон трольной риски на щупе. Перед залив кой масла необходимо жатку и мотови ло опустить, а после заливки завести двигатель и начать удаление воздуха из гидросистемы.
Удаление воздуха из гидроусилителя производится многократным (не менее 10—15) поворотом задних колес влево и вправо. Из трубок постоянной циркуля ции масла, а также из кранов воздух удаляется автоматически при работе на соса. Удаление воздуха из трубок и шлангов подвода масла к гидроцилинд рам, а также из самих гидроцилиндров производится так: накидные гайки шлан гов откручиваются со штуцеров гидроцилиндров на 1,5—2 оборота, гидроци-
59
линдры переводят из одного положения в другое до тех пор, пока в образовав шемся зазоре между накидной гайкой и штуцерами масло пойдет без пузырьков воздуха. После удаления воздуха нужно максимально опустить жатку и мотови ло и долить масла до верхней риски на щупе. Нельзя заполнять бачок маслом до верхней риски при поднятых жатке и мотовиле, так как затем при опускании их бачок переполнится и масло будет разбрызгиваться через сапун.
Работа гидросистемы при уровне масла ниже нижней риски на щупе вы зовет медленный и прерывистый подъем жатки и мотовила и, кроме того, сильное повышение температуры масла.
Не рекомендуется заводить двига тель без заполненной гидросистемы.
Уровень масла надо проверять еже дневно и при необходимости доливать до верхней риски на щупе.
Смена масла в гидросистеме. Первая смена масла производится через 50 ча-
60
сов работы комбайна, а последующая — один раз в сезон, но не более чем через 500 часов работы.
Перед сменой масла нужно завести двигатель, прогреть масло, опустить жатку и мотовило, заглушить двигатель, слить масло, промыть фильтры, сливной стакан и сапун, заполнить гидросистему свежим маслом, завести двигатель и на чать удаление воздуха.
При заливке масла нужно соблю дать чистоту и не допускать попа дания в гидросистему грязи, пыли, во ды и пр.
Трубопроводы и шланги. Для трубо проводов применяются стальные бесшов ные трубы размером: 19X1 — для ма гистрали постоянной циркуляции масла основной гидросистемы и 12X1 — для труб, идущих от кранов ко всем потре бителям основной гидросистемы и по всей системе гидроусилителя.
К узлам гидросистемы трубопроводы присоединяются ниппелями со сфериче-
бі
•ской поверхностью, которая прижимает ся к штуцеру накидной гайкой.
Шланги применяются двух типов: среднего (до 40 кг/см2) и низкого дав ления (15 кг/см2). Шланги низкого дав ления устанавливаются только на всасы вающей и сливной магистралях.
Возможные неисправности гидросистемы СК-3, их причины и способы устранения
При работе гидросистемы СК-3 воз можны неисправности как общего харак тера, присущие и навесным системам тракторов, так и специфические для данной системы.
К неисправностям общего характера можно отнести такие, как потеря произ водительности и напора насоса, подсос воздуха, потеря герметичности узлов гидросистемы, пенообразование, малый подъем рабочих органов и др.
Причины этих неисправностей и спо собы их устранения разобраны выше.
Что касается специфических неис правностей, то их можно свести к следу ющим:
1. Вариатор ходовой части не пере мещается, и скорость комбайна не изме няется.
Эта неисправность указывает на на рушение свободной циркуляции масла, т. е. масло не поступает в гидроцилиндр вариатора скорости. Это может произой ти в том случае, если ручка крана-рас пределителя не установлена в нейтраль ном положении или нарушено соедине ние штока крана управления с валиком переключений, когда поворот валика не вызывает соответствующего поворота крана управления относительно своего корпуса.
Для устранения этой неисправности необходимо ручку крана-распределителя установить в нейтральное положение или ввернуть болт крепления муфты на ва лике и штоке крана управления и за контрить его проволокой.
63
2. Вариатор скорости имеет ограни ченное перемещение. Причины: вариа тор задевает за панель молотилки или за зерновой элеватор, заедание в шки вах вариатора, неправильная установка ограничительных упоров вариатора.
Для устранения этих причин нужно правильно установить упоры и весь блок вариатора.
Чтобы устранить заедание дисков, необходимо вариатор разобрать, поверх ность ступицы, по которой движется средний диск, протереть ветошью, смо ченной в бензине, а если имеется на сту пице коррозия, то удалить ее наждачной шкуркой.
3.Медленный подъем жатки. (Подъ ем мотовила и перемещение вариатора мотовила нормальные).
Причина — не полностью открыт за порный вентиль.
4.Жатка и мотовило не поднимают ся, вариатор мотовила не перемещается.
Причина — ручка крана управления
64