Файл: Рылов В.Н. Техника безопасности гидромелиоративных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Т Е Х Н И К А БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОДЯЕДИОРАТИВНЫХ
Р А Б О Т
В. Н. РЫЛОВ
ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОМЕЛИОРАТИВНЫХ
Р А Б О Т
Издательство „Урожай“ Минок 1966
С каждым годом растет парк машин и механизмов, занятых на строительстве осушительных систем. Разу меется, технику эту надо в совершенстве знать, умело, высокопроизводительно и безопасно для здоровья п жизни человека эксплуатировать.
Целью настоящей брошюры является освещение безопасных методов работы, техобслуживания и ремон та землеройных машин.
Брошюра рассчитана на машинистов, бригадиров, мастеров н рабочих, занятых на гидромелиоративных работах.
ОБЩ ИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ответственность за охрану труда и технику безопас ности в мелиоративном строительстве возлагается на начальника (директора) и главного инженера строи тельной организации. Работники, отвечающие за техни ку безопасности на отдельных участках, обеспечиваются соответствующими инструкциями и другой литературой.
Земляные работы выполняются в строгом соответ ствии с техническим проектом и технологическими кар тами.
Основой предупредительных мер, устраняющих воз можность несчастных случаев, является изучение устрой ства землеройных машин, правильная организация ра бочего места и соблюдение технологии производства.
Инженерно-технические работники должны четко знать безопасные методы работы и добиваться обяза тельного выполнения их всеми рабочими. Ответствен ность руководителей участков, а также машинистов за соблюдение правил безопасности оформляется приказом. Все вновь поступающие рабочие должны быть ознаком лены с основными требованиями техники безопасности
ипроизводственной санитарии. Независимо от вводного инструктажа руководители производственных участков
ислужб обязаны проинструктировать каждого вновь принятого или переведенного рабочего по технике безо
пасности на рабочем месте и подробно ознакомить его с безопасными методами работы (инструктаж на рабо чем месте). Инструктаж повторяется не реже одного
3
раза в квартал, а перед сезоном работ необходимо орга низовать обучение безопасным методам работы с после дующей сдачей экзаменов по технике безопасности всеми машинистами (повторный инструктаж). Запись о про веденной работе оформляется в карточке и журнале установленной формы.
При производстве работ в особо опасных условиях — вблизи линий электропередач, подземных сооружений рабочие должны пройти специальный инструктаж. Спе циальный инструктаж проводится также и с рабочими, имеющими дело с этилированным бензином.
Администрация совместно с общественными инспек торами по охране труда обязана систематически контро лировать выполнение мер охраны труда на рабочих ме стах. При выявлении опасных приемов и нарушении правил безопасности административно-технические ра ботники обязаны, независимо от подчиненности исполни теля или его непосредственного руководителя — брига дира, мастера, приостановить исполнение работ.
Администрация обязана выдать рабочим инструкции по технике безопасности, вывесить на производственных участках предупредительные плакаты, обеспечить рабо чих исправным инструментом, предохранительными при способлениями и индивидуальными средствами защиты.
Инженерно-технические работники должны обяза тельно присутствовать при землеройных машинах как во время работы, так и при перемещении агрегатов:
вблизи линий электропередач и подземных коммуни каций и сооружений; „
при погрузке, разгрузке и перевозке их на трейлерах и железнодорожных платформах;
при переезде через сооружения, препятствия и желез нодорожные переезды.
Каждый машинист обязательно должен пройти ввод ный инструктаж по технике безопасности, а также ин-
4
структаж на рабочем месте. Он должен знать и соблю дать правила техники безопасности как в процессе ра боты землеройной машины, так и при выполнении технических уходов и ремонтов. Машинист землеройной машины несет ответственность за выполнение правил безопасности всеми членами бригады, в том числе и во дителями прикрепленного к экскаватору транспорта.
О всех несчастных случаях, происшедших с самим машинистом или с другими членами бригады, необходи мо немедленно (приняв необходимые меры первой по мощи) сообщить руководителю участка. Руководитель работ в свою очередь должен произвести расследование причин и обстоятельств несчастного случая в течение 24 часов. Расследование, учет и оформление несчастных случаев должны производиться администрацией в стро гом соответствии с существующими положениями —- выявить причины несчастного случая, разработать мероприятия по устранению этих причин и провести до полнительный инструктаж работников по технике без опасности.
Персонал, обслуживающий землеройную машину, должен иметь все защитные средства и спецодежду, спецобувь и предохранительные приспособления. Рабо тать в плащах, косынках, платках и другой свисающей одежде строго запрещается. В ветреную сухую погоду для защиты глаз необходимо надевать очки.
Машинист не имеет права приступать к работе, не убедившись в полной исправности закрепленной за ним машины. Каждый механизм должен иметь достаточное переднее и заднее освещение, сигнальное устройство, средства стеклоочистки и отопления в холодное время года, он должен быть укомплектован инструкцией по эксплуатации и безопасным способам работы, ис правным инструментом, противопожарным инвента-
5
рем — лопатой, пеновым огнетушителем и аптечкой первой медицинской помощи.
Все предусмотренные инструкцией ограждения долж ны быть установлены и надежно закреплены.
ПОДГОТОВКА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
Перед началом работы машинист |
обязан |
п р о в е |
рить : |
|
|
состояние рабочей площадки (забоя); |
|
|
исправность двигателя и механизмов машины; |
||
наличие и исправность инструмента |
и инвентаря; |
|
запасовку тросов и их исправность; |
|
|
состояние рабочих органов; |
|
|
наличие противопожарных средств и аптечки. |
||
На машинах с гидравлическим управлением |
прове |
|
ряется гидросистема масляного насоса и шланги, на |
машинах с тросовым управлением — исправность бара банов, фрикционных муфт или тормозных лент лебедки.
Необходимо правильно установить момент зажига ния, соответствующий условиям пуска двигателя. Ран нее зажигание, как правило, вызывает обратный ход коленчатого вала двигателя и рукоятки, что может по вредить руку машиниста.
Необходимо также убедиться перед запуском двига теля в отсутствии посторонних предметов на вращаю щихся частях (вентиляторе, водяном насосе и др.).
При заводке двигателя с помощью рукоятки не раз решается брать ее в обхват: все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки, а большой палец прижат к указательному. Нельзя вращать рукоятку вкруговую. Вал пускового двигателя поворачивается короткими рыв ками. Гусеница, на которой стоит машинист, должна
6
быть очищена от грязи, снега и льда. Нужна осторож ность и при включении пусковой муфты, чтобы не об жечь руки о выхлопной коллектор. При заводке двига теля с помощью шнура нельзя наматывать его на руку, так как при этом коленчатый вал может вращаться в другую сторону и травмировать руку. Нельзя заводить перегретый двигатель, так как в этом случае может про изойти обратный удар.
Запрещается открывать крышку радиатора без рука виц, если двигатель не охлажден. При подъеме крышки нужно держать лицо подальше от заливного отверстия и не становиться при этом против ветра.
Во время пуска механизмы включаются только после 2—3 минут работы двигателя вхолостую. Неисправно сти, обнаруженные при этом, устраняются немедленно. Перед началом перемещения машины необходимо убе диться, что путь свободен, а на гусеницах и других частях машины нет никаких предметов.
Подается трактор к прицепной машине и механизмам на самых малых оборотах первой передачи. Машинист должен держать ногу на педали муфты сцепления и вни мательно следить за прицепщиком, чтобы по первому сигналу мог остановить трактор. Сцеплять машину с трактором можно только при полной остановке трак тора.
БЕЗОПАСНО СТЬ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
Машинист должен работать внимательно и строжай ше выполнять правила безопасности и требования тех нического руководителя по обеспечению безопасности
работ.
Рабочее место необходимо содержать в чистоте, а проходы в кабине — свободными. Сам машинист и чле-
7
ны его бригады должны находиться только на своих местах.
Рабочая скорость землеройного агрегата должна соответствовать выполняемой операции, а прицепные ма шины — надежно сцеплены с трактором. При включении скорости и остановке агрегата обязательно подаются сигналы, предупреждающие рабочих на прицепе. Разво рачивается машина только на низшей передаче.
При движении и работе землеройных агрегатов з а- п р е щ а е т с я :
находиться между тягачом и прицепной машиной, а также переступать буксирное устройство;
вскакивать в кабину, становиться на прицепные ма шины и орудия, сидеть на подножках, крыльях, осях и раме прицепных машин;
производить очистку, смазку и ремонт.
Необходимо следить за наматыванием троса на бара баны. Запрещается направлять канаты руками и сра щивать их. При обнаружении износа или обрыва более 10% общего числа проволочек на отрезке длиной в 1 м канаты заменяются новыми. При использовании экска ваторов с грейферным или крановым оборудованием канат выбраковывается по нормам Госгортехнадзора, указанным в приложении.
Замена каната производится только в рукавицах. Во время запасовки канатов никакие движения отдельных механизмов не допускаются. При натяжении канатов нельзя стоять в створе его во избежание получения травмы при возможном скручивании каната.
Нельзя давать задний ход во время работы с при цепными землеройными машинами, особенно когда ра бочие органы заглублены, так как при этом возможны поломки и несчастные случаи.
Нахождение тягачей, бульдозеров и скреперов в ра диусе действия грузоподъемных средств не допускается.
8
Машинист тягача или землеройной машины может при ступить к работе около экскаватора или крана после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела повернута в противоположную сторону от трак
тора.
Категорически запрещается переезжать через мелио ративные каналы, если это не предусмотрено техноло гией работ, а также через траншеи в местах сопряже ния дрен с коллекторами.
При проходе по насыпям и обочинам выемок маши нист должен быть особенно осторожным и не подъез жать к ним близко. Запрещается находиться в пределах зоны обрушения откосов выемок и насыпей. Допустимые расстояния от возможной границы обрушения до бли жайшей гусеницы землеройного механизма должны составлять не ме нее :
для одноковшовых экскаваторов — 5 м; для бульдозеров, скреперов и грейдеров — 1 м; для остальных землеройных машин — 2 м.
Когда работы по разработке грунта временно пре кращены или механизм нуждается в ремонте, его сле дует отвести также за пределы зоны обрушения — на указанные выше расстояния от края насыпи или выемки. Рабочие органы землеройной машины необходимо систе матически очищать от налипшего грунта. Для этого не обходимо остановить агрегат и выключить двигатель.
Разработка грунта под линиями действующих элек тропередач категорически запрещается. Расстояние по горизонтали между крайней точкой механизма и бли жайшим проводом должно составлять не менее 4 м при напряжении до ПО кет и не ниже 6 м при напряжении более ПО кет. Во время грозы работа на землеройных машинах и около них прекращается, а рабочие должны отойти на расстояние не менее чем 100 м от машины.
Разработка грунта в районе расположения подзем-
9