Файл: Соколовский Г.З. Гидросистемы тракторов и комбайна СК-3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

налами, которые связаны между собой отверстием. Это отверстие перекрыто подпружиненным шариком, а сверху за­ крыто пробкой.

Степень давления пружины на ша­ рик регулируется изменением сжатия пружины с помощью гайки и контргай­ ки, которые через пробку можно ввин­ чивать и вывинчивать специальным клю­ чом.

На заводе клапан регулируется на 40 кг/см2 с отклонением +2 кСсм2, проверяется на герметичность и плом­ бируется. При потере жесткости пру­ жины клапана или поломке ее сле­ дует заменить, а клапан отрегулировать. При этом нужно поступить так: отсоеди­ нить от трубок и снять клапан; присо­ единить к каналу нагнетающей магист­ рали манометр и шланг ручного масло­ насоса, а сливной канал клапана соеди­ нить шлангом с бачком. Затем, нагнетая масло насосом, проверить давление, при котором открывается клапан, и в случае

52

необходимости больше или меньше сжать пружину. При проверке герме­ тичности клапана в нагнетательную ма­ гистраль надо установить другой кла­ пан, отрегулированный на давление

30±2 кг/см2.

При таком давлении через проверяе­ мый клапан между шариком и его поса­ дочным пояском течи масла не должно быть. Может быть капельная течь — 20—30 капель в минуту: это допустимо. При отсутствии герметичности нужно разобрать клапан и легким ударом по шарику посадить его в гнездо до обра­ зования посадочного пояска шириной 0,2—0,8 миллиметра.

Нарушение или неправильная регу­ лировка предохранительного клапана может привести: при малом давлении •— к потере работоспособности системы, при большом давлении — к обрыву шлан­ гов.

Гидроцилиндры. Гидроцилиндры СК-3 делятся на односторонние и двух-

53

сторонние. Двухсторонние гидроцилинд­ ры вариатора скорости и гидроусилите­ ля имеют гильзу, поршень, шток, штуце­ ры и головку, которая служит направ­ ляющей штока. Для герметичности ста­ вят уплотнительные кольца на поршне, между гильзой и головкой цилиндра, штоком и головкой.

Односторонние гидроцилиндры име­ ют гильзу, плунжер с ограничительным кольцом, головку, штуцеры и уплотни­ тельные кольца. К односторонним гид­ роцилиндрам относятся два гидроци­ линдра подъема жатки, два гидроци­ линдра подъема мотовила и гидроци­ линдр вариатора мотовила.

При разборке и сборке гидроцилинд­ ров надо следить, чтобы не попала грязь и пыль, а также предохранять их от ме­ ханических повреждений. При замене уплотнительных колец важно, чтобы они полностью входили в свои посадочные гнезда и не перекручивались, так как это может привести к потере герметично-

54


сти и самопроизвольному изменению первоначальной установки рабочих ор­ ганов комбайна.

Вентиль. Служит для запирания мас­ ла в гидроцилиндрах подъема жатки при транспортировке комбайна и представ­ ляет тройник с уплотнительными коль­ цами. При потере герметичности венти­ ля жатка самопроизвольно опускается. В этом случае вентиль нужно снять и заменить уплотнение.

Узлы гидросистемы усилителя управляемых колес

Насос. Насос НШ-16В имеет такую же конструкцию, как и насос НШ-40В; отличаются они размером деталей. При­ водится в действие от распределитель­ ных шестерен двигателя насоса, имеет правое вращение при 1700 об/мин. Тео­ ретическая производительность его при этих оборотах 17 л/мин.

55

Предохранительный клапан. Имеет такое же назначение, устройство и регу­ лировку, что и соответствующий клапан основной гидросистемы.

Гидроусилитель управляемых колес.

Состоит из корпуса, внутри которого по­ мещен золотник. Корпус гидроусилите­ ля связан с тягой рулевого управления, а золотник — с цапфой рулевого колеса. К корпусу золотника присоединены че­ тыре штуцера, к которым подходят два шланга, связывающие гидроусилитель с нагнетательной и сливной магистралями насоса, и два шланга, идущие к поло­ стям гидроцилиндра. Шток гидроци­ линдра связан с поворотным механиз­ мом задних колес комбайна.

Золотник гидроусилителя служит для распределения потока масла от на­ соса на слив, в одну из полостей гидро­ цилиндра с одновременным сливом мас­ ла из другой полости.

При нейтральном положении золот­ ника гидроусилителя в обеих полостях

цилиндра создается одинаковое давле­ ние, вследствие чего поршень гидроци­ линдра находится в покое. Масло при этом проходит по соответствующим ка­ налам гидроусилителя к сливному тру­ бопроводу. При перемещении тяги руля происходит смещение корпуса гидроуси­ лителя относительно золотника, откры­ вается отверстие, подводящее масло под давлением в одну из полостей гид­ роцилиндра, поршень перемещается и осуществляет поворот управляемых колес.

Правильное взаимодействие деталей золотника обеспечивается точностью их изготовления и сборки без какой-либо дополнительной регулировки в процессе эксплуатации. Шток гидроцилиндра ре­ гулируется по длине. Длину его нужно брать такой, чтобы при крайнем поло­ жении левого заднего колеса, соответст­ вующего левому повороту комбайна, за­ зор между левым колесом и рулевой тягой был 15—20 миллиметров.


Резервуар для масла. Резервуар со­ стоит из бачка емкостью 14 литров, фильтра с перепускным клапаном и са­ пуна. Бачок имеет внизу сливную проб­ ку и два штуцера для заборных шлангов насосов.

Фильтр представляет собой фильтру­ ющие элементы сетчатого типа, закреп­ ленные на трубке, которая, в свою оче­ редь, закреплена в сливном стакане. Трубка по всей длине фильтрующих эле­ ментов имеет прорези, а вверху закрыта клапаном, отрегулированным на давле­ ние в 1,5 кг/см2. Масло из сливной ма­ гистрали через фильтр или клапан за­ полняет резервуар.

Очистка фильтра гидросистемы. Пер­ вую очистку фильтра следует произво­ дить через 25 часов работы комбайна, а последующие —• через 120 часов. Делать это надо так: осторожно снять сливной стакан вместе с фильтром, выкрутить перепускной клапан, снять фильтрую­ щие элементы и промыть в дизельном

58


масле или керосине. Следует также про­ мыть сливной стакан и сапун.

Заполнение гидросистемы маслом и удаление воздуха из нее. В качестве ра­ бочей жидкости в гидросистеме СК-3 применяется дизельное масло ДП-11, ко­ торое заливается в бачок до верхней кон­ трольной риски на щупе. Перед залив­ кой масла необходимо жатку и мотови­ ло опустить, а после заливки завести двигатель и начать удаление воздуха из гидросистемы.

Удаление воздуха из гидроусилителя производится многократным (не менее 10—15) поворотом задних колес влево и вправо. Из трубок постоянной циркуля­ ции масла, а также из кранов воздух удаляется автоматически при работе на­ соса. Удаление воздуха из трубок и шлангов подвода масла к гидроцилинд­ рам, а также из самих гидроцилиндров производится так: накидные гайки шлан­ гов откручиваются со штуцеров гидроцилиндров на 1,5—2 оборота, гидроци-

59

линдры переводят из одного положения в другое до тех пор, пока в образовав­ шемся зазоре между накидной гайкой и штуцерами масло пойдет без пузырьков воздуха. После удаления воздуха нужно максимально опустить жатку и мотови­ ло и долить масла до верхней риски на щупе. Нельзя заполнять бачок маслом до верхней риски при поднятых жатке и мотовиле, так как затем при опускании их бачок переполнится и масло будет разбрызгиваться через сапун.

Работа гидросистемы при уровне масла ниже нижней риски на щупе вы­ зовет медленный и прерывистый подъем жатки и мотовила и, кроме того, сильное повышение температуры масла.

Не рекомендуется заводить двига­ тель без заполненной гидросистемы.

Уровень масла надо проверять еже­ дневно и при необходимости доливать до верхней риски на щупе.

Смена масла в гидросистеме. Первая смена масла производится через 50 ча-

60

сов работы комбайна, а последующая — один раз в сезон, но не более чем через 500 часов работы.

Перед сменой масла нужно завести двигатель, прогреть масло, опустить жатку и мотовило, заглушить двигатель, слить масло, промыть фильтры, сливной стакан и сапун, заполнить гидросистему свежим маслом, завести двигатель и на­ чать удаление воздуха.

При заливке масла нужно соблю­ дать чистоту и не допускать попа­ дания в гидросистему грязи, пыли, во­ ды и пр.

Трубопроводы и шланги. Для трубо­ проводов применяются стальные бесшов­ ные трубы размером: 19X1 — для ма­ гистрали постоянной циркуляции масла основной гидросистемы и 12X1 — для труб, идущих от кранов ко всем потре­ бителям основной гидросистемы и по всей системе гидроусилителя.

К узлам гидросистемы трубопроводы присоединяются ниппелями со сфериче-

бі


•ской поверхностью, которая прижимает­ ся к штуцеру накидной гайкой.

Шланги применяются двух типов: среднего (до 40 кг/см2) и низкого дав­ ления (15 кг/см2). Шланги низкого дав­ ления устанавливаются только на всасы­ вающей и сливной магистралях.

Возможные неисправности гидросистемы СК-3, их причины и способы устранения

При работе гидросистемы СК-3 воз­ можны неисправности как общего харак­ тера, присущие и навесным системам тракторов, так и специфические для данной системы.

К неисправностям общего характера можно отнести такие, как потеря произ­ водительности и напора насоса, подсос воздуха, потеря герметичности узлов гидросистемы, пенообразование, малый подъем рабочих органов и др.

Причины этих неисправностей и спо­ собы их устранения разобраны выше.

Что касается специфических неис­ правностей, то их можно свести к следу­ ющим:

1. Вариатор ходовой части не пере­ мещается, и скорость комбайна не изме­ няется.

Эта неисправность указывает на на­ рушение свободной циркуляции масла, т. е. масло не поступает в гидроцилиндр вариатора скорости. Это может произой­ ти в том случае, если ручка крана-рас­ пределителя не установлена в нейтраль­ ном положении или нарушено соедине­ ние штока крана управления с валиком переключений, когда поворот валика не вызывает соответствующего поворота крана управления относительно своего корпуса.

Для устранения этой неисправности необходимо ручку крана-распределителя установить в нейтральное положение или ввернуть болт крепления муфты на ва­ лике и штоке крана управления и за­ контрить его проволокой.

63

2. Вариатор скорости имеет ограни­ ченное перемещение. Причины: вариа­ тор задевает за панель молотилки или за зерновой элеватор, заедание в шки­ вах вариатора, неправильная установка ограничительных упоров вариатора.

Для устранения этих причин нужно правильно установить упоры и весь блок вариатора.

Чтобы устранить заедание дисков, необходимо вариатор разобрать, поверх­ ность ступицы, по которой движется средний диск, протереть ветошью, смо­ ченной в бензине, а если имеется на сту­ пице коррозия, то удалить ее наждачной шкуркой.

3.Медленный подъем жатки. (Подъ­ ем мотовила и перемещение вариатора мотовила нормальные).

Причина — не полностью открыт за­ порный вентиль.

4.Жатка и мотовило не поднимают­ ся, вариатор мотовила не перемещается.

Причина — ручка крана управления

64